Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Задачи и методы науки «Экономика организации (предприятий)».





Дисциплина «Экономика организации (предприятия)» является базовой дисциплиной для студентов экономических специальностей. Экономика организации - наука, изучающая пути наилучшего использования экономических ресурсов организациями, имеющими лишь ограниченные запасы этих ресурсов, и достижения наибольшего удовлетворения спроса общества на товары и услуги.

Задачи дисциплины – изучение практики формирования использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов экономики различных форм собственности, рациональной организации производственного процесса, производственной мощности, формирования расходов и себестоимости продукции, путей повышения эффективности производства и взаимодействия с финансово-кредитной и страховой системой.

Экономика предприятия, как и любая другая наука, имеет особые методы исследования и изложения. Являясь прикладной дисциплиной, экономика предприятия широко использует методы исследования, характерные для прикладных экономических наук.

При экономических исследованиях для познания сущности явлений и процессов применяются общенаучные и специфические методы.

К общенаучным методам относятся:

· метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от мелких явлений, несущественных сторон и выделении общих, существенных признаков, в познании сути явлений;

· метод индукции – общий вывод делается на основе единичных факторов, то есть решения принимаются от частного к общему, от фактов к теории;

· метод дедукции предполагает обратный подход – от общего к частному и единичному;

· гипотеза (выдвигается с помощью методов индукции и дедукции) - научное предположение, выдвигаемая для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на практике и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией;

· метод сравнительного анализа – сопоставление частных и обобщающих показателей для выявления наилучших результатов;

· экспериментальный – проверка истинности гипотез и другие.

К специфическим методам относятся:

· статистико-экономический – характеристика развития явлений и процессов на основе массовых цифровых данных (приемы – экономическая группировка, средних величин, относительных величин, графический);

· монографический – изучение отдельных элементов общей совокупности, которые являются типичными для характеристики изучаемых объектов или являются представителями передовой группы предприятий;

· расчетно-конструктивный – позволяет найти реальные пути научно обоснованного решения проблемы;

· балансовый – метод координации и взаимной увязки всех показателей, отражающих сущность явления или процесса;

· экономико-математический – позволяет с помощью ЭВМ решить многофакторные экономические задачи и другие.

2. Основополагающие идеи организационных теорий.

Ф. Тейлор (1911 г.) определил принципы, которые составили основу классической теории организации:

разделение труда в широком смысле слова – и рабочий, и менеджер ответственен за какую-либо одну функцию;

функциональное руководство – замена власти одного мастера функциональной администрацией, каждый из которых дает указания рабочему в пределах своей компетенции;

измерение труда – измерение рабочего времени с помощью «единиц времени»;

задачи-предписания – примерные инструкции по выполнению конкретных задач;

программы стимулирования – премия за производительность выше нормы;

мотивация – личная заинтересованность является движущей силой;

роль индивидуальных способностей – проводятся различия между способностями рабочих (работают за вознаграждение в настоящем) и менеджеров (ради вознаграждения в будущем).

Принципы организации А. Файоля для эффективной работы организации:

– четкие цели;

– один центр подчинения (единство управления) и один центр управления (единство контроля);

– использование «мостика» Файоля в цепи подчинения;

– равенство прав и обязанностей;

– рациональное разделение труда;

– определение ответственности за результаты труда;

– благоприятные возможности для проявления инициативы.

Бюрократия (правление государственных служащих: точность, дисциплина, ответственность) М. Вебера, который разработал принципы построения идеальной структуры организации:

– определение задач и обязанностей каждого должностного лица на основе разделения труда;

– организация строится на принципах иерархии – строгом подчинении;

– деятельность организации регулируется на основе инструкций и правил, определяющих ответственность каждого;

– управление организацией исключает личные эмоции;

– назначение на должность основываются на квалификации и заслугах.

В результате проведения Хоторнского эксперимента Э. Мэйо получила развитие «школа человеческих отношений» и сделаны выводы, противоречащие концепции «рационального работника» (рабочие почувствовали к себе особое внимание как к участникам эксперимента, в результате чего повысилась производительность труда, а не из-за улучшения освещенности рабочих мест):

– разделение и нормирование труда не всегда ведут к повышению производительности;

– работники более отзывчивы к социальному влиянию равных им людей, а не к мерам контроля высшего руководства;

– менеджер должен быть профессионалом в человеческих отношениях – понимать потребности людей, выслушивать проблемы, уметь дать нужный совет, убедить принять перемены.

Ч. Бернард и целенаправленные организации: элементами организации являются и люди, и техника, и сосредоточение на одном не ведет к оптимизации. Суть его идей:

– кооперация – действенный способ преодоления физиологических и биологических ограничений, сотрудничество приводит к согласованным эффективным действиям;

– успех организации зависит от удовлетворенности ее членов;

– организации могут быть формальные и неформальные (как защита индивидов перед формальной);

– власть – это информационная связь (команда) – так как персонал решает, выполнять или не выполнять распоряжения.

Д. Макгрегор и теория Х-теория Y. Книга «Человеческая сторона предпринимательства» посвящена вопросам практического управления: управляющий строит свое поведение с подчиненными в соответствии со своими личными представлениями о работниках и их способностях.

В соответствии с теорией Х(прямое применение власти): каждому человеку присуще от природы нежелание работать, поэтому он избегает затрат труда, где это возможно; поэтому людей надо принуждать; люди стараются избегать ответственности и предпочитают быть ведомыми; больше всего люди желают личного спокойствия и нуждаются в защите.

В соответствии с теорией У (субординация как партнерство): затраты физических и духовных сил на работе столь же естественны, как при отдыхе – человек не отказывается от выполнения обязанностей; угроза наказания не является стимулом – люди наделены способностью к самоконтролю и самоуправлению; награда за деятельность соответствует выполненным задачам; творчество весьма распространено среди населения, но из-за высокоразвитых технологий скрыто (рис. 9).

 

А. Чандлер установил, что с изменениями стратегии компаний меняется и их организационная структура. Необходимость стратегических перемен диктуется требованиями внешней среды.

Дж. Томсон выполнил теоретическое обоснование взаимосвязи окружающей обстановки и структуры организации, показав разницу между закрытыми (ориентированы на внутренние факторы) и открытыми организациями.

В 1967 г. исследование влияния внешней среды на организацию провели преподаватели гарвардской школы бизнеса П. Лоуренс и Дж. Лорш, они рассматривали организационные структуры и системы управления, сравнивая компании, имеющие лучшие результаты в динамичном бизнесе (производство специальных пластиков) с лучшими компаниями в стабильной, мало меняющейся отрасли (производство контейнеров). Установили, что фирмы, для которых характерна стабильность, используют функциональную схему организации и простые системы контроля. Напротив, лидеры в динамичном производстве имеют более децентрализованную форму организации и сложные системы управления. Полученные результаты стали основой для формирования концепции организации как открытой системы.

Р. Сайерт, Дж. Марч, Г. Саймон выдвинули концепцию «Организация как мусорная корзина» (модель нерационального принятия решений): лица, принимающие решения, не работают в условиях совершенного знания, отсюда возникает неопределенность, являющаяся нормальным состоянием дел. Эта модель применима к организационной структуре, известной как организованная анархия, пример: университеты, исследовательские организации (технологии неясны, текучесть кадров «пришел-ушел»)







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.