Физическая культура в период разложения феодализма и зарождения капиталистического строя
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Физическая культура в период разложения феодализма и зарождения капиталистического строя





Последний период существования феодального строя характерен резким обострением присущих ему противоречий. С одной стороны, идет дальнейшее усиление абсолютизма и крепостного права, с дру­гой— вместе с быстрым развитием производства и торговли в недрах феодального общества зарождаются основы капиталистического строя. В этот период создается и национальная буржуазная культура многих народов.

В основе развития физической культуры этого периода лежит борьба народных масс со средневековой дворянской и религиозной идеологией в воспитании.'

В средние века поя-вилось и развилось учение гуманистов. Проводники этой новой идеологии — гуманисты — наибольшее внима­ние в области физического и духовного воспитания уделяли интере­сам самого человека. Свои убеждения в необходимости развивать новую культуру, в том числе и новую систему физического воспита­ния, они подкрепляли авторитетом античной науки. Следуя ей, они призывали возродить интерес к земной жизни и отказаться от сред­невекового аскетизма, устремления в загробный мир.

Гуманисты были идеологами развивающейся буржуазии. Их взгляды на воспитание отражали стремление к знаниям и развитию духовных и физических сил.

Основной идеей всех гуманистов этой эпохи было использование физического воспитания не только для военной подготовки, но и для укрепления здоровья и развития физических сил. Это была новая, прогрессивная идея. Тем не менее взгляды гуманистов были ограни­чены стремлением обеспечить человеку лишь его личное благополу­чие. Простому народу произведения гуманистов оставались недоступ­ными, так как системы воспитания, предлагавшиеся ими, были рас­считаны на людей обеспеченных, а сами произведения были написа­ны, как правило, на латинском языке, не понятном простым людям.



Некоторые гуманисты пытались на практике осуществить свои идеи в области воспитания. Одним из них был итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378—1446 гг.). Работая при дворе одного из итальянских феодалов, он организовал для детей правителя и его придворных школу нового типа, которую назвал «Дом радости». В этой школе поощрялась любознательность, активность и самостоя­тельность учеников. Зубрежка была исключена. Применялись методы

* Термин «спорт» происходит от древнелатинского слова «диспортаре» — раз­влекаться. В старофранцузском языке отсюда произошло слово «дэспорт» — развле­чение, из которого образовался термин «ле спор(т)», перешедший в немецкий — «шпорт», в английский — «спорт». Так этот термин распространился по всему миру, кроме Скандинавских стран, где данному термину соответствует слово «идрот», и стран, говорящих на испанском языке, где термин звучит как «депорте».


Н и пядного обучения. Впервые в учебный план школы введено было фи шчсское воспитание. Значительное время отводилось,для игр и

шчпых физических упражнений. Детей обучали фехтованию, пла-
....... о, верховой езде, соблюдению правил гигиены.

Большую известность получил и французский писатель Франсуа Рпбле (ок. 1494—1553 гг.)- В своем фантастическом романе «Гарган-ГЮа и Пантагрюэль» он высмеял схоластическую, средневековую сис-П'му воспитания и предложил свою. Он также требовал свободы мысли и действия, был противником заучивания богословских книг, считал, что процесс обучения должен быть приятным для ребенка.

Большое значение Рабле придавал физическому воспитанию. Для нон цели он предлагал соблюдать гигиенический режим, чередуя ум-< тонные занятия с физическими упражнениями. Кроме получивших уже известность физических упражнений древних греков он рекомеи-нжал пользоваться играми и упражнениями, применявшимися в быту порода, среди крестьян и горожан. Не исключал он полезные упраж­нения и из дворянского быта. Бег, прыжки, метания, плавание, стрельба, фехтование, лазание, верховая езда, гребля, борьба, упраж­нения на известных в то время гимнастических снарядах, различные игры, прогулки, охота — все должно быть использовано для физичес­кого воспитания детей. Заслугой Рабле является и то, что он в отли­чие от других гуманистов написал свой роман на французском, а не На латинском языке, к тому же в юмористическом духе. Благодаря ■пому его книга получила широкое распространение среди населения.

Среди гуманистов, выступавших с пропагандой физического вос­
питания, нужно назвать и французского философа Мишеля Монтеня
(1533—1592 гг.). Мишель Монтень отстаивал естественное право че­
ловека на развитие своих умственных и физических сил. Как духов­
ную, так и физическую стороны личности человека он считал равно­
ценными частями целого. В своих афоризмах он сравнивал обе эти
Стороны с двумя лошадьми, запряженными в карету. Если одна из
лошадей будет хромать, то, как бы ни рвалась вперед здоровая ло­
шадь, карета будет двигаться со скоростью, на которую способна хро-
Мея.Отсюда вытекает вывод, что только тот человек способен на
наибольшие достижения в жизни, у которого обе стороны личности
будут развиты полноценно. * •

Как и все гуманисты этой эпохи, Монтень рекомендовал широко применять известные упражнения в беге, прыжках, метаниях, борьбе, фехтовании, верховой езде. В выборе средств физического воспита­ния расхождений между гуманистами не было. Не было их и в опре-

юнии его целей. Различия были лишь в форме изложения своих (ядов и методах их пропаганды.

