Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Билет 7. Первая сторона основного вопроса философии в его классической формулировке. Материализм как философское направление. Основные исторические формы материализма.





Билет 7. Первая сторона основного вопроса философии в его классической формулировке. Материализм как философское направление. Основные исторические формы материализма.

10.11 (лекция 9)

С точки зрения Энгельса ОВФ имеет 2 стороны: в рамках своей первой стороны он звучит следующим образом: «Что первично, и что вторично: материя или дух? Проще говоря, что от чего производно?». В зависимости от ответа философы делятся на три группы:1) материалисты. Учение – материализм. Основной тезис материалистов: «материя первична, а дух вторичен». С этой точки зрения первой исторической формой материализма является античный материализм, т.е. материализм Древней Греции и Древнего Рима. В античном м материя отождествляется с неким конкретным видом вещей. Во-первых, это может быть та или иная стихия и их сочетания, во-вторых, это могут быть атомы. Фалес отождествлял материю с водой. Гераклит отождествлял материю с огнем. Демокрит отождествлял материю с атомами. Атомы – это неделимые сущности, которые движутся в пустоте, которые разнообразны по форме, размеру и весу. Душа человека, с точки зрения Демокрита – это особая разновидность атомов. Она состоит из мелких, подвижных, шарообразных атомов. Единственное исключение из такой трактовки материи в античности мы находим у философа Анаксимандра: «материя (анейрон) – это нечто неопределенное и безграничное». Этой трактовкой материи А предвосхитил следующую эпоху трактовки материализма.

17.11 (лекция 10)

Вторая историческая форма материализма – это материализм 17-18 века. Бэкон, Гоббс – англичане, Спиноза – голландец, Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельввец – французы. В 17-18 веках материя не отождествляется с тем или иным типом вещей. Для материалистов 17-18 веков материя – это природа в целом, лежащая в основе всего многообразия вещей. Человеческий дух, душа уже не рассматривается как разновидность материи. Теперь это свойство высокоорганизованной материи, а именно – человеческого мозга. Однако с точки зрения последующего материализма, м 17-18 века обладает рядом недостатков: 1) механицизм. Механицизм – это философское учение, согласно которому высшие формы движения материи сводимы, разрешимы к низшей, простейшей, механической форме, т.е. к простому перемещению тел в пространстве и во времени. Человек – это относительно сложный, по сравнению с другими, автомат. 2) метафизичность. Метафизика (в данном случае) – это антидиалектика. Диалектика – учение о развитии мира в целом. Материалисты 17-18 веков были метафизиками в том смысле, что они отрицали принцип развития мира как целого. 3) созерцательность. Человек для м того периода – это преимущественно пассивное существо, продукт обстоятельств среды, которая формирует и воспитывает человека. С их точки зрения человек качественно не отличается от животных. Человек отличается от ж. своей способностью созерцательно, бескорыстно, пассивно относиться к окружающему миру. 4) непоследовательность. Дело в том, что применительно к миру в целом и к природе, как к основной его части, материалисты 17-18 веков принимали тезис о первичности материи и вторичности духа безоговорочно, а применимо к обществу они, так или иначе, от этого тезиса отказывались. Т.е. применительно к обществу, они переставали быть материалистами. Применительно к обществу, они утверждают, что идеи правят социальным миром. К такому выводу они приходили не случайно, в значительной степени оно было следствием созерцательности материализма того периода. Но среда, в которой живет человек, общество очевидно меняются. Что же является причиной изменения общества той среды, в которой люди живут? И в поисках этой причины материалисты 17-18 веков приходили к следующему выводу: большинство людей – это действительно продукты обстоятельств, но среди людей есть избранные: герои, исторические личности, которые над обстоятельствами способны возвыситься, мышление которых избегает обусловленности обстоятельств. Эти исторические герои, исторические личности продуцируют идеи, касающиеся нового, лучшего социального устройства. Эти идеи они внедряют в массы и массы строят новое общество в режиме реформирования старого или его революционного преобразования. «Идеи правят миром».

