Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 4. Координация экономической деятельности





В рыночной системе хозяйствования

Спрос и предложение – экономические категории товарного производства, проявляющиеся в сфере товарного обмена. Они являются неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования.

Спрос – это совокупность товаров, выражающая платежеспособную потребность и заинтересованность потребителя в приобретении товаров при определенных условиях в данный период времени. Предложение – это заинтересованность производителя в производстве и реализации товара при определенных условиях в данный период времени.

Спрос и предложение представляют собой функциональную зависимость от цены. В первом случае зависимость обратно пропорциональна, во втором – прямая. Эти зависимости формально выражают закон спрос и предложения. Закон спроса может быть проиллюстрирован кривой спроса, имеющей отрицательный наклон, закон предложения - кривая предложения, имеющая положительный наклон.

Следует различать спрос и величину спроса, предложение и величину предложения.

Изменение неценовых факторов оказывает воздействие на спрос и предложение путем изменения, например, платежеспособности потребителя, положения продавца на рынке. На графике это означает параллельный сдвиг кривой спроса или предложения вправо или влево.

Основой рыночного механизма является взаимодействие спроса и предложения. В условиях конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения изменяют рыночную цену до того момента, когда экономические интересы покупателей и продавцов совпадут. Данная ситуация и определяет рыночное равновесие, т.е. на рынке устанавливается равенство между объемом и структурой спроса, с одной стороны, и объемом и структурой предложения – с другой.

Понятия «эластичность спроса» и «эластичность предложения» товаров вводятся для выражения характера их зависимости от цены.

Занятие 1

План семинарских занятий

1. Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос.

2. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на предложение.

3. Равновесная цена и механизм ее образования. Мгновенное краткосрочное и долгосрочное рыночное равновесие.

 

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов:

спрос (функция спроса), объем спроса (величина спроса), предложение (функция предложения), закон спроса, объем предложения (величина предложения), закон предложения, цена спроса, цена предложения, равновесная цена, равновесный объем, выигрыш потребителя, выигрыш производителя, товарный дефицит, излишек товаров, эффект дохода, эффект замещения, эффект Гиффена, эффект сноба, эффект Веблена, низшие товары, нормальные товары, товары-субституты, комплиментарные товары.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Чем доказывается нисходящий характер кривой спроса?

2. В каком случае мы говорит об изменении спроса, а в каком случае об изменении объема спроса?

3. Всегда ли рост цен вызывает снижение величины спроса?

4. В чем суть эффекта дохода и эффекта замещения.

5. Сформулируйте закон предложения.

6. В каком случае мы говорит об изменении предложения, а в каком случае об изменении объема предложения?

7. Почему равновесная цена выгодна и потребителю, и производителю?

8. Почему дефицит и избыток носят временный характер?

 

Практические задания

 

1. Определите и отразите на графике, как повлияют на положение кривой спроса изделий из натурального хлопка следующие события (при прочих равных условиях):

а) доходы населения значительно выросли;

б) хлопок-сырец подорожал в два раза;

в) врачи-аллергологи рекомендуют носить изделия из натуральных тканей натуральные ткани;

г) изделия из натуральных тканей вошли в моду;

д) фурнитура резко выросла в цене.

 

2. При цене 150 руб. стадион посетило 40 тысяч болельщиков футбола, при цене 250 руб., число болельщиков сократилось до 10 тысяч. Если считать функцию спроса на билеты линейной то, сколько болельщиков придет на стадион при цене 200 руб.

 

3.В таблице приведена информация о величине индивидуального спроса студентов Иванова, Петрова, Сидорова на мясо. Постройте кривые индивидуального и рыночного спроса на мясо.

Цена за 1 кг., руб. Величина спроса на мясо, кг./месяц
Иванов Петров Сидоров
       
       
       
       

4. Функция спроса и предложения населения на данный товар:

QD = 10 - P и QS = -5 + 2P. Предположим, что правительство устанавливает фиксированную цену на уровне 3 ден. ед. Определите максимально возможный объем продаж данного товара в условиях фиксированной цены, а также объем неудовлетворенного спроса.

