Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные причины речевых нарушений у детей. (Ржа)





Основные причины речевых нарушений у детей. (Ржа)

Для полноценного и гармоничного развития личности речь является одним из решающих факторов, поскольку осуществляет одну из важнейших потребностей человека – потребность в общении. В связи с этим проблема нарушения речи сильно затрудняет процесс общения и, следовательно, в дальнейшем ведёт к нарушению социальных ролей.Дети с нарушениями речи выделяются в особую группу среди детей с различными патологиями.

М.Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на:

1. - Внешние (экзогенные) - инфекции, интоксикации, травматические повреждения мозга, церебральные опухоли, психогении, соматогении

- Внутренние (эндогенные); - связаны с наследственностью, конституциональными особенностями человека, возрастными сдвигами.

2. Органические (анатомо-физиологические, морфологические) - выделяют органические центральные (поражения мозга) и органические периферические (поражение органа слуха, морфологические изменения артикуляционного аппарата и др.) К ним могут привести внутричерепные мозговые кровоизлияния, возникшие вследствие черепно-мозговых травм, недостаточное снабжение головного мозга кислородом, возникшее вследствие гипоксии плода и асфиксии новорожденных.

3. Функциональные (психогенные) и психоневрологические причины. связанные с нарушением соотношения про­цессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, психоневрологические причины, к которым относятся нарушения памяти, внимания и другие расстрой­ства психических функций.

4. Социально-психологические К ним относятся: неблагоприятная обстановка в семье; частые смены места жительства и детских учреждений, влекущие за собой стрессы ребенка; педагогическая запущенность; депривация (эмоциональная, сенсорная, материнская); гипоопека, когда с ребенком не разговаривают, не читают книг, не поют песен; гиперопека, когда родители понимают ребенка с полуслова или им достаточно жеста ребенка, тогда потребность речи не возникает; билингвизм в семье; проживание в условиях госпиталя, где в основном уделяется внимание физическому, а не психическому развитию ребенка.

По времени воздействия патогенного фактора:

1. Перинатальная (внутриутробная) патология: наследственные факторы (генные и хромосомные заболевания); гипоксические факторы (внутриутробное кислородное голодание); биологические факторы (воздействие вирусов, бактерий, простейших); химические факторы (никотин, алкоголь, наркотики, лекарства, экология, авитаминозы); радиоактивное облучение; иммунологические факторы (Rh – несовместимость); социально-психологические факторы (стрессы, депрессии, страхи); заболевания матери во время беременности (острые и хронические).

2. Натальная (во время родов) патология: родовая травма; асфиксия (кислородное голодание плода во время родов); недоношенность.

3. Постнатальная (после родов) патология: наследственные факторы; травматические факторы (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы); биологические факторы (нейроинфекции и вирусы); соматика; химические факторы; социально-психологические факторы (условия воспитания в семье).

Ринолалия. Содержание и методы коррекционной работы при открытой форме. (Артюх)

Открытая ринолалия характеризуется дефектной артикуляцией и аномальным акустическим эффектом речевых звуков: во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего возникает носовой резонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффект создается и специфическим тембром голоса.

Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденного дефекта неба — расщелин. Наличие расщелины обусловливает полное или частичное соединение двух резонаторов: полостей рта и носа. В результате этого во время речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает специфический назальный акустический эффект.

Основной задачей логопедической работы при открытой ринолалии как в дооперационном, так и в послеоперационном периоде является формирование нормального звучания речи, т. е. формирование речи без носового оттенка. Уже в дооперационном периоде возможно воспитание правильной артикуляции всех звуков и четкого их звучания, хотя утечка воздуха через носовые отверстия в какой-то мере может иметь место.
Навыки, приобретенные до операции, удерживаются и после операции и тем облегчают дальнейшую работу и укорачивают ее сроки.
Главным условием в работе с ринолаликами является активизация здоровых отделов речевого аппарата (нижнего и среднего).
Дефектный верхний отдел в процессе логопедического воздействия должен нести наименьшую нагрузку.
Принципы логопедической работы при открытой ринолалии вытекают из сущности данного нарушения и его причин.

В основу положен принциписпользованияфизиологическогодыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом.

Необходимо отказаться от всего, что он умеет произносить, и начать работу заново. Этот путь лучше обеспечит эффективность наших усилий.

Последовательностьработынадзвукамиприринолалииопределяетсяподготовленностьюартикуляционнойбазызвуков .
Подготовкаартикуляционнойбазызвукапроводитсяприпомощиспециальнойартикуляционнойгимнастики. Эта гимнастика постоянно сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.
Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, не являющихся основой артикуляции каких-либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и т. п.), так как они никак не соответствуют произвольным движениям, необходимым для закрепления артикуляций отдельных звуков.

Тренируются движения, необходимые для произнесения того или иного звука, причем нужно следить, чтобы ребенок выполнял показанное движение легко, без напряжения, так как напряжение может иррадировать на другие группы мышц речевого аппарата

При вызывании звука первоначально внимание ребенка направляется на его артикулему; неследуетфиксироватьвниманиеребенканазвукеспривлечениемслуховогоконтроля для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появившегося правильного произношения. Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает.

Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь частично — родителями под руководством логопеда.

На первых 10—15 занятиях контроль за формированием правильных речевых навыков осуществляется только логопедом, т. е. ребенок не получает заданий на дом.

После того как артикуляции окажутся усвоенными, вводится буквенное обозначение звуков: речевой материал, проработанный на занятиях с логопедом, можно закреплять на самостоятельных занятиях под контролем родителей.

После закрепления произношения отдельных звуков проводится их автоматизация в словах и фразах, которые ребенок произносит под контролем логопеда.

Этиология.

В течение длительного периода изучения алалии высказывались разные предположения по поводу причин ее возникновения.

Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Природовые черепно-мозговых травмы и асфиксии новорожденных. Родовые травмы и асфиксии в ряде случаев являются следствием внутриутробной патологии

Среди этиологических факторов выделяются также внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.

ММД(минимальная мозговая дисфункция) В последние годы в возникновении алалии этому фактору относится значительная роль.

Соматические заболевания, чаще всего лишь усугубляют воздействие патологических причин неврологического характера, которые являются ведущими.

В большинстве случаев в анамнезе ребенка с алалией выделяется, как правило, не один, а целый комплекс патологических факторов.

Патогенез.

Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы.

Вопрос о механизмах алалии в настоящее время является наиболее сложным и дискуссионным.

Существующие концепции объяснения механизма алалии условно подразделяются на сенсомоторные, психологические и языковые. Сторонники сенсомоторных концепций связывают речевое недоразвитие при алалии с патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апраксией). В соответствии с психологическими концепциями при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности. Сторонники языковой концепции связывают недоразвитие речи с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний. Последняя точка зрения является более обоснованной и соответствует современным научным представлениям о речи как о многоуровневой деятельности, которая имеет сложную струн туру и не может быть сведена только лишь к сенсомоторному уровню.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрально-органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речи при сохранных сенсомоторных и смысловых возможностях.

Речевая симптоматика

Нарушение произносительной стороны речи: имеют достаточные артикуляционные возможности, но не могут их использовать. Нарушения носят фонематический характер (страдает операция выбора нужной фонемы), изобилуют литеральные парафазии, персеверации, элизии.

Нарушения смысловой стороны речи. Лексическому строю речи алаликов характерна диспропорция между активным и пассивным словарем, существительными и другими частями речи, нарушение операции извлечения нужного слова из семантического поля, вербальные парафазии, контаминации. Грамматический строй речи характеризуется структурным и семантическим аграмматизмом, нарушением операций программирования речевого высказывания. Понимание обращенной речи у большинства моторных алаликов на номинативно-предикативном уровне.

Сенсорная алалия – это системное недоразвитие речи, возникающее при органическом поражении речевых зон КГМ (височной области доминантного полушария) и обусловленное несформированностью операций процесса восприятия обращенной речи при относительной сохранности физического слуха и моторных возможностей.

