Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психология личности, отбывающей наказание.





Лишение человека свободы, его социальная изоляция – мощный фактор модификации человеческого поведения. Психика каждого человека по-разному реагирует на этот фактор. Но можно выделить основные психологические симптомы поведения человека в этих, по существу крайне напряженных, а иногда и стрессовых условиях. Тюрьма, колония – ломка привычного уклада жизни, отрыв индивида от родных, близких людей, годы тяжелого обреченного существования. Тюрьма – повышенные трудности адаптации: частые межличностные конфликты, недоброжелательность окружения, грубость обращения, скудные бытовые условия, криминальная субкультура, постоянное давление со стороны персонала, криминализированных групповых лидеров. У заключенного при этом обостряются его личностные дефекты.

Тюрьмы предварительного заключения, следственные изоляторы (СИЗО) – скорбное обиталище людей, суд над которыми еще не состоялся и которые могут быть еще признаны невиновными. Но их уже карают тяжелым тюремным режимом, тяжелым настолько, что, длительно пребывая в этих невыносимых условиях, человек становится способным даже на самооговор, чтобы скорее попасть в более приемлемые условия стационарного заключения. Но и там его ожидает стрессогенная обстановка.

Первые 2–3 месяца – период первичной адаптации – отличается наиболее напряженным психическим состоянием осужденного. В этот период происходит болезненная ломка ранее сформированных жизненных стереотипов, резко ограничивается удовлетворение привычных потребностей, остро переживается враждебность новой микросреды, часто возникают конфликтные эмоциональные состояния. Чувство безнадежности, обреченности становится постоянным негативным фоном самосознания личности.

Следующий период связан с ценностной переориентацией осужденного, принятием им некоторых норм и ценностей микросреды, выработкой стратегии и тактики поведения в новых условиях. Изыскиваются возможности выживания. Рано или поздно осужденный подчиняется «законам тюрьмы».

«Законы» эти просты и жестоки, санкции их примитивны и однообразны – увечье, побои, а иногда и лишение жизни.

Личность новичка проверяется жестоким и примитивным ритуалом «прописки». Индивид оказывается перед выбором: принять или не принять навязываемый ему статус. Решение должно быть быстрым, а действия чрезвычайно интенсивными. Реакция личностного самосохранения часто бывает бурной, аффективной.

В чем же причина такого жестоко-ритуального поведения заключенных? Суровые тюремные законы исходят из жестоких условий тюремного существования. Эти законы примерно одинаковы в тюрьмах всего мира. Система тюремных запретов и ограничений сама по себе направляет социально-психологическую организацию тюремной микросреды по определенному руслу. И чем суровее условия тюремного режима, тем суровее законы жизни ее обитателей.

Унизительный повсеместный контроль, строгая регламентация всех отправлений жизнедеятельности, нарочито жестокое обращение, ярлык третьесортности, невозможность самоутвердиться социально выработанными способами, утрата всяческой возможности к персонификации принуждают «зека» искать самореализации в сфере тюремного зазеркалья.

Страстным желанием к восстановлению самоценности обуреваемы почти все заключенные. Человек в тюрьме не может улучшить свое положение активной деятельностью. Дополнительные блага здесь можно добыть лишь грубым захватом, насильственным дележом – и всегда за счет другого. Личность, не утвердившаяся в социуме, стремится к самоутверждению в асоциальном мире. Будучи не социализированной, не охваченной культурой общества, она особенно быстро попадает в сферу асоциальной субкультуры.

Однако и здесь личность сталкивается с социальной иерархизацией, социальным клеймением, жестокой борьбой за самоутверждение. Личностный статус в криминализированной среде зависит от физической силы индивида, его криминальной «бывалости», толерантности (устойчивости к трудностям) в адаптационный период, жестокости и цинизма в обращении с «низами».

Одно из явлений криминальной субкультуры – стратификация (от латинского «stratum» – слой) – социально-групповое расслоение криминализированной общности. Каждый слой преступного мира имеет, по существу, собственную субкультуру.

Психика осужденного ищет выход из унылой, тягостной и однообразной повседневности. Возникают замещающие феномены, образно переживается прошлое, возникает «жизнь в воображении», гипертрофируется былая самореализация, возникают суррогаты самоутверждения – личность стремится к гиперкомпенсации. Отсюда особая экспрессивность, демонстративность, взвинченность поведения.

Весь уклад жизни осужденного определяется режимом соответствующего типа ИУ. Реализуя комплекс определенных правоограничений, режим ИУ создает осужденному все положенные для него тяготы, страдания и лишения. Каждому виду заключения соответствует свой режим.

