Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государство, его понятие, происхождение, признаки и функции





1. Понятие государства
Политика существует в виде устойчивых структурных образований: политических институтов, организаций, политических норм и ценностей. Важнейшим политическим институтом является государство. Власть, где субъектом властных отношений становятся государственные органы и учреждения, а в качестве объекта власти выступает все население страны, принято называть государственной властью. Она представляет собой стержень политических властеотношений.
Государство представляет собой особую форму организации человеческого общества, всеобщую ассоциацию его членов, наличие аппарата власти и управления. Его называют центральным институтом политической системы общества, так как в нем закрепляется и институционально выражается власть. Государство есть юридическая персонификация общества, рационально структурированная система власти, имеющая определенную территорию и население. Территориальная организация управления населением и есть государство. Но оно не просто форма организации общества, а именно форма институциональной и правовой организации политической власти. Понятие страны не тождественно государству, ибо лишено юридического смысла, но наделено географическим. Государство отличается как от догосударственных форм осуществления власти, так и от гражданского общества и его институтов. Государственные органы существует в основном за счет налогов, собираемых с граждан и организаций, поэтому государство должно быть подотчетным гражданам.

2. Концепции происхождение государства
1.Теологическая (Фома Аквинский). Государство рассматривается как Богом данное, а монарх - как помазанник божий.
2. Естественно-правовая или договорная (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гегель: "Разумное предназначение человека - жить в государстве"). Происхождение государства здесь рассматривается как результат добровольного объединения людей.
3. Насильственная (Е. Дюринг, К. Маркс и Ф. Энгельс). Полагает, что государство возникает там и тогда, где и когда одна группа людей подчиняет себе другую. Государство мыслится как инструмент насилия, подавления эксплуататорами эксплуатируемых. Марксистский подход рассматривает происхождение государства как естественноисторический процесс, в основе которого - борьба классов. Он характеризуется узостью, ибо войны и классовые противоречия не могут рассматриваться как единственная причина возникновения государства. Процесс политогенеза был более сложен, включал в себя национальные, религиозные и другие причины. Методы его осуществления могли быть насильственными, но причины - иные. Известны случаи перехода к государству минуя классовое расслоение ("азиатский способ производства"). Насилие может быть как легализированным, так и нелегализированным (которое, тем не менее, может быть оправданным, легитимным).
4. Теория солидаризма. Государство в этом случае представляется в виде системы взаимозависимости, соединяющей всех индивидов в общество. Коллективные потребности всего общества, предполагающие не столько борьбу, сколько сотрудничество, привели к становлению государства.
Государственная власть может быть:
- по субъекту осуществления - классовой, элитарной, партийной, народной, личной и т.п.;
- по объему прерогатив - центральной, региональной, местной, международной;
- по объему власти - единоличная, коллегиальная, групповая, охлократическая (власть толпы);
- по режиму правления - деспотической, авторитарной, демократической, бюрократической, тоталитарной и т.д.;
- по методам осуществления - принудительной, насильственной, плюралистической.

3. Признаки (черты) государства.
Основным признаком государства является его суверенитет, который базируется, в свою очередь, на суверенитете народа. Народ выступает в качестве верховного носителя власти, он должен иметь неотчуждаемые права, как и личность. К другим признакам государства можно отнести территориальную определенность и публичность власти (ее отделенность от общества). Государственная власть публична. т.е. она не совпадает с понятием народовластия, так как власть в нем реализуется через управленческие структуры, которые, конечно, должны быть под контролем общества. "Публичная власть" в переводе означает "общественная власть" или "социальная". Однако государству присуща не публичная власть в целом, а власть особого характера, отделенного от самого общества и людей наличием определенных институтов. Эта власть является политической, т.е. организуется с помощью специального аппарата властвования. Итак, государство - это власть, но не всего народа. Тем не менее, оно обладает признаком универсальности (распространяет властные функции на все общество) и специальным аппаратом власти (государственным механизмом регулирования властных отношений в обществе, в котором концентрируется принудительная сила государства). В государстве происходит профессионализация политической деятельности (появляются политики и чиновники, партии, ведущие борьбу за власть). В его арсенале - насильственные средства осуществления власти (правоохранительные органы, тюрьмы, милиция, армия и т.д.). Государство наделено правом устанавливать и собирать с населения налоги и сборы, оно обладает монополией правотворческой деятельности, в нем существует единая финансовая и валютная системы, государственный язык, общие ценности (мировоззрение), схожие виды хозяйственной деятельности и т.д. Каждое государство обладает своими символами, к которым относятся флаг, герб и гимн. Государственная символика позволяет гражданам отличать свое государство от других.