Речевая симптоматика: первичное нарушение в структуре дефекта – нарушение фонематического восприятия различной степени: от полной нечувствительности к речевым звукам до трудности различения близких по звучанию слов. Пассивный словарь практически отсутствует. В бытовых ситуациях ребенок скорее ориентирован на интонацию, последовательность действий и проч., но не на слова. Импрессивный аграмматизм блокирует формирование собственной речи. Отмечается логорея, эхолалия.

 

Почти все отсюда. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской

. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

I.Нарушение устной речи

1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи,

а) голосообразования,

Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка.

б) темпо-ритмической организации высказывания,

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн.

Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

в) Мелодико-интонационной,

Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевог аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс.

г) звукопроизносительной организации.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Содержание психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. (Ржа)

Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи имеет важное значение для выбора наиболее рациональных путей преодоления речевых нарушений.

Основной целью психолого-педагогического обследования является определение структуры дефекта, а также психофизических и социальных условий развития личности.

Заключение о состоянии речи ребенка, его психологических особенностях будет считаться правильным и обоснованным лишь в том случае, если в процессе изучения ребенка будут соблюдены основные принципы обследования:

§ комплексность и всесторонность (ребенок должен быть обследован разными специалистами: врачами, психологами, педагогами);

§ целостность и конкретность (выясняется не только какой компонент речевой деятельности нарушен (лексика, грамматика, фонетика), но и какова его взаимосвязь с другими компонентами речи);

§ индивидуальный подход в установлении контакта (учет всех личностных особенностей ребенка, помогает раскрыть характер динамики нарушения, своеобразие формирования психологических особенностей, выяснить, какую роль играют нарушения речи в судьбе ребенка);

§ изучение в процессе обучения (предполагает выявление компенсаторных возможностей ребенка, определение зоны его ближайшего развития);

§ выявление положительных возможностей (обращение внимания не только на недостатки ребенка, а прежде всего на положительные стороны его деятельности, поведения, на которые можно будет потом опереться в процессе коррекционно-воспитательной работы).

Содержание обследования включает два раздела:

§ изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической, медицинской документации;

§ обследование самого ребенка.

Данные заносятся в речевую карту, которая заполняется на каждого ребенка.

Прежде всего в речевую карту заносятся анкетные данные:

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Возраст.

3. Наличие или отсутствие в семье двуязычия, так как последнее затрудняет работу над речью.

4. Посещает или посещал ребенок дошкольное учреждение.

5. Профессия и место работы родителей.

Далее изучаются анамнестические данные (по истории развития ребенка, путем бесед с родителями). Данные о нервно-психическом, соматическом и психомоторном развитии выписываются из медицинской карты или протокола медико-педагогической комиссии. В ходе беседы с родителями важно получить следующие сведения:

§ наследственность (данные о речевых нарушениях у родителей, родственников, о наличии у них нервно-психических и соматических заболеваний до рождения ребенка);

§ протекание беременности и родов у матери (от какой посчету беременности родился ребенок, как протекала беременность, особенно в первые три месяца, болезни матери во время беременности, проводилась ли лекарственная терапия, рентгеновское обследование, было ли радиоактивное облучение; время наступления родов, их длительность, применялись ли пособия при родах — наложение щипцов, использование вакуум-экстрактора, закричал ли ребенок или родился в асфиксии, ее длительность);

§ раннее общее развитие ребенка (вес и рост при рождении, брал ли грудь, как вскармливался, когда начал держать голову, сидеть, стоять, ходить, какие заболевания перенес);

§ раннее речевое развитие (когда появилось гуление, лепет, первые слова, фразовая речь). Речевая активность, характер использования жестов, понимание речи окружающих;

§ психические особенности ребенка (как ориентируется в окружающей среде, отношение ребенка к своему дефекту — речи и внешнему облику — особенно при ринолалин и дизартрии);

§ отношение к ребенку в семье, детском саду, характер общего и речевого воспитания (слишком строгое обращение, угрозы, физические наказания, гиперопека, несогласованность, противоречивость, непоследовательность в воспитании; культивирование несовершенств детской речи, отсутствие контроля за формированием правильной речи, перегрузка речевой информацией).

