Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Финансово-кредитная система государства.





Денежная система Беларуси. Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответст­вии с Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» (1990 г.) и по­следующими законодательными актами, определившими ее правовые нормы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращал­ся параллельно с рублем бывшего СССР, а с октября 1994 г. был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О банках и банков­ской деятельности в Республике Беларусь» и Конституции Респуб­лики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капита­ла) и небанковские финансовые организации (второй уровень).

Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. На­циональный банк призван обеспечивать стабильность национальной валю­ты и банковской системы.

Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих опе­раций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обес­печивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны.

Второй уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно вы­полняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Главной его составляющей являются коммерче­ские банки.

Цель государственной политики в отношении банковского и финансового секторов экономики - обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции.

Денежно-кредитная политика: основные направления и инструменты. Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства и определяется приоритетами и целями правительства. Ее ко­нечными целями являются: стабильность экономического роста, низкие уровни безработицы и инфляции, стабильность цен, устойчивый платеж­ный баланс.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь ежегодно утверждаются Национальным банком Республики Бе­ларусь.

В качестве количественных ориентиров денежно-кредитной полити­ки на предстоящий период задаются определенные параметры по показа­телям, таким как:

- ограничение прироста потребительских цен в процентах за месяц;

- стабилизация реального курса белорусского рубля по отношению к доллару США и евро;



- использование для поддержания курса белорусского рубля пре­имущественно рыночных регуляторов и т. п.

Определяющее значение в снижении инфляции и стабилизации при­дается мерам по регулированию динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, их привязке к реальному приросту ВВП, индексу потребительских цен, сальдо внешнеторгового баланса и дефицита госу­дарственного бюджета, недопущению необоснованного роста денежной массы из-за увеличения чистых внутренних кредитов Национального бан­ка (кредитной эмиссии).

В качестве меры управления и контроля за обозначенными процес­сами Национальный банк устанавливает предельно допустимые объемы выдачи кредитов правительству.

Программой социально-экономического развития Республики Бела­русь на годы определено, что стратегическими целями денеж­но-кредитной политики являются обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчи­вого экономического роста, повышению реальных денежных доходов на­селения, росту инвестиций и сбережений. Цель денеж­но-кредитной политики на 2013 год – снижение инфляции.

Инфляция в экономике Беларуси. Антиинфляционная политика. Инфляция - долговременный и непрерывный рост общего уровня цен, т. е. снижение покупательной способности денег.

Количественное измерение уровня инфляции осуществляется с по­мощью ряда индексов: индекса потребительских цен; индекса цен произ­водителей на промышленную продукцию; индекса ВВП, позволяющего определить реальный объем ВВП (его называют дефлятором ВВП) и др.

В национальной экономике страны глубокий системный кризис 1990-х годов, вызванный развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса, обусловил высокий уровень инфляции. Наиболее высокий уровень гипер­инфляции был в 1993-1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз (индекс потребительских цен в 1994 г. составил 2059% к декабрю 1993 г.). Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке были отрицательными, а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз.

В результате осуществления антиинфляционных мер в стране была дос­тигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уров­не. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 34,4%, в 1996 г. - до 39,3%, в 2000 г. - до 20,7%, в 2005 г. - до 8%, а в 2006 г. - до 6,6%, В 2008 увеличился -13,3. В 2009 – 10,1, 2010 и 2011 – 9,9%. В 2012 - 21%, прогноз на 2013г. – 12%.

Финансово-бюджетная и налоговая системы страны. Финансы определяют как совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, или финансовых ресурсов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти отношения или связи через финансовую систему - сово­купность различных сфер финансовых отношений, форм и методов обра­зования и использования фондов денежных средств. Она включает: бюд­жеты различных уровней; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резервы государства; денежные фонды предпри­ятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих струк­тур; прочие специальные фонды. В организационном плане финансовая система охватывает совокупность финансовых учреждений страны.

Согласно Конституции Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюд­жеты. Доходы бюджетов формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюд­жета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.

Динамика и структура государственных финансов характеризуются следующим. Основные данные консолидированного бюджета республики (доходы, расходы и баланс бюджета в абсолютном выражении и в процен­тах к ВВП).

Доля косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы) в общих доходах консолидированного бюджета составляла не ме­нее 42-47%, а прямых налогов и сборов -22-23%. Такая высокая доля на­логов с оборота безусловно обеспечивает доходы бюджета в любых эко­номических условиях, даже при отсутствии реальной прибыли предпри­ятия, низкой рентабельности производства и невысоких реальных доходах населения.

В развитых странах доля косвенных налогов (их состав обычно огра­ничен налогом на добавленную стоимость и акцизами) в доходах бюджета, как правило, не превышает 30%.

Государственные ресурсы (бюджетные расходы) в последние годы распределяются следующим образом:

1. основная часть направляется на текущие расходы в форме закуп­ки товаров и оплаты услуг - более 50%, из них около 65-70% расходуется на выплату заработной платы рабочим и служащим бюджетных организа­ций, оплату их командировок и служебных разъездов, оплату транспорт­ных и коммунальных услуг для бюджетной сферы, приобретение предме­тов снабжения и расходных материалов;

2. субсидии и текущие трансферты занимают 20-22% всех государ­ственных расходов, из них около 7% приходится на трансферты населе­нию, остальное - субсидии и текущие трансферты местным бюджетам и за границу;

3. доля капитальных расходов составляет немногим более 20%, из них подавляющая часть идет на капитальные вложения, доля капитальных трансфертов составляет менее 2%;

4. примерно 5-6% приходится на платежи за использование заем­ных средств на финансирование бюджетного дефицита и расходы по пре­доставлению кредитов за вычетом погашения.

В области налоговой политики будет продолжена налоговая реформа, которая обес­печит закрепление сложившихся положительных тенденций в области на­логообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.

Одними из важнейших направлений налоговой реформы станут уп­рощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

Валютная система и валютный контроль в национальной экономике Беларуси. Национальная валютная система - это форма организации валютных отношений госу­дарства, определяемая национальным законодательством. Типовыми со­ставляющими национальной валютной системы являются:

- национальная денежная единица;

- официальные золотовалютные резервы;

- валютный паритет и механизм формирования валютного курса;

- условия конвертируемости (обратимости) валюты;

- наличие или отсутствие валютных ограничений;

-порядок внешнеторговых расчетов страны;

- режим национального валютного рынка и рынка золота;

- статус национальных учреждений, регулирующих валютные от­ношения страны;

- связи с международной валютной системой в рамках межгосу­дарственных отношений.

Национальная валютная система - составная часть денежной систе­мы страны. Ее основой является установленная законом денежная единица государства, которая при использовании в международных экономических отношениях становится валютой.

Основой валютной системы Беларуси является белорусский рубль, введенный в обращение в 1992 г.

Валютный кон­троль - деятельность органов валютного контроля, направленная на обес­печение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь. Органами валютного контроля в республике являются Совет Министров, Национальный банк, Комитет го­сударственного контроля, Государственный таможенный комитет Респуб­лики Беларусь.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.