Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальная статика Ф. Тенниса.





История социологии

1. Позитивизм О. Конта

Родоначальник – О. Конт. Позитивизм – такое направление в социологии, которое утверждает, что социология должна быть уподоблена естественным наукам (с точки зрения методологии и по характеру получаемых данных). Это значит, что социологическое знание должно быть реальным, полезным, достоверным, верифицируемым, универсальным. Сам по себе позитивизм во времена Конта понимается как нечто организующее в противовес разрушительной силе революции, это стремление к здравому смыслу, когда знания относительны и требуют своей доказательности. По мнению Конта, социология призвана предвидеть и контролировать социальные явления благодаря эмпирическим данным. И в этом смысле социология не является философией, т.к в социологии любые первопричины основаны на эмпирическом материале. Кроме того, социология это не только предметная, но и методологическая дисциплина, т. е включает в себя общую теорию устройства общества и его развития, или статику и динамику.

По Конту статика общества заложена в основных институтах, таких как семья, государство и религия. Например, семья как ячейка общества характеризуется альтруизмом, всеобщей солидарностью. Она обеспечивает устойчивость общества с помощью моногамии, а также межпоколенческой трансляции культурных ценностей и традиций. Общество по Конту основано на кооперации и разделении труда, когда в семье основные роли распределены между мужчиной и женщиной.

Однако общество также имеет тенденцию к изменениям. Конт выделяет 3 стадии, которые проходит общество: 1) Теологическая – до 1300г. Человек любые происходящие вокрг события объясняет влиянием божественных, сверхъестественных сил, которых он понимает по аналогии с самим собой (боги, ангелы, герои..). Такой тип мышления способствует упорядоченному труду, где каждый знает свое место. Эта стадии включает в себя 3 этапа – фетишизм (обожествление вещей и предметов), политеизм (поклонение многим божествам, уподобленных человеку) и монотеизм (один бог, выступающий в роли солидирующего фактора). 2) Метафизическая – до 1800г. Появление скептицизма, проявление разума и личности, что приводи к разрушению былой солидарности. Бурный скептицизм и мышление приводят к анархии и политическим беспорядкам. 3) Позитивная – современное общество. Человечество бросает попытки постижения первоначальных и конечных причин всего происходящего и стремится к получению позитивного знания частных наук, к получению законов, которые позволяют управлять обществом.

 

2. Позитивизм Г. Спенсера

Герберт Спенсер, наряду с Огюстом Контом, рассматривается как один из отцов-основателей науки социологии. Спенсер первым разработал собственный категориальный аппарат социологии и первым научно обосновал структуру общества. Г. Спенсер – сторонник школы органической социологии, которая утверждает, что общество подобно живому организму: оно имеет сложную структуру и каждый институт и индивид выполняет свою конкретную роль в поддержании единства всего организма. Общество в своем развитии проходит эволюционный путь – общество в процессе развития не только увеличивается численно, но и усложняется также его структура. Это развитие сопровождается дифференцированием функций, т. е в обществе выделяются функциональные части, которые между собой тесно взаимосвязаны, и по мере развития это взаимосвязь увеличивается. Общество обладает свойством эмерджентности – когда свойства целого не присущи ни одной из его частей, так называемый «системный эффект».

Статика. Если индивид это наиболее мелкий элемент общества, его статичный и безликий компонент, то форму этой целостности придают социальные институты, которые возникли в результате разделения труда. Потребность в дифференциации была связана с изначальным неравенством людей по физическим способностям, условиям жизни, Каждый институт выполняет ряд собственных функций, в связи с чем и является структурным элементом общества. Такое непрерывное взаимодействие функциональных частей обеспечивает устойчивость общества. Институты – домашние, церемониальные, церковные, политические, профессиональные, промышленные.

Динамика. По мере увеличения численности людей, они начинают объединяться в группы и даже классы. Чаще всего люди объединяются либо с целью защиты, либо ради производства предметов потребления. Между этими типами обществ происходит борьба. Динамика развития движется от военного типа обществ к промышленному. То есть от принудительной кооперации к свободной, от централизации и давления государства к децентрализации, к развитым каналам мобильности, к рыночной экономике и свободной торговле. Вот такие промышленные типы обществ являются вершиной эволюции, неким идеальным конструктом. Многие современные общества сейчас находятся на стадии военного или смешанного типа.

