Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проставьте порядковые номера предлагаемых фрагментов, иллюстраций и характеристик под соответствующими типами.





Мы рады приветствовать Вас

на Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию!

Желаем успехов!

1. Из курса обществознания вам известно такое явление как совокупность специфических для страны и принимаемых большинством ее граждан как привычные и правильные формы и методы политических действий. Перед вами различные текстовые фрагменты, иллюстрации, а также сформулированные характерные черты, относящиеся к разным типам указанного явления .

1.1.Определите, о каком социальном явлении идет речь. Заполните схему, отразив в ней различные типы определенного вами социального явления.

Проставьте порядковые номера предлагаемых фрагментов, иллюстраций и характеристик под соответствующими типами.

1. «В 1136 новгородцы восстали против Всеволода. Обвинив его в дурном управлении и пренебрежении интересами Новгорода, они посадили его вместе с семьей в заключение, а через полтора месяца изгнали из города. Верховным органом управления являлось народное собрание (вече), в которое входили все свободные горожане». Из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

2. «Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать». Из Послания старца Филофея к великому князю Василию.

3. «Благочестивейший великий государь-батюшка наш, царю и великий княже Алексие Михайлович, самодержец и наследниче всея Великия и Малыя и Белыя России и иных многих государств владетелю и повелителю!..» Из «Слова новопоставленного патриарха Питирима к царю Алексею Михайловичу».

4. «Отречемся от старого мира!
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры;
Ненавистен нам царский чертог!» П.Л. Лавров


5. «Для нас открыты солнечные дали,
Горят огни победы над страной,
На радость нам живет товарищ Сталин -
Наш мудрый вождь, учитель дорогой.

Мы строим счастье волей непреклонной,
Дорога на нам указана Вождем;
Подняв высоко красные знамена,
Мы в коммунизм за Сталиным идем». А.А. Сурков


6. «Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Из Конституции Российской Федерации

7. Послушание и следование указаниям властей обеспечиваются не репрессиями и формальным ограничением способов выражения протеста и недовольства, а изначальным почтением и уважением к мнению отца.

8. Представление об изначальной предназначенности страны к осуществлению некой исключительной высшей задачи.

9. Имеются законные и правомерные средства выражения недовольства и противодействия властям, использование которых считается одинаково приемлемым как гражданами, так и властями.

10. Лучший способ решения всех проблем — тотальный слом старого государства и старой морали и построение на их месте всего совершенно нового.

11. Порождает «вождей», харизматических лидеров., вера в которых может поднять граждан на действительно небывалые свершения

12. П атернализм, т.е. точка зрения, согласно которой задача государства состоит в заботе о гражданах или подданных и создании для них благополучия и процветания.

13. Государство, как бы оно ни было организовано, и кто бы его ни возглавлял, рассматривается подданными или гражданами как господствующая сила, решениям и указаниям которой нельзя не подчиняться.

14. Государство воспринимается как народное установление и инструмент реализации воли народа.

 
 
 

 

 

 


 

       
   
 
 
 
 



 

 
 
 


___________ ___________ ___________ ___________ ___________

2. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.

Укажите порядковые номера ситуаций, в которых представители групп населения, о которых идет речь, являются гражданами России. Аргументируйте свой выбор.

Немцы, проживавшие до 1987 г. в Саратовской области, а затем выехавшие в Германию на постоянное жительство (при этом они не заявили о своем выходе из российского гражданства).

Украинцы, проживавшие в Астраханской области и в 1990 г. выехавшие в Грузию на постоянное жительство (не заявили о своем выходе из российского гражданства).

Напишите рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно) или «нет» (если содержащееся в работе утверждение действительно ошибочно) и объясните, в чем заключается ошибка.

Во все времена философы размышляли об идеальном общественном и государственном устройстве. Китайский мудрец Конфуций полагал, что государство является одной большой семьей, в которой обязанности каждого ее члена определяются социальным положением человека (1). Древнегреческий философ Платон, размышляя над образом идеального города-государства, приходил к выводу, что семья в нем должна отсутствовать, а детей следует воспитывать коллективно (2). Отталкиваясь от взглядов Платона, Аристотель полагал, что высшая цель государства состоит в достижении добродетельной жизни, где нет места рабству (3). Средневековый писатель Фома Аквинский в сочинении «О граде Божием» (4), развивает идеи Аристотеля, говоря о том, что глава государства должен создать условия для сохранения добродетельной жизни граждан, народ же должен повиноваться ему во всех случаях (5). В эпоху Ренессанса крупнейшим социально-политическим мыслителем является Н. Макиавелли. С горечью приходит он к выводу, что главным стимулом человеческой деятельности является эгоизм (6), потребность обуздания которого вызывает необходимость государства. Немецкий философ XVIII в. (7) Т. Гоббс, как и Макиавелли, исходит из того, законы природы развивают у людей эгоистические потребности, которые ведут к «войне всех против всех». Такое состояние порождает у людей страх за свою жизнь и заставляет отказаться от своей свободы в пользу государства, основанного, таким образом, на общественном договоре между ними (8). Концепция общественного договора получила развитие в трудах французских философов-просветителей Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ф. Вольтера, М. Монтеня (9), П. Гольбаха (10), Ж. Руссо. Руссо предложил также оригинальную концепцию воспитания, которое должно быть направлено на усвоение человеком всей суммы достижений цивилизации и культуры (11). Философия французских просветителей сыграла колоссальную роль в развитии европейской общественной мысли и стала впоследствии одним из источников марксистской идеологии, усвоившей взгляды большинства просветителей на частную собственность (12).

1. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

8. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

9. ___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

10. __________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

11. __________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

12. __________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4. Перед вами описания форм государства в различных странах. Из трех характеристик для каждой страны одна является ошибочной.

Испания.

Канада.

Бразилия.

Экватор, как вам известно, линия воображаемая, однако вполне определенная. Переход ее с давних пор сопровождается небольшими самодеятельными спектаклями на корабле: якобы морской бог Нептун является на судно и после непродолжительной беседы с капитаном тут же, на палубе, купает моряков, впервые посетивших его владения».

Московский английский клуб открыт в 1802 году на Петровке в бывшем доме князя Гагарина. Каждый член клуба имеет право записывать гостем всякого иногороднего и даже московского жителя если только тот не служит и не имеет собственного дома, но этим правом должно пользоваться с большой осторожностью. Ваш гость может требовать все, что ему угодно: кушать устрицы, разварных стерлядей, пить шампанское и сверх того проиграть несколько тысяч рублей, не заплатя за все это ни копейки; от него ничего не потребуют, ему даже не намекнут, что в английском клубе едят и пьют за деньги, а на мелок никогда не играют; он как гость не обязан этого знать, за все будет отвечать тот член клуба, которым он записан».

Перед вами три фрагмента из художественных произведений. Определите, какой закон соблюдается или нарушается в каждом из приведенных фрагментов. Сформулируйте эти законы и подпишите их под соответствующей ситуацией.

10.1. «— Перейдем к домоводству, — сказала Королева. — Откуда берется хлеб? Отвечай!

— Это я знаю,— радостно начала Алиса.— Он печется...

— Печется?— повторила Белая Королева.— О ком это он печется?

— Не о ком, а из чего, — объяснила Алиса.— Берешь зерно, мелешь его...

— Не зерно ты мелешь, а чепуху, — отрезала Белая Королева.

— Обмахните ее,— сказала с тревогой Черная Королева.— А то у нее от умственного

напряжения начнется жар!» Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

10.2. «У ч и т е л ь ф и л о с о ф и и. Конечно, вы хотите написать ей стихи?

Г о с п о д и н Ж у р д е н. Нет, нет, только не стихи.

У ч и т е л ь ф и л о с о ф и и. Вы предпочитаете прозу?

Г о с п о д и н Ж у р д е н. Нет, я не хочу ни прозы ни стихов.

У ч и т е л ь ф и л о с о ф и и. Так нельзя, или то, или другое.

Г о с п о д и н Ж у р д е н. Почему?

У ч и т е л ь ф и л о с о ф и и. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не

иначе как прозой или стихами.

Г о с п о д и н Ж у р д е н. Не иначе как прозой или стихами?

У ч и т е л ь ф и л о с о ф и и. Не иначе, сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то

проза». Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

10.3. « Тут она поскользнулась и — бух!— шлепнулась в воду. Во­да была соленая на вкус и

доходила ей до подбородка. Сначала она подумала, что каким-то образом упала в море.

«В таком случае,— подумала она,— можно уехать по железной дороге».

Алиса всего раз в жизни была на взморье, и потому ей ка­залось, что все там одинаково: в море

— кабинки для купания, на берегу — малыши с деревянными лопатками строят замки из

песка; потом — пансионы, а за ними — станция.

Вскоре, однако, она поняла, что упала в лужу слез, которую сама же и наплакала, когда была

ростом в девять футов». Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

11. Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.

Понятия могут быть

1. Равнозначными: квадрат (А) есть равносторонний прямоугольник (В).

2. Пересекающимися: спортсмены (А) и студенты (В).

 
 


3. Подчиненными: рыба (А) и щука (В).

 
 


4. Соподчиненными: сосна (А) и береза (В) – это деревья (С).

