Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И формирования суверенной Российской Федерации»





5.1. Цель и задачи изучения тематического модуля № 5:

Сформировать у курсантов общие представления о специфике общественного, государственного строя и правовой системы нашей страны в период крушения советской системы и перехода к формированию суверенной демократической Российской Федерации.

Требования к знаниям и умениям по тематическому модулю.

Изучение дисциплины должно формировать следующие

знания:

· причин и этапов крушения советской системы и их дискуссионного характера

· предпосылок и основных этапов эволюции новой модели российской государственности и права;

· причин, предпосылок и характерных особенностей важнейших государственно-правовых реформ в СССР и Российской Федерации в конце 1980-х – начале 2010-х гг. (комплексы реформаторских мер М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина, Е.Т. Гайдара, Е.М. Примакова, В.В. Путина, Д.А. Медведева);

· характерных черт социально-экономических процессов, повлиявших на эволюцию положения ведущих социальных групп СССР – РСФСР - РФ в конце 1980-х – начале 2010-х гг.;

· основных направлений эволюции государственного строя СССР – РСФСР - РФ в конце 1980-х – начале 2010-х гг;

· основных векторов модификаций правовой системы СССР – РСФСР - РФ в конце 1980-х – начале 2010-х гг., основных кодификаций;

умения:

· применять основы изученных методологических подходов при теоретическом осмыслении изучаемого материала, практической работе с научной и учебной литературой,

· самостоятельного поиска необходимой информации в научных и учебных материалах с привлечением электронных средств;

· историко-правового анализа нормативных актов

· оперировать изученной специализированной терминологией;

· ориентироваться в многообразии историко-правовых и публицистических подходов к государственно-правовым явлениям;

· формировать и логически обосновывать индивидуальную точку зрения по изучаемой проблематике;

· применять на практике полученные теоретические знания при реализации активной патриотической гражданской жизненной позиции.

3.2. Тематический план тематического модуля № 5

№ темы Название темы Всего часов Аудиторных В том числе
Лекции Семинары
  Государство и право в период распада СССР (1985-1991 гг.)        
  Формирование государства и права суверенной Российской Федерации.        
  Экзамен        
  Итого        

Тематика лекций с перечнем основных вопросов

Лекция 17: «Государство и право в период распада СССР (1985-1991 гг.)».

Вопросы:

1. «Перестройка»: причины, сущность, дискуссионные проблемы

2. Основные этапы распада государственности СССР

3. Модификации в основных отраслях советского права в1985-1991 гг.

Основная литература

1. История государства и права России: учебник.: доп. МВД РФ / под общ. ред. Р. С. Мулукаева. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. – С. 551.

2. Исаев И. А. История государства и права России: учебное пособие.: Рек. М-вом образования РФ - М.: Проспект, 2005. – С. 278-289.

3. История государства и права России: Учеб.: Доп. Мин-вом образования РФ / Под ред. Титова Ю.П. - М.: Проспект, 2003. – С. 495-524.

4. Кирнос А.В., Колесников В.А. Всеобщая история государства и права: Конспект курса: В 2-х ч. – Ч. II: История государства и права России. – Воронеж: ВГУ, 2003. – С. 261-273.

Лекция 18: «Формирование государства и права суверенной

Российской Федерации».

Вопросы:

1. Конституционный кризис в России 1991-1993 гг.

2. Эволюция государственных институтов в 1993-2000 гг.

3. Основные векторы эволюции государственных институтов в 2000-2010 гг.

4. Основные векторы развития права Российской Федерации.

Основная литература

1. История государства и права России: учебник.: доп. МВД РФ / под общ. ред. Р. С. Мулукаева. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. – С. 551.

2. Исаев И. А. История государства и права России: учебное пособие.: Рек. М-вом образования РФ - М.: Проспект, 2005. – С. 289-297.

3. История государства и права России: Учеб.: Доп. Мин-вом образования РФ / Под ред. Титова Ю.П. - М.: Проспект, 2003. – С.524-537.

4. Кирнос А.В., Колесников В.А. Всеобщая история государства и права: Конспект курса: В 2-х ч. – Ч. II: История государства и права России. – Воронеж: ВГУ, 2003. – С. 273-277.

Тематика семинаров с перечнем основных вопросов

И методическими указаниями по подготовке к ним

Семинар 17-1: «Изменения в советском государственном строе в 1985-91 гг.».