Следующей исторической формой материализма является марксистский материализм (Маркс и его последователи). На сегодняшний день это последняя форма материализма. В марксистском материализме материя понимается еще более широко, чем в м 17-18веков. Материя – это объективная реальность, которая обуславливает дух. Объективная реальность – то, что существует вне и независимо от духа. С точки зрения маркс м, к объективной реальности относится не только природа но и целый ряд процессов, которые происходят в обществе, и существуя вне, независимо от человеческого мышления, обуславливают его. Т.е. помимо природной материи существует социальная материя, так же первичная по отношению к духу. Человеческий дух маркс м, так же как и м 17-18 веков, рассматривают в качестве свойства высокоорганизованной материи человеческого мозга. Но это свойство с их точки зрения социально обусловлено. Т.е. человеческий мозг в полной мере формируется и развивается только лишь в социальных условиях, в обществе. И поэтому человеческое мышление имеет социальную природу. По мнению маркс м, они в своем учении преодолевают недостатки м 17-18 веков. Прежде всего, они утверждают, что их м немеханистичен. С их точки зрения, высшие формы движения материи принципиально несводимы к низшим, тем более к самым низким (механическим). Маркс м утверждают, что их м покончил с метафизичностью 17-18 века, поскольку их учение признает принцип развития мира как целого. В этом отношении маркс м объявляют себя сторонниками диалектики, их м называют еще и диалектическим материализмом. Далее маркс м отказываются от тезиса м 17-18 веке, согласно которому человек – это созерцатель. С точки зрения маркс м человек, по своему существу, наоборот, преобразователь. И в своей преобразовательной активности человек отличается от животного не только количественно, но и качественно. С их точки зрения, любое животное преобразует окр среду лишь по меркам своего вида. Человек способен преобразовывать окр мир по меркам любого вида. Маркс м утверждают, что их м является материализмом последовательным. С их точки зрения, принцип первичности материи и первичности духа распространяется и на человеческое общество. В нем материя, которая носит название социальной материи, первична по отношению к духу общества, в частности по отношению к человеческому мышлению.

А теперь зададимся, применительно к материализму, важным методологическим вопросом: а сохраняются ли в материализме исходное значение слова материя, каким оно представлено в современной ментальности? Нет. Эти исходные значения деформируются, причем в 2 логических шага: 1) материализм приписывает свойства духа (чтобы сделать убедительным тезис о ее независимости от духа) 2) материализм наделяет материю характеристиками бытия (чтобы сделать убедительным тезис о первичности материи по отношению к духу).

Билет 7. Первая сторона основного вопроса философии в его классической формулировке. Материализм как философское направление. Основные исторические формы материализма.

10.11 (лекция 9)

С точки зрения Энгельса ОВФ имеет 2 стороны: в рамках своей первой стороны он звучит следующим образом: «Что первично, и что вторично: материя или дух? Проще говоря, что от чего производно?». В зависимости от ответа философы делятся на три группы:1) материалисты. Учение – материализм. Основной тезис материалистов: «материя первична, а дух вторичен». С этой точки зрения первой исторической формой материализма является античный материализм, т.е. материализм Древней Греции и Древнего Рима. В античном м материя отождествляется с неким конкретным видом вещей. Во-первых, это может быть та или иная стихия и их сочетания, во-вторых, это могут быть атомы. Фалес отождествлял материю с водой. Гераклит отождествлял материю с огнем. Демокрит отождествлял материю с атомами. Атомы – это неделимые сущности, которые движутся в пустоте, которые разнообразны по форме, размеру и весу. Душа человека, с точки зрения Демокрита – это особая разновидность атомов. Она состоит из мелких, подвижных, шарообразных атомов. Единственное исключение из такой трактовки материи в античности мы находим у философа Анаксимандра: «материя (анейрон) – это нечто неопределенное и безграничное». Этой трактовкой материи А предвосхитил следующую эпоху трактовки материализма.

17.11 (лекция 10)

