Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Искусство гомеровской Греции





Искусство Древней Греции

Периодизация

3 тыс.-12в. - критская (минойская) культура

2 тыс.-12 в. - эгейская культура

17-12 в. – микенская культура

 

12-8 вв. гомеровская Греция

8-6 вв. – архаика (7-6 вв. до н. э.)

5-4 вв. - классика

4 в до н. э. -30 гг. до н. э. (323-31 гг. до н. э.)- эллинизм

 

3 тыс. – 3 в. - доримская Италия

10 в. до н. э.- 5 в. до н. э. – этруски

3-1 вв. до н. э. - Римская республика

Кон. 1 в. до н э – 5 в н э – Римская империя

 

История Рима.- 8 в. до н. э. - 5 в н. э.

Древняя Греция.

Периодизация

1. 11-8 вв. до н э - гомеровский период (геометрика)

2. 7-6 вв. до н э – греческая архаика

3. 5-3 в. до н. э - классика 1. ранняя 490-450 гг. до н. э.

2. высокая 450-400 гг. до н. э.

3. поздняя 400-323 гг. до н. э.

1. гомеровский период – время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений; развитие эпоса и появление первых примитивных памятников изобразительных искусств

2. архаика – период образования рабовладельческих городов – государств ; сложение и развитие греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремёсел, расцвет лирической поэзии

3. классика – период расцвета греческих городов-государств; время расцвета философии, подъём в архитектуре и полная победа реализма в изобразительных искусствах

4. эллинистический 336-30 гг. до н. э. Эпоха эллинизма (условно) - это период после смерти А. Македонского с 323-31 гг. до н. э.

Искусство гомеровской Греции

Это древнейший начальный период развития греческого искусства, который известен нам лишь по эпическим поэмам «Илиада» и «Одиссея», автором которых древние греки считали Гомера.

Монументальная архитектура гомеровского периода использовал и по-своему переработал сложившийся в Микенах и Тиринфе тип мегарона - зала с сенями и портиком.

Самыми ранними из дошедших до нас художественным произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные геометрическим орнаментом, нанесённым коричневой краской по бледно-желтоватому фону глиняного сосуда.

Орнамент обычно покрывал вазу в верхней её части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю её поверхность.

Наиболее яркое представление о «геометрическом стиле» дают т. н. дипилонские вазы – 9-8 вв. до н. э. – это очень большие сосуды, до 1,5 м, имели погребальное и культовое значение. Украшались сосуды ромбами, квадратами, прямоугольниками, кругами, зигзагами, линиями; ленточный орнамент образованный изломанной под прямым углом линией – меандр.

Скульптура гомеровского периода дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера.

Это небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, из терракоты, слоновой кости или бронзы.

Отличаются примитивностью и нерасчленённостью форм, отдельные части тела едва намечены, другие непомерно выделены -

-бронзовые статуэтки «Геракл и Кентавр», «Конь»



Монументальная скульптура этого периода до нас не дошла -

-лишь по описаниям древних авторов можно судить, что основным видом этой скульптуры были т. н. ксоаны-идолы – из дерева или блока камня – с едва намеченной головой и чертами лица картинки

К 8 или 9 вв. относятся и древнейшие остатки памятников ранней греческой архитектуры – храм Артемиды Орфии в Спарте; храм в Дреросе на Крите

В целом архитектура Греции в гомеровский период находилась на начальной ступени своего развития

-храм Артемиды в Корфу. Рельеф фронтона. «Медуза».

-т. н. храм «С» в Семенунте, метопа «Персей, убивающий Медузу»

-рельеф «Гермес и хариты» с острова Фасос

Греческая архаика

Время возникновения греческой письменности – на основе финикийской.

Возникновения медицины, астрономии, истории, географии, математики, натурфилософии, лирической поэзии, театра и изобразительных искусств.

В период архаики была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества.

Типы архаического храма

Храм в антах – простейший тип – состоит из 1-го небольшого помещения – наоса (целла), опистодома – (сокровищницы), пронаоса; открытого на восток; анты - выступы боковых стен, между ними расположены 2 колонны.

-сокровищница афинян в Дельфах

Простиль – на его фасаде не 2, а 4 колонны.

Амфипростиль – 8 колонн.

Периптер– является основным типом храма, прямоугольной формы, со всех сторон окружён колоннадой – 24 колонны.

-храм Посейдона в Пестуме

Диптер-то же, но 2 ряда колонн.

Толосы – круглые храмы.

Древнегреческий храм делился на - пронаос, наос или цела, опистодом – сокровищница.

