Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Физическая культура в Древней Греции





В развитии физической культуры Древняя Греция сыграла очень большую роль. Не только во времена существования древнегреческих государств, но и в последующие эпохи, вплоть до нашего времени, из физической культуры Греции заимствуется многое, начиная от физических упражнений и до организации соревнований, в том числе и олимпийских игр.

В чем же причины столь высокого развития физической культуры в Древней Греции? Говоря об историческом значении рабовладель­ческого строя, Ф. Энгельс писал: «Только рабство сделало возмож­ным в более крупном масштабе разделение труда между земледели­ем и промышленностью и таким путем создало условия для расцве­та культуры древнего мира — для греческой культуры»*. Физическая культура в Древней Греции развивалась как составная часть антич­ной культуры, начиная с самых ранних периодов ее истории. Еще в условиях родового строя греческие племена уделяли большое внима­ние физическому воспитанию, а также различным соревнованиям. Сила, ловкость, выносливость, храбрость ценились очень высоко, так как это значительно повышало боеспособность воинов, а грекам при­ходилось вести длительные войны для установления своего господ­ства на Балканском полуострове и в бассейне Эгейского моря. Исхо­дя из своих религиозных представлений, греки считали, что и боги очень любят физическую силу и проявление ее в состязаниях, поэто­му соревнования атлетов очень рано" становятся частью религиозных обрядов.

В древнегреческих поэмах «Илиада» и «Одиссея», как указыва­лось выше, подробно описываются различные соревнования атлетов в беге, прыжках, метании диска, борьбе, кулачном бое в связи с ка­кими-либо значительными событиями. Не удивительно, что в более позднюю эпоху физическое воспитание, как и соревнования атлетов, приобрело в древнегреческих полисах (городах-государствах) боль­шое государственное значение.

« Поскольку Древняя Греция не была объединена в одно государ­ство, мужчин в каждом полисе было немного, и это заставляло гре­ков заботиться о воспитании и военно-физической подготовке каж­дого из них. Наибольшее внимание уделяется молодежи, для чего- и

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т: 20, с. 185. 21


создаются организованные системы воспитания. Благодаря хорошей физической и волевой подготовке грекам удалось держать в повино­вении в несколько раз превышающее их по численности количество рабов. «Мое богатство — мое копье, мой щит, мой Славный шлем и крепость моего тела. Благодаря им я имею все, что нужно, и держу в повиновении своих рабов» — приблизительно так звучат слова в од­ной из песен спартанских воинов.

В период расцвета древнегреческой культуры (V—IV вв. до н. э.) наиболее выделялись Афины и Спарта. Но если Афины были госу­дарством прогрессивным, с быстро развивающейся экономикой и культурой, то Спарта являлась консервативным государством, во многом сохранявшим традиции родового строя, с ведением натураль­ного хозяйства, с опорой исключительнопа военную силу. Этим оп­ределялись и различия в системе воспитания. Так, в Спарте с самого раннего возраста уделялось большое внимание физической закалке-ребенка. Как пишут античные авторы, каждого новорожденного ро­дители обязаны были приносить на осмотр к специально уполномо­ченным (геронтам). Здоровых и крепких детей оставляли в живых, а слабые подлежали уничтожению. В семье мальчик воспитывался только до 7 лет, и все это время родители готовили его к суровой жизни. С 7 лет мальчики жили вне семьи и воспитывались под руко­водством специальных учителей (педономов). С 14 лет их обучали владению оружием и они начинали нести военную службу. Особенно тяжелым был первый, испытательный, год, когда их мужество и вы­носливость испытывали всевозможными истязаниями. Кормили их весьма скудной пищей, ходили они полураздетыми и босиком, спали на связках камыша. Одновременно мальчики занимались различны­ми упражнениями, развивая физическую силу. Ежегодно между ними, как, впрочем, и в других греческих городах-государствах, устраива­лись соревнования, во время которых восхваляли победителей и вы-.смеивалйболее слабых. Даже девочки в Спарте до замужества должны были заниматься такими же физическими упражнениями, как и мальчики. В результате спартанцы вырастали стойкими, зака­ленными воинами. В Спарте насчитывалось менее 10 тыс. свободных мужчин, но они держали в повиновении до 250 тыс. рабов.