Вторая историческая форма материализма – это материализм 17-18 века. Бэкон, Гоббс – англичане, Спиноза – голландец, Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельввец – французы. В 17-18 веках материя не отождествляется с тем или иным типом вещей. Для материалистов 17-18 веков материя – это природа в целом, лежащая в основе всего многообразия вещей. Человеческий дух, душа уже не рассматривается как разновидность материи. Теперь это свойство высокоорганизованной материи, а именно – человеческого мозга. Однако с точки зрения последующего материализма, м 17-18 века обладает рядом недостатков: 1) механицизм. Механицизм – это философское учение, согласно которому высшие формы движения материи сводимы, разрешимы к низшей, простейшей, механической форме, т.е. к простому перемещению тел в пространстве и во времени. Человек – это относительно сложный, по сравнению с другими, автомат. 2) метафизичность. Метафизика (в данном случае) – это антидиалектика. Диалектика – учение о развитии мира в целом. Материалисты 17-18 веков были метафизиками в том смысле, что они отрицали принцип развития мира как целого. 3) созерцательность. Человек для м того периода – это преимущественно пассивное существо, продукт обстоятельств среды, которая формирует и воспитывает человека. С их точки зрения человек качественно не отличается от животных. Человек отличается от ж. своей способностью созерцательно, бескорыстно, пассивно относиться к окружающему миру. 4) непоследовательность. Дело в том, что применительно к миру в целом и к природе, как к основной его части, материалисты 17-18 веков принимали тезис о первичности материи и вторичности духа безоговорочно, а применимо к обществу они, так или иначе, от этого тезиса отказывались. Т.е. применительно к обществу, они переставали быть материалистами. Применительно к обществу, они утверждают, что идеи правят социальным миром. К такому выводу они приходили не случайно, в значительной степени оно было следствием созерцательности материализма того периода. Но среда, в которой живет человек, общество очевидно меняются. Что же является причиной изменения общества той среды, в которой люди живут? И в поисках этой причины материалисты 17-18 веков приходили к следующему выводу: большинство людей – это действительно продукты обстоятельств, но среди людей есть избранные: герои, исторические личности, которые над обстоятельствами способны возвыситься, мышление которых избегает обусловленности обстоятельств. Эти исторические герои, исторические личности продуцируют идеи, касающиеся нового, лучшего социального устройства. Эти идеи они внедряют в массы и массы строят новое общество в режиме реформирования старого или его революционного преобразования. «Идеи правят миром».

Следующей исторической формой материализма является марксистский материализм (Маркс и его последователи). На сегодняшний день это последняя форма материализма. В марксистском материализме материя понимается еще более широко, чем в м 17-18веков. Материя – это объективная реальность, которая обуславливает дух. Объективная реальность – то, что существует вне и независимо от духа. С точки зрения маркс м, к объективной реальности относится не только природа но и целый ряд процессов, которые происходят в обществе, и существуя вне, независимо от человеческого мышления, обуславливают его. Т.е. помимо природной материи существует социальная материя, так же первичная по отношению к духу. Человеческий дух маркс м, так же как и м 17-18 веков, рассматривают в качестве свойства высокоорганизованной материи человеческого мозга. Но это свойство с их точки зрения социально обусловлено. Т.е. человеческий мозг в полной мере формируется и развивается только лишь в социальных условиях, в обществе. И поэтому человеческое мышление имеет социальную природу. По мнению маркс м, они в своем учении преодолевают недостатки м 17-18 веков. Прежде всего, они утверждают, что их м немеханистичен. С их точки зрения, высшие формы движения материи принципиально несводимы к низшим, тем более к самым низким (механическим). Маркс м утверждают, что их м покончил с метафизичностью 17-18 века, поскольку их учение признает принцип развития мира как целого. В этом отношении маркс м объявляют себя сторонниками диалектики, их м называют еще и диалектическим материализмом. Далее маркс м отказываются от тезиса м 17-18 веке, согласно которому человек – это созерцатель. С точки зрения маркс м человек, по своему существу, наоборот, преобразователь. И в своей преобразовательной активности человек отличается от животного не только количественно, но и качественно. С их точки зрения, любое животное преобразует окр среду лишь по меркам своего вида. Человек способен преобразовывать окр мир по меркам любого вида. Маркс м утверждают, что их м является материализмом последовательным. С их точки зрения, принцип первичности материи и первичности духа распространяется и на человеческое общество. В нем материя, которая носит название социальной материи, первична по отношению к духу общества, в частности по отношению к человеческому мышлению.

А теперь зададимся, применительно к материализму, важным методологическим вопросом: а сохраняются ли в материализме исходное значение слова материя, каким оно представлено в современной ментальности? Нет. Эти исходные значения деформируются, причем в 2 логических шага: 1) материализм приписывает свойства духа (чтобы сделать убедительным тезис о ее независимости от духа) 2) материализм наделяет материю характеристиками бытия (чтобы сделать убедительным тезис о первичности материи по отношению к духу).







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.