4. Функции государства разделяются на внешние (обеспечение обороны, развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами) и внутренние (направлены на охрану правопорядка и социальных конституционных гарантий). Среди внутренних функций важнейшими являются:

  • политическая (обеспечение политической стабильности и выработки политического курса развития),
  • управленческая и посредническая (улаживание конфликтов, поддержание социального мира в обществе). Только государство, его органы наделены законным правом наказывать нарушителей, примирять противников, выступая в роли арбитра.
  • экономическая (регулирование экономики), бюджетно-финансовая. Государство наделено правом собирать налоги, формировать государственный бюджет, направлять средства на социальные нужды и экономические программы, на решение других неотложных и важных для всего населения проблем.
  • для современного развитого государства характерна социальная функция, которая выросла из редистрибутивной или распределенческой. Она направлена на обеспечение социальных гарантий и социальной защиты населения.
  • нормотворческая и правовая (создание нормативных актов и законов) функции государства заключаются в обладании им исключительного права создавать общеобязательные нормы и обеспечивать их выполнение. Оно формирует единое нормативное пространство, регулирует поведение людей, ограничивая те виды их действий, которые могут нанести ущерб обществу (правоохранительная функция), способствует преодолению группового эгоизма и центробежным тенденциям, способным привести к распаду государства.
  • являясь защитником общества от внешней агрессии, природных катаклизмов, голода, разгула преступности и других ситуаций, способных разрушить систему общественных отношений, государство выполняет организационно-мобилизующую и оборонную функцию. Оно обладает достаточной властью и ресурсами, чтобы организовать, мобилизовать людей на решение вставших перед обществом проблем.
  • помимо указанных функций современное государство, регулируя практически все сферы жизни общества: выполняет культурно-воспитательные (развитие культуры), образовательные (развитие
  • 4. Типы и форма государства

Организация государственной власти в каждой стране имеет свои особенности, связанные с историческими условиями развития, спецификой культуры, экономики и социально-политической жизни. Впервые типологическую классификацию государств дали Платон и Аристотель (Дополнительный иллюстративный материал). Круговорот форм правл. Последний выделял их по количеству участвующих в управлении и по той цели, которую преследует власть (интересы общества или нет). В соответствии с этими критериями он определял монархию, аристократию и политию; тиранию, олигархию и демократию.
К. Маркс, прежде всего, выделял исторические типы государств, в соответствии с общественно-экономическими формациями. Но наряду с этим делением существуют государства с "азиатским способом производства" (которые определил также Маркс), "государства локальных цивилизаций", социалистические государства (хотя они представили собой исторический тупик), смешанные признаки государства (Китай - социалистическое государство с рыночной экономикой и авторитарным режимом), мусульманские государства (Иран), партии-государства (Гвинея), государства постсоциалистического типа (Куба и Северная Корея).
Государства могут разделяться по типу общественно-экономической формации (рабовладельческие, феодальные, буржуазные и т.д.), по виду устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные) и по форме правления (монархия, республика, смешанные).
И. Кант мыслил следующие виды соотношений власти со свободой и законом1:
А. Закон и свобода без власти (анархия).
В Закон и власть без свободы (деспотизм).
С. Власть без свободы и закона (варварство).
D. Власть со свободой и законом (республика).
В современном обществознании мыслится, что каждый тип государства имеет определенную форму, через которую выражается его сущность. Сюда входит форма правления, государственное устройство и политический режим осуществления власти. Рассмотрим их подробнее.