По расположению колонн: простиль- 4 колонны, амфипростиль- 8 колонн, периптер- 24 колонны, диптер - 2 ряда колонн, толосы – круглые храмы.

Все греческие храмы возводились на стереобате – ступенчатом основании - …?

В основе греческого зодчества лежала определённая система соотношения, равновесия несомых и несущих частей – ордер – от лат. «ордо» - строй, порядок.

Дорический, ионический, коринфский – по названию мест их возникновения

Ордер был общей системой правил, не исключающей индивидуальности творческого решения в вопросах соотношения храма с ландшафтом, с другими сооружениями.

 

Архаическая скульптура

-скульптура решает проблемы пластики обнажённого юношеского тела – скульптура выполнялась в честь победителей олимпийских игр

-появляются скульптурные изображения юношей – куросы, которые долго называли архаическими Апполонами, иногда они достигали нескольких метров в высоту

-фигура монументальна,

-моделирована обобщённо,

-руки прижаты к туловищу,

-одна нога выставлена вперёд,

-подчёркнуто атлетическое телосложение;

-широкие плечи, узкие бедра,

-углы губ слегка приподняты (т. н. архаическая улыбка),

-глаза широко открыты,

-чёткая фронтальность,

-подчёркнутые плоскости фаса и профиля,

-статика позы

Посвящались богам, ставились в храмах и святилищах

В женской фигуре решалась проблема задрапированного тела.

Коры - (по греч. «кора» – дева), обычно изображали жриц богини Афины.

Скульптор под их одеждой – хитоном и пеплосом- стремился как можно точнее продемонстрировать тело.

Глаза удлинённые, широко раскрытые, как правило, раскрашивались,

розовато-красные – волосы,

черные ресницы и брови, одежда яркая, очень нарядная

Лица кор и куросов не индивидуализировались, а обобщались.

 

О монументальной живописи этого периода ничего не известно. Очевидно, она существовала, но до наших дней не сохранилась.

Но сохранились образцы вазописи:

-в 7 в. до н. э. живопись заполняет всю поверхность сосуда как ковром.

Стиль этот называется ориентализирующим, т. е. воспринятое от искусства Востока - пальметты, цветы лотоса и др.

Узор, подчёркнутый контуром, наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой и пурпурной красками.

В конце 7 в. до н. э. ковровый стиль сменяется чернофигурным.

-на чуть подкрашенную охрой глину сосуда наносили узор черным лаком

-фигуры располагались не «ковром», горизонтальными полосами, а свободно на поверхности сосуда

-сюжеты - помимо животных, растительных мотивов – сцены сражений, пиров, охоты, эпизоды из гомеровских поэм.

С последней трети 7 в. до н. э. чернофигурная вазопись сменяется краснофигурной

-фигуры естественного цвета глины выступали на фоне, сплошь покрытом лаком

-сюжеты – более живописные, живые, динамичные жанровые сцены

 

Греческая классика

В 6 в. до н. э. Афины вступают в пору расцвета и становятся основным очагом греческой культуры.

Архитектура 5-6 вв. до н. э. гармонична со средой, соразмерна человеческой фигуре, состоит в синтезе со скульптурой.

 

Расположение.

Лестница – вела к Акрополю, архитектор Мнесикл.

Парадный вход, ворота – Пропилеи, архитектор Мнесикл,

Общественное здание, дорический ордер, ионические колонны, центр симметричный, боковые крылья – асимметричны, расположены на скале, дорические портики Пропилей (на западе и востоке) помещены на разных уровнях.

Наклонный входной коридор обрамлён изнутри ионической колоннадой.

Боковые крылья Пропилей неодинаковы по величине и выдвинуты в сторону города.

 

Левое северное крыло – собрание картин (греки знали станковую живопись; пинакотека – собрание картин)

Правое южное крыло – библиотека – хранилище рукописей)

Гармоничное равновесие композиции поддерживает расположенный параллельно северному крылу Пропилей маленький зал Нике Аптерос (Бескрылая) -храм маленький, архитектор – Калликрат; ось храма располагается параллельно Пропилеям; ионический амфипростиль (по 4 колонны с обоих малых фасадов).

 

Здание пинакотеки – примыкает слева к Пропилеям (левое северное крыло). Это картинная галерея, в которой находились изображения главных героев Аттики, а при входе стояли статуи богов-охранителей – Гермеса и Гекаты-трёхтелой, трёхликой богини ночи и призраков (наличие пинакотеки говорит, что греки знали станковую живопись). Правое южное крыло – библиотека – хранилище рукописей.

