Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II. Актуализация опорных знаний.





1. Беседа по вопросам:

· Что такое любовь?

· Какие отношения между противоположными полами её характеризуют?

· В чём проявляется сущность любви

(ЛЗ - когда бережёшь дорогого человека),

· В чём состоит сущность отношений родителей и детей?

2. Задание по рядам: кратко (фабульно) передать сюжет рассказов:

1-ый ряд – «Лёгкое дыхание»;

2-ой ряд – «Красавица»;

3-ий ряд – «Дурочка».

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя:

а) Словарная работа:

диалектика – это философский термин, одним из значений которого является утверждение, что в мире нет ничего такого, что бы не изменилось.

дискуссия – столкновение полярных мнений, вызывающих поиск истины.

б) сообщение темы, цели, задач урока и методов работы на нём.

Задачи урока: изучение сущности человеческих отношений в рассматриваемых рассказах И. Бунина; обратить внимание на проблему ответственности человека за свои поступки.

Методы реализации задач урока: беседа, дискуссия с целью поиска истины, познания диалектики души персонажей рассказов.

2. Беседа по вопросам:

- Какова взаимозависимость любви и духовности человека?

- Становишься ли духовно богаче, когда любишь, или нет?

- Что отличает Олю Мещерскую от её подруг уже в 15 лет?

[Изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз – это, по Бунину, признаки очарования, девичьей, женской красоты].

- Какова причина слухов, что Оля Мещерская ветрена и не может жить без поклонников? [Видное, неординарное всегда образует вокруг себя кривотолки людей].

- Что в поведении Мещерской не понравилось начальнице гимназии?

[Причёска, дорогие гребни, дорогие туфельки, женственность в 15 лет – всё это создаёт впечатление ветрености поведения].

- Что скрывается за признанием Ольги начальнице гимназии о её брате – соблазнителе?

[Взрослость, дерзость, переход к пониманию иных – недетских – ценностей; диалектическое изменение души Ольги].

- Почему у Ольги появилось желание ошеломить начальницу гимназии?

[Ненависть к её брату].

- Как связано это признание с тем, что через месяц Ольгу застрелил казачий офицер?

- Почему Ольга связалась с казачьим офицером, таким некрасивым и плебейского вида? Как это связано с изменениями в её душе?

- Любила ли Ольга? Можно ли назвать случившееся с Ольгой её грехопадением?

- Почему Ольга решила, что «теперь ей один выход?» Как это объясняет её дальнейшее поведение? Не эта ли мысль вела её к трагическому последнему аккорду в жизни?

- Сравните отношение к бытию классной дамы и Ольги. Что лучше – выдумка или действительность?

- Какая символика заложена в названии рассказа «Лёгкое дыхание»? Можно ли сравнить Ольгу Мещерскую с мотыльком, влетающим в огонь?

- Что погубило Ольгу?

- Что духовно губит взрослых людей в рассказе «Красавица»7

- Почему мачеха возненавидела пасынка?

- Почему отец не встал на защиту интересов сына?

- Каким (по характеру) вырастает мальчик?

- Что можно сказать о духовности героев рассказа «Дурочка»?

а) семинариста, будущего студента духовной академии?

б) дьякона и дьяконицы – родителей семинариста?

в) кухарки.

IV. Подведение итогов урока, комментирование оценок за ответы на уроке.

V. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «Взаимосвязь силы любви и сущности, бездуховности существования»

 

Модель урока:

Ф

 

М → Ф → НМ → Г → Р → К → О → ДЗ

 

ОД

 

 

Тема урока: Высокие идеалы и предчувствие перемен в творчестве Александра Блока.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: мозаика с элементами интерактивного обучения.

Цели урока: усвоить содержание стихов, в которых наиболее ярко отражены мучительные переживания поэта в начале ХХ века; способствовать формированию умений и навыков поэтического анализа текста; содействовать воспитанию у учащихся активной жизненной позиции.

