Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тематика семинаров с перечнем основных





Вопросов и методические указания к ним

Семинар 1: «История государства и права России

как наука и учебная дисциплина»

Вопросы:

· Входной контроль[4]

1. Предмет и место ИГПР в системе юридических наук.

2. Периодизация курса ИГПР.

3. Методология курса ИГПР

4. Специфика геополитического положения северо-востока Евразии: влияние на генезис и эволюцию отечественных государственности и права

Подготовка к входному контролю

Входной контроль проводится в форме 10-минутной контрольной работы или компьютерного тестирования. Он может проводиться как на первом семинарском занятии, так и в часы самостоятельной подготовки. Специфика входного контроля по ИГПР в том, что в основу его кладутся как дидактические единицы по истории и обществознанию, изученные в школе, так и дидактические единицы курсов «Отечественная история» и «теория государства и права», изученные в первом семестре. Поэтому результаты входного контроля будут рассмотрены как контроль остаточных знаний по данным дисциплинам.

Методические рекомендации.

Рассматривая первый вопрос семинарского занятия, необходимо определить специфику предмета ИГПР, ее географические и хронологические рамки, особенности ИГПР как науки и учебной дисциплины, определить место ИГПР среди иных наук.

Отвечая на второй вопрос, следует рассмотреть разные варианты периодизации ИГПР, опираясь на имеющиеся знания по отечественной истории и теории государства и права выявить особенности авторских подходов к выделению конкретных этапов и периодов.

Рассматривая третий вопрос, нужно, опираясь на имеющиеся знания по ТГП, определить основные методологические подходы к ИГПР, наметить основные этапы развития ее историографии.

Ответ на четвертый вопрос должен содержать анализ специфики «российской аномалии», уникальности комплекса геополитических факторов, влияющих на характерные особенности зарождения и развития отечественных общества и государства.

Дополнительные вопросы и задания

1. Какое из толкований термина «История», на ваш взгляд, более точно отражает это понятие?

2. Дайте определение предмета истории государства и права России.

3. Что лежит в основе периодизации ИГПР?

4. Постройте графическую схему: «ИГПР в ряду иных общественных дисциплин»

5. Кто творит историю: боги, вожди, учёные, политические партии, парламенты, народы, банкиры, судьба?. Какие движущие силы истории вы назовёте?

6. В чем разница между цивилизационным и формационным подходами к изучению исторического процесса?.

7. Какой методологический принцип иллюстрирует мысль Аристотеля « Только тогда можно понять сущность вещей, когда знаешь их происхождение и развитие»?

8. Прокомментируйте точку зрения известного историка Г.Бордюгова «сознание людей прошлых эпох можно принимать или не принимать, но их бесполезно оценивать мерками современной жизни»

9. Как вы понимаете мысль Н.К. Рериха «Из камней прошлого созданы ступени грядущего, вчера - это сегодня, сегодня это завтра»?

10. Сопоставьте два высказывания: а) «История свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины…» (Цицерон); б) «история не ставит перед собой цели научить чему-либо. Она не учительница, а строгая надзирательница, которая наказывает за незнание уроков» (В.О. Ключевский)..

11. П Я.Чаадаев писал «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с закрытыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее». Прокомментируйте эту мысль, сопоставив ее с высказыванием одного из героев М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Начнешь корни и нити разыскивать, да лес основ и повыворотишь».

12. Известный знаток русских летописей А.А. Шахматов однажды написал: «рукой летописца управлял в большинстве случаев не высокий идеал далекого от жизни и мирской суеты благочестивого отшельника, умеющего дать правдивую оценку событиям, развертывающимся вокруг него, и лицам, руководящим этими событиями, рукой летописца управляли политические страсти и мирские интересы». Как влияютличность историка, еговзгляды на трактовку исторических фактов?

13. Как вы понимаете мысль Дж. Оруэлла ««Кто контролирует прошлое-тот контролирует будущее, а кто контролирует настоящее, тот всевластен над прошлым. Единственное, что необходимо - бесконечная цепь побед над собственной памятью». Сопоставьте ее с тезисом О.И. Чистякова «История была, есть и будет классовой, партийной наукой. Она всегда служит господствующему классу».