3. Натуралистические школы в социологии

На общественную мысль 19 – начала 20 веков большое влияние оказывали открытия в сфере естественных наук. Отсюда в социологии возникло такое направление как натурализм, утверждающее, что на общество влияют такие природные факторы как биологические и расовые особенности людей, климатические условия и ландшафт. В натуралистической школе существует много разветвлений, но если обобщить, то можно сказать, что к натурализму относятся социологические концепции, опирающиеся на методы и терминологию естественных наук. Это означает, что знание должно было быть объективным, достоверным верифицируемым, а концепции и теории универсальными и практическими. Рассмотрим некоторые направления

Механицизм. Сторонники данного направления пытаются свести законы развития и функционирования общества к механистическим закономерностям. То есть общество понималось как механический агрегат, а его социальная структура сводилась к сумме ее элементов. Например, Ч. Кэри объяснял причины появления общественных объединений аналогично законам молекулярного притяжения. Механицизм основывался на количественных и статистических методах сбора информации

Биологическая школа. Представители этого направления стремились познать законы функционирования и развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом. Они рассматривавали общество как аналог природного организма и пытались объяснить социальную жизнь посредством прямой проекции биологических закономерностей. Органицизм проводил аналогии между обществом и организмом, сравнивая индивидов и институты с различными органами человеческого тела – они взаимосвязаны между собой, выполняют свои отдельные функции и отдельно от организма могут просуществовать совсем недолго. Так, Шеффле проводил аналогию между экономической жизнью общества и обменом веществ в организме.

Социальный дарвинизм основан на эволюционной концепции Дарвина. Сторонники данного направления социальную эволюцию стали рассматривать как продолжение или составную часть биологической эволюции. Они считали, что подобно закономерностям роста организмов существует некоторый органический закон развития общественных институтов, который определяет характер их изменений, одинаковых во всем мире. Представителем этого направления является польско-австрийский социолог Гумплович. Он писал, что в результате эволюции общество не оько увеличивается численно, но и происходит усложнение социальной структуры – появляются институты, разделение труда, деление на классы и страты. Также он считал конфликт универсальным фактором социальной жизни, называя его единственной формой взаимоотношения человеческих групп, ведущих борьбу за существование. Т.о. конфликт выступает своего рода механизмом естественного отбора.

Расово-антропологическая школа. Разновидность биологического направления. Х. Чемберлен, О. Аммон, Ж. В. Де Лапуж считали, что определяющим фактором в историческом процессе являются расы. Расы влияют на течение социальной и культурной жизни. Выделяют так называемые «чистые расы» - белую, черную и желтую, все остальные появились в результате их взаимодействия. Люди различных рас обладают различными интеллектуальными, физическими и творческими способностями, а значит поведение индивида определено наследственностью. В 20 в. идеи данного направления утвердились в Германии и легли в основы расистской доктрины национал-социализма.

 

Географическая школа. Сторонниками данного направления являются Ш. Монтескье, Ф. Ратцель, Л. И. Мечников. Они считали, что географические факторы, такие как климат, наличие рек, тип почвы, являются определяющими в развитии общества. Например, наличие морских границ способствовало развитию торговых путей и рыночных отношений. Также тип климата влияет на этногенез и формирование культуры: определяет хозяйственную деятельность, орудия труда и предметы быта… Также существует теория, которая утверждает, что экспансия государств неизбежна в связи со стремлением улучшения своего географического положения.

Психологическая школа. Представители психологической школы искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов). 1) Психологический эволюционизм – Л. Уорд.. Первичной социальной силой он считал желания: голод и жажду, а так же половые потребности. На основе этих желаний складываются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические потребности. С помощью этой схемы Уорд пытается объяснить поступательное развитие общества. 2) Инстинктивизм - Наряду с биологическими инстинктами существуют и социальные инстинкты. Например, Мак Дуголл. Haибольшее значение придавал стадному инстинкту, удерживающему людей вместе и лежащему в основе большинства социальных ин-тов, удерживает людей вместе. Следствия этого инстинкта — рост городов, коллективный характер труда, досуга, массовые сборища и т. п. 3) Психология народов - Суть направления состоит в том, что ведущей силой истории объявлялся “дух целого” — народа. Родоначальники М. Лацарус и X. Штейгаль. Основная задача представителей данного направления заключается в том, чтобы с психологических позиций понять сущность духа народа, вскрыть законы, которым подчиняется духовная деятельность народов. 4) Групповая психология -. Возникает интерес к психологии масс, получает распространение идея о иррациональности масс. Представитель данного направления, Лебон («Психология народов и масс»), говорил о том, что наступает «эра толпы». Разумное начало человека подавляется иррациональным массовым сознанием. Впервые были поставлены проблемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах. 5) Интеракционизм -. В центре внимания данного направления – процесс взаимодействия индивидов, но личность здесь понимается как социальное существо, принадлежащее к определенной социальной группе и выполняющее социальные роли. Ярким представителем направления является Ч. Кули.

