Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные формы дислалии, направления и способы коррекции нарушений звукопроизношения. (Ржа)





Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин:

-функциональную (не наблюдается органических нарушений)

-механическую(органическую) - отклонения в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба).

Механическая дислалия — нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Ее иногда называют органической. Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные: 1) аномалиями зубо-челюстной системы: диастемы между передними зубами; 2) отсутствием резцов или их аномалиями; 3) непоправимым положением верхних или нижних резцов или соотношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса). Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого нёба (высокий свод).

Функциональная дислалия. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Причины возникновения — биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении).

При этом Токарева выделяет моторную или сенсорную недостаточность. При моторной не формируется своевременно моторная готовность органов артикуляции. Вследствие моторной недостаточности у детей вместо правильных звуков закрепляются дефектные. Сенсорная недостаточность обуславливается недоразвитием фонематического слуха. Существует также сенсомоторная недостаточность: при недоразвитии фонематического слуха затруднено формирование четких кинестезий, необходимых для правильного произношения, либо из-за неправильных кинестезий затруднено формирование фонематического слуха.

Существует и другая классификация дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные недостаточной сформированностью фонематического слуха. Ребенок не может противопоставить звуки друг другу, вследствие чего происходит употребление одной фонемы вместо другой. В то же время в связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неверно.

Артикуляторно-фонематическая дислалия. При отборе звука вместо нужного отбирается звук, близкий к нему по произношению (вследствие несофрмированности артикуляционной базы). В результате происходит замена, звук заменяется на более простой. В другом варианте этой формы база сформирована, но неустойчив облик звука, в результате в процесса выбора звука принимается неверное решение. Результат – смешение звуков. Замены и смешения при этой форме – на основе артикуляционной близости. При этой форме фонематический слух сформирован.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. результат – искажение звука вследствие неверно сформированной артикуляционной позиции звука. Чаще всего неправильный звук близок к правильному. Однако наблюдается еще один вид искажений – пропуск. В этих случаях звук не опознается ребенком.

В зависимости от того, какое количество звуков нарушено выделяют простые и сложные дислалии.

Последовательность коррекционной работы при исправлении нарушений звукопроизношения

Система работы по формированию фонетической стороны речи включает в себя несколько этапов:

§ подготовительный;

§ этап постановки отсутствующих звуков;

§ этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь;

§ этап дифференциации звуков.

Каждый из перечисленных этапов отличается по содержанию и приемам логопедической работы.

I.Подготовительный этап предусматривает систему упражнений, направленных на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Эти упражнения можно разделить на 2 группы.

1-я группа — массаж артикуляционного аппарата, целью которого является выработка подвижности губ, языка, способности переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

При этом следует провести вступительную беседу с ребенком и соблюдать необходимые гигиенические требования.

2-я группа — упражнения, выполнение которых помогает создать необходимую артикуляционную базу для появления отсутствующих в речи ребенка звуков. Эти общепринятые в логопедии подготовительные упражнения также подразделяются на 2 группы:

§ статические упражнения, направленные на удержание артикуляционной позы;

§ динамические упражнения («часики», «маляр», «качели» и др.).

II.Этап постановки отсутствующих звуков включает использование трех способов:

а) по подражанию, когда логопед объясняет и показывает артикуляцию данного звука. При этом внимание ребенка обращается на движения речевых органов, ощущение рукой характера выдыхаемой воздушной струи, вибрации голосовых складок;

б) механический способ предусматривает использование зондов, шпателей, других приспособлений, помогающих ребенку воспроизвести заданный артикуляционный уклад. Возникшие при этом кинестетические раздражения в сочетании с соответствующими слуховыми помогают создать предпосылки для самостоятельного выполнения необходимой артикуляции;

в) смешанный способ — одновременное использование механической помощи и показ правильной артикуляции звука.

III.Этап автоматизации поставленных звуков предусматривает систему речевых упражнений, направленных на выработку умения употреблять в самостоятельных высказываниях поставленные звуки. При этом лексический материал должен быть разнообразным и включать не только изолированное произношение звука, но и слоговые упражнения со словом, где поставленный звук занимает разную позицию, а также предложения и тексты. Кроме того, он должен быть насыщен изучаемым звуком. При этом максимально исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки.

IV.Этап дифференциации звуков наступает после того, как хорошо отработано произношение каждой ИЗ групп звуков, сходных по звукопроизношению или артикуляции. Эта работа ведется на уровне звука, слога, слова, предложении.

 

Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. –– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 240стр.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.