14. Постройте таблицу «Ключевые географические и природно-климатические особенности северо-восточной Евразии»

15. Прокомментируйте высказывание древнегреческого «отца истории» Геродота: о Скифии «Кроме множества огромных рек нет в этой стране больше ничего достопримечательного».

Основная литература [5]

Совпадает с таковой к лекции 1

Семинар 2.1: «Гражданское п раво Древней Руси».

Вопросы [6]:

1. Особенности общественного и государственного строя Древней Руси[7]

2. Проблемы перехода от обычного права к писаному.

3. Источники древнерусского права. Русская Правда - важнейший памятник права Древней Руси.

4. Вещное право в Русской Правде.

5. Обязательственное право в Русской правде

6. Семейно-правовые нормы в праве.

7. Наследственное право по Русской Правде.

Методические рекомендации.

Рассматривая первый вопрос семинарского занятия, необходимо определить принципиальное различие между моралью и правом, рассмотреть сущность обычного права, понятие «Закон Русский», вскрыть предпосылки и объективную необходимость письменной фиксации правовых норм.

Отвечая на второй вопрос, следует предварительно дать краткий анализ первых русских правовых памятников: договоров Руси с Византией, «Устава земленого» Владимира I. Основное же внимание нужно уделить Русской Правде, раскрыв ее происхождение, выявив основные редакции и их особенности. Следует отличать понятия “список” и “редакция”. Проследите процесс складывания основных редакций Русской Правды и то, как в более поздних редакциях Русской Правды все более четко выражены принципы феодального права — привилегии. Освещение всех вопросов темы должно быть построено на основе широкого использования текста документов. Нельзя механически пересказывать содержание документов, необходимо анализировать их.

Рассматривая третийседьмой вопросы, нужно остановиться на эволюции вещного права в разных редакциях Русской Правды, объяснить более раннее появление прав на движимое имущество. Показывая специфику обязательственного права, обратите внимание, что ответственность за неисполнение обязательств должник нес не только своим имуществом, но и личностью (личной свободой). Анализ семейных правоотношений потребует преимущественного внимания к нормам обычного и канонического права Рассказывая о наследственном праве, продемонстрируйте характерный признак феодального права как права-привилегии.

Дополнительные вопросы и задания

1. На основе статей Русской Правды докажите, что:

1.1 холоп не являлся субъектом права (ст.ст. 16, 46, 65, 66, 85, 98, 111, 116, 118,И9ПП);

1.2 закуп являлся ограниченным субъектом права (с ограниченной правосубъектностью): ст.ст. 56 - 62, 64, 66 ПП;

1.3 Русская Правда различает движимое и недвижимое имущество;

1.4 имело место наследование по завещанию.

2. Правовое положение смерда определяется разными авторами неодинаково: одни считают его лично свободным крестьянином, другие - зависимым. Рассмотрите комплекс статей Русской Правды, на основе которых рождаются противоположные выводы.

3. Перечислите сделки, для которых требовалось участие свидетелей.

4. Купец Василько, житель древнего Киева, взял заем 10 гривен у купца Твердилы под определенный процент сроком на 3 месяца. Но в пути весь его товар был захвачен разбойниками, что привело его к банкротству. Неплатежеспособный купец Василько, житель древнего Киева, взял заем у заезжего гостя – чужеземца и вовремя не возвратил его. Вопрос: Какие последствия ожидают в 1-м и 2-м случаях купца Василько по Русской правде? Для решения казуса необходимо рассмотреть основные положения Русской правды относительно договора займа.

Основная литература

1. История государства и права России: учебник.: доп. МВД РФ / под общ. ред. Р. С. Мулукаева. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. – С. 11-46.

2. Исаев И. А. История государства и права России: учебное пособие.: Рек. М-вом образования РФ - М.: Проспект, 2005. С. 10-28.

3. История государства и права России: Учеб.: Доп. Мин-вом образования РФ / Под ред. Титова Ю.П. - М.: Проспект, 2003. – С. 12-32.

4. Кирнос А.В., Колесников В.А. Всеобщая история государства и права: Конспект курса: В 2-х ч. – Ч. II: История государства и права России. – Воронеж: ВГУ, 2003. – С. 13-22.

