Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эпоха Средневековья (V–XV вв.): особенности, этапы становления и развития





Термин «средние века» был введен в употребление итальянскими гуманистами. «Средними веками» они называли время от гибели Западной Римской империи до современной им эпохи Возрождения. Европейское Средневековье охватывает длительную историю с V по XV вв. и может быть условно поделено на несколько периодов: 1) V-VII вв. – появление средневекового общества, возникновение варварских королевств, рожденных из синтеза двух культур, варварской и римской; 2) VIII-Х вв. – попытка германцев создать новую организацию – каролингский мир, попытка объединения Европы; 3) X-XIII вв. – формирование единой и многообразной христианской Европы – период внутреннего и внешнего подъема, становление современных государств; 4) XIV-XV вв. – кризис, характеризующийся мутацией и трансформацией европейского Средневековья.

1) Рождение средневекового общества (V-VII вв.)

Варвары, расселившиеся в V веке по Римской империи (эпоха «Великого переселения народов») были отнюдь не дикими племенами. К V в. они прошли долгий путь эволюции, испытали влияние азиатских культур, иранского мира, а также и греко-римского, особенно его восточных, византийских провинций. В IV-V вв. среди них распространилось христианство. Уже в начале V в. в Европе были созданы первые ранние государства. Остров Британия был завоеван германскими племенами англов, саксов и ютов, которые создали там несколько государств; на территории Галлии, Германии и Бургундии было создано Франкское королевство; на Пиренейском полуострове – королевства вестов и свевов; в Италии – остготское королевство и т.д.

Первоначально для европейских государств были характерны смешанные, западные и восточные, черты развития. Государство строилось на принципах жесткой иерархии. Король обладал высшей военной, законодательной, административной и судебной властью, добивался признания религиозного, сакрального характера своей власти. Огромную роль во всех сферах жизни общества играла церковь. Между тем, в экономике и вопросах собственности, в V-VII вв. очевидным было влияние римских традиций. По законам Вестготского, Остготского и Франкского королевств земля, другое движимое и недвижимое имущество продавали, покупали, дарили и завещали. Таким образом, частная собственность существовала и свободно развивалась.

2) Становление средневекового общества (VIII-Х вв.)

В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Император становился символом единства германских традиций, римского императорского прошлого и христианских начал. Идеи объединения христианского мира стали определяющими для нескольких поколений европейцев. Карл Великий создал огромную державу, куда кроме Галлии входили Испанская марка, Северная и Центральная Италия, территории Баварии и Саксонии, Паннония (Венгрия).



Время существования Каролингской державы (середина VIII-начало Х вв.) было временем оформления общественных институтов и основных черт культурно-исторического типа, присущих средневековью. Центром экономической и социальной жизни была деревня. Земля почиталась главной ценностью, а крестьяне были носителями основных духовных и культурных традиций. Земельные наделы свободных общинников и монастырей постепенно, в результате прямых захватов, насилия, купли и т.д. переходят в руки знати. Постепенно формируется феодальная форма землепользования. Феод (лен) – особая наследственная форма землевладения, связанная с обязательным несением военной или гражданской службы. Собственность феодала не являлась частной и зависела от системы личного подданства, имевшего иерархический характер. Право собственности феодала на землю и зависимость от него крестьян выражалась в ренте (барщина, дань, продуктовый или денежный оброк).

Общественная система средневековой Европы основывалась на принципах вассалитета, который предполагал некоторую децентрализацию власти за счет передачи, делегирования ряда полномочий сеньора вассалам.

Население Европы состояло из многих племен, которые говорили на разных языках, имели свои обычаи и традиции. Единство европейской цивилизации обеспечивала католическая церковь. Весь образ жизни, нравы, мышление средневекового человека определялись христианской религией. В искусстве и литературе преобладал образ Бога, он почти полностью заслонил образ человека, который не рассматривался как самоценность.

VIII-X вв. стали периодом отражения европейцами натиска викингов (скандинавских воинов-мореходов) и кочевников (аваров, тюркских болгар, венгров, печенегов, половцев). На севере Франции викингами было создано фактически независимое герцогство Нормандия. Выходцы из этого герцогства в 1066 г. завоевывают англосаксонскую Англию. Кочевники захватывают юго-западные территории Европы, основывают Болгарское и Венгерское государства. Особенностью таких завоеваний было ассимилирование захватчиков коренными народами и по сути «растворение» их в общем европейском котле народов.