 

Тесты

 

1. Ценой спроса (или резервной ценой) называется:

а) цена товара на складе;

б) максимальная готовность индивида платить за товар;

в) цена еще не произведенного товара;

г) максимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

 

2. Если два товара взаимозаменяемы, например, чай и кофе, то рост цены на кофе приведет:

а) падению спроса на чай;

б) росту спроса на чай;

в) увеличению объема спроса на чай;

г) снижению величины спроса на чай.

 

3. В каком из утверждений слово «предложение» следует заменить выражением «величина предложения»:

а) когда повысится цена на кефир, предложение йогурта, производимого на этом молокозаводе, снизится;

б) ожидаемое повышение цен на товар вызвало временное сокращение его предложения;

в) рост цен на электроэнергию вызвал уменьшение предложения огурцов, выращиваемых в теплицах города;

г) повышение цен на услуги косметических салонов вызвало рост предложения этих услуг.

 

4. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

а) спрос равен предложению;

б) цена равна издержкам плюс прибыль;

в) уровень технологии меняется постепенно;

г) объем предложения равен объему спроса.

 

5. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

а) возникает дефицит товаров;

б) возникает излишек товаров;
в) падает цена ресурсов;

г) формируется рынок покупателей.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича.- М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 4, 5.

2. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, Гл. 5, § 7.

3. Микроэкономика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.:КНОРУС, 2004, Тема 4, § 4.1.

4. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001. Гл. 1, § 1.4.

5. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС, 2003, Гл. 4.

6. Нуреев, Р.М. Курс экономической теории: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2001, Гл. 3, § 3.2, 3.3.

7. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, Гл. 6, § 2.

8. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: ПИТЕР, 2002, Гл. 7, § 7.3.

9. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2002, Гл. 5, § 5.2, 5.3.

11. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. – М.: Издательство «Дело», 2002, Гл. 4.

 

Занятие 2

План семинарских занятий

 

1. Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность.

2. Эластичность спроса по доходу.

2. Эластичность предложения.

3. Практическая значимость теории эластичности.

 

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов:

эластичность, единично эластичный спрос (предложение), неэластичный спрос (предложение), эластичный спрос (предложение), абсолютно эластичный спрос (предложение), перекрестная эластичность, коэффициент эластичности спроса по цене, коэффициент эластичности спроса по доходу, коэффициент эластичности предложения.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое эластичность спроса по цене?

2. Какой спрос называется эластичный, неэластичным и единичной эластичности?

3. Каков критерий отнесения благ к категории товаров эластичного и неэластичного спроса?

4. Как степень эластичности влияет на объем выручки?

5. Объясните, почему для «нормальных» товаров, коэффициент эластичности спроса по доходу больше нуля, а для низших – меньше нуля.

6. Что такое перекрестная эластичность? Если коэффициент перекрестной эластичности равен нулю, как связаны между собой товары?

7. Почему при увеличении рассматриваемого периода эластичность предложения возрастает?

8. Если спрос по цене эластичен, то на чьи плечи в большей степени ложится налоговое бремя?

 

Практические задания

 

1. Рассчитайте коэффициент точечной эластичности спроса по цене в точке А.

 
 

 

 


2. Количество пассажиров, перевозимых таксопарком за один день, составляет 2 млн. чел. Предположим, что администрация таксопарка решила повысить стоимость проезда с 70 руб. до 100 руб. Как изменится выручка таксопарка, если коэффициент ценовой эластичности перевозок |εd| =0,1.

 

3. Государство ввело дотацию на производство товара. Определите выгоду потребителей продукции от субсидий на основании графической модели.

 


Тесты

 

1. Эластичность спроса по цене измеряется:

а) в рублях;

б) в единицах продукции на рубли;

в) в рублях на единицу продукта;

г) в безразмерных единицах.