I. Форма правления представляет собой организацию системы высших органов государственной власти. Выделяют две основные - монархию и республику.
1. При монархии власть концентрируется в руках одного лица (государя), и передается, как правило, по наследству. Монархии подразделяются на:

  • Абсолютные, которые характерны феодальным обществам и сейчас сохранились в государствах Ближнего Востока (Оман, Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Россия до 1905 г.);
  • Дуалистические, где существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. При этом правительство назначается монархом и ответственно только перед ним, а законы принимает парламент. Власть монарха в таких государствах более авторитетна, чем парламент (Иордания, Марокко, Непал).
  • Третьей формой монархии является конституционная или парламентарная, где статус монарха чисто формален: законодательные функции выполняет парламент, а исполнительные - правительство. Монарх только юридически остается главой государства, но реально не принимает участия в управлении страной ("царствует, но не правит"). Правительство ответственно только перед парламентом. Такая форма правления сложилась в Великобритании, Бельгии, Дании, Нидерландах, Японии.

2. Республика (от лат. "общественное дело") - это форма государственного правления, при которой верховная власть находится в руках народа (Монтескье). Известны рабовладельческие, феодальные, буржуазные и демократические республики. Выделяют также президентские, парламентарные и смешанные или полупрезидентские республики.

  • Президентская - где должность главы государства сочетается с должностью главы правительства. Обычно он избирается всеми гражданами независимо от парламента. Президент назначает правительство и может его распустить при определенных условиях. Президент и назначенные им министры не несут политической ответственности перед парламентом и не могут быть отправлены им в отставку, но и он не может распустить парламент. Мы обнаруживаем здесь жесткое разделение законодательной и исполнительной властей, что связано и с разделением партий, когда правительство формируется одной, победившей на выборах президента, а парламент зависим от иных, парламентских выборов (США, Бразилия и Мексика).
  • Парламентарная республика характеризуется подчинением исполнительной власти парламенту, ограниченными возможностями президента воздействовать на состав и деятельность правительства. Президент здесь обычно избирается парламентом или с его активным участием. Пост премьер-министра занимает лидер партии, получившей большинство на парламентских выборах, или предложенный блоком партий (Италия, Германия, Австрия, Индия и Португалия).
  • Смешанная или полупрезидентская существует там, где правительство одновременно ответственно и перед парламентом, и перед президентом. Порядок назначения премьер-министра или правительства представляет собой согласительную процедуру между парламентом и президентом, избранным независимо от парламента. При этом и глава государства, и парламент обладают правом отправить правительство в отставку (Франция, Украина (эволюционирует в сторону парламентарной), Россия (с чертами президентской)).

II. Государственное устройство включает в себя политико-организационные принципы территориальной и национальной организации власти. Оно выражает способ структурирования государственной власти, обеспечивает организацию взаимоотношений между всем государством в целом и его составными частями (национальными и территориальными субъектами). Это связано с тем, что государственная система управления страной предполагает делегирование части полномочий на места, в конкретные административно-территориальные единицы. Существуют три основные формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.
1. Унитарное государство - слитное, не разделенное на самостоятельные части политическое образование. Унитарные государства делятся на централизованные (Турция, Япония) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия). В этом случае возможна административная (но не политическая) автономия (В Испании - страна Басков, Каталония, Андалусия; в Великобритании - Шотландия и Уэльс). Несмотря на децентрализацию в этих странах сохраняется главный принцип унитарного государства.
2. Федерация представляет собой единое политическое образование, государство, состоящее из относительно самостоятельных (но не суверенных) политических единиц, а если в основе лежит договор, то имеет место организация союзного государства, как в США и ФРГ. В целом в мире насчитывается 24 федеративных государства (Германия, Австрия, Индия, Швейцария). В разных странах входящие в состав единого государства элементы называются по разному: штаты, земли, кантоны, субъекты федерации. Российская федерация объединяет 89 субъектов, среди которых 31 национально-государственное образование, два города федерального значения, 56 краев и областей. После процесса размежевания в 90-е годы, когда был провозглашен тезис "берите столько суверенитета, сколько сможете" (и брали, даже сколько не могли понести, но не народ, а местные элиты), сейчас начался процесс объединения и слияния. Субъекты федерации относительно самостоятельны в управлении своими территориями, но лишены права вести самостоятельную внешнюю политику и должны действовать в рамках конституции страны, они не могут в одностороннем порядке выйти из состава федерации.
В федеративном государстве существует три уровня управления: федеральный, представленный федеральными парламентом, правительством и высшими судебными органами, уровень субъектов федерации, представленный соответствующими региональными органами и местное самоуправление, которое не входит в систему органов государственной власти. Субъекты РФ могут принимать законы и иные нормативные акты, не противоречащие федеральному законодательству, устанавливать свои государственные языки. В федеративном государстве, как правило, действует двухпалатный парламент, где верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.
3. Конфедерация представляет собой союз самостоятельных, суверенных государств и образуется на основе соответствующего договора с целью совместного решения определенных проблем (организация совместной обороны, координация внешней политики, развитие общей системы коммуникаций и т.д.). Субъекты конфедерации обладают суверенитетом и имеют право свободного выхода. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъектов конфедерации. Постоянно действующие органы конфедерации лишены властных полномочий. Конфедерация является государственно-правовым объединением, фактически переходной формой к федерации или распаду, поэтому конфедерация редко встречается в истории (Австро-Венгрия до 1918 г., Швейцария с 1815 по 1848 г., Россия и Белоруссия сейчас встали на путь конфедеративного объединения).
Форма государственного устройства во многом зависит от многонационального (федерация) или однонационального (унитарное) состава населения, однако это не обязательно (Китай, Вьетнам). Наличие единого централизованного государства не означает, что его организация обязательно должна быть ограничена унитарной формой, поскольку федеративная форма не противоречит возможности централизации власти.

