Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема VII. Формы и методы деятельности органов исполнительной власти (Правовые акты органов управления)





40.Правовые акты управления: понятие, виды.

Правовой акт – официальное подзаконное одностороннее юридически-властное решение уполномоченного органа государственного управления, органа МСУ, принятое в пределах его компетенции, в определённой форме, с соблюдением обязательных процедур, устанавливающее, изменяющее или прекращающее правовые нормы, конкретные правоотношения.

Правовые акты – разновидность правовых актов, обладающие всеми их существенными признаками.

Различают:

а) одностороннее юридическое действие государственного органа;

б) акт как официальный документ.

Акты могут устанавливать нормы как публичного, так и частного права.

Нет легального определения правового акта.

 

Признаки правового акта:

1. официальное решение – органы действуют от имени государства, акт направлен на выполнение задач публичного характера;

2. подзаконность – юридическое средство обеспечения проведения в жизнь законом (подзаконный характер всего государственного управления);

3. одностороннее юридически-властное волеизъявление – издание опирается на властные полномочия субъектов.

 

Содержание – управленческое решение, направленное на осуществление задач, функций и полномочий данного субъекта.

Авторитарность – свойство правового акта, выражающее обязательность для исполнения не только субъектами, на которых распространяется его действие, но и на тех, кто его принимает.

 

Последствия издания правовых актов:

1) могут содержать правовые нормы – регулируют различные общественные отношения;

2) могут выступать в виде юридических фактов – влекут возникновение правоотношений;

3) могут служить основанием издания или отмены других актов.

 

Правовой акт – служебный документ, отличающийся от служебных документов: служебные документы не влекут непосредственных юридических последствий, могут быть предпосылкой издания.

Особое место среди служебных документов – реестры, регистрационные книги, журналы:

а. утверждаются управомоченными государственными органами;

б. сведения вносятся на основании правовых актов и выдаются заинтересованным лицам.

 

Классификация правовых актов органов управления:

по юридическим свойствам

Нормативные · Существенные признаки: а) издание в установленном порядке; б) наличие норм, обязательных для неопределённого круга лиц; в) неоднократное применение. · Сущность определяется юридическими свойствами правовой нормы. · Принадлежит важная роль в организации и практическом осуществлении государственной власти. · Конкретизируют или устанавливают административно-правовое положение субъектов управленческих отношений, регулируются взаимоотношения между ними.
Индивидуальные · Акты применения правовых норм. · Суть – персонифицированные правовые предписания. · Осуществляют оперативное управление.

 



по форме

Устный · Только в специально оговоренных случаях. · Нужда в немедленной реакциина ситуацию, поведение гражданина, деятельность организации.
Письменный · Служебный документ, признаваемый актом управления. · Письменная форма: а) наименование (постановление, приказ, распоряжение, правила, инструкции, положения), президент – постановления, распоряжения); б) реквизиты (какой вопрос, кем и когда принят).
Конклюдентные · Светофор.

*акты коллегиальных органов только письменные.

 

41.Понятие и цели организации управления.

Управление – организующая деятельность людей для достижения определённых целей.

Управление обусловлено наличием субъекта и объекта управления, между которыми существует прямая (команда) и обратная (информация о выполнении или невыполнении команды) связь.

Социальное управление – упорядочивающее воздействие на совместную деятельность людей, основанное на соподчинённости воли участников управленческих отношений.

Государственное управление (разновидность социального управления) – исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе.

Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями.

Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность.

Признак государственного управления – организационно-распорядительная деятельность, реализующая функции государства, осуществляемая уполномоченными субъектами.

 

Функции государственного управления:

1) разработка и реализация государственной политики;

2) установление организационных основ хозяйственной жизни;

3) управление государственными учреждениями;

4) регулирование функционирования негосударственных учреждений;

5) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц;

6) осуществление государственного контроля и надзора в процессе управления.