Семинар 2.2: «Уголовное право и судебный процесс Древней Руси».

Вопросы:

1. Понятие и система преступлений в праве Древней Руси

2. Цели и система наказаний в праве Древней Руси.

3. Особенности судебного процесса в Древней Руси.

Методические рекомендации.

Рассматривая первый вопрос семинарского занятия, необходимо определить особенности «обиды» как противоправного виновного деяния, элементы архаики, содержащиеся в данном понятии, выявить особенности трактовок субъектов преступления, смягчающих и отягчающих обстоятельств. Желательно построить схему объектов преступных деяний, объяснив, почему в них прямо не включены государство и церковь. Систематизируя преступные деяния, известные древнерусскому праву, необходимо расположить их по степени общественной опасности.

Отвечая на второй вопрос, следует предварительно выявить цели наказания, причины отсутствия смертной казни, демонстрацию социальной обусловленности определения уголовной ответственности. Рассматривая виды уголовного наказания, уясните, какие из них являлись уголовным штрафом (поступали в казну), какие - композицией (выплачивались потерпевшему или его родственникам).

При ответе на третий вопрос необходимо показать состязательный характер судебного процесса в Древней Руси, выявить его признаки: 1) процессуальное равенство сторон; 2) активная роль сторон в процессе (инициатива в возбуждении дела, сбор доказательств); 3) гласное и устное судопроизводство. (возможно проведение деловой ролевой игры «Древнерусский суд» по сценарию, предлагаемому преподавателем в рамках его индивидуальных методик

Дополнительные вопросы и задания

1. Опираясь на статьи 1,23. 25, 27, 33, 35, 37, 40,27, 45, 71, 85 Пространной редакции Русской Правды, составьте схему «Система преступлений в древнерусском праве».

2. Опираясь на статьи 5-7, 23,27, 45 Пространной редакции Русской Правды, составьте схему «Система наказаний в древнерусском праве».

3. В чем специфика «потока и разграбления?»

4. В чем суть ордалий в Русской Правде. Сравните с нормами Салической Правды.

5. Проиллюстрируйте основные принципы состязательного процесса нормами Русской Правды (ст. 9, 29, 31-32, 35, 46, 52, 62, 77, 85, 87 Пространной редакции.

6. Разъясните значение следующих терминов:вервь, вече, видок, вира, вирники, видок, волостель, гонение следа, гриди, отроки, детские, дворский, дворцово - вотчинная система управления, десятский, заклич, « Закон русский », закуп, изгои, ключник, кметь, княжий муж, конюший, Кормчие книги, купа, мыт, мытник, наместник, Номоканон, община, отроки, поле, поличное, половничество, посад, посадник, посадские люди, послух, поток и разграбление, « продажа », « рота », « свод », смерды, стол, татьба, тиун.

Основная литература

Совпадает с таковой к семинару 2.1

Семинар 3.1: «Государственный строй феодальной раздробленности».

Вопросы:

1. Особенности государственного строя Владимиро-Суздальского княжества

2. Особенности государственного строя Галицко-Волынского княжества

3. Особенности государственного строя Новгородской и Псковской феодальных республик

4. Особенности государственного строя Великого княжества Литовского.[8]

5. Особенности государственного строя Золотой Орды[9].

Методические рекомендации.

Разбор первого вопроса следует начать с анализа геополитического положения Владимиро –Суздальской Руси и его влияния на развитие общественных и государственных институтов. Особое внимание уделите экстенсивному характеру хозяйства, миграции населения, особой роли великокняжеского домена, «молодых» городов и молодой» дружины в процессе зарождения «самодержавства».

Анализируя второй вопрос, главное внимание следует уделить особенностям общества и государства, возникшим вследствие относительно позднего сложения единого Галицко-Волынского княжества, невысокой доле великокняжеского землевладения, особому статусу боярского совета, роли католических эмиссаров.

Разбор третьего вопроса следует начать с фиксации специфики геополитического положения Северо-Западной Руси, раннего формирования товарного хозяйства, модификаций в социальной структуре населения, меньшей роли крупного землевладения. Особое внимание уделите специфике республиканских государственных институтов, принципиальным отличиям в статусе князя и владыки.

