Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II. Вступительное слово учителя.





Михаил Афанасьевич Булгаков. Имя этого писателя вспыхнуло на литературном горизонте яркой звездой, свет которой проникал в сердца людей не одного поколения. О нём спорят и им восторгаются, его ругают и не понимают, но равнодушных, я думаю, мало. Вот и мы сегодня совершим путешествие по местам, связанным с жизнью и творчеством этого замечательного писателя. Мир героев Булгакова сложен и многообразен, подчас трагичен, как и эпоха, в которой ему пришлось жить.

В этом путешествии нас будут сопровождать гиды, которые помогут нам не только узнать много интересного о семье Булгаковых, но и проследить основные этапы его творческого пути.

По ходу путешествия вы будете вести путевой дневник, в котором должны быть записаны даты, связанные с биографией и творчеством писателя. Эти записи помогут вам выполнить домашнее задание, которое вы получите в конце урока.

(У доски за столом сидят гиды, которые помогут совершить заочную литературную экскурсию – 6 человек).

Первый гид.

Мы побываем с вами сейчас в древнем и прекрасном городе Киеве, где каждый уголок напоминает нам об истории украинского народа, его культуре и литературе. Михаил Афанасьевич Булгаков – один из знаменитых писателей, который прославил свой родной город Киев.

Родился он 3 (15) мая 1891 года в семье доцента (позже профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Добрый по натуре, он создал в семье атмосферу твёрдости, исключительного трудолюбия и религиозного начала. Мать, Варвара Михайловна, весёлая, жизнерадостная женщина, очень начитанная, была до замужества преподавателем в женской прогимназии. И вот в такой семье воспитывался смышлёный, очень способный мальчик. В становлении личности будущего писателя огромную роль сыграли родители. Послушание для детей было первейшей обязанностью, а забота друг о друге – долг.

Семья Булгаковых жила в Киеве на Воздвиженской улице, в ней было 7 детей. Свой город Михаил не только любил. Он знал каждый уголок Киева, который был исхожен ногами отрока, потом – юноши (по ходу экскурсии показываются слайды о Киеве).

Второй гид.

В романе «Белая гвардия» Булгаков описывает Киев в деталях.

«…Царский сад. Старые сгнившие чёрные балки парапета не преграждали пути прямо к обрывам на страшной высоте. Отвесные стены, заметённые вьюгою, падали на нижние далёкие террасы, а те расходились всё дальше, и шире, переходили в береговые рощи над шоссе, вьющимися по берегу великой реки (Днепр), и тёмная, скованная лента уходила туда, в дымку, куда даже с городских высот не хватает человеческих глаз, где седые пороги, Запорожская Сечь, и Херсонес, и дальше море» (Показывается слайд).

С Аскольдовой могилы, из Царского села, с выступа в купеческом саду, с Владимирской горки, с площадки Андреевской церкви открывались бесконечные дали, которые с такой любовью описывал Булгаков в романах. Киев был с ним всегда. Киев отразился во всех его романах. Именно о нём он писал: «Моя земля! Грусть, сладость, тревога!» (По Л. Яновской).

Третий гид.

Из рассказов соучеников Булгакова по Первой Киевской гимназии видно, что в школьных шалостях и потасовках будущий писатель занимал первое место.

«Ядовитый глаз и язык» - такое прозвище осталось за Булгаковым (на экране демонстрируется слайд с портретом Булгакова- гимназиста).

- Воспоминания друзей Булгакова о гимназическом периоде.

В 1907 году умирает отец, Афанасий Иванович Булгаков. Для семьи это было страшным ударом, ведь на руках Варвары Михайловны осталось семеро детей. Старшему, Михаилу, было 16 лет, а младшей, Елене – всего 5 лет. К счастью, духовная академия добилась пенсии для Булгаковых, и материальное положение семьи улучшилось. Она была дружная. Все дети прекрасно знали литературу, страстно любили музыку, играли на различных музыкальных инструментах, организовали домашний хор и театр, режиссёром спектаклей и исполнителем ролей был Михаил. Писатель К.Г. Паустовский вспоминал: «Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве – огромная, разветвлённая, насквозь интеллигентная семья».

Дом № 53 на Андреевском спуске в Киеве прекрасно отражён в романе «Белая гвардия» и послужил основой для создания музея великого писателя в Киеве. Нечасто встретишь такое эмоциональное отношение к родному городу.

«Эх, Киев – город, красота! Вон там Лавра пылает на горах, а Днепро! Днепро!»

(На доске проецируются слайды с видами Киева и дома-музея Булгакова).

В Киеве писатель прожил почти 30 лет.

 

Четвёртый гид.

После окончания гимназии, в 1909 году, Булгаков поступает в Киевский университет на медицинский факультет. Ещё будучи студентом, он женился на Татьяне Лаппа. В 1916 году, после окончания университета, Булгаков направляется в Смоленскую губернию в больницу села Никольское. Впечатления от медицинской практики нашли своё отражение в рассказах под названием «Записки юного врача» (1925-1927гг). С 1918 года Булгаков продолжает заниматься медицинской практикой, но уже в Киеве. Это было сложное время. «По счёту киевлян, у них было 18 переворотов. Власть в городе переходила из рук одной политической партии в руки другой». Два года, проведенные в Киеве, послужили основой для создания романа «Белая гвардия».