III. Политический режим
1. Понятие политического режима

Политический режим - это совокупность приемов и методов осуществления власти, функциональная сторона политической системы, действующая совокупность властных структур. Он представляет собой организацию и проявление власти в масштабах человеческого сообщества, ее структурирование в определенных целях с использованием определенных методов. Если политическая система выявляет общие функции, то режим - специфические пути и средства, какими эти функции могут осуществляться. Одна и та же политическая система может, в зависимости от исторических обстоятельств, функционировать в различных режимах (советская система 30-х, 60-х, 70-х и 80-х годов).
При анализе понятий система и режим важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры. "Система" есть понятие обобщающее, аналитическое, а "режим" - более конкретное и эмпирическое. Политический процесс - это динамический аспект политической системы, он оживляет, наполняет действием имеющиеся политические структуры и институты. Режим есть структурное, синхронное измерение политического процесса.
2. Виды режимов
Политический режим во многом зависит от исторического типа государства. Так для рабовладельческого государства наиболее свойственен деспотический режим (при теократическо-монархической или олигархической форме правления); абсолютистский и клерикальный - при феодализме; в условиях капиталистического государства возможно существование либерального, буржуазно-демократического или конституционного режима, а также бонопартистского, диктаторско-монополистического, военно-полицейского и расистско-националистического режима; при социализме - общенародного, народно-демократического, а также - тоталитарного.
Есть разные классификации политических режимов: охлократия - олигархия - тирания, либеральный - умеренный - репрессивный, демократический - авторитарный - тоталитарный. Наиболее популярна третья классификация. Другие типологии политических режимов: президентские и парламентские; традиционные, мобилизационные и автономные; либеральные и террористические, светские и теократические; реформ и контрреформ. При всем многообразии классификаций политических режимов остановимся на трех наиболее красноречивых: демократическом, тоталитарном и авторитарном.
Демократия буквально означает народовластие (от греч. demos - народ и cratos - власть).А Линкольн характеризовал демократию как власть народа, для народа и осуществляемую посредством самого народа (of the people, for the people, by the people). Однако это исполнение может по разному реализовываться, что вносит внутреннюю градацию в само понятие демократии.
Демократия может быть прямой или непосредственной (Афины времен Перикла, новгородское вече) и представительной (народ участвует в управлении государством через выборные органы, которым делегирует права принятия законов - парламенту).
Прямая демократия в современных условиях означает предоставление всем гражданам равные права участвовать в обсуждении и принятии общественно значимых государственных решений. Однако она имеет и ряд недостатков: широкие массы не обладают специальными знаниями в области экономики, юриспруденции и т.д., чтобы выносить квалифицированные суждения; при принятии коллективных решений может возникать безответственность; на больших территориях и при решении срочных неотложных проблем реализация прямой демократии затруднена или вовсе невозможна.