 

2. В случае если, несмотря на изменение цены товара, общая выруч­ка не изменяется, коэффициент ценовой эластичности:

а) 0 < εd < 1;

б) стремится к бесконечности 1;

в) равен 1;

г) равен 0.

 

3. В каких случаях предложение совершенно неэластично:

а) место в Большом театре;

б) автомобиль «Жигули»;

в) телевизоры «Сони»;

г) картины Рембранта.

4. Если коэффициент перекрестной эластичности двух товаров равен 0, то эти товары:

а) взаимозаменяемы;

б) взаимодополняющие;

в) независимые;

г) все ответы неверны.

 

5. Если цена упала на 5%, а выручка возросла на 10 %, то коэффициент эластичности спроса по цене равен:

а) -3,16;

б) 3,16;

в) – 5;

г) 5.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича.- М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 4, 5.

2. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, Гл. 5, § 8.

3. Микроэкономика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.:КНОРУС, 2004, Тема 4, § 4.2, 4.3.

4. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001. Гл. 1, § 1.8, 1.9.

5. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС, 2003, Гл. 9.

6. Нуреев, Р.М. Курс экономической теории: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2001, Гл. 3, § 3.4.

7. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, Гл. 9, § 1.

8. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: ПИТЕР, 2002, Гл. 7, § 7.4.

9. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2002, Гл. 5, § 5.5.

11. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. – М.: Издательство «Дело», 2002, Гл. 4.

 

Тема 5. Потребительский выбор

 

Теория потребления исследует основные принципы потребительского выбора (поведения), в основе которого лежат такие понятия, как полезность блага, его цена, доход потребителя. Когда потребители делают свой выбор относительно целей и усилий для их достижения, они действуют рационально. Целью потребительского выбора является полезность – удовольствие и удовлетворение, получаемое людьми от товаров и услуг. Добавочная полезность, от единичного увеличения потребление товара и услуги, называется предельной полезностью. Чем интенсивнее потребление блага, тем меньше увеличение полезности, получаемой от каждой дополнительной потребленной единице. В этом заключается сущность первого закона Госсена или закона убывающей предельной полезности. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления его дополнительных единиц снижается, то потребитель будет увеличивать объем покупок (объем спроса) лишь при снижении цены. Этим объясняется убывающий характер кривой спроса.

В ситуации равновесия предельная полезность, приходящаяся на один рубль цены, должна быть постоянна у всех товаров. Этот принцип вошел в экономическую науку как второй закон Госсена.

Для моделирования потребительского поведения используются такие инструменты как кривые безразличия и бюджетные линии. Кривая безразличия – это множество точек, представляющих наборы двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Бюджетная линия – это линия цен и расходов, она отражает множество доступных потребителю товарных наборов. Оптимум потребителя (максимум благосостояния при данном ограничении) достигается в точке касания бюджетной линии кривой безразличия.

 

 

4.1. Потребительский выбор. Общая и предельная полезность

4.2 Кривые безразличия и бюджетные линии.

4.3 Равновесие потребителя в зависимости от цен и доходов.

 

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов:

Полезность блага. Общая полезность. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Кривая безразличия. Кривая Энгеля. Линия «доход-потребление». Равновесие потребителя. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Уравнение бюджетной линии. Бюджетное ограничение.

 

 

Практические задачи и ситуации

 

1.Значения предельных полезностей благ А, Б, В и соответствующих цен заданы в таблице.

 

Благо MU P
А    
Б α  
В    

 

Определите, при каких значениях параметра α потребитель будет находиться в положении равновесия.

 

2. Карта безразличия потребителя, в предположении, что он использует два продукта, имеет вид, показанный на рисунке: все кривые безразличия получаются из одной из них параллельным сдвигом вдоль оси Q2. Как будет

изменяться потребление каждого из продуктов при изменении дохода и неизменности цен?

3. На рисунке показана одна из кривых безразличия некоего потребителя и его бюджетная линия. Цена товара Y равна 12 рублей. Ответьте на вопросы:

а) каков доход потребителя;

б) какова цена товара Х;

в) как изменится положение бюджетной линии при увеличении цены товара Y до 15 рублей, при снижении цены товара Y до 10 рублей?