Храм Нике Аптерос (бескрылой) – архитектор Калликрат. Тип храма – ионический амфипростиль.

Ось храма расположена параллельно Пропилеям. Храм обнесён балюстрадой - ограждением, состоящим из невысоких рельефных плит со сценами жертвоприношений (среди них известная «Ника, развязывающая сандалию» - но эти рельефы были сделаны позднее).

Удлинённая площадь – пройдя Пропилеи, разделённая в древности на множество священных участков, где почитали Артемиду-медведицу, змееногого бога Кекропса и его трёх дочерей-богинь росы.

При Перикле в южной части площади стали строить большой дорический храм – Парфенон. Напротив него, на севере, стали возводить Эрехтейон.

Парфенон – посвящён Афине Парфенос (Деве), архитекторы Иктин и Калликрат. Храм относительно входа в Акрополь расположен так, что видно 2 фасада.

Тип храма – периптер – 8 колонн малых фасадов и 17 колонн больших фасадов (формула к малым фасадам умножить на 2 + 1). Внутри состоял из пронаоса, целы или наоса и опистодома. В Парфеноне соединились 2 стиля – дорический и ионический. Хотя внешне храм ионический. Антаблемент и стилобат храма искривлены. Колонны, расположенные по кривой кажутся стройнее, расстояние между крайними колоннами меньше, колонны наклонены к центру, что придаёт ощущение большей стройности. Все это незначительно, но эффективно.

Внутри цела опоясана стройным фризом высотой 1 м с изображением шествий в честь Великих Панафиней. Во внутреннем помещении поставлены 4 ионийские колонны, которые не сохранились. Такжевнутри Парфенона стояла статуя колоссальных размеров Афины Парфенос работы Фидия. Она была сделана из слоновой кости и золота на деревянном каркасе (акролитная техника (хризо (золото)-лифонтинная (слоновая кость) ) высотой 12 м – открытые части тела из слоновой кости, одежда из золота, причём это золото составляло неприкосновенный запас афинской казны. Весила статуя 2 тонны, а 1 раз в год она взвешивалась. Статуя сохранилась лишь в римских копиях, среди которых наиболее достоверна мраморная статуэтка из Варвакиона – 130 см. На щите, который держит Афина, Фидий изобразил себя и другого архитектора, что не позволялось. За это Фидий был посажен в яму, но его выкупили жители Олимпии, за это он создал для них статую Зевса высотой 14 м, которая является 2-м из 7 чудес света.

Афина представлена как средоточие всех духовных сил Парфенона: она воплощает идеи и образы храма. На пьедестале статуи изображена сцена рождения первой женщины – Пандоры, перекликающееся с рождением Афины. На рёбрах сандалий её - битва греков с кентаврами, на гребне шлема- сфинкс и пегасы, на внешней стороне огромного щита - битва греков с амазонками, на внутренней поверхности щита ,полузакрытой свернувшейся фигурой змея -сцена битвы богов с гигантами. В руке Афина держала подпираемую массивной колонной двухметровую статую богини победы Ники.

Эрехтейон – хранивший самые древние реликвии и во 2 тыс. до н. э., посвящённый Афине Палладе (Матери) и её супругу Посейдону Эрехтею. В Эрехтейоне находится архаичный ритуальный бассейн (Эрехтеево море), по преданию высеченный из скалы Посейдоном в споре с Афиной. Рядом росла священная олива, якобы посаженная богиней.

Фасады решены по-разному, архитекторы Филокл и Архилох. Ландшафт неровный, поэтому фасады подчинены ему. Это асимметричный храм, состоит из 4-х фасадов и 2-х портиков и цела Афины и Посейдона

Северный портик – выдаётся вперёд

Западный фасад – из 6 тонких полуколонн, примыкающих к стене на высоком цоколе

Южный портик- портик Кариатид- 6 женщин в хиазмической позе. Портик намеренно выдвинут вперёд, чтобы фигуры хорошо читались.

Восточный фасад - обычный с 6 колоннами, входом и символическим бассейном.

Назван храм в честь мифического царя Афин Эрехтея со змеиным хвостом и придумавшим колесницу.

На площади Акрополя стояла статуя Афины Промахос (воительницы, золочённый кончик копья которой был виден морякам, подплывавшим к Аттике).

 

Период ранней классики

В скульптуре - переходный характер от архаики к классике – фронтонные группы храма Афины на о. Эгинаок. 490 г. до н. э. – фигуры греков и троянцев, сражающихся за тело Патрокла, ещё статичны, в их пластике много от архаических куросов, включая и «архаическую улыбку».