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) должен пронизывать все сферы общества, выражаться в экономике - в многообразии форм собственности, в духовной сфере - в свободе совести и мировоззренческом разнообразии, образе жизни, множестве партий, общественных организаций, разных точек зрения и ценностей. Но плюрализм не есть просто множественность. В политической сфере он выражается в многообразии политических партий и групп, однако в развитых демократиях он носит состязательный, консенсусный, а не конфронтационный характер. Партии должны иметь равные возможности в борьбе за вхождение во властные государственные структуры.
В демократическом обществе и правовом государстве существует многопартийная система. Правление - это руководство государством, определенное политическое содержание властвования. При демократии выполнение функций правления является правом общества, и потому они выполняются партией, получившей большинство голосов избирателей на выборах. Партийная система выполняет посреднические функции между обществом (гражданским) и государством (правовым). Оппозиционные партии олицетворяют общественность, правящие - государственный аппарат.
Толерантность (не просто допущение возможности истины в суждениях другого, но и желание увидеть ее там, а если позволяет ситуация, то и включить ее в свои собственные построения) или терпимость, отрицание привилегированности - еще одна сущностная черта современной демократии (Дополнительный иллюстративный материал).
Демократия - не идеальная форма власти, ибо идеальной не бывает, но она, тем не менее, предпочтительнее других и может совершенствоваться, устранять просчеты в своей системе. К недостаткам демократии можно отнести то, что она работает по принципу подчинения меньшинства большинству. Но ведь и большинство может ошибаться, так как истина не устанавливается голосованием. Но при демократии этот принцип смягчается тем, что воля большинства может основываться на знании мыслящего меньшинства, к тому же люди в основном руководствуются здравым смыслом, который идет от самой жизни и предохраняет от ошибок. Истинно демократическое общество то, которое уважает меньшинство и гарантирует его права. Именно в этом направлении развиваются современные демократии. Без этого демократия может выродиться в "диктатуру большинства". Демократия функционирует на основе "принципа большинства", но ее качество измеряется тем, насколько она гарантирует права меньшинства. Демократия также должна гарантировать меньшинству функционировать в качестве легальной оппозиции. Именно этот принцип был нарушен в работе РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) по настоянию Ленина, т.е. утвержден демократический централизм, который затем привел к концентрации власти в руках руководящих органов партии (ЦК - Центральном Комитете, Политбюро), а затем и одного лидера (Ленина) или функционера (Сталина). А так как партия подчинила себе общество и подменила собой государство, то возник тоталитарный режим.
Однако и в условиях современной развитой демократии происходит отчуждение власти от избирателей, "власть народа" начинает носить весьма ограниченный характер. Недостатки современной демократии проявляются в том, что:
- в промежутках между выборами и референдумами народ не участвует во власти;
- избранные представители не всегда ориентируются на интересы народа;
- правящая элита отрывается от населения из-за сложной иерархической системы государственных органов и учреждений;
- финансовые и экономические группы способны лоббировать свои интересы, используя избранных лиц; контроль избирателей за депутатами не является эффективным.
Неудовлетворенность реальными формами демократии и желание найти идеальную модель общественного устройства постоянно подталкивает политических мыслителей к поиску новых концепций. Так, американский политолог Р.Даль предложил теорию полиархии (многовластия), считая ее наиболее развитой формой демократического устройства. Наряду с этой, существуют различные теории демократии: партисипационная (или демократия участия), плюралистическая, плебисцитарная, рыночная, социалистическая и др. Авторы этих теорий акцентируют внимание на различных аспектах демократии, стремясь к ее более глубокой интерпретации.
Тем не менее, современная демократия избавляет народы от насилия, позволяет сменять неугодных лидеров, гарантирует права и свободы, позволяет выражать и защищать свои интересы, способствует развитию инициативы и творчества людей. Принципы демократии близки и понятны современному человеку, хотя сформировались они совсем недавно. За два прошедших века было три волны демократизации:
1) от начала XIX в. до возникновения тоталитарных режимов в XX в.;
2) после второй мировой войны;
3) в 80-х гг. и связана с падением диктаторских и тоталитарных режимов (Португалия, Испания, Греция, Вост. Европа и СССР). Сейчас в мире насчитывается около 72 государств, имеющих или строящих демократию.
В современном смысле слова демократия не исчерпывается способом осуществления власти, но оказывает воздействие на все стороны жизнедеятельности людей, создавая, по сути, новый тип общества, который называют открытым. Его описал британский ученый Карл Поппер в книге "Открытое общество и его враги". Открытое общество стало формироваться в Новое время, оно связано с развитием не только политических, но и технических и технологических факторов. В нем доминируют ценности свободы личности и приоритет прав человека, т.е. либеральные ценности. Ему противопоставляется закрытый тип общества, которое является "магическим, племенным или коллективистским". Оно малоподвижно и инерционно, находится в состоянии постоянного застоя при осуществлении репрессивного социального и политического контроля, религиозного и политического монизма, господства определенной системы ценностей. В современности общество закрытого типа может искусственно воспроизводиться при тоталитаризме.