В середине Х в. Оттон I Великий предпринял попытку воссоздать единое могущественное государство в Европе. В 962г. он захватил Италию и объявил себя императором «Священной Римской империи». На некоторое время в Европе установился мир.

3) Расцвет средневековой Европы (X-XIII вв.)

Выделим несколько наиболее важных факторов развития цивилизации в это время.

Аграрная революция и демографический подъем. Наступивший после долгого периода завоевательных походов мир привел к оседанию знати на землю и поощрению сельскохозяйственного производства. Распространение трехпольного севооборота позволило увеличивать засеваемые площади, менять культуры. Использование асимметричного колесного плуга с отвалом, железных орудий труда обеспечивало более глубокую вспашку. Повышение урожайности, производство разнообразной продукции улучшили питание и способствовали увеличению народонаселения. В период между X и XIV вв. население Западной Европы увеличилось более чем вдвое, с 22,5 млн. до 54,4 млн.

Внутренняя и внешняя экспансия христианского мира. Демографический подъем имел для нее решающее значение. Феодальный способ производства, основанный на экстенсивных методах, требовал для удовлетворения растущих потребностей населения расширения площадей. Внутренняя экспансия состояла в освоении новых целинных европейских земель и осушении болот. Параллельно с внутренней экспансией, XI-XIII вв. стали периодом завоевательных крестовых походов в мусульманские страны Востока и языческие европейские государства.

Расцвет европейских средневековых городов. Он был связан с пробудившейся торговлей, подъемом сельского хозяйства, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Миграция из сельской местности в города между X и XIV вв. была одним их важнейших факторов развития христианского мира. Именно город, состоявший из разнообразных социальных элементов, создавал новое общество, и хотя оно по-прежнему было феодальным, в его недрах зарождались семена будущего – товарно-денежные отношения, разделение труда, специализация ремесла. В X-XIII вв. города превращаются в центры культуры. Здесь активно развивается архитектура, а городские школы решительно опережают монастырские. Свидетельством роста политического и экономического влияния городов в средневековой Европе стало появление в XI-XIII вв. коммунального движения, в результате которого горожане обрели свободу и права самоуправления. В Европе к этому времени сложились два торгово-политических центра: один –это центр и север континентальной Европы, где в XIII в. оформился торговый и политический союз – Ганза; другой – сложился в Средиземноморье (купеческие республики Северной Италии – Венеция и Генуя).

Формирование современных государств. Наиболее распространенной формой правления в эпоху средневековья в Европе была монархия. Первоначально роль королевской власти была значительной. Мощным противовесом ей являлась церковь. Набирали силу феодалы, что вело к феодальной раздробленности и ослаблению королевской власти. К концу cредневековья в городах зарождался новый класс – буржуазия (бюргерство), который боролся за права городского самоуправления. Политическая консолидация феодалов (дворянства и духовенства) и горожан (бюргерства) в виде особых сословий привела к образованию сословно-предстви- тельных учреждений. Возникает феодальная монархия с сословным представительством, или сословная монархия. Впервые орган сословного представительства (парламент) был создан в Англии (1265 г.). Аналогичные органы появляются: в 1302 г. во Франции (Генеральные штаты), к XV в. – в Священной Римской империи (рейхстаг), в 1137 г. – в Испании (кортесы).

Второй, хотя и значительно менее распространенной формой правления в средневековой Европе были города-республики, возникшие в Северной и Средней Италии. Имперские города Германии формально подчинялись императору, но в действительности были независимыми городскими республиками. В Северной Франции и Фландрии появились города-коммуны, которые имели собственное управление и были освобождены от повинностей в пользу феодалов.

4) Кризис христианского мира и средневековой Европы (XIV-XV вв.)

Уже к концу XIII в. внутренняя и внешняя экспансия европейских народов закончилась. Прекратились распашки и освоение новой земли. Крестовые походы к концу XIII в. практически прекратились, а в 1291 г. произошло падение Акры – последнего оплота крестоносцев на Востоке. Прекратились и нашествия кочевников, вторжения монголов 1241-1243 гг. были последними.