Вершиной развития гуманистических идей следует считать дея-П 'п.ность великих утопистов —англичанина Томаса Мора (1478— 1835гг.) и итальянца Томазо Кампанеллы (1568—1639 гг.). Высту-|| II с утопическими идеями о структуре общества будущего, о жизни

мм! в этом обществе, они писали, в частности, о воспитании в нем подрастающих поколений. Цели воспитания Мор и Кампанелла ви-

ш не в личном благополучии и успехах детей, а в их подготовке к кению обществу, т. е. в подготовке к трудовой деятельности и за-


щите своей страны. Мор и Кампанелла изложили свои взгляды в фантастических произведениях: «Утопия»* и «Город солнца».

Утописты, несмотря на существенные недостатки своего учения, подняли теорию гуманизма в области воспитания на более высокую ступень.

Учение гуманистов о том,что главной целью физического воспита­ния является укрепление здоровья, положило начало новому этапу развития научных основ этого воспитания.

К этому же периоду относится и появление первых учебников в этой области. Наиболее значительным из них был труд итальян­ского врача Иеронима Меркуриалиса (1530—1606. гг.) «Об искусстве гимнастики». В этой работе автор описал почти все известные ему физические упражнения и изложил методику их применения. Сами упражнения он делил на 3 группы. К 1-й он отнес упражнения, пред­назначенные для укрепления здоровья («истинные»), которые, по его мнению, являются самыми важными физическими упражнениями. Во 2-ю группу он отнес упражнения военные, которые нужны общест­ву, но не очень нужны для укрепления здоровья («необходимые»). Наконец, в 3-ю группу он отнес упражнения для подготовки к пуб­личным выступлениям и соревнованиям («атлетические»). В этих уп­ражнениях Меркуриалис не видел пользы. В целом его методика носила общеразвивающее и оздоровительное направление в физичес­ком воспитании. Он не допускал больших напряжений и тем более переутомления. Труд его в течение 200 лет оставался одним из основ­ных руководств по физическому воспитанию.

Многое в равитие гуманистических идей в области воспитания внес выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский (1592— 1670 гг.), живший на рубеже средних веков и Нового времени. Ко­менский положил начало педагогической науке. Основным принципом своей педагогической системы он считал принцип природосо­образности. Для правильного воспитания, по его мнению, нуж­но изучать природу и следовать ее законам. Ребенок, лишенный под­вижности, будет подобен животному, выросшему в клетке. Для пол­ноценного развития личности прежде всего нужно укрепить свой организм. Тело человека — это не темница души, как говорили хри­стианские проповедники, а жилище души. Только обладая крепким и здоровым телом, человек сможет развить все свои способности.

Выдвинутый Коменским принцип природосообразности не утратил своего значения и в наши дни. Но если Коменский имел в виду лишь окружающую человека природу, то мы говорим и о природе самого человека. С этой целью изучается анатомия, физиология и ряд других наук, которые во времена Коменского только зарождались.

Так, голландский ученый Андреа Везалий (1514—1564 гг.) впер­вые описал строение человеческого тела. Английский ученый Уильям Гарвей (1578—1657 гг.) открыл законы кровообращения и тем самым положил начало науке физиологии. Еще до этого значительные ис­следования в области биомеханики были сделаны выдающимся уче-

* Слово «утопия» означает «земля, которой нет» (греч.). Отсюда все последо­ватели этого направления называ￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿￿тва

-, прОТИВНИКО! и I. П.).

||<> ни* церковь начала широко использовать физическое воспи-i.iiiiic н спорт дли усиления своего влияния на молодежь. Строились . портивные сооружения и даже готовились кадры руководителей, со-• 111к и гвующие интересам церкв_и.

Краткие выводы <

Физическая культура при феодальном строе, как и при рабовла-и.ческом, носила классовый характер. Господствующие классы, пппяя ее своим интересам, решали задачи военной подготовки. Несмотря на крепостной гнет, народные массы все шире использова­ли физическую культуру. Поскольку у крестьян была личная заинте-сопанность в результатах своего труда, они применяли физическое ндспитание не только для военной подготовки, но и для подготовки

i груду.


Феодальный строй в последний период своего существования был удобной почвой для вызревания буржуазной культуры. В результате к периоду первых побед капитализма мы уже видим значительное развитие буржуазной физической культуры, тогда как феодальная физическая культура после крушения рабовладельческого строя лишь начинала развиваться.

В последний период существования феодализма возникают гума­нистические теории о воспитании вообще и физическом воспитании в частности, сыгравшие значительную роль в дальнейшем развитии физической культуры народных масс. Тем не менее благоприятных условий для развития физической культуры народных слоев было недостаточно. Она продолжала развиваться лишь в народном быту, причем некоторые ее формы послужили прообразами современных спортивных упражнений.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.