В ХХ веке направления наутрализма подверглись сильной критике: - теории упрощают социальную реальность, т. к являются однофакторными - сторонники данных концепций не берут во внимание субъективную составляющую социальных процессов

 

4. Социология Э. Дюркгейма

Э. Дюркгейм является одной из ярких персон в истории социологии. Именно он определил предмет социологической теории и разработал методологию и методы социологического исследования. Также Дюркгейм является сторонником функционализма.

Онтологические основания. Он ввел понятие социальной реальности и описал ее как реальность «особого рода» - порожденная взаимодействием людей, но не сводимая к их сумме. Общество обладает неким превосходством над индивидом, оно предшествует ему, это надындивидуальная реальность. Общество состоит не из людей как физических тел, а из связей между ними. Дюркгейм считал, что отдельными элементами социальной реальности являются социальные факты, изучение которых и является предметом социологии. Социальный факт – некий образ действия, способный оказывать воздействие на индивидов и который существует независимо от индивидуальных действий (коллективные представления, имеющие объективный и универсальный характер). Например, при рождении человек оказывается в мире, где уже есть свои ценности, порядки, денежная система, политический строй, язык, существующие независимо от него. Социальные факты существуют независимо от индивида и оказывают на него воздействие. Такая концепция получила название социальный реализм. Таким образом социальная реальность – это система вязанных социальных фактов, отображающая объективные закономерности развития общества. Объективность фактов заключается в том, что они выступают как данность для любого индивида, имеют количественную выраженность и наличие санкций. Существует 2 вида фактов: 1) факты бытия – социальные институты, формы отношений 2) факты сознания – духовный аспект реальности, коллективные представления. Коллективное сознание отлично от индивидуального, т.к будучи в группе, человек может думать совершенно по-другому, чем когда он действует один.

Коллективное сознание является следствием стремления к солидарности (принадлежности эгоистичного индивида к обществу), которая занимает отдельную нишу в научных трудах Дюркгейма. В соответствии с простым и сложным разделением труда он выделяет 2 типа солидарности. Механическая солидарность характерна для архаических (неразвитых) обществ, она основана на полном растворении индивидуальных сознаний в коллективном сознании. Оно определяется сходством, подобием составляющих их индивидов, одинаковостью индивидуальных черт, а также сходстве выполняемых функций – люди как будто занимаются общим делом, но между ними нет зависимости. Органическая солидарность характерна для развитых социальных систем. Она основывается на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости взаимообмене – каждый заниается своим делом, но все элементы взаимосвязанны. Ферменты: мораль, религия, право (закон).

Кроме того, он вводит понятие аномии, которое обозначает такое общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Объяснение аномии Дюркгейм искал в не разработанности правил, регулирующих отношения м/у соц-ми функциями, которые «не приспособлены друг к другу». Само по себе разделение труда не несет никаких отрицательных последствий. Аномия возникает только при ненормальных условиях. Проще говоря, разделение труда должно производиться в соответствии со способностями и наклонностями индивидов.

Методологические основания. 1) социологизм – принцип объяснять социальное социальным. К примеру, количество самоубийств зависит от стабильности общества, наличия войн или революций. 2)принцип функционализма – общество как система, состоящая из взаимосвязанных элементов 3)объективизм – нужно быть беспристрастным в своей исследовательской работе, отречься от стереотипов и предпонятий.

 

5. Предыстория социологии

Предыстория это вопрос о предпосылках социологического знания, представления об обществе и социальной реальности. Еще с античных времен существовало 2 объяснения возникновения общества: 1) общество это естественное образование – человек по своей природе альтруист и не может существовать отдельно, и его естественное состояние находиться среди себе подобных, быть гражданином своего государства 2) общество это искусственное образование – человек эгоистичен, он не привык находиться в обществе, а значит, оно сконструировано как механизм для поддержания блага индивидов (государство).