На стороне администрации ИУ – право осуществлять принудительное воздействие. На стороне осужденного – проблематичное право находиться под защитой закона, добиваться осуществления своих законных прав.

Режим ИУ – режим жизни осужденного, строгий распорядок его ежедневной жизнедеятельности – это и средство реализации наказания, и средство исправления и перевоспитания. Все другие средства воздействия на осужденного соотносятся с режимом.

Режим И У призван формировать у осужденных навыки положительного поведения. Однако в большинстве случаев режим сводится лишь к комплексу правоограничений, в нем нет тренинга личностного самосозидания. Возложение на режим основной воспитательной задачи ИУ – порочная теоретическая концепция.

Установлено, что пребывание в суровых тюремных условиях свыше пяти лет вызывает необратимые изменения в психике человека. У лиц, отбывших длительное наказание, механизмы социальной адаптации оказываются настолько нарушенными, что каждый третий из них нуждается в помощи психотерапевта и даже психиатра4.

Замкнутость тюремной среды, крайне ограниченные возможности удовлетворения насущных потребностей, изнуряющая регламентация поведения, однообразная убогость обстановки, насилие и издевательства сокамерников, а в ряде случаев и тюремного персонала неизбежно формируют устойчивые негативные черты личности. Личностные деформации во многих случаях становятся необратимыми.

Наказание по уголовному закону, являясь карой за совершенное преступление, осуществляется для исправления и перевоспитания осужденных и не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Такова догма права. А какова правда жизни? Пребывание в местах лишения свободы, нечеловеческие условия жизни рушат последнюю надежду на примирение осужденного с социумом. Восприятие среды как чужой, опасной и ненавистной переходит на подсознательный уровень. Окончательно закрепляется антисоциальная установка.

Понятие стыда, совести, которые следовало бы реанимировать, окончательно исчезает из сознания осужденного. Мука вынужденного пребывания в стадных условиях ведет к примитивизации личности, ее крайнему огрублению, резкому снижению уровня критической самооценки личности, к утрате ее самоуважения и остатков социальной идентификации.

Низкий уровень материального благополучия в нашем обществе доводится в местах лишения свободы до крайней нищеты. Каждый седьмой осужденный обречен на заболевание туберкулезом и на другие хронические недуги. Медицинское обслуживание ничтожно. Но бедность материальная неизмеримо усугубляется бедностью духовной, нищетой межлюдских отношений, повседневным унижением достоинства человека.

В тюрьме спасается лишь тот, кто может спасти свой внутренний мир, не вступая в острые конфликты с внешним миром.

 

Субкультура осужденных.

Под субкультурой в целом понимается особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.

В соответствии с теорией субкультур у осужденных складывается особая асоциальная субкультура, т. е. своя мораль, своя система ценностей и норм, противостоящая ценностям общества. Для мест лишения свободы асоциальная субкультура – явление закономерное и объективное, однако, её не следует считать лишь продуктом «злой воли» преступников. Специфичность субкультуры определяется уникальностью взаимосвязанных факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде лишения свободы, а именно: принудительной изоляцией индивидов от общества; включением индивидов в однополые группы; жёсткой регламентацией поведения. Всё это нарушает привычные способы жизнедеятельности, лишает или резко ограничивает человека в удовлетворении целого ряда элементарных потребностей. Осужденные пытаются найти новые способы выполнения ведущих социальных функций или же найти такие заменители, которые бы давали возможность реализоваться потребностям в общении, самоутверждении, самоуважении. Существенное отличие условий жизни на свободе от условий исправительного учреждения и стремление осужденных приспособиться к этим новым условиям, являются внешними факторами по отношению к социальной среде мест лишения свободы. Но существуют и внутренние социально - психологические факторы. Общество осудило и изолировало осужденных, и тем самым противопоставило их основной массе законопослушных граждан. Общность социального положения, наличие общих ценностей способствует тому, что заключённые начинают себя осознавать членами единого сообщества («Мы»), имеющего общие интересы и противопоставленного людям, живущим на свободе («Они»). Сообщество, имеющее особые интересы и ценности, вырабатывает и специальные нормы, направленные на защиту этих интересов и ценностей и сплочение самого общества. Это находит подкрепление и во внешних формах поведения, и в особенностях сознания и самосознания, в итоге – в их мировоззрении.

Можно выделить следующие особенности субкультуры осужденных:

• Она формируется в условиях изоляции среды осужденных от общества, их принудительного пребывания в исправительных учреждениях.