Оборудование: портрет А. Блока, г/з со стихами поэта, коллаж, форма мозаики, которую в течение урока нужно заполнить.

 

Начало урокаКонец урока

Круг заполнен

разными цветами,

подведён итог.

 

 

«Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!»

А. Блок

(из стихотворения «О весне без конца и без краю…»

Ход урока:

 

I. Проверка домашнего задания (актуализация опорных знаний)

- Эвристическая беседа, опрос по материалу прошлого урока.

- Групповая работа по единому заданию: прочитать и проанализировать одно из стихотворений цикла «Стихи о Прекрасной Даме» (были заранее даны индивидуальные задания).

- сообщение «Стихи о Прекрасной Даме» Блока и сборник М. Рыльского „На білих островах” (задание на прошлом уроке получил один из литературно одарённых детей).

Вывод: стремление познать жизнь во всех её проявлениях, постоянно бороться за неё, придают стихам Блока страстность, энергию, силу. Душа поэта широко открывается навстречу всем жизненным бурям и не желает больше удовлетворяться уединением и молитвенным созерцанием. Итак, ребята, мы перешли к новой теме урока.

- прочитать тему, эпиграф, записанные на доске.

Эпиграф должен пройти красной нитью через всю тему урока. Для сегодняшней работы на уроке класс был разделён на четыре группы:

1. Исследователи.

2. Литературоведы.

3. Художники.

4. Поэты.

 

Каждая группа получила задание.

 

 

Отход от мистики и символизма, тяга к познанию жизни приводит поэта к напряжённым творческим поискам. В 1906 году у него возникает идея «мистицизма в повседневности». Блок эстетизирует неприглядные стороны современного города, пытается найти там прекрасное, таинственное, идеальное, создаёт образы двух планов – реального и фантастического. Ярким образцом такого рода является один из шедевров поэзии – баллада «Незнакомка».

- литературоведы дают понятие жанру «баллада».

- прослушивание г/з «Незнакомка».

- выразительное чтение одного из учащихся из группы «поэты».

Слово предоставляется «исследователям», они заранее работали над следующими вопросами:

1. Как изображена обстановка, в которой находится герой стихотворения?

(ученики находят детали неприглядной, будничной повседневности: ресторан, пьяные окрики, детский плач, канавы и т.д.)

2. Можно ли считать, что в «Незнакомке» даны простые зарисовки того, что случайно попало в поле зрения поэта, посетившего загородный ресторан?

(Нет, ученики доказывают это).

3. Найдите синонимы, которые передают авторскую оценку изображаемого («пьяницы с глазами кроликов», «лакеи сонные торчат», «окрики пьяные» и т.д.).

4. На какие две части можно разделить балладу?

(1 часть – картина ненавистного поэту мира; 2 часть – картина возвышенного идеала, символом которого выступает прекрасная женщина – таинственная Незнакомка).

5. Назовите конкретные, земные «реалии» Незнакомки: девичий стан, тёмная вуаль и.т.д.

Учитель: Все эти детали внешности не создают индивидуализированного портрета женщины. И только фантазия поэта, мечтавшего об идеальной, прекрасной жизни превращают земную женщину в чудесное видение. Незнакомка окружена чем-то таинственным, загадочным. Докажите это.

Учитель: Блок умеет перенести нас из повседневного в мир идеального, желаемого.

- зачитайте, как пишет поэт о глазах Незнакомки

(учащиеся находят: «И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу»).

- Что это за берег, который за тёмной вуалью увидел поэт?

(Это образ грядущего мира).

Вывод: образ живой женщины с её опьяняющей красотой окончательно вытесняет призрачное видение Прекрасной Дамы (такие вопросы были даны 1 группе исследователе, заполняется 1 квадрат).

Слово второй группе исследователей.

«О, весна без конца и без краю…» 1907г.

Учитель: чтение учащимся стихотворения.