Наряду с этим в XIV-XV вв. происходят другие события, ярко свидетельствовавшие о начавшемся кризисе. Во-первых, практически повсюду в Европе началась девальвация монеты, ее порча, обанкротились многие банки. Бездумная чеканка золотой монеты подорвала многие отрасли производства. Во-вторых, целая серия выступлений, городских бунтов, восстаний против феодальной и городской знати поразила Европу. В-третьих, в 1315-1317 гг. ненастная погода повлекла за собой плохие урожаи, рост цен, голод. В-четвертых, опустошения, произведенные Великой чумой с 1348 г. В-пятых в условиях кризиса феодалы прибегнули к войне как средству облегчения своего положения. Наиболее значительной стала Столетняя война 1337-1453 гг. между Францией и Англией. Между тем, войны не разрешили проблем феодального общества, но создали новые. Союз короля с городами позволил создать и содержать постоянную наемную армию, надобность в служилом рыцарстве отпала. А с появлением огнестрельного оружия и артиллерии, рыцарство потеряло монополию на военное дело.

В течение XIV в. практически все крестьяне Франции, Англии, Германии получили личную свободу. Этому предшествовали мощные восстания. Например, Жакерия во Франции в 1358 г., восстание Уота Тайлера в Англии в 1381 г. и др.

Столетняя война способствовала подъему национального самосознания французов, их победа явилась мощным стимулом к развитию процесса централизации Французского государства. Кризис в Англии, вызванный поражением в войне с Францией, привел к борьбе сил старой и новой аристократии (война Алой и Белой роз 1455-1485 г.), в результате которой также продолжилась централизация государственной власти. Подобные процессы проходили и в других странах Европы. В Испании и Португалии королевская власть укреплялась в борьбе с арабами.

Необходимо отметить цивилизационные особенности средневековой Европы. Средневековое европейское общество было иерархичным. Главой феодальной иерархии был король. Его верховенство носило личный, частноправовой характер. Он был сеньором крупнейших феодалов, которые выступали его вассалами. Власть короля основывалась на договоре, на пожаловании им земель (феода). Крупные феодалы получали земли под условие несения военной службы. Они могли иметь своих вассалов, отдавая им земли. Это были бароны или рыцари. Более мелкие феодалы также могли иметь своих вассалов. У этих последних в непосредственном подчинении были только крестьяне. Основой феодального строя выступала монопольная собственность феодалов на землю и личная зависимость крестьян от феодала. За пользование землей феодал взимал ренту: натуральную (в виде отработок), продуктовую или денежную.

В феодальном обществе было два основных класса: феодалы и крестьяне, однако, для него было свойственно и более конкретное сословное деление. Общество средневековой Европы состояло из трех сословий: духовенство, светские феодалы (рыцари, дворянство) и третье сословие – горожане и крестьяне. Первые два сословия были привилегированными.

Одной из отличительных черт средневекового общества был корпоративизм. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью общности. Средневековыми корпорациями были сельские общины, ремесленные цехи, монастыри, духовно-рыцарские ордена, воинские дружины, город. У корпораций были свои уставы, собственная казна, особая одежда, знаки и т.д. Корпорации основывались на принципах солидарности, взаимоподдержки. Корпорации не разрушали феодальную иерархию, но придавали силу и сплоченность различным слоям и классам.

Характерный признак средневековй Европы – господство христианства, которому были подчинены мораль, философия, наука, искусство. Однако христианство в Средневековье не было единым. В III-V вв. наметилось разделение на две ветви: католическую и православную. Постепенно этот раскол принял необратимый характер и завершился в 1054 г.В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского. Система просвещения в средневековой Европе фактически находилась в руках церкви. В монастырских и церковных школах изучались молитвы и тексты Священного Писания на латинском языке. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Менталитет человека той эпохи, прежде всего, определялся принадлежностью к общности вне зависимости от того, был ли человек аристократом или крестьянином. Корпоративные нормы и ценности, традиции и ритуалы поведения (вплоть до предписанного типа одежды), подкрепляемые христианским мироощущением, считались превалирующими над личными желаниями.

Мир человека того времени, казалось бы, соединил несоединимое. Проповедь христианского милосердия и беспощадность войн, публичных казней, жажду чуда и страх перед ним, стремление оградиться от мира стенами собственного дома и движение тысяч рыцарей, горожан и крестьян в неизвестные земли во время Крестовых походов. Крестьянин мог искренне бояться Страшного суда за грехи и каяться в них и в то же время неистово предаваться самому буйному разгулу во время праздников. Духовные лица с подлинным чувством могли служить Рождественскую мессу и открыто смеяться над хорошо известными им пародиями на церковный культ и вероучения. Страх человека перед смертью и Божьим судом, чувство неуверенности, порой трагичности бытия соединялись с определенным карнавальным мироощущением, которое находило свое выражение не только в самих городских карнавалах, где человек обретал ощущение раскованности, где упразднялись иерархические и сословные преграды, но в той смеховой культуре, которая пришла в Средневековье из античного мира, сохранив, по сути, языческий характер в мире христианства.