При обследовании ребенка с ринолалией необходимо выяснить, ограничивали ли родители речевое общение ребенка, или, наоборот, стимулировали. Некоторые родители считают, что не следует закреплять назализованную, малопонятную речь и стимулируют "язык жестов", стараются ограничить его речевую практику до хирургического вмешательства;

§ занимался ли с логопедом (где, когда, в течение какого времени), были ли положительные результаты.

После уточнения сведений о развитии ребенка, истории возникновения и особенностей протекания речевого нарушения проводится непосредственное обследование самого ребенка.

Сенсорная афазия.

Виды:

- акустико-гностическая

- акустико-мнестическая

- семантическая

Акуснико-гностическая = Сенсорная афазия (термин Вернике). возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария

Понимание речи обеспечивается не только дифференциацией признаков речевых звуков, но и определенной последовательностью, определением места ударного слога в слове.

Больные с СА, как правило, не имеют выраженных двигательных нарушений.

На ранних стадиях заболевания при обширных поражениях наблюдается полное расстройство понимания. Больной воспринимает речь как поток. Не осознают свое заболевание. На более поздних этапах или при меньших поражениях: частичное понимание речи, подмена точного восприятия слова догадками.

Особенностью восприятия речи является его непостоянство. Больной то опознает слово, то не может. Больной хуже улавливает семантическую часть слова, следовательно появляется потеря словом его предметной отнесенности.

У больных наблюдается компенсаторное многословие.

На поздних этапах: литеральные парафазии (преимущественно замены глухих звонкими), а также вербальные парафазии.

При чтении – литеральные парафазии, затрудняются в расстановке ударения. Письмо нарушается больше, чем чтение. На раннем этапе при грубой афазии затруднено письмо под диктовку и даже списывание. На поздних – литеральные параграфии.

Акустико – мнестическая. Возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Нарушения повторения 3-4 не связанных по смыслу слов или слогов. Трудности понимания длинных высказываний. Вторичное отчуждение смысла слов. Трудно ориентироваться в беседе с несколькими собеседниками. Ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете. При рисовании не дорисовываются значимые для опознания детали. Речь сохраняет предикативный характер.

В речи: вербальные парафазии, редкие литеральные, контаминации. При рассказе: замена существительных местоимениями. Смешение окончаний глаголов и существительных. Основное – нарушение слухоречевой памяти. Следовательно при письме трудности удержания фразы. Трудности понимания смыла читаемого.

Дефекты слухоречевой памяти сказываются при счете.

Семантическая афазия. возникает при поражении теменно-затылочной области доминантного по речи полушария

Сохраняется фраза, не отмечается поисков звукового состава, нет явных явных снижений слухоречевой памяти, фонематического слуха. Проявляется в виде забывания слов, трудностей понимания и формулирования сложных ЛГК.

Сочетается с выраженной пространственно-конструктивной апраксией, апраксией позы пальцев, акалькулией.

Больные хорошо понимают значения отдельных предлогов, но затрудняются в располжении трех предметов по инструкции. Еще большие трудности в расположении геометрических фигур.

Моторная афазия.

Виды:

- афферентная моторная

- эфферентная моторная

- динамическая.

АМА возникает при поражении постцентральных и нижнетеменных отделов.

Возникает апраксия артикуляционного аппарата, нарушение синтеза движений, нарушение дифференциации артикуляции. Полное отсутствие ситуативной речи или (проводниковая афазия) сохранна ситуативная, но нарушено повторение.

В случае апраксии больные не могут повторить ни одного звука, попытки произвольного повторения приводят к хаотичным движениям. в легких степенях замены по месту и способу артикуляции. Трудности в усвоении слоговой структуры. Больные с проводниковой хорошо слышат свои ошибки и пытются их исправить, при этом они перебирают звуки. Наличие эмболов. Речь соправждается выраженной артикуляцией.

Наблюдается пространственно-конструктивная апраксия.

