Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Аналитический и синтетический способы решения ФЗ





Физических задач (ФЗ)

Классификация ФЗ.

Аналитический и синтетический способы решения ФЗ

Технолгия решения ФЗ с помощью алгоритмов.

Систематизация задачного материала.

Понятия: физическая задача, технология обучения решению ФЗ, технология решения задачи, алгоритм, процедура

 

 

Классификация ФЗ

ФЗ – это небольшая проблема, которая решается на основе методов физики путем логических умозаключений, физического эксперимента и логических действий.

Решение ФЗ имеет огромное значение для обучения, воспитания и развития учащихся. Обучение учащихся решению задач:

1) формирует у учащегося виды деятельности, связанные с применением знаний в конкретных ситуациях, а также способствует усвоению учащимися курса физики.

2) воспитывает у учащихся личностные и профессиональные качества: настойчивость, воля, усидчивость, самостоятельность, формирует профессиональную компетентность.

3) развивает логическое мышление в процессе овладения учащимся эвристическими и алгоритмическими приемами решения.

ФЗ классифицируются по следующим основаниям: 1) содержанию, 2) форме выражения вопроса и ответа; 3) Способам выражения условия в ФЗ; 4) Способам решения ФЗ; 5) Степени сложности (рис. 1)

По содержанию ФЗ делятся на группы, соответствующие резделам физики: механические задачи, задачи по молекулярной физике и термодинамике, задачи на электричество и магнетизм, задчи по оптике и т.д.

По степени сложности ФЗ делятся на простые и сложные. Сложность оценивается по числу операций, которые необходимо выполнить при ее решении. Простые задачи- тренировочные, требуют знание формул и единиц физических величин и сводятся к вычислению в одно действие. Сложные задачи – задачи, решение которых предполагает выполнение нескольких действий. К ним относятся и комбинированные и творческие и олимпиадные.

Задачи, в которых требуются сведения из 2-х или нескольких разделов физики называются комплексными или комбинированными.

Виды классификаций ФЗ

 
 
I. Содержанию


 
 

 


 

 
 


 

           
   
 
   

 

 

 
 

 


 

 


 

 

Простые - в одно действие

           
 
   
 
 
   

 


Комбинированные или комплексные - в рамках 2-х или нескольких разделов физики
творческие
  В рамках одного раздела физики

 

Рис. 1. Классификация ФЗ

 

Геометрический способ использует знания геометрии: действия с векторами, площади и объёмы фигур. Пример – решение задач на принцип суперпозиции, задачи из геометрической оптики.

Графический способ решения задачи используется, когда объектом решения задачи является график. При этом графические задачи подразделяются на 2 вида: 1) график является условием задачи; 2) график надо построить в результате решения задачи.

Примером графических задач являются задачи на изопроцессы. Например, задача на нахождение работы при линейном процессе Р= кV. Работа находится как площадь трапеции.

 

Общий алгоритм оформления задач по физике

Рис.2.

 

Пример 1 частного алгоритмического предписания решения задач на динамику:

 

1. Сделать чертеж (размером 1/3-¼ листа) с указанием всех сил, действующих на тело.

2. Написать уравнение Ньютона в векторной форме:

® ® ® ¾ ® ¾ ®

åFi=m a (напр.: Fтяги + mg + Fтр +N = ma)

 

3. Выбрать оси координат: X- по движению тела, y ^ x.

 

4. Спроецировать все силы на оси х.: …… y: …….

5. Если есть сила трения дописать 3-е уравнение:

Fтр=mN

6. Решить систему уравнений в проекциях и найти искомую величину.

 

 

Пример 2 частного алгоритмического предписания решения задач на тему «Принцип суперпозиции электростатических полей»:

1. Сделать чертеж, на котором указать векторы напряженностей электростатических полей Е 1, Е 2, Е 3Е n, создаваемых зарядами q1, q 2, q 3 , …q n. (Начало всех векторов находится в точке, для которой надо найти значение результирующего вектора напряжённости).

2 Написать принцип суперпозиции в векторном виде:

Е 0 = Е 1 + Е 2 + … + Е n ()

3.Геометрическим путем найти результирующий вектор Е0, изобразить его на чертеже и написать расчетную формулу для вычислениявеличины напряжённости Eо.

4. Найти величину напряжённости поля, создаваемого каждым зарядом

Е1, Е2 …. по формуле:

Ei = kqi / r², B/м ()

5. Подставить числа в расчетную формулу и найти величину E0.

В настоящее время общепризнано: сформировать умение решать задачи можно только с использованием алгоритмических методов. Это - единственно верный путь.

В долговременной памяти учащихся скапливаются совокупность решённых типовых задач, каждую из которых ученик может воспроизвести в нужный момент времени и применить к «незнакомой» ситуации – новой нерешённой задаче.

Таким образом, сокращение времени на формирование умений решению

физических задач достигается за счёт:

- использования алгоритмов;

– уплотнения задачного материала благодаря его систематизации и распре-

деления в блоки, что позволяет решать в 1,5-2 раза больше задач за то же время;

– систематического проведения обобщённых занятий по решению задач.

 

Физических задач (ФЗ)

Классификация ФЗ.

Аналитический и синтетический способы решения ФЗ







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.