 

 

48.Действие правовых актов управления.

Действие правового акта управления определяется:

а) обязательным характером;

б) пространственными и временными пределами.

 

Действие в пространстве – определяются государственным и административно-правовым устройством.

Акты:

1) Президента – на всей территории РФ;

2) Правительства – на всей территории РФ;

3) других ФОИВ – на всей территории РФ;

4) субъектов – на территории данного субъекта или его части, определённой актом.

 

Сфера действия – вопросы по которым могут быть изданы, сферы жизни, ка которые распространяются:

а. акты Президента и Правительства РФ – не ограничена (по любому вопросу компетенции, с установлением пределов действия в самих актах);

б. на уровне субъектов акты ВДЛ – не ограничены;

в. акты ведомственных и межведомственных органов – сугубо ведомственное и межведомственное значение.

 

Действие во времени:

а) определённый срок действия (связан с наступлением определённых обстоятельств);

б) неопределённый срок действия;

в) регулируют отношения, возникшие после издания акта (не имеют обратной силы).

 

53.Приостановление действия правовых актов управления.

Приостановление действия правовых актов – прекращение юридической силы до её подтверждения либо отмены этого акта уполномоченным органом (не подлежит исполнению или применению).

Органы, имеющие право приостановления, причины приостановления – НПА.

Орган может в определённом случае приостановить акт, поскольку не вправе отменить его.

Органы, имеющие право приостановления:

1. Президент – акты органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия ФЗ и Конституции;

2. Правительство – акты ФОИВ без указания оснований;

3. таможенный орган – при рассмотрении жалобы, приостанавливает исполнение обжалуемых решений (при основании полагать, что обжалуемое решение не соответствует законодательству, если неприостановление решения может иметь необратимый характер);

4. суд общей юрисдикции – оспариваемое решение до вступления в законную силу решения суда.

 

73.Утрата силы правовыми актами управления.

Основания:

а. правомерными актами:

1) исполнение;

2) истечение срока действия;

3) отмена акта;

4) замена новым актом в той же сфере;

5) противоречие вновь принятому акту большей юридической силы;

6) признание акта нецелесообразным в связи с изменившимися условиями;

7) прекращение существования адресата (изменение его положения);

б. неправомерными актами – несоблюдение общих и специальных условий законности.

 

Утрата силы в результате:

а. отмены (только уполномоченными законом государственными органами):

1)Президент – акты Правительства, иных ФОИВ;

2)Правительство – акты органов ФОИВ, образованных ими и подчиненных ему других государственных органов;

3)федеральные министерства – решения подведомственных федеральных служб и агентств;

4)высший орган исполнительной власти субъекта – акты подчинённых ему органов исполнительной власти;

5)ВДЛ – акты высшего исполнительного органа власти субъекта;

6)суды общей юрисдикции – индивидуальные акты президента, правительства, иных государственных органов;

б. признания КС РФ неконституционными;

в. признание судами общей юрисдикции недействующими;

г. признание арбитражным судо ненормативного акта недействительным.

Признание акта неконституционным, недействующим, недействительным – утрата юридической силы.

 

 

32.Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.

Порождение правовых последствий – с момента вступления в силу.

Вступление в силу регламентируется НПА, которые предусматривают:

а. необходимость предварительной регистрации;

б. официальное опубликование.

 

Опубликование:

1) акты Президента – в течение 10 дней после подписания в «СЗ» или «РГ»;

2) акты Правительства – не позднее 15 дней со дня принятия (подписания председателем);

3) иные акты ФОИВ (после государственной регистрации) – в течение 10 дней после регистрации в «РГ», бюллетене нормативных актов ФОИВ.

 

Акты ФОИВ перед опубликованием – обязательная регистрация в Минюсте.

Подлежат:

а) акты, содержащие правовые нормы, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан;

б) акты, устанавливающие правовой статус организаций;

в) акты, имеющие межведомственный характер (обязательные для других ФОИВ).