Период античности представлен в первую очередь такими персонами как Платон и Аристотель, которые рассматривали общество в узком смысле (как форму взаимодействия людей). Здесь, по Аристотелю, имеется в виду общество как добровольное объединение людей, союз имеющий конкретные цели. Это, прежде всего, семья и имущественное объединение, основанное на тесных эмоциональных связях, юридических договорах, практических целях. То есть общество носило временный характер и могло прекратить свое существование по воле участников. Общество синоним государства, является естественным образованием, т. к человек по природе своей существо социальное. Однако государство управляется лучше, если управление основано на авторитете, а не на угнетении, если бедняки и средний класс участвуют в управлении. Платон в своих работах осуществлял критический анализ проблем государства и вырабатывал практические рекомендации, которые позволили бы его усовершенствовать. По природе своей государство является искусственно созданной реальностью, целенаправленной деятельностью людей. Причины этому – невозможность обеспечить себя в одиночку, необходимость в управлении и военной защите. Стабильным обществом Платон считает такое государство, где высшим классом считаются мудрецы – управленцы, на обучение которых уходит почти вся жизнь; средний класс – войны, физически развитые граждане, умеющие обращаться с оружием; низший класс – ремесленники и крестьяне. Стабильность обеспечивается благодаря тому, что изначально все люди не равны в своих способностях и поэтому каждый знает свое место.

Средневековая мысль - А. Августин Ф Аквинский. Общество здесь не имело отношения к нациям, а носило скорее конфессиональный характер. Обществом считались цех, сельская община, городская коммуна. Господствовала идея предопределенности общественного устройства, теоцентризм, корпоративность.

Возрождение (Н.Макиавелли). Основные идеи: переход к антропоцентризму (человек в центре внимания), идея автономной личности, индивидуализм. Возрождение – это переход от политического утопизма к политическому реализму. Главная тема – тема власти. Сущностная характеристика человека – стремление к власти. 2-е формы общества: народ (люди подчинены необходимости и разуму), толпа (люди, подчиненные дурным страстям). Механизмы подчинения: привычка, страх, харизма, отсутствие консолидирующего фактора.

Новое время (Гоббс, Монтескье, Руссо). Основные черты науки: рационализм (освобождение от идеи бога), универсализм (признание и поиск единых, универсальных законов), принцип верификации, требование исчисляемости, стремление к предельному теоретизированию, механицизм, атомизм. Общество в большей степени отождествляется с нацией и национальным государством. В 17-18 в. Широкое распространение теорий естественного состояния человека и общественного договора. Эти теории опирались на представление о различии между естественным и гражданским состоянием человека. Общественный договор между людьми обеспечивает переход из естественного состояния в гражданское (или из естественного общества в гражданское). Общественный договор выступает в качестве нового способа обоснования государственной власти (ранее существовало представление о божественном происхождении власти). Теории общественного договора были чрезвычайно разнообразны.

Этап. Конец 19 века

Формируется 2 основных направления:

- Натуралистические школы (Главный принцип объяснение социального природным): механицизм, психологизм, географическая школа, биологизм

- Классическая социология (Представители: Дюркгейм, Вебер)

Заслуга:

- В рамках этого направления социология получила предметную завершенность.

Вебер и Дюркгейм создают кафедры, преподают социологию.

- Социология получает своё институциональное оформление: появляются социологические журналы, ассоциации…

- Социология приобрела методическое оформление: идет разработка опросных методик, сбора данных.

Дальнейшая социология развивалась в рамках классического этапа – принцип социологизма; универсализм (единые теории и концепции, которые не противоречат друг другу, с учетом пространства и времени); понимающая социология – люди не просто объекты природы, их нельзя изучать как животных, их нужно понять. К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, Ф. Теннис, П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон.

 

6. Социология М. Вебера (1864 – 1920)

Стоит сказать о том, что научные взгляды Вебера оказали большое влияние работы К. Маркса. В связи с этим, в основе его учения лежит диалектическая логика – история и общество представляют собой непрерывно прогрессирующий процесс развития. А потому, Вебер понимал общество как сложную реальность, в которой трудно определить четко объективные закономерности развития. Свою концепцию Вебер обозначил как «понимающую социологию». Мы можем понять общество как смысловую реальность, а значит, фокус внимания должен быть направлен на изучение мотивов, смыслов. Иначе говоря, Вебер считал, что общество носит символический, смысловой характер.