Человек порой столь же реально воспринимал мир, окружавший его, как и мир потусторонний. Рай и ад для него были так же реальны, как собственный дом. Человек искренне верил, что он может воздействовать на мир не только вспахав землю, чтобы получить урожай, но, совершив молитву или прибегнув к магии. С этим связана и символичность мировосприятия средневекового человека. Символы были значимой частью средневековой культуры: от креста как символа спасения, рыцарского герба как символа рода и достоинства, до цвета и покроя одежды, который жестко приписывался представителям различных социальных групп. Для средневекового человека многое в окружающем мире было символами божественной воли или неких мистических сил.

Важнейшим достижением европейского средневековья является то, что оно заложило основы современной Европы. Около 1/3 земель, находящихся сейчас в сельскохозяйственном обороте, освоено еще средневековыми крестьянами. Значительная часть городов была основана в средние века. Помимо войн, захватов, грабежей, прослеживался обмен культурными и духовными ценностями. Рыцари-крестоносцы, возвращаясь из крестовых походов, везли с собой не только сокровища, взятые у мусульман, но и знания о достижениях арабской медицины, математики, естествознания. Средневековье стало временем, когда в Европе начали формироваться нации, национальные государства, языки и культуры. Европейское средневековье заложило основы более поздней государственности – парламентаризма, сословного представительства. Первым европейским документом, где говорится о правах человека, была Великая хартия вольностей.

Важным рубежом в интеллектуальной жизни было появление схоластики – метода познания, основанного на логике. Расширению сферы интеллектуальной жизни во многом способствовало широкое распространение письменности и изобретение книгопечатанья (1450г.).

Помимо монастырей и церковных школ, носителями знания и культуры стали средневековые университеты, где, кроме богословия, изучали юриспруденцию, медицину, математику, астрономию, грамматику, риторику и музыку. Старейшими из них были Болонский университет в Италии (конец XI в.), и Сорбонна в Париже (XII в.), к концу XV в. в Европе насчитывалось уже 60 университетов. Складывается трехуровневая система обучения: бакалавр, магистр, доктор. Впервые звание доктора было присвоено в Болонском университете в XII в.

Помимо многочисленных теологических трактатов и трудов религиозного содержания, европейское Средневековье оставило замечательные образцы светского искусства: героические и лирические эпосы (о Ролланде, о Нибелунгах, о Тристане и Изольде, о короле Артуре и др.), великолепные образцы любовной лирики (поэзия вагантов и трубадуров).

Духовное развитие нашло отражение в архитектуре. Романский стиль, взявший за основу римскую базилику, утверждал простоту и ясность линий, величие и гармонию. Сменивший его готический стиль, как бы объединяющий архитектуру, скульптуру и живопись, передавал состояние одухотворенности, устремления ввысь.

Особый вклад в развитие европейского средневекового общества внесли города. В них формировалась особая духовная атмосфера, новый ритм жизни, ценились образованность, предприимчивость и активность. С возникновением университетов в города переместился центр интеллектуальной жизни. Городская культура носила ярко выраженный светский характер. Городская литература и фольклор отражали здравый смысл горожанина, его личную жизненную активность. Не случайно, значительное место здесь занимали сатирические истории, стихи и басни, где горожане высмеивали не только рыцарей и духовенство, но также невежество крестьян и свои собственные недостатки. В то же время на городской почве развивалась и любовная лирика, и реалистическая прозаическая новелла.

 

2. Переходный период от Средневековья к Новому времени (XVI-сер. XVII вв.)

Для данного периода характерна модернизация, которая включала в себя: урбанизацию – небывалый рост городов, которые впервые получили экономическое преобладание над деревней, оттесняя ее на второй план; индустриализацию – постоянно нарастающее использование машин в производстве,

начало которой связано с промышленным переворотом в Англии в конце XVIII в.; демократизацию политических структур, когда закладывались предпосылки становления гражданского общества и правового государства; рост знаний о природе и обществе и секуляризацию, т.е. обмирщение сознания и развитие атеизма.

