Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Физическое воспитание в период разложения родового строя





Период разложения первобытнообщинного строя связан с освое­нием металлов и разделением труда между скотоводами и земледель­цами. Он характеризуется важными изменениями в экономической и социальной жизни. Столкновения между племенами принимали систематический характер, а войны становились постоянным промыс­лом и велись ради грабежа. По выражению Ф. Энгельса, войне и организациям для войн придается характер нормальных функций народной жизни.

Центром общественной жизни рода становятся так называемые тайные союзы, затем появляются и начальные формы учрежде­ния общественного воспитания — дома молодежи. Первоначаль­но эти союзы создавались для воспитания и подготовки молодежи к полноценной деятельности в коллективе; переход из одной возраст­ной группы в другую сопровождался инициациями. В союзы могли вступать все мужчины данного племени; прежде чем приступить к инициациям,'' юноши проходили суровые испытания, проверяющие их физическую подготовленность. В тайных союзах физическое вос­питание было представлено довольно разнообразно (бег, прыжки, стрельба, лазание и др.)- По мере дальнейшего разложения родового строя деятельность тайных союзов изменялась, их воспитательное значение уменьшалось и они превращались в религиозные организа­ции, защищающие интересы, родовой и племенной знати. Изменялись и посвяпкмшя--они стали более формальными, поверхностными и постепенно утратили свое значение.

При изучении содержания физического воспитания у отдельных народов в период распада родового строя и образования ранних классовых формаций видно, что оно претерпело значительные изме­нения (в частности, подверглось заметной военизации)'. Интересный материал о значении физического воспитания в этот период в Греции


можно почерпнуть в поэмах Гомера. В «Илиаде» дано описание борь­бы, кулачного боя, состязаний колесниц, метания копья, стрельбы из лука. На страницах «Одиссеи» содержится красочное описание игр-состязаний, игр с мячом, соревнований в беге, борьбе, метании диска, прыжках в длину.

У Гомера борьба и кулачный бой уже связываются со спортивным мастерством, которое передается из поколения в поколение; приме­чательно, что для описания спортивных состязаний он применяет те же эпитеты, что и для характеристики настоящего военного сраже­ния. Основной причиной появления соревнований была потребность I подготовки к вооруженным схваткам; тренировка в физических уп­ражнениях превращается в тренировку с оружием. Греческое войско было неоднородным: оно состояло из родовой аристократии и прос­тых, воинов. Представители родовой аристократии имели более совер­шенное и разнообразное оружие, у них было больше свободного вре­мени для военно-физической подготовки, а это способствовало деле­нию физического воспитания по сословному признаку.



У древних германцев физическое воспитание было также воени­зировано, о чем свидетельствуют такие авторы, как Тацит, Цезарь, Мела и др. Военно-физическое воспитание древнегерманской моло­дежи определялось их образом жизни. Так, по свидетельству древ­них историков, на родовых собраниях совершались прыжки через мечи и копья. Ф. Энгельс указывал, что одним из главных занятий мужчин древнегерманского общества являлись военные упражнения. Много внимания уделялось также плаванию и верховой езде, борьбе, бегу, прыжкам в длину и высоту, метанию копий и ножей, фехтова­нию и различным играм в мяч. '

Процессы военизации и сословного расслоения отразились на фи­зическом воспитании и у кельтов. Так, в кельтском обществе отряды конницы комплектовались из представителей привилегированных слоев, имеющих соответствующую подготовку.

В раннеклассовом обществе майя имелись необходимые сооруже--ния для игры в мяч. Особой популярностью у майя пользовалась игра, в процессе которой игроки забрасывали тяжелый каучуковый мяч в каменное кольцо в степе. Пароду майя были известны также и танцы, которыми они занимались иногда в течение целого дня, в таких занятиях принимало участие по нескольку сотен человек. Осо­бое внимание уделялось закалке детей с самого раннего возраста.. Так, до 4—5 лет майя не знали, что такое одежда.

В Древнем Перу силу и выносливость молодых инков развивали соответствующими упражнениями, а военно-физическое воспитание завершалось суровым посвящением-испытанием, включающим "борь­бу, кулачные бои, бег. Те, кто не выдерживал испытаний, например, по фехтованию, не допускались к выполнению других упражнений. У инков культивировалась также гимнастика, молодежь инков хоро­шо знала «искусство бега».

В тех обществах, где интенсивно шел процесс расслоения на классы, физическое воспитание не только военизировалось, но и все больше подчинялось религии (наиболее ярко это проявилось в обще­стве майя).



Игра в мяч у индейцев

Разделение общества на классы отразилось и на воспитании. Так, у ацтеков появилось два типа школы — для богатых и бедных. В Пе­ру военно-физическое воспитание получали только юноши, которые готовились к военной службе и входили в военное сословие. Посте­пенное усложнение физических упражнений и методических приемов у пародов эпохи разложения родового строя происходило главным образом в военно-физическом обучении.

Краткие выводы

Возникновение физической культуры как общественного явления определяется общественным бытием и сознанием, является процес­сом целенаправленным, имеет свою историю. Современные буржуаз­ные теории о «внеисторичности», «бессознательном характере», «культовом» происхождении физической культуры в доклассовом ро­довом обществе не выдерживают критики, являются ошибочными, реакционными и отражают проявление идеалистического мировоззре­ния и области истории и теории физической культуры и спорта. /, В родовом обществе физическое воспитание имело важное значе­ние и являлось одной из функций родовой общины. Главной чертой физического воспитания можно считать его всеобщность. Оно было равным для всех (имелось лишь разделение по пелу) и строго обя­зательным. Во время разложения родового строя и образования классов физическое воспитание утрачивает свое единство, военизи­руется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классо-вые признаки и классовый характер,









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.