Категорически противостоял большевистскому тоталитаризму отечественный философ Ильин Иван Александрович (1883-1954), хотя он был убежденным сторонником целостности и неделимости России, сильного государства, говорил об огромном значении государственного начала в историческом прошлом России и ее будущем, которое он связывал с восстановлением монархии. Однако он не был апологетом дореволюционного царизма, но противопоставлял ему некую идеальную самодержавную монархию как новый тип правового государства, в котором бы самодержавная власть гармонично уживалась со свободой личности и признанием ценности социального и духовного творчества народа.
Ильин был против введения демократии в России, считая, что она "не есть легко вводимый и легко усвояемый режим. Напротив - Тоталитаризм (от лат. totalis - всеобщий, целый) - противоположность демократии, он характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни, приматом государства над правом, массовой идеологизацией (научная истина подменяется идеологической целесообразностью), подавлением инакомыслия, ликвидацией прав и свобод граждан (зато расширяются их обязанности), жесточайшей цензурой, однопартийной системой и уничтожением оппозиции, командно-административными методами руководства экономикой, подменой экономической целесообразности идеологическими директивами, монопольной собственностью государства, предпочтением одного слоя (класса) граждан, почти религиозным почитанием вождей партии, партийных символов, агрессивной внешней политикой. Его мнимые достоинства - пресечение преступности (но если нет свободы, то нечего и пресекать, к тому же, государство - главный преступник), всеобщая занятость как скрытая безработица.
При тоталитарном режиме невозможно существование гражданского общества как зоны, свободной от государственного вмешательства, в то время как для демократического режима характерно преобладание объема социальных связей и отношений, не контролируемых непосредственно государственными должностными лицами, над политическими властеотношениями. Тоталитарный режим достигает своего апогея и распространения власти государства на все сферы общественной жизни при ликвидации частной собственности и огосударствлении всех средств производства. Степень автономности индивида, его свободы и права выбора сводится к нулю. Если для либеральной демократии характерен лозунг "разрешено все, что не запрещено законом", то для тоталитаризма - "разрешено все, что приказано". Тоталитаризм стремится уничтожить личность как таковую, превратив всех людей в послушных и раболепных винтиков гигантской машины. Для этого запускается механизм постоянных репрессий, чтобы держать общество в подавляющем страхе, уничтожать всех морально мыслящих людей, способных составить конкуренцию режиму.
"Наилучшая" форма правления для тоталитаризма - диктатура (будь то одного лица или организации, своеобразной номенклатурно-мафиозной сети под видом партии). Тоталитаризм может скрываться под различными формами правления, ибо его открытое лицо наводит ужас. В современном мире он стремится реализовывать себя подчас под лозунгами свободы слова и демократии, в связи с чем его элементы мы можем обнаружить даже в высокоразвитых государствах.
Если демократия утверждает плюрализм во всем, то тоталитаризм - монизм (собственности, идеологии, партии и т.д.). В XX в. тоталитарные режимы господствовали в сталинском СССР фашистской Италии и нацистской Германии. Однако в реальной общественной жизни чистые формы режимов встречаются редко. К одним из смешанных видов относится авторитаризм.
К авторитаризму относят однопартийные системы, военные режимы, режимы личной власти, бюрократические режимы. Народ является лишь объектом власти, и по существу лишен возможности участвовать в принятии политических решений. Но контроль над общественной жизнью со стороны государства уже не столь жесток, как при тоталитаризме.
Формы авторитаризма: абсолютная монархия, хунта или диктатура. Концентрация власти в руках одного лица существенно снижает роль представительных органов власти. Связь государства и общества осуществляется по принципу управления - подчинения, не исключается и применение силы. Оппозиция сводится к минимуму, права общественных организаций ограничены, критика властей карается.
Обычно введение авторитаризма связано с какими-либо чрезвычайными обстоятельствами: состояние войны, экономический или социальный кризис и т.д. Но действительно ли нужен авторитаризм? Иногда авторитаризм определяют как сильную исполнительную власть, основанную на личности лидера, но опирающуюся на развитую систему парламентской демократии. Такая власть не всегда является показателем антидемократической сущности государства. Иногда авторитаризм рассматривают как необходимую переходную ступень к демократии.
В России господство абсолютизма, а затем партократия препятствовали развитию демократии, хотя ее первоначальные формы существовали уже в эпоху Новгородской республики, где функционировало вече в виде собрания мужского населения города, которое призывало князя, судило о его делах и могло в случае невыполнения им оговоренных условий выслать его из города. Вече избирало посадника, тысяцкого, которые занимались вопросами текущего управления. Вопросы решались большинством голосов. Однако Новгород не смог противостоять усиливавшемуся Московскому княжеству и в 1456 г. новгородское ополчение было разбито. Самодержавная тенденция стала определяющей в развитии отечественной государственности. На протяжении последующей истории Россия несколько раз пыталась провести демократизацию: после Манифеста 17 октября 1905 г. и в 1917 г. Однако реально она начала происходить лишь в 90-е гг. XX в.

