Цели и функции государственного регулирования экономики. Структура государственного управления.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цели и функции государственного регулирования экономики. Структура государственного управления.





Государство, его институты и структуры играют исключительную роль в экономике каждой страны. Государственное регулирование эконо­мики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреж­дениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Конкретные направления, формы, масштабы государст­венного регулирования экономики определяются особенностями социаль­но-экономического развития страны в данный период.

В плановой экономике государство управляло практически всеми процессами, которые поддаются централизованному регулированию.

В рыночной экономике государство не осуществляет непосредствен­ного управления экономической сферой, основным регулятором хозяйст­венных отношений является рынок. Государственное регулирование игра­ет главную роль только в тех сферах, которые определяют национальную безопасность страны или в которых рыночные регуляторы в силу различ­ных причин неэффективны.

Необходимо отметить, что чисто рыночной экономики нет ни в од­ной стране мира. Экономический механизм в развитых странах включает два органично взаимосвязанных блока - рыночную саморегуляцию и госу­дарственное регулирование. Одним из принципиальных вопросов является соотношение рыночных и государственных регуляторов. Например, в Швеции или Нидерландах государство намного активнее влияет на эконо­мические процессы, чем в США или Канаде.

При переходе к рыночной экономике роль государственного регули­рования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйст­ва. Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автомати­чески. Государство призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функцио­нирования.



Роль государства в регулировании экономики определяется создани­ем условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения ба­ланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты на­циональных интересов как во внутренней, так и во внешней политике.

Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые го­сударством функции в экономических процессах объективно должны по­степенно сокращаться, для чего требуется правильно определить приори­теты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизнен­но важных экономических и социальных потребностей общества.

За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:

- эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регу­лирование;

- обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;

- формирование устойчивой макроэкономической ситуации, вклю­чающей эффективное функционирование финансовых учреждений;

- обеспечение минимальных социальных стандартов по предостав­лению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

- реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

- развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

- проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

- формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;

- поддержка социально незащищенных групп населения;

- охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;

- формирование рациональных территориальных пропорций вос­производства и комплексное развитие производительных сил регионов;

- обеспечение национальной безопасности страны;

- создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение не­укоснительного соблюдения законов, развитие институциональной инфра­структуры;

- разработка и реализация стратегии социально-экономического развития.

Для регулирования социально-экономических процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, админист­ративные, экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализа­ции законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционер­ных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наем­ными работниками. Необходимы новые, адекватные рыночным условиям налоговое законодательство, система законов по социальной защите насе­ления и т.д.

Административные методы экономического регулирования реали­зуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий насе­ления. С помощью данных мер, например, осуществляется государствен­ный контроль над ценами монополистов и социально значимых товаров. Для защиты национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности используются установление квот экспорта и импорта отдель­ных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой дея­тельности. Административные методы широко применяются в области ох­раны окружающей среды и социальной зашиты населения.

Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются: бюджетно-налоговая политика, денежно-кредитная полити­ка, ценовое регулирование, амортизационная политика, прямые методы ре­гулирования - государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджет­ное финансирование.

Особая форма государственного регулирования - разработка прогно­зов и программ.

Действующая система государственного управления Республики Бе­ларусь, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров Республики Беларусь, государственные организа­ции, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.

2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики.

Специфика перспективного планирования в переходной экономике Беларуси

Государственное регулирование социально-экономических процес­сов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индика­тивное планирование, является ведущим методом государственного управле­ния экономикой в переходный к рыночным отношениям период.

Переход к индикативному планированию предполагает эффективное использование лучших достижений централизованного планирования (методологию и методы разработки комплексных программ и прогнозов, сис­тему планов различного временного горизонта и т.п.) с учетом их оценки применительно к новым условиям.

Система государственного прогнозирования и программирования

Система государственных прогнозов социально-экономического раз­вития Республики Беларусь включает прогнозы на:

1. долгосрочную перспективу - Национальную стратегию устойчи­вого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

2. среднесрочную перспективу - Программу социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на 5 лет;

3. краткосрочную перспективу - годовой прогноз социально-эко­номического развития Республики Беларусь.

Прогнозы и программы социально-экономического развития вклю­чают количественные показатели и качественные характеристики состоя­ния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической об­становки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложив­шихся социально-экономической, демографической и экологической си­туаций, научно-технического и производственного потенциалов Республи­ки Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспек­тивы изменения указанных факторов.

Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохо­зяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономиче­ских и других факторов.

Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Ми­нистров Республики Беларусь.

Национальная стратегия разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого перио­да. В этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения ок­ружающей среды для будущих поколений определяются направления эф­фективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

На основе Национальной стратегии один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка Основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с разбивкой первого пятилетия по годам), где определяются цели соци­ально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения. Материалы НСУР и Основных направлений в целях обеспе­чения преемственности экономической политики государства используют­ся при разработке прогнозов и программ на среднесрочную перспективу.

Программа социально-экономического развития Республики Бела­русь на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала про­гнозируемого периода на 5-летний период. В Программе отражаются:

1. оценка итогов социально-экономического развития за предыду­щий период;

2. концепция Программы социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на среднесрочную перспективу;

3. макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную, ценовую;

4. социальная политика;

5. институциональные преобразования;

6. инновационно-инвестиционная и структурная политика;

7. внешнеэкономическая деятельность;

8. развитие реального сектора экономики;

9. проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

На краткосрочную перспективу разрабатываются годовые прогнозы социально-экономического развития, которые включают:

1. основные показатели социально-экономического развития, важ­нейшие проблемы и задачи, на решение которых будет направлена поли­тика государства в предстоящем году;

2. характеристику целевых программ Республики Беларусь и меж­государственных программ, финансирование которых планируется из рес­публиканского бюджета;

3. перечень государственных нужд, а также государственных заказ­чиков по поставкам, закупкам товаров, работ и услуг. Для республиканских государственных нужд;

4. государственную инвестиционную программу.

- целевые показатели социально-экономического развития, яв­ляющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народно­хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.