Иначе выглядела система воспитания в Афинах. Этому городу-государству нужны были не только физически сильные, но и образо­ванные граждане, умеющие вести торговлю, управлять кораблями, общаться с представителями других государств. Большое значение в Афинах придавалось и эстетическому воспитанию, пению, музыке. С 7 до 14 лет юноши обучались в грамматической и в гимнасти­ческой школах. В гимнастической школе (палестре) мальчики зани­мались такими же упражнениями, как и спартанцы. С 16 лет юноши посещали гимнасию, где проходили более серьезную школу физи­ческого воспитания. Завершающей ступенью воспитания была так называемая эфеб и я, в которой юноши в течение 2 лет получали специальную физическую подготовку для несения военных обязанно­стей.

Что касается других греческих государств, то они, как правило, вступая в союз с Афинами или Спартой, во многом подражали им в


области воспитания подрастающих поколений. Различия между ни­ми были преимущественно в области организации педагогического процесса. Главной целью физического воспитания во всех греческих государствах была подготовка воина, средства же этого воспитания были однотипными.

Древнегреческая гимнастика

В Греции сам процесс физического воспитания назывался гим­настикой, от греческого слова гимнос, т. е. голый, обнаженный, так как занимались физическими упражнениями в обнаженном виде. Все упражнения делились на три вида: палестрику, орхестрику и игры.

В палестрику (от слова пале — борьба) входили физические упражнения, которые мы теперь называем спортивными. Это бег на различные дистанции, прыжки, метания, борьба, кулачный бой и др. Ядром палестрики был комплекс упражнений, состоявший из пяти видов и называвшийся пентатлон. В него входили бег на дистан­цию в одну стадию (мера длины, равная около 200 м), прыжок в длину с разбега, метание диска на дальность, метание копья (по-ви­димому, в цель) и борьба. Греки считали, что в этих упражнениях будущий воин может проявить все нужные бойцу качества: силу, ловкость, выносливость, быстроту, глазомер.

На более короткие дистанции, чем одна стадия, греки не бегали, но иногда увеличивали эту дистанцию до 2, 7 и даже 24 стадий. Бегали также и с оружием. Постоянная тренировка давала свои ре­зультаты, и греческие юноши достигали большой выносливости. Так, например, после победы над персами в местечке Марафон (490 г. до н. э.) один воин пробежал более 42 км 195 м, чтобы сообщить о ней жителям Афин. В честь этого по той же дороге были проведены соревнования бегунов на Играх I Олимпиады в 1896 г. (эта дистан­ция была названа марафонской).

Состязания в беге начинались ,от черты по звуку трубы. Для пре­дупреждения фальстартов принимались различные меры удержания бегунов. Иногда перед их грудью натягивался канат, который по сиг­налу резко опускали, иногда бегунов даже ставили на колени и т. п. На тренировках, чтобы затруднить бег, бегали по песку или прикреп­ляли тяжести к ногам и плечам.

Что касается прыжков, то главным видом здесь был прыжок в длину с разбега. При прыжках, использовались отягощения, которые атлеты держали в руках. По свидетельству древних авторов, лучшие прыгуны достигали результата 17—18 м (в переводе на метрическую систему). Ясно, что так далеко греки прыгать не могли. Вероятно, речь шла либо о сумме трех прыжков, либо к длине прыжка причис­лялась и строго установленная длина разбега. Судя по сохранившим­ся документам, соревнования в прыжках проводились только в сос­таве пентатлона.

Метание диска, по-видимому, ведет свое происхвждение от одного из обрядов поклонения солнцу, которое обожествлялось всеми наро­дами. С тех пор религия греков изменилась, но некоторые следы


Дискобол, скульптура Миро­на (V в. до н. э.)

древних обрядов, связанных с перво­бытным земледелием и скотоводством, сохранились. Этим можно объяснить и способ метания диска (вертикальный полет) и то, что диск считался свя­щенным предметом (в храмах найдено значительноеколичество дисков с надписями,обращенными к божест-вам).Вес найденных дисков разли­чен — от 1,3 до 4,7 кг. Более легкие, по-видимому, метали мальчики, а са­мые тяжелые использовали на трени­ровках. Поэтому один из дошедших до иле результатов (28,17 м) ни о чем не говорит. Копье металось боевое, а за­тем было заменено более легкими дро­тиками. Борьба велась на песке, при­чем тело предварительно натиралось маслом.

Применялись греками и другие ви­ды упражнений: кулачный бой, борьба вместе с кулачным боем (панкратион),

метание камня, сложные виды бега, различные прыжки через пре­пятствия, но не все они были представлены на соревнованиях.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.