Правовое государство

Для правового государства характерна неразрывность государства и права, причем право является первичным по отношению к государству (приоритет права). Право определяет структуру и функции государства. При этом право должно выражать и закреплять идеи справедливости, свободы, равенства. Закон должен распространяться на всех. Но и сам закон должен быть "законным" (легитимным), чтобы не превратиться в "диктатуру закона". Правовое государство и верховенство закона предполагают наличие достаточно развитого правового сознания, культуры законоуважения и законопослушания. Правовое государство стоит на защите, гарантирует права и свободы человека и гражданина. Эти гарантии должны носить всеобъемлющий характер, охватывая собой все сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную.
Теория и практика правового государства, хотя в своих элементарных формах появились уже в античности, начали формироваться в целостную систему лишь в Новое Время. Основы правового государства заложили Д.Локк, Ш.Монтескье и И.Кант. Именно последний высказал идеи о приоритете права и личности по отношению к государству. Исторически первая попытка воплотить идеи правового государства состоялись в США в Конституции 1789 г., и затем - в Билле о правах 1791 г. Последний закон был специально создан для ограничения прав и возможностей государства по отношению к обществу и личности.
Разделение власти в правовом государстве и демократическом обществе осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали.
Вертикальное характеризуется разделением между различными уровнями управления в обществе: общенациональным, региональным и местным. Горизонтальное разделение предполагает законодательную, исполнительную и судебную власть, которые представляют собой различные ветви единой государственной власти. Между ними просматривается субординационная вертикаль: верховенство законодательной, подзаконность исполнительной и судебной. Ведь деятельность исполнительных органов власти должна осуществляться в рамках принимаемых законов и не противоречить им. В Российской Федерации принцип горизонтального разделения властей закреплен в 10 статье Конституции: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

В правовом государстве происходит не только разграничение компетенции между различными ветвями власти, но и разделение предметов ведения и полномочий в зависимости от территориально-административного деления. В связи с этим государственная власть подразделяется на федеральную, республиканскую, автономных областей и округов, краев и областей, городов федерального значения. Если в СССР республики объединялись в единое государство на договорной основе, а значит, с сохранением права свободного выхода из союзного государства (ч







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.