Формируется новая система представлений о предназначении и роли человека. Человек средневековья воспринимал окружавшую его природу и общество как нечто неизменное, существующее согласно божественным законам. Человек переходного периода считал, что общество и природу возможно и даже желательно контролировать, более того изменять. Другим становится отношение к государственной власти, которая лишилась божественного ореола. Не случайно, переходный период – это эпоха революций, сознательных попыток насильственным путем перестроить мир.

Менялся тип личности. Человек стал мобильнее, быстрее стал приспосабливаться к изменениям, так как он ощущал себя частью крупной общности класса или нации, а не ограничивался, как раньше, рамками своего сословия, корпорации, города, деревни.

Произошло значительное ускорение темпов роста населения в Европе. Так, к XVI в. население Европы выросло с 69 млн. до 100 млн. чел., а в XVII в. составляло уже 115 млн. Основную часть населения Европы составляли сельские жители (80-90%). Продолжается дальнейший рост городов. Самым большим городом Европы был Париж (300 тыс. чел.), а также Неаполь (270 тыс. чел.).

Продолжались процессы формирования крупных народностей и этнических групп, чему способствовало образование крупных централизованных государств. Сложились английская и французская нации, становление наций происходило также в Испании, Германии, Италии.

XV в. стал переломной эпохой в отношениях Европы с другими цивилизациями благодаря Великим географическим открытиям. На их первом этапе (конец XV-начало XVI вв.) инициатива принадлежала испанцам и португальцам. Они открыли Новый Свет и совершили первое кругосветное плавание. В 1492 г. Христофор Колумб открыл Америку, в 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, привел корабли в Индию. На втором этапе (сер. XVI-сер. XVII вв.) инициативу перехватили голландцы, англичане и французы. В XVII в. была открыта Австралия, европейцы провели свои корабли вокруг Америки и Азии. После Великих географических открытий расширились представления людей о странах и народах, в Европе стали стремительно развиваться промышленность, торговля, кредитно-финансовые отношения. Изменились и сместились ведущие торговые центры, страны Средиземноморья уступили место Голландии, а позже Англии, которые оказались в центре мировых торговых путей, переместившихся из Средиземноморья в Атлантический океан. Приток драгоценных металлов в Европу вызвал революцию цен, удорожание продуктов питания и сырья для производства. После великих географических открытий в Европе появились маис, картофель, томаты, фасоль, стручковый перец, какао-бобы.

Встреча Европы со всем остальным миром имела драматический характер. В завоеванных испанцами и португальцами заморских владениях, были разрушены самобытные языческие культуры. К середине XVII в. погибли цивилизации майя, ацтеков и инков, уже имевших свою государственность. Возродилась работорговля.

Великие географические открытия стали мощным стимулом новых научных открытий и изобретений, многие из которых были связаны с ремесленным и мануфактурным производством (ремесленное производство к этому времени дробилось уже примерно на 100 отраслей и подотраслей). Наибольшее значение имело горное и литейное дело, кораблестроение, производство тканей. Там наряду с ручными орудиями труда начинают применяться некоторые механизмы и элементы машин – водяное колесо, ветряные мельницы, в горном деле появились помпы, вентиляционное оборудование, в металлургии - доменные печи на каменном угле, в металлообработке – механический молот, токарный и сверлильный станок. На корабельных верфях строились новые типы кораблей. Военный флот пополнился трехпалубными кораблями с мощным вооружением. В Голландии изобрели понтоны и плавучий док. В текстильном производстве распространялись самопрялки, а вертикальный ткацкий станок заменился горизонтальным. Появились новые типы тканей: меланжевые, бумазея. Развилось производство шелка в Италии и Франции, тонкого и грубого сукна в Англии. Технические достижения начали использоваться и в сельском хозяйстве, где уже стали складываться фермерские хозяйства.

Значительный научный прорыв был осуществлен в сфере естествознания. Развитие науки стимулировалось потребностями растущего производства. Нужды сельского хозяйства, ремесла, мореплавания порождали прогресс опытного знания. Появились более совершенные часы, был изобретен микроскоп, телескоп, термометр, ртутный барометр.

Настоящая революция произошла в астрономии. На смену геоцентрической системе мироздания, считающей Землю центром Вселенной, была выдвинута и разработана идея гелиоцентрического строения мира (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Тихо Браге, Иоганн Кеплер). Достижения астрономии получили и свое практическое применение. Был создан более точный календарь.