Дополнительные вопросы и задания

1. Какие факторы обусловили раздробление Древней Руси?

2. Составьте хронологическую таблицу «Этапы феодальной раздробленности на Руси»

3. В чем суть и последствия «оседания дружины на землю?»

4. В чем принципиальное отличие правового статуса дворян от иных светских феодалов.

5. Составьте сводную хронологическую таблицу основных этапов развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств, Новгородской и Псковской феодальных республик.

6. Составьте сводную таблицу основных государственных институтов Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств, Новгородской и Псковской феодальных республик, выявите ключевые различия в их формировании и полномочиях.

7. Разъясните значение следующих терминов: Братчина, воевода, головщина, десятина, десятский, живот, житьи люди, запись, земцы, изорники, кабала, к упчая, мир, Новгородская судная грамота, объезжие головы, отчина, « перевет », погост, половники, полюдье, поралье, право отъезда, Псковская судная грамота, пятина, своеземцы, серебренники, сироты, судные грамоты, тиун, тысяцкий, черные люди.

Основная литература

Аналогична таковой к лекции №3

Семинар 3.2: «Право Северо-Западной Руси».

Вопросы:

1. Источники права Северо-Западной Руси. Уставные грамоты. Новгородская и Псковская судные грамоты как памятники права.

2. Гражданско-правовые нормы в Северо-Западной Руси.

3. Уголовное право Северо-Западной Руси.

4. Судебный процесс Северо-Западной Руси.

Методические рекомендации.

Разбор первого вопроса следует начать с анализа геополитического положения Северо-Западной Руси и его влияния на развитие права. Рассматривая источники грамот, особо отметьте ст. 108 Псковской судной грамоты, устанавливающую высшую законодательную власть вече.

Анализируя второй вопрос, главное внимание следует уделить изменениям, которые произошли в русском праве с XI по XIV вв., а также особенностям северо-западного варианта правового регулирования на Руси. При этом акцент целесообразно сделать на развитии гражданско-правовых норм в Псковской и Новгородской судных грамотах.

Подробно рассмотрите ст. 9 о давности владения землей. Дайте характеристику института кормли (ст.ст. 72, 88, 89).

Характеризуя сделки, обратите внимание на признание договора купли-продажи недействительным, на отличие договора хранения от аналогичного в Русской Правде, подробную регламентацию договоров ученичества (личного найма) и изорничества.

Отметьте, в каких формах составлялось завещание и как это влияло на права и обязанности наследников.

При рассмотрении третьего вопроса следует подробно рассмотреть наиболее характерные черты уголовного права по Псковской и Новгородской судным грамотам, сравнить с нормами Русской Правды, выявить новые группы преступлений.

При рассмотрении четвертого вопроса следует выявить принципиальные новшества судебного процесса по Псковской и Новгородской судным грамотам в сравнении с нормами Русской Правды. При формулировании принципов процесса обратитесь к ст.ст. 3, 4, 6, 61 Псковской судной грамоты, ст.ст. 2 - 7 Новгородской судной грамоты и др. Назовите судебные органы и их подсудность. Покажите, что сходства и различия в представительстве по Псковской и Новгородской судным грамотам.

Дополнительные вопросы и задания

1. Псковский земец Онфим занял давно не обрабатываемый участок земли, находящийся по соседству, и использовал его под пашню. Через 4 года о своих правах на этот участок заявил псковский житий человек Карп, предъявивший на него запись. Как должен был решить дело посадник?

2. Сравните договоры закупничества в Русской Правде и изорничества в Псковской судной грамоте.

3. В чем различие между видами письменной формы сделок в Псковской судной грамоте? Перечислите сделки, для которых требовалась запись.

4. Псковский купец получил в долг у другого купца по записи 3 рубля с процентами («гостинцем») сроком на год. Величина гостинца составила 20% в каждые четыре месяца («третный процент»). За месяц до окончания срока договора должник собрался с торговым караваном в Ганзейские города, и кредитор потребовал у него всю сумму займа с гостинцем. Должник выполнить требование отказался. К кому обратились за разрешением спора купцы и как было решено дело?