Эфферентная моторная. Возникает при поражении зоны Брока. Сопровождается кинетической апраксии, выражается в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.

Выражены персеверации, отдельные звуки и слоги могут повторить, не могут повторить серию. При этой форме – нарушение автоматизированной речи. В целом высказывание интонационно разорвано. Трудность выбора слоговой структуры слова, что приводит к вербальным парафазиям. Наблюдается «телеграфный стиль». Наблюдается нарушение чувства языка, нарушения внутренней речи.

Динамическая афазия.

При поражении лобных отделов.

Основной дефект – трудность или невозможность активного развертывания высказывания, обусловленная распадом внутренней речи.

Больные не могут пересказать текст, что-либо рассказать. При рассказе произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты. Инертность выбора слов среди ряда альтернатив. Подсказ первого слога является пусковым толчком. Диалог характеризуется эхолалиями. Чтение и письмо под диктовку сохранны. Элементарный счет сохранен, нарушено решение задач.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

 

Содержание коррекционно-педагогической работы при псевдобульбарной дизартрии. (Попович)

Дизартрия —нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Классификация форм дизартрии О.В. Правдиной по принципу локализации поражения мозга:

- бульбарная

- псевдобульбарная

- экстрапирамидная (или подкорковая)

- мозжечковая

- корковая.

Содержание и поэтапность логопедической работы с детьми дошкольного возраста с I, II, III, IV уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи.(Ржа)

Количество занятий в неделю

Обычная интенсивность занятий составляет: для ребенка - от 1 до 4-х в неделю, для родителей - от 1 до 2-х раз в неделю - в зависимости от состояния ребенка, возможностей родителей по транспортировке ребенка, занятости специалистов Лекотеки.

Методы и техники работы При обследовании ребенка и семьи специалисты используют сбор анамнеза, анкетирование, активное слушание, непосредственное наблюдение за ребенком в игре, опросники, анализ дневниковых записей, анализ видеозаписей, графические техники, родительские сочинения. Партнерские отношения с родителями подкрепляются техниками конструктивного диалога, тренингами, супервизией за ходом родительско-детского игрового взаимодействия, обучением родителей в ходе игры специалиста с ребенком. В работе с детьми используются техники развития общения, игровая терапия, различные варианты арт-терапии (музыкальная, театральная, изобразительная, фольклорная), техники развития ориентировки, большой, тонкой и оральной моторики, техники развития инициативы ребенка.

 

Основные причины речевых нарушений у детей. (Ржа)

Для полноценного и гармоничного развития личности речь является одним из решающих факторов, поскольку осуществляет одну из важнейших потребностей человека – потребность в общении. В связи с этим проблема нарушения речи сильно затрудняет процесс общения и, следовательно, в дальнейшем ведёт к нарушению социальных ролей.Дети с нарушениями речи выделяются в особую группу среди детей с различными патологиями.

М.Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на:

1. - Внешние (экзогенные) - инфекции, интоксикации, травматические повреждения мозга, церебральные опухоли, психогении, соматогении

- Внутренние (эндогенные); - связаны с наследственностью, конституциональными особенностями человека, возрастными сдвигами.

2. Органические (анатомо-физиологические, морфологические) - выделяют органические центральные (поражения мозга) и органические периферические (поражение органа слуха, морфологические изменения артикуляционного аппарата и др.) К ним могут привести внутричерепные мозговые кровоизлияния, возникшие вследствие черепно-мозговых травм, недостаточное снабжение головного мозга кислородом, возникшее вследствие гипоксии плода и асфиксии новорожденных.

3. Функциональные (психогенные) и психоневрологические причины. связанные с нарушением соотношения про­цессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, психоневрологические причины, к которым относятся нарушения памяти, внимания и другие расстрой­ства психических функций.