Учебная цель: закрепление усвоенного материала и контроль знаний по теме «Государство и право в период распада СССР».

Развивающая цель: уметь анализировать особенности государственно-правового развития РСФСР-СССР в 1985-1991 гг. в историко-правовой ретроспективе, работать с первоисточниками.

Вопросы:

1. Причины «перестройки» и эволюция ее концептуальных замыслов.

2. Модификации в государственном строе СССР в 1985-1990 г.

3. Нарастание кризисных процессов в государственном механизме СССР. Основные этапы развала советской государственности

4. Августовский путч 1991 г.

5. Распад СССР и его значение

Методические рекомендации.

Рассматривая первый вопрос, нужно проанализировать как системные, объективные, так и непосредственные, субъективные причины и предпосылки начала государственных реформ, а также их направленность. При этом важно определить отношение к проблеме обусловленности политических реформ неудачными реформаторскими мероприятиями в экономической области. Целесообразно попытаться составить хронологическую и структурную схему основных преобразовательных этапов «перестройки».

При подготовке к ответу на второй вопрос необходимо изучить основные политические реформы, акцентировав внимание на попытках возрождения «советской демократии», «социалистического плюрализма» и «гласности». Следует также разобраться в конкретных изменениях системы государственных органов власти и управления, проанализировав функции и место вновь созданных структур. Разбирая доктрину «социалистического правового государства», необходимо обратить внимание на ее идеологические и философско-юридические противоречия.

Ответ на третий вопрос должен быть посвящен конкретно-историческому изложению основных этапов кризиса национально - государственного устройства СССР, выяснению непосредственных причин распада федеративного государства, а также анализу альтернативных путей развития советского государства в конце 80-х - начале 90-х гг. Заканчивая государственно-правовую проблематику истории советского периода. Отвечая на последний вопрос темы, следует указать на причины распада СССР, объяснить, каким образом они были заложены с момента создания Советского Союза.

Дополнительные вопросы и задания

1. Укажите предпосылки и причины, приведшие к началу перестройки.

2. Выделите из нобелевской речи М.С. Горбачева основные проблемы развития советского общества в конце 90-х годов.

3. Постройте таблицы «этапы развертывания перестроечного процесса» и «основные направления реформ».

4. Определите основные изменения в системе высших органов государственной власти СССР и РСФСР в 1985-1991 гг.

5. Какие элементы опыта советского государства 1917-1929 гг. использовались в годы перестройки?

6. Охарактеризуйте социальные силы, которые участвовали в перестройке на каждом из ее этапов.

7. Укажите основные проявления и причины кризиса перестройки.

8. Чем был вызван августовский (1991 г.) путч в Москве? Сопоставьте его ход и исход с мятежом Л.Г. Корнилова в 1917 г.

9. В чем значение Беловежского соглашения 1991 года?

10. Какие объективные и субъективные факторы распада СССР можно выделить?

Основная литература

Аналогична таковой к лекции 17

Семинар 17-2: «Изменения в советском праве в 1985-1991 гг.».

Учебная цель: закрепление усвоенного материала и контроль знаний по теме «Государство и право в период распада СССР».

Развивающая цель: уметь анализировать особенности правового развития РСФСР-СССР в 1985-1991 гг. в историко-правовой ретроспективе, работать с первоисточниками.

Вопросы:

1. Изменения в доктринальных установках и в системе источников права. Появление новых отраслей.

2. Модификации гражданского, земельного, колхозного, трудового, семейного права.

3. Инновации в уголовном праве и судебном процессе.

Методические рекомендации.

Рассматривая основные направления эволюции советского права в 1985-1991 гг. следует ознакомиться с рядом законодательных актов, которые заложили правовую основу перехода страны к рынку (Закон 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности», Закон 1987 г. «О государственном предприятии», Закон 1988 г. «О кооперации в СССР» и др.).Необходимо выявить цели реформирования, основные направления изменений в отдельных отраслях советского права, достигнутые результаты и важнейшие просчеты.

Дополнительные вопросы и задания

1. Продемонстрируйте расхождение между законодательством и реальной практикой партийно-государственной жизни, в частности по вопросу о роли Советов.

2. Расскажите о результатах подготовки Свода законов СССР.