Онтологические основания. 1) Общество это хаотическая реальность 2) Это символическая реальность. Свойства реальности: - рациональность. При изучении смыслов действий участников общества мы должны быть свободны от собственной оценки, мы должны быть объективны. При изучении социальной реальности нужно учитывать, что человек является рациональным существом – он осознает то, что делает (люди попавшие в одинаковую ситуацию поведут себя примерно схожим образом). - интерсубъективность. Люди не только осознают, что они делают, но и способны рационально воспринимать действия и поступки другого. – каузальность. Все социальные явления так или иначе связан друг с другом, имеют свои причины (сходные явления могут привести к схожим последствиям).

Еще одним вкладом Вебера в социологию является то, что он ввел понятие «социальное действие» - такое действие индивида, которое имеет осмысленный характер и направлено на других. Понятие социального действия, как и социальный порядок, рассматривают Вебером в рамках социальной статики. По степени рациональности он выделе 4 типа социального действия: 1) целе-рациональное действие: наличие у индивида заранее определенных целей и средств их достижения. Основано на получении выгоды или личного успеха. 2) ценностно-рациональное: действие, основанное на убеждении в значимости той или иной ценности 3) традиционное: действие, основанное на традиции 4) аффективное: действие в связи с сильным эмоциональным состоянием человека. Ферментирующим звеном в обществе выступают взаимные экспектации его участников, повторяемость определенного поведения, а также конвенциональная договоренность о том, что считать правильным и понятным. Кроме того, механизмом установления социального порядка является власть, а точнее – способность и желание людей кому-то подчиняться. Типы власти: харизматическое господство, традиционное (обычай, привычка, легальное (осмысленный выбор).

Социальная динамика. Механизмом социальной динамики Вебер считает процесс рационализации – действие из собственной выгоды. Вебер выделяет три вида рационализации: 1) негативную (вытеснение традиции и аффектации), 2) позитивную ценностную рационализацию (протестантская этика) и 3) позитивную целерационализацию (отход от аскриптивного поведения). Рационализация охватывает все стороны социальной жизни: экономику, политику, семейную сферу, и воплощением этого процесса становится наука. Рационализация пронизывает духовную жизнь, даже религию. Наконец, рационализируется жизненная этика социальных групп и слоев.

С гноеологической точки зрения Вебер утверждает, что социология должна быть эмпирической наукой и заниматься изучением того, что есть в действительности, а не изучать то, что должно быть. В заключение также хотелось бы сказать, что хотя Вебер не оставил прямых последователей после себя, его взгляды повлияли на дальнейшее развитие социологической мысли.

 

7. Социология Т. Парсонса (1902 – 1979). Структурный функционализм

Для Парсонса основной научно-исследовательской задачей было построение общей, системной социологической теории. В научном творчестве он объединил функционализм Дюркгейма и понимающую социологию Вебера. Основными понятиями в работах Парсонса являются структура и функция. Структура – аналитически выделенные элементы, переменные, факторы социального целого. Функции – аналитически выделенные связи между: элементами, элементами и целым. Функцию можно понимать как 1. разовую миссию 2. устойчивую миссию 3. системообразующий принцип системы – обмен 4. реальный итог

Концепция социального действия и социальной системы. Парсонса интересуют причины и мотивы действия индивидов, но он говорит, что изначально поведение отдельных индивидов зависит от ценностей, норм и смыслов, сложившихся в обществе. Условия социального действия: 1) Наличие актора – носителя конкретного социального действия, участвующий в обществе человек. Каждый актор наделен своими специфическими чертами, обладает некоторой абстрактной автономностью своего «Я». Это «Я» пассивно, то есть действия актора детерминированы ситуацией социокультурного контекста. Одновременно «Я» активно, так как актор способен самостоятельно совершать действия. 2) Наличие целей действия – ориентация на желаемое или на конкретный результат. Типы мотивации: когнитивный тип (сознательное достижение целей); катектический (безальтернативность действия, оно должно произойти); оценочный (нет альтернативной цели, так или иначе ее нужно достичь). 3) Ситуация – фон действия, его условия, во многом определяет мотивы актора. Характеризует степень зависимости от обстоятельств 4) Наличие внутренней ценностной нормативной ориентации, под воздействием которых сложились мотивы и цели действия (индивидуальные экспектации).

Единичный акт и общественные отношения являются полярными определениями, т.к элементарные действия, объединяясь образуют более сложные системы действий, свойство эмерджентности.