4. Социально-психологические К ним относятся: неблагоприятная обстановка в семье; частые смены места жительства и детских учреждений, влекущие за собой стрессы ребенка; педагогическая запущенность; депривация (эмоциональная, сенсорная, материнская); гипоопека, когда с ребенком не разговаривают, не читают книг, не поют песен; гиперопека, когда родители понимают ребенка с полуслова или им достаточно жеста ребенка, тогда потребность речи не возникает; билингвизм в семье; проживание в условиях госпиталя, где в основном уделяется внимание физическому, а не психическому развитию ребенка.

По времени воздействия патогенного фактора:

1. Перинатальная (внутриутробная) патология: наследственные факторы (генные и хромосомные заболевания); гипоксические факторы (внутриутробное кислородное голодание); биологические факторы (воздействие вирусов, бактерий, простейших); химические факторы (никотин, алкоголь, наркотики, лекарства, экология, авитаминозы); радиоактивное облучение; иммунологические факторы (Rh – несовместимость); социально-психологические факторы (стрессы, депрессии, страхи); заболевания матери во время беременности (острые и хронические).

2. Натальная (во время родов) патология: родовая травма; асфиксия (кислородное голодание плода во время родов); недоношенность.

3. Постнатальная (после родов) патология: наследственные факторы; травматические факторы (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы); биологические факторы (нейроинфекции и вирусы); соматика; химические факторы; социально-психологические факторы (условия воспитания в семье).

Ринолалия. Содержание и методы коррекционной работы при открытой форме. (Артюх)

Открытая ринолалия характеризуется дефектной артикуляцией и аномальным акустическим эффектом речевых звуков: во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего возникает носовой резонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффект создается и специфическим тембром голоса.

Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденного дефекта неба — расщелин. Наличие расщелины обусловливает полное или частичное соединение двух резонаторов: полостей рта и носа. В результате этого во время речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает специфический назальный акустический эффект.

Основной задачей логопедической работы при открытой ринолалии как в дооперационном, так и в послеоперационном периоде является формирование нормального звучания речи, т. е. формирование речи без носового оттенка. Уже в дооперационном периоде возможно воспитание правильной артикуляции всех звуков и четкого их звучания, хотя утечка воздуха через носовые отверстия в какой-то мере может иметь место.
Навыки, приобретенные до операции, удерживаются и после операции и тем облегчают дальнейшую работу и укорачивают ее сроки.
Главным условием в работе с ринолаликами является активизация здоровых отделов речевого аппарата (нижнего и среднего).
Дефектный верхний отдел в процессе логопедического воздействия должен нести наименьшую нагрузку.
Принципы логопедической работы при открытой ринолалии вытекают из сущности данного нарушения и его причин.

В основу положен принциписпользованияфизиологическогодыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом.

Необходимо отказаться от всего, что он умеет произносить, и начать работу заново. Этот путь лучше обеспечит эффективность наших усилий.

Последовательностьработынадзвукамиприринолалииопределяетсяподготовленностьюартикуляционнойбазызвуков .
Подготовкаартикуляционнойбазызвукапроводитсяприпомощиспециальнойартикуляционнойгимнастики. Эта гимнастика постоянно сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.
Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, не являющихся основой артикуляции каких-либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и т. п.), так как они никак не соответствуют произвольным движениям, необходимым для закрепления артикуляций отдельных звуков.

Тренируются движения, необходимые для произнесения того или иного звука, причем нужно следить, чтобы ребенок выполнял показанное движение легко, без напряжения, так как напряжение может иррадировать на другие группы мышц речевого аппарата

При вызывании звука первоначально внимание ребенка направляется на его артикулему; неследуетфиксироватьвниманиеребенканазвукеспривлечениемслуховогоконтроля для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появившегося правильного произношения. Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает.

Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь частично — родителями под руководством логопеда.

На первых 10—15 занятиях контроль за формированием правильных речевых навыков осуществляется только логопедом, т. е. ребенок не получает заданий на дом.

После того как артикуляции окажутся усвоенными, вводится буквенное обозначение звуков: речевой материал, проработанный на занятиях с логопедом, можно закреплять на самостоятельных занятиях под контролем родителей.

После закрепления произношения отдельных звуков проводится их автоматизация в словах и фразах, которые ребенок произносит под контролем логопеда.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.