Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психические и криминальные эпидемии, основные формы их проявления.





Известный русский психиатр В.Х. Кандинский писал, что, болезни, поражающие сразу множество людей, на­зываются повальными или эпидемическими болезня­ми. История человечества, история обществ содержит ряд примеров, в которых известные побуждения и стремления, чувства и идеи охватывают сразу массу людей и обусловливают, неза­висимо от воли отдельных индивидуумов, определенный ряд одинаковых действий. При этом двигающая идея сама по себе может быть высокою или нелепою, чувство и стремление могут не выходить из границ фи­зиологических, но могут быть также необычайными и анормальными, но совершенно изменяющими прежний нравственный и умственный характер людей. К таким примерам морального и интеллектуального движения масс, принимающих форму резкого душевного расстройства можно отнести «душевные эпидемии», которые вызывают тысячи и десятки тысяч жертв. Вернув­шиеся к рассудку люди обычно не могут понять свою вовлеченность в психическую эпидемию.

Психические эпидемии описаны в древней греческой мифологии. К ним относят ре­волюции и войны, религиозные движения (массовый поход детейот 10 до 14 лет со всей Европы к гробу Господню в Палестину в 1212 г.; «массовое безумие детей», охватив­шее многие местности Германии в 1458 г.). К психическим эпидемиям относят индуцированные поступки (убийства, самоубийства, круп­ные кражи, мошенничества и т.д.), которые совершают­ся как бы в подражание. Этим опаснылитературные произведения, придающие самоубийцам ореол поэтичности и геройства, и пресса, распространяющей в массе подробные и картинные описания различных преступлений.