 

 

С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

деятель изобразительного искусства (А), деятель античного изобразительного искусства (В), скульптор (С), гений (D), «титаны эпохи Возрождения» (E).

 

 

 

12. 2008 год объявлен в России годом семьи. Проанализируйте статью отечественного исследователя о роли и проблемах семьи в современном обществе и выполните предложенные задания.

«Эффективность воспроизводственного процесса зависит от эффективности формирования и использования человеческого потенциала. Основным институтом, обеспечивающим его воспроизводство, была и остается семья. Роль семьи была и остается базисной по отношению к другим институтам, участвующим в создании человеческого потенциала. Именно семья выполняет важнейшую общественную функцию - передачу от поколения к поколению основных культурных кодов, ценностей(1) и установок. Этот процесс принято называть "семейной социализацией'', в ходе которой формируется зрелая, обладающая социальной компетентностью(2) личность. Многие считают, что суть явления глубже, и не ограничивается усвоением лишь тех норм и ценностей, которые приняты в данной стране в данное время, но служит главным механизмом передачи основных цивилизационных характеристик. Воспроизводство человеческого потенциала в настоящее время есть основная функция семьи, так как многие другие функции, присущие ей прежде, сейчас в значительной степени утрачены. Семья в подавляющем большинстве случаев уже не является производственной единицей, обеспечивающей работой всех своих членов. Взрослые заняты профессиональной деятельностью вне дома, семейный бизнес сохранился в довольно ограниченных масштабах в сельском хозяйстве и сфере услуг. Развитие здравоохранения, образования, социального страхования(3), банковской системы сделало возможным внесемейное удовлетворение таких потребностей, как помощь в случае болезни и старости, получение заемных финансовых средств, профессиональное обучение, то есть социальная защищенность человека в гораздо меньшей степени зависит от наличия или отсутствия у него семьи.

В последние десятилетия во всех развитых странах наблюдаются существенные изменения состояния семьи. В США на протяжении последних десятилетий прирост числа традиционных семей постоянно оказывается ниже прироста общего числа домашних хозяйств(4). Позднее вступление в брак и рост разводов стали основными причинами повсеместного увеличения числа одиноких людей. Выросло число юношей и девушек, остающихся после совершеннолетия в родительском доме. Многие из них живут в незарегистрированном браке.

С точки зрения качества воспроизводства человеческого потенциала одним из самых негативных можно считать то, что все большее число детей воспитывается в неполных семьях. Это связано с ростом разводов и доли внебрачных рождений во всех индустриально развитых странах. Присутствие в семье обоих родителей позволяет создать значительно лучшие условия для воспитания(5) ребенка, закладывая здоровый базис, на котором строится модель поведения участника хозяйственной деятельности и члена общества в целом. То, что дети из неполных семей оказываются гораздо хуже подготовленными к будущей трудовой деятельности, становится очевидным уже на самом раннем этапе их карьеры. Дети из неполных и малообеспеченных семей, объективно имеющие наиболее серьезные стимулы к трудоустройству, оказываются наименее успешными в поисках работы. Соответственно уровень безработицы среди них значительно выше.

Изменения в структуре домашних хозяйств, возникновение на месте одной доминирующей модели брачно-семейных отношений множества форм организации частной жизни наблюдаются в последние десятилетия во всех странах. Развитие производства, постоянный рост и совершенствование сферы услуг сделали неэффективным и во многом ненужным домашнее производство в его традиционном виде. Такие изначально присущие ему функции, как обучение детей, строительство и ремонтные работы, шитье одежды и даже приготовление пищи теперь полностью или частично выполняются специализированными учреждениями, причем значительно быстрее и лучше, чем в домашних условиях. Одновременно благодаря появлению на рынке большого количества различной бытовой техники домашний труд значительно облегчился. В результате произошло массовое высвобождение женской рабочей силы(6) при одновременном возникновении на рынке труда большого количества рабочих мест, на которых использование женского труда либо возможно наравне с мужским, либо предпочтительнее мужского.

При сравнении эффективности двух сфер - производственной и семейной - выясняется, что вложения в собственное образование, здоровье, карьерный рост приносят в денежном эквиваленте гораздо больший доход, чем затраты времени и средств на семью и детей. Инвесторы-родители оказываются в проигрыше, как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспекте. Ведь уход за ребенком требует значительного сокращения рабочего времени вплоть до полного прекращения работы в течение ряда лет для одного из родителей и ограничение возможностей для профессиональной и географической мобильности для другого. При этом снижается текущий денежный доход, уменьшаются отчисления в пенсионные фонды, следовательно, сокращается и будущий доход.