В 1919 году Булгаков мобилизован в Добровольческую армию Деникина, работает врачом. В музее М. Булгакова хранятся его вещи. Тогда же печатается в газетах Северного Кавказа. Своими глазами писатель видит трагедию, к которой привела революция, в ней он почувствовал «ту страшную, завораживающую и влекущую силу, что столько раз проступала в загадочных вьюгах русской истории, в её смутах, восстаниях и крестьянских войнах». И хотя Булгаков осознал эту силу, он не принял её, потому что она разрушала и культуру, и человеческие связи. Эмигрировать не удавалось. Оставалось жить в новой стране – Советской России, с новыми законами – и в то же время сохранить себя как личность.

 

Пятый гид.

В 1921 году Булгаков приезжает в Москву, и постоянным местом его службы становится газета «Гудок». Здесь он знакомится с К.Г. Паустовским, Ю. Олешей, Ильфом и Петровым; один за другим выходят его очерки и рассказы.

К этому времени стало ясно, что перед нами писатель с ярко выраженным сатирическим дарованием. Булгаков выбирает сложный путь, путь борьбы с новой властью, тем самым определял свою судьбу. И эта судьба сложилась трагично. Писатель разделил своё творчество на две части: «подлинное» и «вымученное».

«Вымученное» - политические фельетоны, «подлинное» - «Роковые яйца» (1924г.), «Собачье сердце» (1925г.), где автор показывает безобразный мир советской действительности 20-х годов. К этому времени Булгаков становится известным. Публикуется его роман «Белая гвардия» (единственный, опубликованный при жизни), выходит сборник «Дьяволиада». МХАТ заказывает написать пьесу по роману «Белая гвардия», которая получает название «Дни Турбиных».

Однако советские идеологи не могут простить Булгакову критики существующего строя. Писатель подвергается обыскам, конфискации дневника рукописей, допросам. Он горько осознаёт: «Остаётся уничтожить последнее, что осталось – меня самого».

После возвращения дневника Булгаков его сжигает и больше никогда ничего не пишет.

В течение долгих лет судьба писателя связана с МХАТом и его руководителями К. Станиславским и В. Немировичем – Данченко. Именно для этого театра Булгаков пишет пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Мировые души», «Батум». Пьеса «Дни Турбиных» получила оглушительный успех и одновременно вызвала яростные нападки врагов. Писатель воспринял это болезненно. Пьеса, рассказывающая о трагедии русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны, была запрещена в 1927 году. Эту же тему продолжала развивать и пьеса «Бег». В 1929 году все пьесы Булгакова были запрещены, а рукописи он сжёг.

После обращения с письмом к Сталину писатель получил разрешение работать в Театре рабочей молодёжи (ТРАМ), но печататься и ставить пьесы ему было запрещено.

Михаил Афанасьевич создаёт пьесы по литературным произведениям: «Война и мир», «Мёртвые души», «Полоумный Журден». В 1929-30 годах создаёт пьесу «Кабала святош», в которой рассматривает злободневную тему: художник и тиран. Несмотря на гонения и преследования, Булгаков продолжает работу над главным трудом своей жизни – романом «Мастер и Маргарита», который он писал с 1928 года до последних дней своей жизни.

Воспоминания жены писателя Елены Булгаковой о работе мужа над романом «Мастер и Маргарита».

В феврале 1940 года Булгаков умер. Литература понесла невосполнимую потерю.

Обобщающее слово учителя.

Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам жизни и творчества Михаила Булгакова.

- Какие записи вы сделали в путевых дневниках?

- Что открыло вам это путешествие?

- Почему так трагично сложилась судьба писателя? Мог ли он поступить иначе?

- Сестра писателя Надежда Афанасьевна, в замужестве Земская вспоминала: «Мы все были очень дружны… Этот наш дружный детский коллектив, эта кипучая, детская жизнь семьи, наша семейная спайка не могли не наложить отпечаток на наши характеры, не могли не оставить след на всю жизнь. Семья воспитала в нас чувство дружбы и долга, научила работать, научила сочувствию, научила ценить человека».

 

IV. Задание.

- Подумайте: в чем заключается высшая ценность человеческого бытия, опираясь на воспоминания сестры М.А. Булгакова. Запишите в свои тетради эти опорные слова: дружба, долг, трудолюбие, сочувствие, ценность человека.

V. Домашнее задание.

1. Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.А. Булгакова по хронологическому плану, составленному на уроке (средний уровень).

2. Составить развёрнутое сообщение «Моё восприятие Булгакова как человека и писателя» (достаточный уровень).

3. Напишите письмо писателю Булгакову «Я хочу рассказать Вам…» (о времени, о себе, используя стилистические приёмы сатиры Булгакова) – высокий уровень.

 

 

МОДЕЛЬ УРОКА

М → НМ → ИР → Р → К → О → ДЗ

 

М – мотивация

 

НМ – новый материал

 

ИР – индивидуальная работа

 

Р – рефлексия

 

К – контроль

 

О – оценивание

 

ДЗ – домашнее задание

 

 

Урок-мозаика с элементами интерактивного обучения по повести

А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Тема: Изображение бескорыстной, глубокой любви, богатства духовного мира героев и причин, обусловивших трагичность их судеб.

Тип урока: коллаж.

 

Вид урока: исследование и защита характеров персонажей повести.

 

Цель урока:

1. Обучающая – углубление знаний по теме любви в творчестве Ивана Бунина и Александра Куприна;

2. Развивающая – развитие исследовательских навыков литературно-художественного текста;

3. Воспитывающая – воспитание бережного отношения к миру чувств, к другому человеку.

 

Оборудование: портрет писателя.

 

Ход урока:







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.