Наступил перелом в развитии математики, физики и механики (Галилей, Торричелли, Декарт и Паскаль). Немалых успехов достигли химия, биология, физиология, медицина. Значительные успехи были достигнуты в сферах гуманитарного знания. Появилась новая философия, объединявшая в это время естественные и гуманитарные дисциплины. Крупнейшими представителями этих философских воззрений были англичанин Френсис Бэкон и француз Рене Декарт. Появились такие гуманитарные науки, как юриспруденция, историография, археология, нумизматика, основы педагогической науки. Ведущими европейскими университетами становятся Сорбонна (Франция), университеты в Падуе (Италия), Саламанке (Испания), Кембридже и Оксфорде (Англия), Лейденске (Голландии), Упсале (Швеции).

Наиболее распространенной формой правления оставалась монархия. Расстановка сил между властью и обществом изменилась. На смену диалогу пришел диктат короля, на смену сословной монархии – абсолютная монархия. Феодальное общество стремилось сохранить существующие порядки, не уступая нарождающейся буржуазии. Появились централизованные государства с большими средствами, сильной армией, чиновничьим аппаратом. Европейский абсолютизм начал складываться еще в XV в., но расцвет его в рамках крупного централизованного национального образования приходится на XVII в.

Подъем производительных сил, уровня материального производства, связанный с успехами городов, развитием ремесел и зарождением мануфактуры, расширением внутренних и международных торговых связей вызвал к жизни потребность в новой идеологии, новом отношении человека к самому себе и окружающему миру, ибо этот обновляющийся мир уже все менее соответствовал традиционной системе представлений, рожденной Средневековьем. Эта революция в духовной жизни Западной Европы получила название эпохи Возрождения, или Ренессанс, (XVI-начало XVII вв.) и стала одной из самых ярких страниц в истории европейской цивилизации.

Эпоха Возрождения стала временем возрождения античного наследия, которое возвращалось не только в образах искусства и литературы, но, прежде всего, в самой гуманистической идее возвышения человека, гармонии его духа и тела. Это был отказ от средневекового противопоставления тела и души, осознание ценности земного бытия, попытка создания образа прекрасной гармоничной личности, которой чужда аскетическая мораль христианства. Именно этим духом пронизаны произведения представителей раннего итальянского гуманизма XIV в. (поэта и философа Ф.Петрарки и писателя Д. Боккаччо). В изобразительном искусстве художники пытались воскресить классические образцы Античности, но отражали эпоху, в которую жили и творили (Рафаэль, Веласкес, Тициан). Воспевая совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливались воедино, они в то же время зорко вглядывались в окружающую их реальную жизнь.

В архитектуре на смену готике пришел новый стиль ренессансный реализм. Героем литературы Возрождения стал человек с его земными страстями и желаниями. Появилась светская литература самых разнообразных жанров: новеллы, хроники, пасторальные, авантюрные, плутовские, рыцарские и сатирические романы, пасквили, лирическая поэзия, публицистика, драматургия. Писатели, как и философы, стремились создать гармонию двух начал – телесного и духовного, искать ответ «что есть добро и зло, в чем подлинные ценности человека». Гуманисты эпохи Возрождения провозглашали, что ценность человека определяется, прежде всего, его личными достоинствами, а не положением в обществе. Одним из высших достоинств человека считался разум, накопление знаний, которые помогали человеку сделать выбор между добром и злом.

Изменяющийся европейский мир не мог не пересмотреть и свое отношение к церкви. В XVI в. римско-католическая церковь переживала глубокий кризис, который затронул основы ее учения, культ и институты. Он был вызван появлением сильных централизованных государств, потерей монополии церкви на образование, успехами в развитии науки. Немалую роль сыграло также и поведение самих церковных властей, жадность пап и кардиналов, окружавшая их роскошь, вымогательства, поборы, продажа индульгенций. Кризис церкви усугубляло недовольство ею многих: сословию буржуазии нужна была более дешевая церковь, дворянство стремилось овладеть ее имуществом и землей, народные вожди в антикатолические лозунги вкладывали антифеодальные настроения. В ходе Реформации в XVI в. возникло третье направление христианства – протестантизм, который в свою очередь подразделился на лютеранство, кальвинизм и англиканскую церковь. Протестантизм, более, чем католицизм, отвечал духу нарождающегося Нового времени.