• Субкультура лиц, находящихся в местах лишения свободы, закрепляет иерархию среды, устанавливает социальные роли членов группы.[i] В группе всегда выделяется лидер («вожак», «первый номер»), «вторые», «третьи». В результате проведённого криминологического исследования в одном из исправительных учреждений Владимирской области были получены следующие данные: к «блатным» относятся 60%; к «мужикам» - 30%; к «обиженным» - 10% осужденных.

• Для приверженцев «другой жизни» характерно враждебное отношение к общественности, требованиям администрации, воспитательным мероприятиям, к активистам, к позитивным моментам в жизни исправительного учреждения.

• Определяющий элемент субкультуры – неписанная нормативная система, регулирующая внутри - и межгрупповые отношения заключённых. Эта система реализуется здесь в виде «воровских» и «тюремных» традиций и обычаев, называемых в условиях государственной изоляции «законами» и «понятиями».

• «Понятия» и «воровской закон» - это набор вполне определённых правил.

• В конечном счёте «воровской закон» - это биологическая справедливость, кодифицированный социальный дарвинизм в действии, регламентирующий права хищника и жертвы, слабого и сильного, при безусловном признания права силы. В социально-нравственной характеристике осужденных характерной является установка, что кто сильнее, наглее, у кого соответствующие статьи Уголовного кодекса за совершение тяжких преступлений, тот и прав. Наиболее ценными качествами здесь считаются риск, смелость, пренебрежение опасностью, непризнание собственной слабости. Эти качества расшатывают нравственную ответственность правонарушителей настолько, что делают переход от безнравственных поступков к противоправным особенно лёгким и вероятным. Данные опроса, проведённого в исправительных учреждениях различных регионов России, раскрывают понятие заключёнными таких качеств, как чувство вины, раскаяния за своё преступление, совесть, долг, справедливость, достоинство, требовательность, сострадание. Около 60% осужденных либо не смогли объяснить смысл этих понятий, либо проявляли искажённое их толкование. Так, достоинство приобретало значение силы, требовательность – придирчивости, сострадание – признака слабости, недостойного «настоящего мужчины».

• Субкультура среды лишённых свободы включает в себя различные представления и взгляды, определённое мировосприятие, свою жизненную философию. Обычаи, традиции, установки создаются усилиями в первую очередь отрицательно ориентированных осужденных.

• Среди заключённых складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды. В исправительных учреждениях в наиболее сконцентрированном виде содержатся лица, отбывающие наказания за совершённые преступления, склонные к проявлению противоправных действий. Часто поведение заключённых опирается на насилие, со временем становящееся нормой их жизни. Осужденные с помощью насилия пытаются компенсировать всё то, что они потеряли, попав под стражу. В частности, насилие часто порождается вследствие неудовлетворения потребности самоутверждения в сфере общественно полезной деятельности. Стремление к самоутверждению в системе неофициальных отношений осужденных часто сопровождается использованием противоправных способов: угроз, запугивания, применения физической силы, издевательства, унижения, поборов. Механизм негативного самоутверждения осужденных заключается в том, что в нём соединяются эгоцентризм осужденного с его повышенной «чувствительностью» к ситуационным влияниям, низким культурным уровнем и безответственным поведением. В итоге любой поступок постороннего лица, не совпадающий с поведением такого осужденного, может восприниматься последним как посягательство на своё «Я», что создаёт реальную возможность для конфликта, безответственного поведения, граничащего с правонарушением. Но у 68% правонарушителей такие действия вызывают одобрение.

В силу социальной изоляции людей, каждый из которых представляет собой значительную общественную опасность, происходит концентрация криминальной субкультуры. «Другая жизнь» активно способствует взаимной криминализации осужденных следующими своими сторонами: традициями «присяги», «приёма новичков»; вымогательством; татуировками; картёжной игрой; алкоголизмом; унизительными прозвищами.

В совокупности всё это образует нравственную и психологическую основу бытия лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Субкультуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собой господствующую культуру, однако иногда локальные комплексы ценностей выходят за рамки собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. Правовая система нередко заменяется «подпольным правом», судом воровских «авторитетов». В общество проникают и такие атрибуты преступного мира как особый жаргон, татуировка, «блатные песни».

По существу, субкультура осужденных - это групповая субкультура тех, кто в той или иной степени находится в оппозиции к обществу. Она является не только органической основой их бытия, но и способом, средством их защиты от внешнего вторжения, основным фактором, компенсирующим в той или иной степени тяжесть лишений, связанных с отбывание наказания. У осужденных формируется убеждение в том, что только в «своей» среде они могут найти понимание и поддержку. В результате обостряется их противостояние сначала с персоналом исправительных учреждений, где они отбывают наказание, и в конечном итоге с обществом в целом.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.