5. Один псковитянин обратился к другому с требованием возвратить 2 рубля, которые несколько лет назад он дал взаймы отцу последнего, недавно умершему. При каком условии можно вернуть долг?

6. На основе статей судных грамот сформулируйте принципы процесса в Новгороде и Пскове. В чем его отличие от процесса Русской Правды?

7. Сравните институт послушества в Русской Правде и Псковской судной грамоте.

8. Разъясните значение следующих терминов: Братчина, воевода, головщина, десятина, десятский, живот, житьи люди, запись, земцы, изорники, кабала, к упчая, мир, Новгородская судная грамота, объезжие головы, отчина, « перевет », погост, половники, полюдье, поралье, право отъезда, Псковская судная грамота, пятина, своеземцы, серебренники, сироты, судные грамоты, тиун, тысяцкий, черные люди.

Основная литература

1. История государства и права России: учебник.: доп. МВД РФ / под общ. ред. Р. С. Мулукаева. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. – С. 11-61.

2. Исаев И. А. История государства и права России: учебное пособие.: Рек. М-вом образования РФ - М.: Проспект, 2005. – С. 28-40.

3. История государства и права России: Учеб.: Доп. Мин-вом образования РФ / Под ред. Титова Ю.П. - М.: Проспект, 2003. – С. 32-53.

4. Кирнос А.В., Колесников В.А. Всеобщая история государства и права: Конспект курса: В 2-х ч. – Ч. II: История государства и права России. – Воронеж: ВГУ, 2003. – С. 22-34.

Семинар 4: «Государственный стройМосковской Руси».

Вопросы:

1. Причины и исторические особенности централизационных процессов на Руси. Роль Москвы в объединительном процессе.

2. Основные этапы объединения русских земель вокруг Москвы[10]

3. Особенности государственного строя раннецентрализованного Московского государства.

4. Причины и исторические особенности перехода к сословному представительству в Московской Руси[11].

5. Основные особенности российских сословно-представительных органов государственной власти: Боярской Думы и Земских соборов.

6. Формирование системы органов местного самоуправления сословно-представительной монархии: земская и губная реформы Ивана Грозного.

7. Модификации в силовых структурах и судебных органах сословно-представительной монархии.

Методические рекомендации.

Готовясь к первому вопросу, следует уяснить, что централизация - это закономерный этап развития феодального государства, форма приспособления политической власти к определенным социально-экономическим и политическим условиям, возникшим в период политической раздробленности. Определите значение экономических и политических предпосылок к объединению русских земель. Выясните особенности централизации Руси в сравнении с странами Западной Европы. Особое внимание обратите на факт параллельного собирания земель Литвой и Северо-Восточной Русью, их претензии на воссоздание Русского государства - преемника Киевской Руси. Что стало решающим в споре за первенство между Москвой и Тверью, Москвой и Литвой?

Осуществляя подготовку ко второму вопросу фиксируйте в форме хронологической таблицы основные этапы объединения русских земель вокруг Москвы.

Разбирая третий вопрос, необходимо раскрыть социально-экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее социальную базу и особенности. Проследите эволюцию институтов вассалитета, главы государства, органов управления в центре и на местах, перерастание дворцово-вотчинной системы управления в систему путей, а потом в приказную.

Рассматривая четвертый вопрос, обратите внимание на то, что с середины XVI в. в государственном строе происходит переход от раннефеодальной монархии к сословно-представительной. Проследите эволюцию института главы государства, выявите специфические особенности сословно-представительной монархии в России.

Осуществляя подготовку к пятому вопросу, особо остановитесь на статусе Земских Соборов. Следует выяснить причины слабости сословно-представительных учреждений в России. Немаловажным в этой связи является обстоятельство, что централизация и складывание сословно-представительной монархии в России проходили в условиях недостаточно развитых феодальных отношений, слабо оформленного сословного строя.

Готовясь к шестому вопросу подробно изучите организацию местного управления и самоуправления после губной и земской реформ Ивана IV. Для определения роли и значения опричнины необходимо ознакомиться с ее основными мероприятиями и последствиями, к которым они привели. Надо показать, что политика опричнины основывалась на социально-экономических и политических реалиях XVI в., не став случайным явлением, а ее последствия сказывались на дальнейшем развитии Российского государства в XVI - XVII вв. Проследите эволюцию приказно-воеводской системы управления.