К психическим эпидемия можно отнести: «медный бунт» – итог пер­вой государственной финансовой аферы на Руси (Москва, 25 июля 1662 г.); «чумной бунт» в Москве (в сентябре 1771 г.); «картофельные бунты», вызванные насильственным введением посадки карто­феля (север, Приуралье и Поволжье, 1834–1844 гг.). Каждый бунт в отдельности, принес стране только разрушения. Во время распада СССР многое, что происходило с людьми, попадало по клиническим критериям под категорию психических эпидемий. Примером психической эпидемии является спидофобия, которая наблюдалась в пределах 1-го декабря 1988 г., объявленного ВОЗ Днем борьбы со СПИДом. Его «празднование» которого было подготовлено средствами массовой информации во многих городах. Люди, узнав телефоны медицинских учре­ждений и лабораторий, связанных с проблемой СПИДа, в течение нескольких суток требовали «срочно» проверить их на СПИД. Закончилась эта эпидемия внезапно. Человек должен быть эмоционально отзывчивым, коммуникабельным, спо­собным к сочувствию и сопереживанию. После перене­сения психической эпидемии у большинства людей изменяется психика и вырабатывает­ся стойкий иммунитет ко многому, в том числе и к некоторым пси­хическим эпидемиям. Иммунитет против психического воздействия обусловлен степенью деформации характера и развитием социопатий (черствости, эмоциональной тупости, снижением интеллекта, извращением чувства опасности), склон­ностью к аутизации ( уходу в себя или в запой, или в наркоманию), появление девиантности и делинквентности в поведении и образе жизни. Поэтому последствия психических эпидемий должны быть объектом внимания социальных медиков, поскольку то, что пережили родители во время «психической чумы», будет передаваться от поколения к поколению (в виде непонятных страхов, фо­бий, навязчивых мыслей, комплексов неполноценности). Контингент, которым овладевает психическая эпидемия (будь то эмоционально заряженная идея или напряженный аффект), чаще всего толпа как нечто це­лое, единое, тотальное, превра­щающаяся в криминальную. Хотя в ряде случаев «охваченные интузиазмом» люди совершали подвиги со­зидания, находясь в состоянии эйфории или экзальтации. Криминальная толпа – это спонтанно воз­никающий бессмысленный бунт агрессивно настроен­ных людей, объединяющихся без общих мотивов и целей с помраченным аффектом сознанием, пребывающих в состоянии группового острого безумия, находящего выход лишь в слепом уничтожении всего и вся. Совокупность негативных эмоций (злость, ярость, отчаяние, страх, дисфория ) и паникаопределяют аффективное напряжение толпы, которое придостижении предельной сте­пени напряжения способно вызвать се­рии разрушительных действий. Охваченные аффектом люди убивают и дают убивать себя, хотя не имеют ни личных, ни общественных мотивов гомицида или суици­да. Морально криминальная толпа бес­помощна, ее легко разогнать горсткой воору­женных людей. Для кри­минальной толпы характерно: спонтанность: люди объединяются неосознанно, как бы случайно, по незначительному поводу, подчиняясь всеобщему чрезвычайно зарази­тельному («заразному») аффекту, который внезапно передается постороннему при виде возбужденной толпы путем индукции и имитации – психологических меха­низмов. Ажитированность – внезапно возни­кающее сильное и беспорядочное двигательное беспокой­ство, часто сопровождаемое рече­вым возбуждением (крики, угрозы, лозунги, оскорбле­ния, нецензурная брань, копролалия, плевки, свист, хрюканье, улюлюканье и т.д.) Разрушительные действия по принципу «круши все, что попадает под руку» слепы и хаотичны. Дли­тельность массового психоза – от нескольких минут до нескольких суток (без сна и отдыха). Все прекращается внезапно, сменяясь вялостью, подавленно­стью, апатией или «скулящим страхом», иногда – амне­зией (беспамятством). Молчаливая агрессия: состояние угрюмого напряже­ния, мгно­венно овладевающее группой; возникает на основе депрессивного аффекта и разрешается се­рией разрушительных акций, убийством, членовредитель­ством. Внешне эти акции могут производить впечатление целенаправленных действий. С исчезновением напряжения наступают растерянность, чувство всеобщего страха пе­ред содеянным. Расстройств памяти не наблюдается, иногда паническое бегство, попытка толпы рассеяться. Буза и кураж – внезапное, по малейшему поводу или без него, возбуждение толпы, как правило, без разрушительных действий, но с беспоря­дочным разноголосым криком, руганью, угрозами, бра­нью, оскорблениями, имитированием различных звуков и шумов (свист, шипение змеи, скабрезные звуки и т.п.). Для состояния всеобщего возбуждения характе­рен смешанный аффект, экзальтация, дисфория – все кричат, каждый требует свое, но что, точно и сам не знает, эхолалия и эхопраксия (повторение друг за другом одних и тех же слов, точно так же и жестов). Высказы­ваются какие-то мелкие обиды, наговоры, придирки, заведомо ложные обвинения того, перед кем бузят и ку­ражатся. Такой характер поведения толпы наблюдается в местах ли­шения свободы; среди людей, по тем или иным причи­нам изолированных от общества и вынужденных определенное время пребывать вместе; среди тех, кто счи­тает, что их права и свобода ущемлены. Кураж та же буза, только перед конкретным или воображаемым «начальником», чтобы «ему показать», «заставить его себя уважать», «быть и говорить с ним на равных», или просто обратить внимание «начальника» на свою персону. Иногда отмечаются случаи раз­рушений имущества и членовредительства по принципу: «Я куражусь, мне плохо! Вот тебе, пусть мне будет хуже! Я откушу себе палец». Панкизм характеризуется беспорядочным возбуж­дением толпы, в буквальном смысле самооплевыванием и оплевыванием окружающих, исполнением публично скабрезных действий (не только копролалия, но и слу­чаи копрофагии, обнажения, имитации или совершения публично половых актов). Нередки мелкие разруши­тельные действия (ломка стульев и битье посуды), для которых характерны вычурность, демонстративность и нелепость, поскольку их совершают не с це­лью привлечения внимания, а для себя (буйство ради буйства). Как правило, среди такой толпы всегда имеется один или несколько человек в наркотическом состоянии, многие – в алкогольном опьянении. Толпа обладает способностью вовлекать посторонних и зара­жать их всеобщим аффектом, отличающимся мазохистско-садистскими действиями («случайные», «пона­рошку» убийства и самоубийства, поджоги и самосо­жжение). В криминальную толпу особенно просто и легко включаются так называемые пограничные типы с ано­мальными и психопатологическими характерами, исте­рики, невротики, олигофрены, слабоумные, социопаты и др., обладающие повы­шенной степенью внушаемости, вплоть до сомнамбу­лизма или являющиеся отличными проводниками аффективного заряда и поэтому быстро индуцирующие (психически заражают) других людей. Больше того, в силу особенностей своего характера они являются своеобразными аккумуляторами, удерживаю­щими аффективное напряжение. Пограничные типы не способны к самоконтролю в конкретной ситуации и не критичны по отношению к своим действиям и поступ­кам окружающих. Криминальная толпа как явление (симптом) и функциональное образование, вызвана процессами, происходящими в обществе. Она преступна по своим действиям, но не по своему составу. Только с моральных по­зиций можно судить тех, кто оказался во­влеченным в криминальную толпу, потому что они не смогли духовно {морально)противостоять ее воздействию. Преступниками являются те, кто в любой форме прямо или косвенно (какими бы благими мотивами они ни руководствовались при этом) создают предпосылки для появления в обществе криминальной толпы и ситуации. Проявление эпидемических вспышек не связано с образованием толпы. Например, в конце 19-го века в ряде деревень Не­черноземья пронеслись психические эпидемии икоты: икали по одиночке, иногда семьями. В одной семье ика­ли, например, дети, в другой – взрослые. Были при этом случаи, что икать начинали домашние животные (кошки, собаки). Икать начинали внезапно и также вне­запно прекращали. Икали сутками, в том числе и во сне. Врачи и местные знахари не могли погасить вспышку, она самопроизвольно затухала, но спустя 1-2 месяца, возобнов­лялась. Психиат­р и культуролог Н.Н. Баженова определил, что психологическими механизмами возникнове­ния криминальной толпы в результате психической эпи­демии являются гипноз и суггестию (внушение). Всякое нарушение гармонии в душевной сфере, всякий случай непомерной деятельности одних сторон психической жизни в ущерб другим может быть назван душевным расстройством. Поэтому в действительности не существует резкой границы между нормальным и бо­лезненным душевным состоянием целого общества или отдельного индивидуума. Корень душевных эпидемий заключается в са­мой психической организации человека. Люди, действующие в криминальной толпе, часто испытывают самые настоящие зрительные и слуховые галлюцинации. Криминальная толпа как стихийное явление по кли­ническим признакам в определенном отношении являет­ся острым массовым безумием. Криминальная толпа по своей сути противоположна криминальной группе (банде, мафии) – организован­ной преступности, имеющей своими средствами и ставящей своей целью преступление (сознательный акт). Криминальная толпа не организована, но её структура своеобразна – имеет эпицентр, ядро и оболочки. Пограничные типы составляют ядро, а социопаты — наружные оболоч­ки. В эпицентре – психологическая пустота, в которой и находится стержневой аффект, «заряжающий» крими­нальную толпу. В это «психологическое пространст­во» может умело быть «вложена» программа. Вот тогда криминальная толпа становится управляемой (не пере­ставая быть стихийной). Управление ею может осуществ­ляться и дистанционно, в том числе и через различные средства массовой информации. Криминальная толпа и криминальная группа взаимосвязаны и способны к переходным состояния: из криминальной группы в криминальную толпу и обратно. Переходными звеньям могут быть фанаты артистов ки­но и эстрады, спортсменов; воо­руженные преступные группировки молодежи, также пе­ремещавшиеся по стране, в основном по близлежащим регионам («казанцы», «люберы», «тверцы», «рязанцы», «смоляничи»). Подоб­ным «структурам», с одной стороны, свойственны характерные признаки криминальной толпы, а, с другой – в них уже проявляются черты работающей криминальной органи­зации с определенной иерархией ролей и функций. Преступные элементы внедряются в ряды фанатов, молодежи с асоциальным поведением и формируют из них преступ­ные группы. Концепция ажитированной толпы как «носителя» психической эпидемии, какого бы содержания последняя ни была, складывается из индивидуально-психоло­гических закономерностей и психопатологии обыденной жизни. Причины массовых бе­зумств (помрачений массового сознания) всегда объек­тивны (социально-экономические условия, космические воздействия). Психическая эпидемия рассматривается как тотальное проявление «других Я» в человеке:

· «призрак» – находясь в ясном сознании и здравом уме, каждый человек может «увидеть», «услышать», «физически ощутить» то, чего на самом деле не существует. Так, наяву можно общаться не только со своим «двойником», но и давно умершим человеком и инопланетянином.

· «мертвец» – это сам человек в ясном сознании, но с час­тично отключенной (или парализованной) волей и отсутствием чувства боли, с резко ограниченной способностью аналитического и критиче­ского мышления.

· «зомби» это результат грубой суггестии (пря­мого внушения), подкрепленной тех­ническими, фармакологическими (психотропными) и наркотическими средствами (частично и анаболиками), то есть душа человека «как бы изымается», а вместо нее по каналу суггестии вводится «программа», превращающая человек в живого робота, послушно исполняющего волю того, кто за «пультом».

В ажитированной толпе работают все три механизма «Я»: суггестия (внушение), индукция (здесь – восприятие, сохранение, превращение, усиление и передача эмоций и аффекта от одного человека к другому или другим), имитаци я (здесь – невольное, непроизвольное, неумышленное, неосознан­ное подражание, вплоть до копирования мимики, жес­тов, действий другого человека – эхопраксия). Как при заразительном смехе, плаче, зевоте (феномены психиче­ского зеркала) люди, собравшиеся в толпу, по ее собственным зако­нам превращаются для себя и окружающих в призраков, мертвецов и зомби. «Программист» и «манипулятор», находясь среди толпы, может управлять ею.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.