Прежде Блок утверждал, что душа поэта лишь зрит далёкие миры; теперь же поэт провозглашает новое отношение к земному бытию: «Приявший мир, как звонкий дар, как злата горсть, я стал богат».

 

- Докажите это, анализируя данное стихотворение.

Вопросы, на которые должны были ответить учащиеся, доказывая высказывание поэта:

1. Что принимает поэт, что он так страстно, так настойчиво утверждает? (поэт принимает удачу и неудачу; плач и смех; пустынные веси и тесные города и т.д.)

2. Можно ли видеть в этом «Принимаю!» пассивное отношение поэта к жизни, покорность, смирение перед судьбой? (Нет, учащиеся доказывают текстом стиха).

Учитель: Вы правы, поскольку речь идёт о решительной борьбе за жизнь. Непрерывная борьба, «вечный бой» являются смыслом жизни, приносят подлинную радость человеку. Эта мысль пройдёт через многие стихи поэта. Например, в цикле «На поле Куликовом» поэт, размышляя об исторических судьбах России, о борьбе русских с иноземными поработителями, восклицает: «И вечный бой! Покой нам только снится…»

3. Весна и мечта связываются у поэта в единое целое (учащиеся доказывают это).

4. В чувствах лирического героя отчётливо проявляется характер бойца – беспокойного, страстного. Докажите.

Вывод: это стихотворение вызывает у нас представление о тех неизведанных, полных неожиданностей далях, куда поэт готов устремиться из каких бы то ни было «красивых уютов» для вечной, постоянной борьбы (таким образом заполняется второй квадрат мозаики).

Учитель. Наряду с мотивами губительной страсти и разочарования в жизни и в человеческих чувствах в цикле «Страшный мир» встречаются мечты воспоминания об ушедшей любви. Тоской о возможных, но не сбывшихся надеждах проникнуто стихотворение «В ресторане».

- Выразительное чтение стиха подготовленным учеником из группы «поэтов».

Примерные вопросы, на которые должны были ответить «исследователи» третьей группы:

1. Что пробуждает у героя стихотворения встреча с Незнакомкой? (чувство любви, надежду на счастье)

2. Что усиливает тоску героя о несбывшемся счастье? (музыка, природа; учащиеся доказывают это).

3. Найдите языковые средства, которые говорят о чувствах лирического героя (сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.)

Вывод: Поэт любит, но очень сожалеет об ушедшем счастье. Но у него нередки в этом цикле и воспоминания о прошедшем и робкая надежда на возвращение утерянного счастья.

(Третья группа заполняет свой квадрат).

Учитель. Теперь, ребята, обратимся к циклу «Возмездие», который продолжает раскрывать тему урока. В цикле сожаление об ушедшем счастье, сознание своей вины и готовность принять справедливое возмездие, но здесь же и отражены раздумья поэта о событиях общественной жизни. Не сбылись надежды на то, что революция 1905г. Приведёт к преображению мира. Растерянность, отчаянье кажутся Блоку закономерным возмездием за измену своим прежним идеалам, мечтам о «Ней». Одно из наиболее волнующих, задушевных стихотворений этого цикла – «О доблестях, о подвигах, о славе…»

- Прослушивание г/з или

- Чтение наизусть одного из «поэтов» (дома выучить этот стих всем наизусть).

Примерные вопросы, на которые отвечала четвёртая группа «Исследователей».

1. Сюжет стихотворения.

2. Какие чувства поэта нашли отражение в нём и какими средствами выражены?

3. Как раньше лирический герой относился к своей возлюбленной?

4. Почему Блок написал, что её лицо «сияло» на столе?

5. Какие ассоциации вызывает это слово? (литературоведы дают понятие слову «ассоциация», если это кому-либо не понятно).

6. Какие символы использует? (например, ночь, мрак, туман – душевная неустойчивость).

7. Как воспринимает лирический герой разлуку с любимой?

8. Как оценивает образ жизни без любимой?