 

Акты не влекут правовых последствий:

а. не прошедшие государственную регистрацию;

б. не опубликованные.

 

Вступление в силу:

1. акты Президента – по истечении 7 дней после первого официального публикования;

2. акты Правительства – не ранее дня официального публикования;

3. иные акты ФОИВ – по истечении 10 дней после официальногопубликования.

 

Действие правового акта управления определяется:

а) обязательным характером;

б) пространственными и временными пределами.

 

Действие в пространстве – определяются государственным и административно-правовым устройством.

Акты:

1) Президента – на всей территории РФ;

2) Правительства – на всей территории РФ;

3) других ФОИВ – на всей территории РФ;

4) субъектов – на территории данного субъекта или его части, определённой актом.

 

Сфера действия – вопросы по которым могут быть изданы, сферы жизни, ка которые распространяются:

а. акты Президента и Правительства РФ – не ограничена (по любому вопросу компетенции, с установлением пределов действия в самих актах);

б. на уровне субъектов акты ВДЛ – не ограничены;

в. акты ведомственных и межведомственных органов – сугубо ведомственное и межведомственное значение.

 

Действие во времени:

а) определённый срок действия (связан с наступлением определённых обстоятельств);

б) неопределённый срок действия;

в) регулируют отношения, возникшие после издания акта (не имеют обратной силы).

 

86.Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.

Формы деятельности органов исполнительной власти – внешнее выражение видов их деятельности, предусмотренных нормами АП, совершаемые в целях осуществления возложенных на них задач, функций, полномочий.

Суть исполнительно-распорядительной деятельности требует:

а. официального оформления действий (для обеспечения определённости в деятельности);

б. создание правовых предпосылок законности деятельности.

Основные формы деятельности – в правовых актах, устанавливающих компетенцию (только в её пределах может действовать).

Формы деятельности:

1) издание правовых актов;

2) проведение организационных мероприятий;

3) осуществление материально-технических мероприятий.

*существует ещё множество классификаций (эта советская).

Также форма деятельности предполагает реализацию органами управления правоспособности, предусмотренной другими отраслями права.

 

В зависимости от последствий (формы действий):

1. правовые формы действий – действия, влекущие правовые последствия:

а) издание правовых актов – осуществление государственного управления;

б) издание плановых актов, целевых программ – теоритические обоснования основных направлений в содержании государственной деятельности;

в) издание административных и гражданских договоров;

г) заключение международных договоров;

2. неправомерные формы действий – непосредственно не влекут последствий, могут лишь инициаторами или предпосылками совершения действий, которые повлекут последствия:

а) организационные мероприятия;

б) проведение совещаний;

материально-технические операции.

101.Административный договор.

Административный договор – правовая форма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, то есть соглашение – правовая форма передачи ОИВ этих уровней друг другу права осуществления части своих полномочий.

Термин не употребляется в нормативных актах – продукт теории.

Взгляды:

а. наличие таких договоров ставятся под сомнение – договорные связи не могут возникнуть между субъектами управленческих отношений;

б. административные договоры возможны, перспективны, уже предусмотрены НПА и используются на практике.

 

Цель – обеспечение удовлетворения публичного интереса либо сочетаемого с ним частного интереса.

Признаки:

1. правовая форма организации осуществления принятых на себя его сторонами задач, функций, полномочий, направленная на достижение определённых результатов без привлечения эквивалентно-возмездных и трудовых отношений;

2. субъектами являются органы исполнительной власти и МСУ;

3. правовая форма реализации лишь административной правосубъектности;

4. заключается между субъектами разных уровней (разных положений) – возникает на добровольной основе, стороны равноправны (если по содержанию договора предусмотрено подчинение – всё равно может быть признан договором);

5. от имени органа подписывается управомоченным должностным лицом;

6. разрешение споров – переговоры заинтересованных сторон, согласительные процедуры.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.