Дополнительные вопросы и задания

1. Почему именно северо-восточные земли Руси стали ядром для сложения единого русского государства?

2. Зафиксируйте основные этапы централизации Русского государства.

3. Сопоставьте статусы Земских Соборов в России, Британского парламента и Генеральных штатов во Франции, выявите ключевые сходства и отличия.

4. Охарактеризуйте определение Московской Руси как «служилого» общества и государства.

5. Какова роль Москвы в объединении Руси?

6. Охарактеризуйте социальную структуру общества и развитие процесса закрепощения крестьян и горожан.

7. Кто такие «половники» и «серебряники»?

8. Какую повинность нес крестьянин при переходе к другому феодалу, в каких случаях и на сколько она уменьшалась?

9. Какие источники холопства закреплялись Судебником 1497 года?

10. Сколько лет действовал указ об «урочных летах»?

11. Охарактеризуйте систему органов центрального и местного управления централизованного русского (Московского) государства.

12. Расскажите о роли церкви в государственном механизме.

13. Дайте характеристику судоустройства по Судебнику Ивана III

14. Какова роль местничества в процессе комплектации государственного аппарата Московской Руси.

15. Охарактеризуйте значение опричнины в истории российской государственности.

16. Постройте схему приказов Московской Руси.

17. Согласны ли Вы с утверждением, что самодержавие - это естественный результат исторического развития России?

18. Разъясните значение следующих терминов: Бобыли, городчик, губы, дворецкий, дворцовые крестьяне, захребетники, издольщина, кабала, кормление, крамола, лихое дело, новоприходцы, стан, старожильцы, тарханно - несудимые грамоты, тяглые крестьяне, целовальник, черносошенные крестьяне, Юрьев день, в ладельческие крестьяне, воевода, гостиная сотня, губные грамоты, дьяки и подьячие, губные старосты, губы, дворцовые приказы, дети боярские, заповедные лета, земская изба, земские повинности, земские соборы, земские старосты, земщина, местничество, подым, поместные соборы, поместье, посадские люди, посессионное право, посоха ( посошное ), посошные люди, приказы, самодержавие, своз, семибоярщина, сироты, сказки, слобода, слово и дело государево, служилые люди, сошное письмо, съезжая изба, целовальник, ябедничество.

Основная литература

Аналогична таковой к лекции 4

Семинар 5-1: «Гражданское право России XIV- конца ХVII вв.».

Вопросы:

1. Источники гражданского права Московской Руси: общая характеристика

2. Изменения в правовом положении ведущих социальных групп Московской Руси в XV - конце XVII вв.

3. Развитие вещного права в Московской Руси в XV - конце XVII вв.

4. Модификации в обязательственном праве Московской Руси.

5. Развитие семейного и наследственного права в Московской Руси.

Методические рекомендации.

При подготовке к семинарскому занятию нужно четко уяснить объективную необходимость формирования общерусской правовой системы, связанную с завершением централизации Московской Руси.

Следует выявить непосредственные поводы для создания Судебников 1497 и 1550 гг., Соборного Уложения 1649 г., их источниковую базу, стилистические и структурные особенности. В центре внимания на семинаре по данной теме должно стоять Соборное Уложение 1649 г. как источник права. Следует изучить конкретно-историческую обстановку, в которой создавалось СУ. Для СУ характерна казуальность изложения. Найдите в тексте Уложения статьи, иллюстрирующие это. На основе сравнительного анализа СУ и предшествующих источников (например, Судебников) курсант должен отметить то новое в области гражданского права, что появляется в Уложении.

Рассматривая второй вопрос, проанализируйте изменения в правовом положении ведущих социальных групп Московской Руси. Выявите характерные черты правового статуса привилегированных и непривилегированных социальных групп, эволюцию холопства. При характеристике правового положения различных групп населения обратите внимание на сближение статуса крепостных крестьян и холопов (главы XI, XX СУ). В чем состояли требования посадских людей перед принятием Уложения и как они были удовлетворены (глава XIX СУ). Особое внимание удели специфике генезиса крепостного права. О крестьянских переходах говорят ст. 57 Судебника 1497 г. и ст. 88 Судебника 1550 г.