Концепция социальной системы. Говоря о системе, Парсонс подразумевает не конкретные типы обществ, а функциональные компоненты, которые в случае скоординированного взаимодействия поддерживают социальный порядок. Функции: 1) адаптация – способность подстраиваться под изменяющиеся условия внешней среды 2) целеполагание – способность системы ставить цели и достигать их. Система без целей теряет свою эффективность, т. к благодаря целям система становится более мобилизированной и способна выстраивать свои шаги 3) интеграция – способность координировать реализацию остальных функций и управлять ими. Если начинает преобладать какая-то одна сфера или функция, то все остальные ослабевают, отходят на 2 план 4) латентная функция – поддержание в системе скрытого образца. Способность создавать и поддерживать социальные ценности и образцы поведения, которые обеспечивают социальный порядок.

Уровни организации системы – иерархия подсистем социального действия.

· Технический уровень – ипостась «организм». Удовлетворение витальных потребностей человека, адаптация к новым условиям среды. Общества пораженные кризисом, тотальным голодом, войной, болезнями

· Менеджериальный – ипостась «личность». Целеполагание, формирование ценностей и нормативных ориентиров. Общество капитализма – стремление каждого к успеху, материальному благополучию. Или волонтер, либо авантюрист, которые действуют из собственных, иных соображений.

· Институциональный – ипостась «социум». Функция интеграции, построение социальных норм, системы санкций. Обеспечивает стабильность за счет наличия законопослушных граждан.

· Социетальный – ипостась «культура». Определение культурных, идеологических, религиозный ценностей в обществе, которые определяют человеческое поведение. Солдаты, воюющие из чувства патриотизма. Рабочие, охваченные энтузиазмом.

 

8. Функционализм и его разновидности

Функционализм – направление социологии, в основании которого лежит мысль о том, что каждая часть целой системы, каждый институт общества выполняют свои функции для удовлетворения важных потребностей всего общества.

Впервые идею функционализма высказал Г. Спенсер, сторонник биологического направления в социологии. Функционализм Спенсера в первую очередь был связан с концепцией эволюции Ч. Дарвина, то есть общество в его понимании, представляет собой живой организм в котором каждые существенные значимые части выступают в роли органов, выполняя свои отдельные функции и поддерживая общую жизнедеятельность всего организма. В таком организме Спенсер выделяет 3 функциональные подсистемы: 1) внутренняя – обеспечивает приспособление к условиям пропитания 2) внешняя – контроль и регулирование взаимодействия с окружающей средой 3) промежуточная – распределение поступаемых ресурсов, транспортировка и коммуникация подсистем между собой.

Далее Э. Дюркгейм развивает эту мысль и работает в направлении классического функционализма. Дюркгейм наряду со Спенсером считается первым социологом, который рассматривал общество как функциональную связь. Общество для него – это система коллективных представлений, если эта система есть, то общество нормально функционирует. Коллективные представления выступают для индивида как внешние обстоятельства, которые оказывают на него воздействие, определенное давление (мораль). В этом смысле они являются «социальными фактами». То есть социальные факты – это силы и структуры, которые носят внешний и принудительный характер по отношению к индивиду. Например, война или экономический кризис могут создать коллективное состояние депрессии, которое ведет к росту показателя самоубийств. Связующим звеном между индивидом и коллективными представлениями является солидарность – условная общественная договоренность о системе ценностей и чувств, несводимая к отдельным индивидам

По Парсонсу, приверженцу структурного функционализма, общество это система институтов которые представляют собой крупные социальные структуры. Эти структуры также выполняют свои значимые функции и взаимодействуют между собой, сохраняя некое внутреннее равновесие. Этот порядок держится за счет того, что все значимые части выполняют по отношению друг к другу определенные функции: адаптация, целеполагание, интеграция и поддержание скрытого образца (латентная).