4. Иван тратит часть своего дохода на кофе и чай. Неурожай кофе в Бразилии привел к росту цены на этот напиток в России.

А. Покажите, как неурожай кофе повлиял на положение бюджетной линии Ивана;

Б. При потреблении чая и кофе Иваном действует эффект замещения. Покажите, как в этом случае изменится положение бюджетной линии.

 

5. Студент каждую неделю покупает газеты и журналы. В таблице показана полезность, которую он получает от потребления разного количества газет и журналов. Цена газеты – 2 рубля. Цена журнала – 5 рублей.

Количе-ство Газеты Журналы
Совокупная полезность U (ютили) Предельная полезность MU (ютили) MU/P Совокупная полезность U (ютили) Предельная полезность MU (ютили) MU/P
             
             
             
             
             
             
             
             

 

При какой комбинации товаров студент получает максимальную полезность? Сколько денег он тратит в этом случае на газеты и журналы? Какова общая полезность от потребления газет и журналов в случае получения максимальной полезности?

 

Вопросы для самоконтроля.

 

  1. В чем смысл и назначение теории потребительского поведения?
  2. Дайте определение общей и предельной полезности.
  3. Приведите примеры закона убывающей предельной полезности.
  4. Каковы подходы к проблеме измерения полезности представителей кардиналистского и ординалистского направления экономической науки?
  5. Что собой представляет кривая безразличия и каковы ее свойства?
  6. Что собой представляет бюджетная линия и какие причины приводят к изменению угла наклона бюджетной линии?

7. При каком условии потребительский выбор считается рациональным?

 

Тесты

 

1. Потребительские предпочтения определяют:

а) положение и наклон кривой безразличия

б) положение и наклон линии бюджетных ограничений

в) эффект дохода и эффект замещения

г) положение и наклон кривой безразличия и бюджетной линии

д) максимальное количество товара, которое может купить потребитель.

 

2. Правило потребительского поведения, предполагающее максимизацию полезности покупаемых товаров, означает:

а) что покупатель извлекает некую разность между общей и предельной полезностью товаров

б) что покупатель уравновешивает расходы так, чтобы последняя денежная единица, затрачиваемая на любой товар, приносила равновеликую полезность

в) что покупатель не должен покупать низкокачественные товары

г) что покупатель стремится купить как можно больше товаров

д) что покупатель стремится разнообразить ассортимент приобретаемых товаров.

 

3. Кардиналистская теория полезности отличается от ординалистской тем, что:

а) не использует моделей;

б) не рассматривает субъективные предпочтения;

в) считает возможным количественное измерение полезности;

г) связывает цену товара.с полезностью, а не с издержками;

д) использует математические методы в исследовании экономических процессов.

4. Наклон линии безразличия в какой-либо точке этой линии равен:

а) наклону бюджетной прямой, проходящей через эту точку;

б) величине совокупной полезности набора продуктов, соответствующего этой точке;

в) норме замещения одного продукта другим в этой точке;

г) предельной норме замещения одного продукта другим в этой точке;

д) соотношению цен товаров.

 

5. Когда посетитель в столовой ест бутерброды, то максимальную ценность для него будет представлять:

а) первый бутерброд;

б) бутерброд точки насыщения;

в) средний из съеденных бутербродов;

д) последний бутерброд.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича.- М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 4, 5.

2. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, Гл. 5, § 8.

3. Микроэкономика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.:КНОРУС, 2004, Тема 4, § 4.2, 4.3.

4. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001. Гл. 1, § 1.8, 1.9.

5. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС, 2003, Гл. 9.

6. Нуреев, Р.М. Курс экономической теории: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2001, Гл. 3, § 3.4.

7. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, Гл. 9, § 1.

8. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: ПИТЕР, 2002, Гл. 7, § 7.4.

9. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2002, Гл. 5, § 5.5.

11. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. – М.: Издательство «Дело», 2002, Гл. 4.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.