Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Критика буржуазных теорий возникновения физической культуры





Изучению возникновения и первоначального развития физической культуры придается большое значение. Современные буржуазные авторы искажают, фальси­фицируют причины возникновения, развития, характер физического,, воспитания в условиях доклассового общества. Их основные теоретические взгляды сводятся к следующему: деятельность людей древнего общества в области физического вос­питания является бессознательной, нецеленаправленной, инстинктивной; само физи­ческое воспитание имеет культовые происхождения, характер, содержание и вы­ступает как внеисторическое явление, не связанное с потребностями общества. Подобные утверждения перечеркивают значение огромного положительного и реаль­ного опыта, роль постепенно накапливаемых, сознательно применяемых навыков и умений, передаваемых из поколения в поколение и являющихся одной из причин развития культуры. Отрицая роль сознания в возникновении физической культуры, буржуазные историки и теоретики тем самым не признают труд и мышление как качественно новые явления, поставившие человека неизмеримо выше всех живот­ных. Буржуазные авторы пытаются опровергнуть марксистское утверждение о том, что первоосновой физической культуры является трудовая деятельность людей. Они пытаются обосновать антинаучную теорию о первичности игры, спорта и подчинен­ной роли труда в, жизни общества, причем труд противопоставляется физической культуре, которая трактуется как «свободная игра», освобождающая человека от тягот жизни и труда. Буржуазные авторы пытаются представить потребность чело­века в физическом воспитании в виде инстинкта и поэтому считают, что физическое воспитание не зависит от общественных целей. Отсюда следует вывод, что если действия человека определяются постоянными и не зависимыми от условий сущест­вования инстинктами, то буржуазное общество не несет ответственности за те поро­ки и извращения в культуре (в частности, в физической культуре и спорте), которые оно порождает. С этой точки зрения легко оправдывается профессиональный бур­жуазный спорт, насаждающий низменные нравы и являющийся одной из особо утон­ченных форм эксплуатации человека человеком. Подчиняя сознание человека инстинктам, буржуазные деятели вслед за этим делают выводы, что люди по своей природе являются не пригодными для создания, справедливого общества без экс­плуатации и насилия.

Советские и прогрессивные зарубежныеученые выступают с критикой подобных
теорий, основываясь на историческом материализме и трудах основоположников
научного коммунизма. Интересно, что в свое -время Г. В. Плеханов нанес ощутимый
удар по реакционным теориям происхождения игр, используя для этого богатый
научный материал.,

Основоположники научного коммунизма придавали большое значение изучению начальных стадий развития человечества. В своих произведениях они неоднократно обращались к вопросам о возникновений общества, сознания, речи и т. д. Ф. Энгельс в труде «Анти-Дюринг» писал: «...эта «седая древность» при всех обстоятельствах остается для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития...»*

* Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 118.


 




Физическое воспитание в родовом обществе

В родовом обществе возникает новая форма социальной органи­зации, выражающаяся в ведении общего хозяйства, в четком разде­лении труда между полами, которым занят весь коллектив. Помимо труда па воспитание влияет и военное дело, хотя постоянной воору­женной силы пока еще нет, а столкновения между племенами носят несистематический характер и происходят от случая к случаю.

Источниками изучения развития физической культуры в родовом обществе являются не только археологические исследования, но и этнографические данные, полученные современными учеными при изучении жизни племен и народностей, находившихся на стадии пер­вобытнообщинного строя в недалеком прошлом и сохранивших не­которые обычаи и обряды до настоящего времени.

В родовом обществе физическое воспитание имело высокий уро­вень развития. По этнографическим данным оно представлено у всех народностей, включая даже наиболее примитивные (кубу, ведда, тасманийцы). Так, охотничья деятельность тасманийцев требовала проявления физических качеств (облавные охоты, загоны, разнооб­разные метания), при этом женщины показывали не меньшую лов­кость и выносливость на охоте, чем мужчины. Метанию небольших копий в цель обучали тасманийских подростков взрослые мужчины; тасманийцам были известны и игры, о чем свидетельствует специ­альное понятие в их языке.

У австралийцев изготовление и применение охотничьих орудий также требовали силы, ловкости, физической выносливости. Система их охоты была совершенной благодаря опыту, передающемуся от поколения к поколению. Австралийские пляски «корробори» имели разнообразное двигательное содержание. Следует отметить, что они являлись также предметом обучения. Вооруженные столкновения подчинялись нормам и приемам (урегулированная война) и в мень­шей степени влияли на развитие физического воспитания. Одной из главных форм этого воспитания были игры, метание бумеранга и пал­ки, игры в мяч, борьба.

Все этнографы, изучавшие игры и развлечения австралийцев, ха­рактеризуют их как спортивные игры и соревнования. Некоторые виды метательного оружия служили спортивным инвентарем. Так, с помощью метательной палки «вит-вит» осваивались абстрагирован­ные движения, т.е. метание на расстояние, а не в цель; проводились и состязания. В то же время занятия с бумерангом были такими же, как и на обычной охоте, что говорит о явно подготовительном харак­тере этих упражнений. Обычно функции воспитателей несли люди по­жилого икфаета.

