Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальная динамика Ф. Тенниса





Соц динамика заключается в рационализации: это переходы от от общины к обществу, от отношений родства и дружбы к господству, от общей воли к рациональности и от жизни к трезвому расчету. В каждой тенденции происходит постепенный переход, перестройка отношений, что сопровождается динамикой, т.е изменениями.

 

Позитивизм в социологии. Социология О. Конта

Позитивизм – это направление в буржуазной общественной мысли представители, которого стремятся построить систему социологического знания на основе использования естественнонаучной методологии.О.Конт.

Главными принципами позитивизма, по Конту, являются следующие:

1) объективность

2) верифицируемость

3) практическая направленность науки

4) прогрессизм

Изучать социальную реальность Конт предложил с помощью методов естественных наук: наблюдение, эксперимент, сравнительный метод, исторический метод.

Социальная статика. Для Конта «подлинный социологический элемент» - не индивид, а семья. Семья — основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество.

Социальная динамика для Конта это теория прогресса. Главный закон социального прогресса у Конта — это закон трех стадий. Теологическая стадия.Метафизическая стадия. Позитивная стадия.

Позитивизм в социологии. Социология Г. Спенсера

Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог, классик социологического эволюционизма, органицист, основоположник органической школы в социологии. обществоестьорганизм.

Социальная статика

Существование общественного организма обуславливается тремя системами: обеспечивающей (производительной), распределительной (поддерживается разделением труда), регулятивной (поддерживается управленческой иерархией).

Социальная динамика:

Спенсер выделяет три типа обществ: военное, смешанное и промышленное. Динамика идет от военного к промышленному.

 

2. Натуралистические школы в социологии

Натурализм определяется как взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего.

Механицизм. Механицисты стремилисьсвести закономерности функционирования и развития общества к механистическим закономерностям. Кэри, В.Оствальд, А.Кэтле.

Биологическая школа ( органицизм). Сторонники этого направления (П. Ф. Лилиенфельд в России, Шеффле в Германии, Вормс во Франции и др.) утверждали, что общество и есть организм. Расово-антропологическая школа. Гобино. X. Чемберлен. Антропосоциология”, О. Аммон и Ж. В. де Лапуж.

Географическая школа.

Ее представители рассматривали географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества (Ш. Монтескье, Г. Т. Бокль, немецкий географ Ф. Ратцель, российский социолог Л. И. Мечников). Географический детерминизм. Культурный детерминизм. Инвайроментализм.

Психологическая школа. Представители психологической школы искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике. Психологический эволюционизм. Л. Уорд. Инстинктивизм. Мак Дуголл, Фрейд. Психология народов. М. Лацарус и X. Штейгаль. Групповая психология. Лебон, Г. Тард. Интеракционизм. Ч.Кули.

В начале ХХ века концепции натурализма подверглись критике. Суть критики состоит в том, что:

- данные теории упрощают социальную реальность, объясняют социальные явления действием одного из факторов, причем не социального порядка. Отсюда эти концепции получили название «Теории одного фактора».

- Так же приверженцы данных концепций, по сути, игнорируют субъективную реальность объекта исследования; иррациональные мотивы, которые присущи человеку.

 

Франкфуртская школа социальной критики.

Маркс, Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Юрген Хабермас, Эрих Фромм.

Общая тематика ведущих ученых Франкфуртской школы – это происходящая в современном западном обществе эрозия идеалов эпохи Просвещения – идеалов рациональности – узкой и дегуманизирующей «технологической рациональностью».

Индивид в капиталистическом обществе. Авторы констатируют «тоталитарность» «Просвещения», имея в виду подавление человеческой автономности «культурной индустрией», занятой массовым производством того, что потом назовут «симулякрой».

О рациональности. Доминирующей темой Франкфуртской школы является тема дальнейшего перерождения социальных идеалов Просвещения в узкую и дегуманизирующую «технологическую рациональность».

В целом можно охарактеризовать Франкфуртскую школу как влиятельное течение гуманистической мысли. Были введены в научный оборот такие понятия как «массовая культура», «массовое общество», которые стали общемировым достоянием социологии. Не меньшей заслугой явилась разработка категории «отчуждение»

 

Теория коммуникативного действия» Ю. Хабермаса.

Ю. Хабермас (1929), представитель франкфуртской школы, на его творчество оказали влияние такие социологи как К. Маркс, М. Вебер. Хабермас говорит о существовании наряду с целерациональным типом действия более фундаментального типа - коммуникативного.

Коммуникация и дискурс. Коммуникативная деятельность происходит в повседневной жизни. Теоретический мир дискурса – идеальная речевая ситуация, в которой сила и власть не решают какой аргумент добьется успеха.

Динамический аспект. Исходная линия для Хабермаса неискаженная коммуникация, без принуждения. Конечный пункт эволюции по Хабермасу рациональное общество. Рациональность – устранение искажающих коммуникацию барьеров.

Жизненный мир и система. Он подчёркивает их взаимосвязь друг с другом, но в тоже время считает необходимым «различать их в качестве конституирующих атрибутов внешне единообразного целого». Если жизненный мир представляет точку зрения субъектов на общество, система предполагает внешний взгляд, рассматривающий общество «с наблюдательской позиции кого-то извне».

 

Социология Сорокина (1889-1968).

Первый этап - Социология как наука. Центральным или предметнообразующим понятием для социологии Сорокина является взаимодействие.Взаимодействие – простейшая единица социологического анализа. Условия взаимодействия: 1. наличность как минимум двух индивидов. 2. наличность актов, через которые они обуславливают поведение и переживание друг друга (дозволено-должные, запрещенные и рекомендуемые) 3. наличность проводников, передающих действие актов от индивидов друг другу. Проводники – всякие предметы, наделенные символическим значением посредники взаимодействия. При такой бихевиористской схеме за пределами остаются смыслы акторов.

Второй этап –Анализ социального пространства, социальная стратификация и социальная мобильность. Существует 3 основные формы социальной стратификации: экономическая, политическая и профессиональная.

Мобильность различаетсяпо направленности, по форме, по интенсивности и масштабности. Три аспекта вертикальной мобильности: политический, экономический, профессиональный. Основные механизмы мобильности: семья, школа, церковь, армия, всевозможные профессиональные, экономические и политические организации.

Третий этап – социальная и культурная динамика, типы социокультурных систем. Существует три типа культурных систем – 1)чувственный - характеризуется преобладанием непосредственного чувственного восприятия действительности;2)рациональный (умозрительный) – характеризуется господством рационального мышления;3)идеациональный – характеризуется доминантой интуиции.История человечества – доминирование какого-либо типии культуры.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.