3. Постройте сводную таблицу «Основные изменения в отраслях советского права в 1985-1991 гг.

4. Каковы важнейшие ошибки в правовом обеспечении «перестройки»

Основная литература

1. История государства и права России: учебник.: доп. МВД РФ / под общ. ред. Р. С. Мулукаева. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. – С. 551.

2. Исаев И. А. История государства и права России: учебное пособие.: Рек. М-вом образования РФ - М.: Проспект, 2005. – С. 278-289.

3. История государства и права России: Учеб.: Доп. Мин-вом образования РФ / Под ред. Титова Ю.П. - М.: Проспект, 2003. – С. 495-524.

4. Кирнос А.В., Колесников В.А. Всеобщая история государства и права: Конспект курса: В 2-х ч. – Ч. II: История государства и права России. – Воронеж: ВГУ, 2003. – С. 261-273.

Семинар 18: «Создание суверенной демократической российской

государственности».

Учебная цель: закрепление усвоенного материала и контроль знаний по теме «Формирование государства и права суверенной Российской Федерации».

Развивающая цель: уметь анализировать особенности государственно-правового развития Российской Федерации на рубеже XX-XXI вв. в историко-правовой ретроспективе, работать с первоисточниками.

Вопросы:

1. Конституционный кризис 1991-1993 гг.

2. Изменения в государственном строе в 1993-2000 гг.

3. Изменения в государственном строе в 2001-2010 гг.

4. Основные векторы развития права суверенной Российской Федерации

Методические рекомендации.

При освещении вопроса, касающегося становления российской государственности и конституционного кризиса 1993 г., следует обратиться к решениям съездов народных депутатов РСФСР (с 1992 г. — РФ), также необходимо отметить принципиальные особенности Конституции РФ 1993 г. от предыдущих советских Конституций. Необходимо выявить причины и следствия кризиса, фиксировать основные этапы государственно-правового развития Российской Федерации на рубеже XX и XXI вв. Особое внимание следует обратить на легитимацию нового политического режима и принципиальные отличия новой России от государства советского типа, выявить элементы преемственности с традиционными институтами российской государственности, в частности, начала ХХ в.

Анализируя этапы формирования правовой системы Российской Федерации необходимо четко представлять их обусловленность развитием правоотношений рыночного типа и трудностями процесса построения демократического правового государства.

Дополнительные вопросы и задания

1. Дайте правовую оценку событиям 19–23 августа 1991 г.

2. Каковы основные этапы образования Содружества Независимых Государств (СНГ)?

3. Сравните основные положения Конституций СССР 1977 и РФ 1993 г.

4. Дайте сравнительный анализ политической системы советского строя и постсоветской политической системы.

5. В чем специфика национально-государственного устройства Ро ссийской Федерации?

6. Какова роль двух этапов приватизации (чекового и денежного) в формировании основ постсоветской экономики.

7. Что подразумевала под собой «шоковая терапия»?

8. Каковы цели приватизации, либерализации цен и их последствия?

9. В чем проявился кризис власти в октябре 1993 года, в чем состояли противоречия между законодательной и исполнительной властью, чем завершился кризис?

10. Что понимают под демонтажем органов советской власти?

11. Что представляет собой прямое президентское правление?

12. Каким образом правительство пыталось провести корректировку экономических реформ? Что такое дефолт?

13. Как Вы оцениваете процедуру назначения Б.Н. Ельциным своего преемника - В.В. Путина?

14.. В чем причина чеченского кризиса, каковы пути его преодоления?

15. Каковы, на Ваш взгляд, результаты реформирования России в начале XXI века и перспективы его развития?

16. Каковы перспективы развития российского общества в оценках различных политических партий?

17. Какие принципы легли в основу формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

18. В чем фактически выражается реальная власть народа в РФ согласно Конституции?

19. Когда РСФСР прекратила свое существование как социалистическая республика?

20. Какой порядок формирования парламента РФ и сроки полномочий его членов?

21. Каковы полномочия Президента РФ?

22. Какой порядок назначения правительства Российской Федерации?

23. Каков правовой статус Конституционного суда России, его место и роль в системе государственных органов?

24. В чем значение, и каково общее содержание Декларации о государственном суверенитете России?

25. Какие кодексы были приняты в 1990-е годы в России?

Основная литература

Аналогична таковой к лекции 18







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.