Ь австралийском обществе имелся также и институт с явно выра­женной педагогической направленностью. Это были инициации (посвящения), представляющие собой обширные и разноообразные группы обрядов, которые сопровождали рождение человека, переход из одной возрастной группы в другую, прием в род и племя, исклю­чение из них, переселение и т. п. Инициации состояли из цикла обря­дов, проводимых в течение ряда лет и распадающихся на несколько


Обучение метанию бумеранга

стадий. Важнейшим моментом инициации был принцип коллектив­ного участия. Обряды инициации включали многие физические уп­ражнения: поражение копьем рисунка животного на песке, подбрасы­вание посвящаемого в воздух, бег и прыжки в охотничьих плясках, так называемый круговой бег посвящаемых, метание бумеранга, борьбу, бег с препятствиями. После того как юноша получал оружие, он должен был несколько дней участвовать в учебных боях. Интересно, что инициациям предшествовал период систематического обучения, предметом которого были физические занятия, изучение правил ре­лигиозного ритуала. К инициациям допускались лишь те юноши, ко­торые достигли необходимой степени физической и духовной зрело­сти, проявляющейся в их поведении. Обучение в процессе инициаци￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿ ￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿ ￿ ￿￿ ￿￿

class=WordSection6>

￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿нырянии и т.п. Таким образом, в инициациях африканских племен физические упражнения занимали важное место. При подготовке к ним юноши даже удаля-


лись из селения на несколько месяцев, в течение которых они зани­мались интенсивными упражнениями.

У тунгусов (эвенков) выборы-посвящения гражданского и воен­ного вождя рода сопровождались публичными испытаниями их фи­зической подготовки. Военное обучение эвенков включало две стадии. Первую проходило все мужское население рода под руководством военного вождя. Обучение на первой стадии включало многие воен­но-спортивные упражнения (стрельбу, бег, прыжки, увертывания от стрел, управление лодкой и др.). Вторую стадию обучения проходи­ли только те мужчины, которые были хорошо обучены военному де­лу. Во время племенных сборов проводились игры командами-фрат­риями *.

Физические упражнения чукчей (оленных и приморских) также отличались большим-разнообразием (бег, поднимание груза, фехто­вание копьем, борьба, подбрасывание на шкуре, гонки на байдарках, на лыжах и др.). В выполнении этих упражнений принимали участие и женщины. Так как в жизни чукотского народа метательным ору­диям отводилось одно из главных мест, то это в значительной мере отразилось и на развитии физических упражнений: большое распро­странение получили разнообразные состязания по метанию.

Своеобразную систему физической подготовки имели эскимосы. У них были распространены комплексные соревнования типа простей­ших многоборий. Например, состязания на байдарках завершались бегом. Сила развивалась с помощью поднятия я ношения тяжестей, что было очень важным для охотников, которым приходилось достав­лять добычу в поселение, находящееся зачастую далеко от места охоты. Таким образом, игры становились своеобразным средством развития физических качеств, необходимых охотнику, оленеводу, ры­болову. В подражательных плясках проявлялась ловкость, сила, вы­носливость.

Среди народов, населяющих Сибирь и Крайний Север, также культивировались различные физические упражнения. Богатые све­дения о них содержат народные песни, сказания, предания, расска­зывающие об играх, состязаниях, посвящениях в богатыри и т. п.

Обучение всегда начиналось с легких упражнений, которые по­степенно усложнялись. Известны "были и различные методические приемы и правила. Так, австралийцы для развития обеих рук у де­тей привязывали поочередно им за спину то одну, то другую руку, заставляя целыми днями действовать только одной свободной рукой; в играх индейцев учитывались половые особенности играющих; эски­мосы при обучении управлению лодкой, езде на санях обращали внимание на самые трудные ситуации, которые могли возникнуть при этом; у чукчей женщины участвовали в беге на более короткие ди­станции. Удалось установить, что эскимосы при физической подго­товке подростков постепенно увеличивали вес камня и расстояние, на которое его нужно было перенести, причем впоследствии подрос­ток (начинающий тренироваться в 7—8 лет) должен был бежать с камнем, перепрыгивая через различные препятствия; в зависимости

* Фратрия — братство, совокупность родов, составляющих племя. 15


ше размеры лука и ооъекты охоты, обучение

стрельбе велось постепенно, размеры лыж всегда соответствовали возрасту и росту и т.п.

В заключение необходимо отметить общие черты в физическом воспитании всех племен родового общества. Физические упражнения были направлены не только на развитие физических качеств, но и на воспитание стойкости и воли, поэтому всеобщее распространение получили бег, борьба, различные прыжки, метания, занятия с тяже­стями, игры в мяч. На содержание физического воспитания оказыва­ли влияние географическая среда и природные условия, что способ­ствовали появлению отдельных оригинальных упражнений (подбра­сывание на шкуре, сложные прыжки и др.). Общим и постоянным признаком физического воспитания доклассового периода являлся сознательный характер его связи с общественным бытием. Физиче­ское воспитание объективно отражало творческую активность народ­ных масс доклассового родового строя, свидетельствовало о единой линии, по которой шло развитие культуры, в том числе и физической.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.