Отвечая на третий вопрос, особое внимание следует уделить развитию вещного права и, в первую очередь, отношений земельной собственности, показав формирование и сближение вотчинного и поместного землевладения. Изучая положения о праве родового выкупа, найдите ответы на следующие вопросы: к каким формам землевладения оно применялось; после совершения каких сделок возможно было его реализовать; кто мог осуществить выкуп и кто исключался из этого круга; в течение какого срока допускался выкуп; какие средства могли использовать выкупщики; относительно чего должно было быть достигнуто соглашение между выкупщиком и землевладельцем; как менялся порядок владения, пользования и распоряжения выкупленной землей.

Рассматривая четвертый вопрос, обратите внимание на то, что обязательственное право регулируется в основном главой X СУ: формы сделок определяются в ст.ст. 246 - 253, договор займа - ст.ст. 254 - 258, залог - ст.ст. 194 - 197, сервитут - ст.ст. 238 - 243 и 277 - 279. Обратите внимание на особенности заключения сделок в «больших» и «малых» делах, в сельской местности; условия действительности крепости.

Анализируя пятый вопрос рассмотрите эволюцию института наследования и его гендерную составляющую. При анализе норм семейного права используйте материалы Домостроя. Выявите специфику личных и имущественных прав русской женщины

Дополнительные вопросы и задания

1. Сравните нормы Псковской судной грамоты и Судебников о давности.

2. Каковы причины принятия Судебника 1497 г.? Дайте его общую характеристику.

3. Каковы причины принятия Судебника 1550 г.? Дайте его общую характеристику.

4. Какие нормы гражданского права, известные в XV в., вошли в Судебник 1497 г.?

5. Что нового внес Судебник 1497 г. в нормы гражданского права?

6. Какие виды письменных доказательств известны по Судебникам 1497 и 1550 гг.I?

7. Можно ли говорить о влиянии монголо-татарского ига на отечественное законодательство?

8. В чем проявляется в Соборном Уложении казуальность изложения?

9. Составьте таблицу «Правовой режим форм землевладения в Соборном Уложении 1649 г.» Графы: 1) вотчина: а) родовая, б) жалованная, в) купленная; 2) поместье. Вопросы для сравнения: субъекты землевладения; основания приобретения права землевладения; порядок владения, пользования, распоряжения: а) дозволения, б) ограничения, в)запреты; порядок наследования.

8. Что говорит Соборное Уложение о праве родового выкупа? Сравните с Судебником 1550 г.

9. Мог ли помещик в соответствии с правовыми нормами Соборного уложения: а) обменять поместье на поместье, монастырскую землю, вотчину? б) продать или заложить поместье; в) передать поместье по наследству?

10. Какие виды письменных свидетельств упоминает законодательство Московской Руси XVI–XVII вв.?

11. Вдова крепостного Хомина в 1567 г. сбежала от хозяина, дворянина Пронина. Через год она вышла замуж за холопа Феклиста, принадлежавшего другому помещику. Пронин подал иск о возвращении женщины. Каково будет решение суда?

12. Дворянином Висковатым в 1649 г. была подана челобитная с просьбой бобыля Петрушку, поселившегося в Москве и записавшегося там в стрельцы. Просьбы была аргументирована тем, что по писцовым книгам 1629 г. Петрушка числился за его поместьем. Будет ли удовлетворен этот иск?

13. Купец Иванко в 1652 г. занял деньги у “сотоварища” для закупки товаров. По пути купеческий караван был разграблен «лихими» людьми, но самим же купцам удалось спастись, хотя и «без гроша за душой». Каковы последствия ожидают купца Иванко и в чем разница этих последствий по сравнению с эпохой Древней Руси?

14. На основе материалов Судебника 1497 г. определите размер пожилого, который должен был заплатить крестьянин, если он в 1500 г. покинул поместье, находившееся в земледельческой зоне, прожив у землевладельца три года.

15. Некто Рябинин подрядился выполнить ремонтные работы на дворе боярина Бухвостова. На полученный аванс и дополнительно занятые в долг деньги он купил у немецкого купца Майера строительные материалы и нанял рабочих. По окончанию работ Рябинин запил и промотал деньги. Он остался должен Майеру и рабочим. Как суд решит дело об уплате долгов?