В предельно индивидуализированном обществе традиционная семья оказывается неустойчивой, а нетрадиционные формы организации домашнего хозяйства, напротив, проявляют высокую жизнеспособность и становятся обычными. Поэтому вряд ли правильно рассматривать домохозяйства, состоящие из одного человека или из неполной семьи, просто как результат кризиса традиционной семьи, как некие ее обломки. На самом деле это самостоятельные, стабильно существующие формы организации частной жизни, отвечающие принципу эффективности.

Однако если говорить о долгосрочных перспективах развития, о качественных преобразованиях в экономике, политике, науке, то следует признать, семейный уклад базовым, фундаментальным в процессах воспроизводства и развития, ибо качественные сдвиги во всех этих отраслях обеспечиваются индивидуумами, которые обладают определенными ценностными установками, интеллектом, физическим и духовным здоровьем, знанием традиционных основ данной цивилизации. А все перечисленные качества формируются, главным образом, семьей».

(Г.К. Никольская, российский экономист)

          Прирост, %
млн. % млн. % млн. % млн. % 1970-1980 1980-1990 2000-2004
Домашние хозяйства 63,4 100,0 80,8   93,3 100,0 112,0 100,0      
Полные семьи 44,7 70,5 49,1 60,8 52,3 56,0 57,7 51,5      
Неполные семьи 6,7 10,6 10,4 12,9 13,8 14,8 18,5 16,5      
Несемейные домашние хозяйства 11,9 18,8 21,2 26,3 27,2 29,2 35,8 31,9      

Б) в настоящее время.

Можно ли сказать на основании анализа данных приведенной таблицы, что тенденции развития домашних хозяйств в современных индустриальных странах, сформулированные автором фрагмента, характерны для общества США с 1970-х гг. и до настоящего времени? Свой вывод обоснуйте.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы рады приветствовать Вас

на Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию!

Желаем успехов!

1. Из курса обществознания вам известно такое явление как совокупность специфических для страны и принимаемых большинством ее граждан как привычные и правильные формы и методы политических действий. Перед вами различные текстовые фрагменты, иллюстрации, а также сформулированные характерные черты, относящиеся к разным типам указанного явления .

1.1.Определите, о каком социальном явлении идет речь. Заполните схему, отразив в ней различные типы определенного вами социального явления.

Проставьте порядковые номера предлагаемых фрагментов, иллюстраций и характеристик под соответствующими типами.

1. «В 1136 новгородцы восстали против Всеволода. Обвинив его в дурном управлении и пренебрежении интересами Новгорода, они посадили его вместе с семьей в заключение, а через полтора месяца изгнали из города. Верховным органом управления являлось народное собрание (вече), в которое входили все свободные горожане». Из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

2. «Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать». Из Послания старца Филофея к великому князю Василию.

3. «Благочестивейший великий государь-батюшка наш, царю и великий княже Алексие Михайлович, самодержец и наследниче всея Великия и Малыя и Белыя России и иных многих государств владетелю и повелителю!..» Из «Слова новопоставленного патриарха Питирима к царю Алексею Михайловичу».

4. «Отречемся от старого мира!
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры;
Ненавистен нам царский чертог!» П.Л. Лавров


5. «Для нас открыты солнечные дали,
Горят огни победы над страной,
На радость нам живет товарищ Сталин -
Наш мудрый вождь, учитель дорогой.

Мы строим счастье волей непреклонной,
Дорога на нам указана Вождем;
Подняв высоко красные знамена,
Мы в коммунизм за Сталиным идем». А.А. Сурков


6. «Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Из Конституции Российской Федерации

7. Послушание и следование указаниям властей обеспечиваются не репрессиями и формальным ограничением способов выражения протеста и недовольства, а изначальным почтением и уважением к мнению отца.

8. Представление об изначальной предназначенности страны к осуществлению некой исключительной высшей задачи.

9. Имеются законные и правомерные средства выражения недовольства и противодействия властям, использование которых считается одинаково приемлемым как гражданами, так и властями.

10. Лучший способ решения всех проблем — тотальный слом старого государства и старой морали и построение на их месте всего совершенно нового.

11. Порождает «вождей», харизматических лидеров., вера в которых может поднять граждан на действительно небывалые свершения

12. П атернализм, т.е. точка зрения, согласно которой задача государства состоит в заботе о гражданах или подданных и создании для них благополучия и процветания.

13. Государство, как бы оно ни было организовано, и кто бы его ни возглавлял, рассматривается подданными или гражданами как господствующая сила, решениям и указаниям которой нельзя не подчиняться.

14. Государство воспринимается как народное установление и инструмент реализации воли народа.

 
 
 

 

 

 


 

       
   
 
 
 
 



 

 
 
 


___________ ___________ ___________ ___________ ___________

2. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.