Родиной Реформации была Германия, где возникло лютеранство, христианское вероучение, названное по имени его основателя Мартина Лютера, который утверждал, что божественная благодать доступна каждому без посредничества церкви, что не церковные таинства, а личный выбор человека и личная вера открывают ему путь к благодати.

Значительно дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кальвин в Женеве. Основной догмат кальвинизма – учение об абсолютном предопределении. Согласно Кальвину, участь человека в земной и загробной жизни предопределена изначально с момента его сотворения. Проклятие или благодать лежит на человеке можно определить тем, насколько в его земной жизни ему сопутствует успех или неуспех. Поэтому, человек должен постоянно трудиться, ибо труд – это божий дар, а лень – величайший порок. Трудовая этика протестантизма, сочетавшая набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатств, вполне соответствовала нарождающейся рыночной капиталистической системе с ее рационализмом и стремлением к эффективности. Вполне соответствовало новым временам и демократическое устройство церкви, провозглашаемое протестантами, когда основной ячейкой церкви провозглашалась община верующих, которые сами избирали из наиболее влиятельных людей своих старейшин - пресвитеров. Идеи Кальвина пользовались большим успехом у городского населения и быстро распространились в Нидерландах, Англии, Шотландии и на юге Франции. Не случайно под знаком кальвинизма прошли буржуазные революции в Нидерландах и Англии.

Англия, однако, еще до революции пережила свою Реформацию, которая не была столь радикальной, как кальвинизм, но, тем не менее, привела к образованию самостоятельной англиканской церкви, сохранившей, правда, многое от католичества. Это была Реформация сверху, отвечавшая в большей степени интересам правящего слоя, который стремился к укреплению монархии, к независимости от власти пап. Парламент провозгласил Английскую церковь независимой от Рима, а короля главой этой церкви.

Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей новому времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния. При этом, поощряя индивидуализм, она вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

 

3. Первый этап Нового времени (сер. XVII-XIX вв.): буржуазные революции, становление и развитие индустриального общества

После Возрождения и Реформации следующим духовным переворотом стало Просвещение. Преобладающим умонастроением становился оптимизм, вера в прогресс, в то, что история развивается от несправедливого устройства общества к справедливому.

Мыслители Просвещения (Дж. Локк, Ж.. Ж.. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье) утверждали, что люди от природы наделены естественным правом на жизнь, свободу и равенство, что имеющиеся в обществе различия между людьми установлены не Богом, не природой, а самими людьми. И поэтому люди могут изменять то, что создали сами. Общество справедливо и нравственно, если оно соблюдает права человека, ибо только такое общество развивается по естественным законам. Просветители считали, что сделать человека счастливым можно, обеспечив его естественные права.

Был сделан значительный шаг и в секуляризации сознания. По своему мировоззрению многие просветители были деистами или атеистами. Религию они считали полезной лишь потому, что она содержит свод нравственных правил, помогающих поддерживать общественный порядок.

Франция XVIII в. дала Европе и миру целую плеяду блестящих умов и идей, которые разрушали устои старого порядка и укрепляли настроения необходимости перехода к гражданскому обществу. Авторитет этих просветителей вышел далеко за пределы Франции.

Французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) выделил три ветви власти: законодательную, которая принадлежит народу и реализует себя через выборных депутатов; исполнительную, переданную королю, который назначает членов правительства, и судебную, которую осуществляет независимое сословие судей.

Вольтер (1694-1778 гг.) считал, что французскому обществу необходимо обеспечить свободу слова и вероисповедания, дать всем людям равные права, преобразовать судопроизводство, отменить пытки, уничтожить остатки феодальной зависимости крестьян и феодальных привилегий.

Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) обосновывал право народа на такое демократически-республиканское государство, где каждый будет участвовать в управлении, законодательстве и суде, где будет достигнуто гражданское равенство, создал теорию народного суверенитета.

В эпоху Просвещения появляется и новый мощный фактор воздействия на жизнь общества – общественное мнение. Оно формировалось образованными людьми, прежде всего, через газеты. С XVIII в. уже выходит ежедневная лондонская газета «Таймс», стремительно растет число изданий газет и журналов. Другим центром формирования общественного мнения были кружки и салоны, светские, политические, художественные. Просвещение политизировало общественное сознание, побуждало к пониманию необходимости модернизации социальной организации общества, способствовало распространению идеи революции как радикального, насильственного и быстрого решения этой проблемы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.