16. Стало коров, принадлежавших крестьянам села Пеньки, потоптало поле дворянина Шубина. Шубин, выпоров пастуха, распорядился загнать коров в свои пустовавшие хлева При этом его люди не кормили и не доили коров вплоть до судебного разбирательства в суде. Две коробы погибли. Какое решение вынесет суд по иску Шубина к крестьянам - хозяевам коров? Могут ли крестьяне требовать возмещения ущерба за погибших животных?

17. После покупки вотчины в 1657 г. дворянин Селиверстов переселил в нее крепостных крестьян, ранее проживавших в его поместье, выданном за военную службу. Соседи написали челобитную в суд. Каково будет решение суда?

Основная литература

Аналогична таковой к лекции 5

Семинар 5-2: «Уголовное право и судебный процесс России

XIV- конца ХVII вв.».

Вопросы:

1. Источники уголовного права Московской Руси: общая характеристика[12]

2. Изменения в уголовном праве Московской Руси в XV - конце XVII вв.

3. Эволюция судебного процесса в Московской Руси в XV - конце XVII вв.

Методические рекомендации.

При подготовке первого вопроса нужно учесть специфические особенности источников права Московской Руси, регламентировавших именно уголовное право и судебный процесс. Особое внимание при рассмотрении второго вопроса необходимо уделить конкретизации и квалификации составов преступлений против государства и церкви. При подготовке к данному семинарскому занятию следует остановиться на специфике взаимосвязанных понятий «лихое дело», «лихой человек», «облихование», их социальной сущности. При рассмотрении третьего вопроса важно выявить цели, этапы и особенности розыскного процесса его принципиальные отличия от состязательного, роль пытки и собственного признания.

Дополнительные вопросы и задания

1. Соотнесите понятия: «лихое дело», «лихой человек», «облихование».

2. Как следовало поступать по Соборному уложению, если крестьяне, “будучи в бегах”, выдали своих дочерей или сестер замуж за крестьян новых землевладельцев?

3. Дайте характеристику преступлений и наказаний по Судебникам 1497 и 1550 гг.

4. Какому наказанию подлежала жена, совершившая умышленное убийство мужа?

5. Какое наказание предусматривалось Соборным уложением за: а) богохульство; б) подделка государственных грамот, печатей; в) изготовление фальшивых денег; г) незаконное производство и хранение спиртных напитков, табака; д) если сын или дочь убьют отца или мать; е) если мать или отец убьют сына или дочь?

6. На основе изучения глав XXI и XXII покажите, каким образом Соборное Уложение отграничивает убийство, разбой и грабеж как самостоятельные составы преступления.

7. Раскройте содержание терминов: «приставная память», «зазывная грамота», «поручная запись», «общая ссылка», «ссылка из виноватых», «общий обыск», «повальный обыск».

8. Какие изменения произошли в процессуальном праве в период между 1497 и 1649 гг.?

9. Проиллюстрируйте основные принципы розыскного процесса нормами Судебников и Соборного Уложения.

10. Укажите в Судебниках элементы состязательного процесса.

11. Сравните институт послушества в Судебниках с Русской Правдой и Псковской судной грамотой.

12. В Приказ Тайных дел поступил донос купца Косматого, в котором говорилось, что в кабаке пьяный подьячий Кобылин ругал царя, грозя ему убийством а его собутыльники молча слушали эти угрозы. Какие следственные действия будут предприняты сотрудниками приказа? Каковы будут принятые меры наказания?

13. На Рождество царь Федор Алексеевич отстоял службу в Успенском соборе Кремля. В конце службы в ноги царю бросилась вдова Маланья и попыталась подать челобитную. Нарушила ли она закон?

14. 15 мая 1682 г. толпа вооруженных стрельцов ворвалась в Кремль с криками, что бояре Нарышкины убили царевича Ивана. Пришлось царице Наталье Кирилловне вывести царевича на Красное крыльцо, чтобы доказать, что Иван жив и здоров. Какие статьи Соборного Уложения нарушили стрельцы? Какое наказание они <







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.