9. Какие языковые средства использует и с какой целью?

10. История текста этого стихотворения (отвечает один из литературно одарённых детей).

Вывод. В этом стихотворении настойчиво звучат мотивы сожаления об ушедшем счастье и сознании своей вины. Человек оказывается сам виновником своих страданий и потому получает справедливое возмездие. Это относится не только к сфере интимных чувств, но и к вопросам общественной жизни.

Учащиеся этой же группы получили задание сопоставить стих Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» со стихотворением А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновение» (звучит грамзапись).

Был дан план:

1. Лирический сюжет одного и другого стихотворения.

2. Чувства поэта после разлуки с любимой.

3. Общее в лексике.

4. Чем можно объяснить оптимистическое звучание стихотворения Пушкина и мрачное настроение стихотворения А. Блока?

Вот такой получился ответ:

А.С. Пушкин А. Блок

«Я помню чудное мгновение…» «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Общее:

- лирический герой испытал чувство большой любви;

- воспоминания о первой встрече обрисованы в самых светлых тонах:

чудесное мгновение; её лицо сияло на столе;

мимолётное виденье; герой забывал обо всём на

гений чистой красоты; «горестной земле»…

голос нежный;

милые черты и т.д.

 

- есть общее и в словесно-образной ткани.

 

Различие

Отношение к любимой после разлуки с ней:

- томление грусти безнадёжной; - я бросил в ночь заветное кольцо;

- звучал мне долго голос нежный и - и я забыл прекрасное лицо;

слились милые черты;

Дни с любимой протекали:

- в тревогах шумной суеты; - летели дни, крутясь проклятым роем;

- бурь порыв мятежный; - вино и страсть терзали жизнь мою.

- рассеял прежние мечты.

 

Вывод. Перед А.С. Пушкиным открывались высокие общественные идеалы, его увлёк «бурь порыв мятежный», а у блоковского героя не осталось никаких идеалов, кроме «Неё», единственно любимой, которую он по своей вине потерял, не сумел ни удержать, ни возвратить. Так сливаются в стихотворении мотивы исторического и личного возмездия.

(заполняется последний квадрат).

Итак, ребята, творческая группа подготовила заранее коллаж по этим поэтическим произведениям.

Попробуйте охарактеризовать это строками из стихов, наиболее ярко подтверждающих и выражающих то, что вы видите на этом коллаже.

- Литературная пятиминутка (ребята находят и зачитывают).

Итог.

Отход от мистики и символизма, тяга к познанию жизни, могучую стихию которой Блок почувствовал и полюбил, приводит его к напряжённым творческим поискам, о которых мы говорили на уроке.

Домашнее задание. Выучить наизусть «О доблестях, о подвигах, о славе…».

Тема России – творческим группам даны опережающие задания.

 

МОДЕЛЬ УРОКА:

Г2 И2 О1 ЧВ

 

Ф→ Г1 → И1 → М → Т →Р → О2 → ДЗ

 

УИ ЛД ТЗ

Ф - фронтальный опрос

Г- групповая работа по единому заданию

И1 – индивидуальная работа дифференцированного характера

М- мотивация учебной деятельности

УИ – устное изложение

ЛД – литературный диктант

ТЗ – творческие задания

ЧВ – чтение вслух

О – задания для литературно одарённых детей

Р – рефлексия

ДЗ – домашнее задание.

 

 

Урок-конкурс

по «Серебряному веку» русской поэзии.

Тема: «И долговечней царственное слово»

Тип урока: обобщающий с элементами интерактивного обучения.

Цель урока: обобщение изученного материала, развитие умения творчески подходить к реализации поставленной задачи; развитие навыков выразительной речи; приобщить учащихся к миру поэтов «Серебряного века», воспитание чувства прекрасного.

Оборудование: портреты поэтов, иллюстрации картин А. Белого, Д. Бурлюка, С. Городецкого, рисунки учащихся.

Вид урока: урок-конкурс.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.