Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пример обследования ребенка с дислалией.





1. Анкетные данные.

2. Анамнез.

3. Строение артикуляционного аппарата. Наличие и характер аномалий в анатомическом строении губ, зубов, прикуса, челюсти, неба, языка:

4. Моторика артикуляционного аппарата. Обследование возможности выполнения губами, языком, челюстями основных движений, характерных для них при произношении звуков:

При обследовании моторики артикуляционного аппарата обратить внимание на точность и объем движений, способность удерживать органы артикуляции в заданной позе, на тонус (нормальное напряжение, вялость или чрезмерное напряжение). Движения выполняются по подражанию и по словесной инструкции.

5. Звукопроизношение. Обратить внимание на характер нарушения произношения согласных и гласных звуков (замена, смешение, искажение, отсутствие) в различных условиях:

(при изолированном произношении звуков; в слогах, в разных позициях слова, во фразах; в тексте)

§ стихах,сказках и т.д.

6. Слуховая функция:

§ состояние физического слуха (исследование слуха на шепотную речь и речь разговорной громкости. Выявление максимального расстояния, на котором ребенок правильно повторяет произносимые слова и фразы. При нормальном слухе шепотная речь воспринимается на расстоянии 6—7 метров);

§ состояние фонематического слуха, анализа и синтеза (различение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных, мягких и твердых звуков; выделение звука на фоне слова, определение места звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, способность придумать слово на заданный звук).

7. Общая моторика и мелкая моторика рук.

8. Дыхательная и голосовая функция. Обследуется тип дыхания, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха; громкость голоса, наличие или отсутствие носового оттенка, монотонности.

9. Просодическая сторона речи. Обратить внимание на темп, плавность, выразительность, употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

10. Словарный запас и грамматический строй речи.

11. Письменная речь.

12. Психическое состояние. Обратить внимание на особенности познавательной деятельности (внимание, память, мышление и т.д.) и эмоционально-волевой сферы.

13. Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму дислалии: механическую или функциональную; вид дислалии: акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую, артикуляторно-фонетическую; разновидность нарушения звуко-произношения: сигматизм, ротацизм и т.д.

 

Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации. -- Мн.: НМЦентр, 1994. - 20 с.

 

Афазия, ее причины, формы, речевая симптоматика. (Лынская)

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм. Афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.

У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

Сенсорная афазия.

Виды:

- акустико-гностическая

- акустико-мнестическая

- семантическая

Акуснико-гностическая = Сенсорная афазия (термин Вернике). возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария

Понимание речи обеспечивается не только дифференциацией признаков речевых звуков, но и определенной последовательностью, определением места ударного слога в слове.

Больные с СА, как правило, не имеют выраженных двигательных нарушений.

На ранних стадиях заболевания при обширных поражениях наблюдается полное расстройство понимания. Больной воспринимает речь как поток. Не осознают свое заболевание. На более поздних этапах или при меньших поражениях: частичное понимание речи, подмена точного восприятия слова догадками.

Особенностью восприятия речи является его непостоянство. Больной то опознает слово, то не может. Больной хуже улавливает семантическую часть слова, следовательно появляется потеря словом его предметной отнесенности.

У больных наблюдается компенсаторное многословие.

На поздних этапах: литеральные парафазии (преимущественно замены глухих звонкими), а также вербальные парафазии.

При чтении – литеральные парафазии, затрудняются в расстановке ударения. Письмо нарушается больше, чем чтение. На раннем этапе при грубой афазии затруднено письмо под диктовку и даже списывание. На поздних – литеральные параграфии.

Акустико – мнестическая. Возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Нарушения повторения 3-4 не связанных по смыслу слов или слогов. Трудности понимания длинных высказываний. Вторичное отчуждение смысла слов. Трудно ориентироваться в беседе с несколькими собеседниками. Ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете. При рисовании не дорисовываются значимые для опознания детали. Речь сохраняет предикативный характер.

В речи: вербальные парафазии, редкие литеральные, контаминации. При рассказе: замена существительных местоимениями. Смешение окончаний глаголов и существительных. Основное – нарушение слухоречевой памяти. Следовательно при письме трудности удержания фразы. Трудности понимания смыла читаемого.

Дефекты слухоречевой памяти сказываются при счете.

Семантическая афазия. возникает при поражении теменно-затылочной области доминантного по речи полушария

Сохраняется фраза, не отмечается поисков звукового состава, нет явных явных снижений слухоречевой памяти, фонематического слуха. Проявляется в виде забывания слов, трудностей понимания и формулирования сложных ЛГК.

Сочетается с выраженной пространственно-конструктивной апраксией, апраксией позы пальцев, акалькулией.

Больные хорошо понимают значения отдельных предлогов, но затрудняются в располжении трех предметов по инструкции. Еще большие трудности в расположении геометрических фигур.

Моторная афазия.

Виды:

- афферентная моторная

- эфферентная моторная

- динамическая.

АМА возникает при поражении постцентральных и нижнетеменных отделов.

Возникает апраксия артикуляционного аппарата, нарушение синтеза движений, нарушение дифференциации артикуляции. Полное отсутствие ситуативной речи или (проводниковая афазия) сохранна ситуативная, но нарушено повторение.

В случае апраксии больные не могут повторить ни одного звука, попытки произвольного повторения приводят к хаотичным движениям. в легких степенях замены по месту и способу артикуляции. Трудности в усвоении слоговой структуры. Больные с проводниковой хорошо слышат свои ошибки и пытются их исправить, при этом они перебирают звуки. Наличие эмболов. Речь соправждается выраженной артикуляцией.

Наблюдается пространственно-конструктивная апраксия.

Эфферентная моторная. Возникает при поражении зоны Брока. Сопровождается кинетической апраксии, выражается в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.

Выражены персеверации, отдельные звуки и слоги могут повторить, не могут повторить серию. При этой форме – нарушение автоматизированной речи. В целом высказывание интонационно разорвано. Трудность выбора слоговой структуры слова, что приводит к вербальным парафазиям. Наблюдается «телеграфный стиль». Наблюдается нарушение чувства языка, нарушения внутренней речи.

Динамическая афазия.

При поражении лобных отделов.

Основной дефект – трудность или невозможность активного развертывания высказывания, обусловленная распадом внутренней речи.

Больные не могут пересказать текст, что-либо рассказать. При рассказе произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты. Инертность выбора слов среди ряда альтернатив. Подсказ первого слога является пусковым толчком. Диалог характеризуется эхолалиями. Чтение и письмо под диктовку сохранны. Элементарный счет сохранен, нарушено решение задач.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.