Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОНЦЕПЦИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ





Совокупный спрос есть реальный объем национального производства, который при данном уровне цен готовы купить домохозяйства, фирмы, государство и заграница. Совокупный спрос уменьшается с ростом цен, что объясняется эффектами процентной ставки, импортных закупок, богатства.

Совокупное предложение есть реальный объем производства, который может быть произведен при данном уровне цен. Кривая состоит из трех участков: кейнсианского, промежуточного и вертикального.

С помощью модели «AD-AS» оценивается состояние равновесия национальной экономики преимущественно на основе сферы обращения.

Наряду с моделью «AD - AS» проблемы макроэкономического равновесия могут быть рассмотрены и проанализированы при помощи кейнсианской модели «доходы - расходы». В ней совокупные расходы рассматриваются как функция от объема реального национального дохода. Основной принцип этой модели заключается в следующем: количество проданных товаров и уровень занятости находятся в прямой зависимости от совокупных расходов, т.е. совокупный спрос определяет совокупное предложение.

Концепцию Дж. М. Кейнса также называют теорией эффективного спроса. Практическая ее направленность состоит в разработке методов стимулирования совокупного спроса, поскольку совокупный спрос определяет уровень экономической активности и занятость. В этой модели совокупные расходы общества состоят из личного потребления, инвестиционного потребления, государственных расходов и чистого экспорта.

Занятие 1

План семинарских занятий

1. Классическая теория макроэкономического равновесия.

2. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Ценовые факторы совокупного спроса. Влияние неценовых фактов на поведение кривой совокупного спроса.

3. Совокупное предложение. Особенности кривой совокупного предложения. Альтернативные взгляды на конфигурацию кривой совокупного предложения. Влияние неценовых фактов на поведение кривой совокупного предложения.

4. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Варианты равновесия в модели «АD-АS». Эффект «храповика».

 

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов: совокупный спрос, неценовые факторы совокупного спроса, совокупное предложение, неценовые факторы совокупного предложения, классическая модель совокупного предложения, кейнсианская модель совокупного предложения, шок предложения, шок спроса.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое совокупный спрос? Какую функциональную зависимость выражает кривая совокупного спроса?

2. Какие неценовые факторы воздействуют на совокупный спрос? Опишите механизм воздействия каждого из них.

3. В чем заключается специфика кривой совокупного предложения? Дайте характеристику каждого отрезка кривой совокупного предложения.

4. Какие неценовые факторы воздействуют на совокупное предложение и каков механизм их влияния?

5. Каковы практические возможности применения модели «AD-AS».

6. В чем суть эффекта «храповика»?

 

Практические задания

1. Какое влияние на совокупный спрос и совокупное предложение окажут следующие факторы: а) сокращение экспорта нефти вследствие падения производства; б) снижение мировых цен на жидкое топливо и цветные металлы?

2. На рисунке представлена модель «AD-AS». Раскройте смысл перемещения кривых совокупного спроса во взаимосвязи с динамикой реального объема ВВП и уровнем цен.

3. Как поведет себя кривая совокупного предложения: а) при росте заработной платы; б) при росте производительности труда; г) при росте издержек производства (ответ проиллюстрируйте графически).

 

Тесты

1. Сокращение предложения денег в экономике графически может быть представлено сдвигом:

а) влево вверх кривой совокупного предложения;

б) вправо вниз кривой совокупного предложения;

в) влево вниз кривой совокупного спроса;

г) вправо вверх кривой совокупного спроса.

2. В долгосрочном периоде при изначальном соответствии совокупного выпуска потенциальному рост потребительских расходов приведет:

а) к уменьшению уровня цен;

б) к увеличению уровня цен;

в) к уменьшению объема выпуска в экономике и росту уровня цен;

г) к увеличению объема выпуска в экономике.

3. Негативный шок предложения в краткосрочном периоде вызовет:

а) рост цен и объема выпуска;

б) рост цен и снижение объема выпуска;

в) падение цен и объема выпуска;

г) падение цен и рост выпуска.

4. Классическая школа исходит из того, что линия совокупного пред­ложения:

а) горизонтальна на уровне цен, определяемом совокупным спросом;

б) горизонтальна на уровне цен, определяемом ставкой процента и го­сударственной политикой;

в) вертикальна на произвольном уровне ВНП;

г) вертикальна на уровне потенциального ВНП.

5. Повышение совокупного спроса в стране может стать следствием сокращения правительством:

а) пособий по безработице;

б) уровня налогов;

в) объема экспорта;

г) закупок товаров и услуг.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: «Дело и Сервис», 2005, Гл. 4, § 4.1, § 4.2.

2. Вечканов, Г. Макроэкономика: учебник для вузов / Г. Вечканов, Г. Вечканова. – СПб.: Питер, 2003, Вопрос 49 - 60.

3. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича.- М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 23.

4. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, Гл. 19, §1, §2, Гл. 25.

5. Макроэкономика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.:КНОРУС, 2004, Темы 2.3, 2.4.

6. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001, Гл. 3, § 3.4

7. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС, 2003, Гл. 23.

8. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, Гл. 25.

9. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: ПИТЕР, 2002, Гл. 17.

10. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2002, Гл. 21.

 

Занятие 2

 

План семинарских занятий

1. Потребление. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия «совокупные доходы – совокупные расходы».

2. Инвестиции и сбережения. Кейнсианская модель «инвестиции-сбережения», модель «Кейнсианский крест».

3. Эффект мультипликатора.

4. Колебания равновесного уровня национального дохода. Инфляционный и рецессионный разрывы.

5. Регулирование макроэкономического равновесия: метод изъятия и метод инъекций (утечки, вливания). Парадокс бережливости.

 

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов: потребление, инвестиции, сбережения, средняя склонность к потребления, предельная склонность к потреблению, средняя склонность к сбережению, предельная склонность к сбережению, автономное потребление, автономное сбережение, автономные инвестиции, мультипликатор, утечки, вливания

 

Вопросы для самоконтроля

1.Раскройте содержание закона Ж. Б. Сэя. Какое теоретическое значение он имеет для классической модели равновесия?

2. Что характеризует предельную склонность к потреблению и сбережению и как они влияют на совокупный спрос?

3. Почему повышение процентной ставки при прочих равных условиях приводит к сокращению инвестиций, а их снижение – к их росту?

4. Каков экономический смысл мультипликатора? Почему мультипликатор зависит от предельной склонности к потреблению?

5. Что является регулятором обеспечения равенства между сбережениями и инвестициями?

6. От каких факторов зависит ваше решение сберегать или инвестировать?

7. В чем принципиальное отличие кейнсианской модели экономического развития от классической?

8. Что такое рецессивный и инфляционный разрыв?

9. Что представляет собой модель равновесия, базирующаяся на методе изъятий и инъекций?

 

Практические задания

1. На основе данных, приведенных в таблице, постройте графики зависимости а) потребления от дохода; б) предельной склонности потребления от дохода; мультипликатора от дохода.

 

 

Y            
C            
S            
MPC 0,9          
APC            
MPS            
APS            
k            

2. Потребление описано уравнением С=50+0,7Y, доход 400 млрд. дол. Определите уровень потребления, уровень сбережения, предельную склонность к потреблению и предельную склонность к сбережению, среднюю склонность к потреблению и среднюю склонность к сбережению.

3. Располагаемый доход вырос с 640 до 760 ден. ед. Предельная склонность к сбережению 0,25. Определить среднюю склонность к сбережению.

  Базовый год Текущий год
Располагаемый доход Сбережения   ?

 

Тесты

1. Если предельная склонность к потреблению снижается, то в экономике имеет место:

а) снижение предельной склонности к инвестированию;

б) рост предельной склонности к сбережению;

в) усиление макроэкономической нестабильности;

г) все выше перечисленное.

2. Если состояние экономической системы соответствует кейнсианскому отрезку кривой совокупного предложения, и потребители увеличи­вают долю дохода, направляемого на текущее потребление, то:

а) прежде всего, возрастут объем выпуска и занятость;

б) прежде всего, сократятся объем выпуска и занятость;

в) возрастет уровень цен в стране при неизменном объеме выпуска;

г) снизится уровень цен в стране при неизменном объеме выпуска.

3. Если располагаемый доход 2000 руб., а объем расходов на потребление равен 1600 руб. В этом случае величина 0,8 будет характеризовать:

а) среднюю склонность к сбережению;

б) предельную склонность к сбережению;

в) среднюю склонность к потреблению;

г) предельную склонность к потреблению.

4. Общим моментом в классической и кейнсианской концепциях инвестиций является наличие:

а) гибкого ценового механизма, присущего рынку;

б) равновесия между инвестициями и сбережениями в условиях неполной занятости;

в) функциональная зависимость инвестиций от процентной ставки;

г) функциональная зависимость сбережений только от уровня процента.

5. Если предельная склонность к сбережению 0,2, тогда при увеличении дохода на 32 млрд. руб. инвестиционные расходы вырастут на:

а) 766,6 млрд. руб.;

б) 666,6 млрд. руб.;

в) 566,6 млрд. руб.;

г) 466,6 млрд. руб.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: «Дело и Сервис», 2005, Гл. 4, § 4.3, § 4.4.

2. Вечканов, Г. Макроэкономика: учебник для вузов / Г. Вечканов, Г. Вечканова. – СПб.: Питер, 2003, Вопрос 38 - 43.

3. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича.- М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 24.

4. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, Гл. 19, §1, §2, Гл. 25.

5. Макроэкномика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.:КНОРУС, 2004, Темы 3, 6.

6. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001, Гл. 3, § 3.5.

7. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС, 2003, Гл. 24.

8. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, Гл. 25, § 2.

9. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: ПИТЕР, 2002, Гл. 17.

10. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2002, Гл. 21.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.