Следующий вид - динамический функционализм Р. Мертона. Мертон говорит, что общество это система многочисленных норм, ценностей и образцов. Они не могут быть универсальными, для каждого общества они разные. Кроме того, определенные обычаи или традиции не всегда выполняют в обществе позитивные функции. Также он утверждает, что имеющиеся структуры и функции не являются единственно возможными, а есть наличие их альтернатив. Важным моментом здесь является еще и то, что по мнению Мертона, функционализм не должен опираться на абстрактные понятия и категории, а должен базироваться на эмпирической проверке, которая и составляет основу функционального анализа. Таким образом, он показал, что можно анализировать не только общество в целом и организацию или социальный институт. ДИСФУНКЦИЯ

Радикальный функционализм Н. Лумана. Его идея основана на способности самонаправленности системы, то есть возможности обращаться к самой себе. По Луману Общество – это система самоописаний. Система образуется не в реальности, а в языке, в дискурсе. Вводит понятие аутопойезиса, которое относится к разным системам – от биологических клеток до всемирного общества. Луман утверждает, что общество – это аутопоэзийная система, т.к. отвечает основным характеристикам аутопойезиса: 1)производит и изменяет свои собственные элементы 2)создает собственные границы и структуры 3)самореферентна 4)замкнута. Базовый элемент общества – это коммуникация, которая порождается обществом. Индивид относится к обществу лишь в той мере, в какой участвует в коммуникации. Но скрытые элементы личности составляют часть внешней среды. Вводит понятие процесса дифференциации общества, т.е. общество – это замкнутая система функционально дифференцированных частей.

 

9. Социология Р. Мертона (1910 – 2003)

Вклад Мертона в социологию: перешел от абстрактного теоретического функционального анализа к методологии изучения социальной реальности. Ученик Т. Парсонса.

Как функционалист Мертон критиковал некоторые аспекты структурного функционализма. Например, он утверждал, что общество общество очень изменчиво и у него нет четкой структурной решетки. Это система многочисленных норм, ценностей и образцов. Они не могут быть универсальными, для каждого общества они разные (универсализм это патология). Кроме того, определенные обычаи или традиции не всегда выполняют в обществе позитивные функции. Также он утверждает, что имеющиеся структуры и функции не являются единственно возможными, а есть наличие их альтернатив. Также он вводи понятие дисфункция – деятельность, приводящая к отрицательным результатам и последствиям. Несмотря на свой дисфункциональный характер, система все равно может существовать. Например, дискриминация пенсионеров, инвалидов, некоторых национальностей.

Еще одной важной заслугой в социологии является теория референтных групп Мертона. Идея теории заключается в том, что существуют так называемые референтные группы, под воздействием которых индивид оценивает свое поведение. Эти группы являются значимыми для индивида, он на них ориентируется, отождествляет себя с ними. То есть человек ориентируется на поведение своего окружения. Виды: 1) in-группа: членом которой индивид является на данный момент 2) out-группа: индивид пока или уже в ней не состоит.

Также Мертон ввел понятие аномии – ситуации рассогласования между нормами и целями внутри одной группы или одного общества. Т.е. из за своего положения в социальной структуре, некоторые люди не способны действовать согласно нормативным ценностям. Культура требует определенного типа поведения, которому препятствует социальная структура (начальник отдела коммуникаций не может наколоть себе тату).

Состояние системы зависит от баланса пяти типов личности в обществе: 1) конформист: + к общественно одобряемым целям, + к средствам 2)инноватор: + цели, - к средствам 3)ритуалист:- к цлям, + к средствам 4) ретритист: _ к целям, - к средствам 5)бунтарь: то -, то +. Эти типы отражают в первую очередь коммуникативные характеристики индивида, которые могу зависеть от статуса, экономического положения, социально-демографических характеристик и т.д. Схему этих 5 типов можно использовать для объяснения феномена девиации.

 

10. Феноменология

Феноменологическую социологию характеризует акцент на анализе «повседневной жизни» или, по выражению Гидденса «интерпретативном понимании» человеческого действия». Цель феноменологов – выяснить, как рутинные повседневные действия встроены в макросоциальные структуры, какое место в них занимают. Феноменологическая социология зародилась в 30-50 годы ХХ века. Это было обусловлено тем, что именно в этот период мир становится поликультурным. Усиливается тенденция обращения к человеческой субъективности. Родоначальником феноменологической традиции в социологии считается Эдмунд Гуссерль, который выдвинул идею о том, что индивиды не просто механически реагируют на явления окружающей действитеьности – они способны интерпретировать происходящие события и явления, причем каждый делает это по-разному, а значит, социальный мир нужно рассматривать как мир значений, переживаний и смыслов. Ключевым понятием является Феномен – акт человеческого восприятия и отношения к предметам объективного мира (вещам, людям, событиям), представление, возникающее в процессе интерпретирующей деятельности (грубо







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.