В скульптурах храма Зевса в Олимпии

- на восточном фронтоне храма изображён миф о состязании на колесницах царя Эномая и Пелопса

-на западном – борьба лапифов (воинственное фессалийское племя, победило кентавров, названо по имени родоначальника Лапифа) с кентаврами;

-в метопах – 12 подвигов Геракла – все фигуры взаимосвязаны, объединены единым движением, при всей суровой величественности, вполне жизненны.

1. Храм Посейдона в Пестуме –наиболее полно воплотились типические черты архитектуры ранней классики.

Храм Зевса в Олимпии

По-прежнему, самая распространённая тема в скульптуре – образ атлета, в которой стремились воплотить совершенную человеческую красоту, т. е. воедино слить добродетель души с соразмерной красотой тела

Храм Зевса в Олимпии

-фронтон западный –

А) «Аполлон»

Мирон

«Дискобол»

-первому удалось передать в статичном искусстве живость движения, внутреннее напряжение фигуры

«Афина и Марсий» - для афинского акрополя

 

Высокая классика

Поликлет

-создал обобщённый художественный образ атлета, который стал образцом и нормой

-им был написан теоретический трактат «Канон» (мера, правило), где скульптор точно рассчитал размеры частей тела исходя из роста чел как единицы измерения:

-голова -1/7 к росту

-лицо и кисть руки -1/10

-стопа – 1/6 и т. д.

-ноги не превышают длины половины роста

-стопа считается красивой, когда второй палец заметно длиннее большого.

Руки - если вытянутый средний палец не заходит за середину бедра, от запястья до локтя и от локтя до подмышек – по длине одинаковы

Идеал греков – прекрасный и гармоничный в своей соразмерности и уравновешенности человек. Поликлет вычислил те соотношения, которые делают фигуру совершенной.

Голова должна составлять 1/8 общего роста,

ноги - не превышать в длину половины роста.

Ступню считали красивой, если второй палец был заметно длиннее большого

Красивое лицо имеет правильную овальную форму и делится по высоте на три равные части – от основания волос до верхней части бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до конца подбородка.

Брови, ровные и тонкие, повторяют форму глазных впадин.

Расстояние между глазами равно глазу.

Размер рта соответствует нижней части носа.

Верхней губе следует быть изогнутой в форме лука и губы – одинаковой толщины.

Нос прямой по всей длине, лоб покатый, в профиль составляющий с носом ровную линию. Чувства не передаются, бесстрастность.

«Дорифор»

«Диадумен»

«Раненая амазонка»

 

Фидий

Кресилай

Портрет Перикла

Храм Нике Аптерос

Поздняя классика

- в отличие от ранней и высокой классики нет «чувства меры» (месотес – ударение на 2 слог)

-проявляется стремление к грандиозному, внешне великолепному

-заново построен в Эфесе храм Артемиды – одно из 7 чудес света

-гробница царя Мавсола в Галикарнасе – архитекторы Пифий и Сатир – то этого сооружения произошло позднее название «мавзолей»

-театр в Эпидавре – архитектор – Поликлет мл. – вмещал 10 000 зрителей

-в скульптуре-

- мужественные и суровые образы строгой классики сменяются интересом к душевному миру человека

-в пластике – более сложные решения

Пракситель

«Гермес с младенцем Дионисом»– единственная дошедшая до нас в подлиннике скульптура Праксителя

«Афродита Книдская»- первое в греческом искусстве изображение обнажённой женской фигуры

 

Скопас

-участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского Мавзолея

-продолжил традиции высокой классики, создавая монументально-героические образы

-при этом в драматическом напряжении всех духовных сил

-порыв страсти, выражение страдания, даже какого-то трагического надлома

«Менада»

«Битва греков с амазонками» - фрагмент фриза Галикарнасского Мавзолея

Лисипп

-работал в бронзе

-художник реалистического направления

-образы стремился делать более жизненными, не идеально совершенными, а характерно-выразительными

-атлетов изображал не в момент наивысшего напряжения сил, а после состязания, в момент спада

-создал свой канон пропорций чел тела, его фигуры выше и стройнее, чем у Поликлета – голова составляет 1/9 фигуры

-являясь придворным скульптором А. Македонского, делал гигантские многофигурные композиции, портреты

Леохар

«Аполлон Бельведерский»

«Артемида Версальская»

Образцы монументальной живописи эпохи классики не сохранились

В вазописи – краснофигурный рисунок стал более свободным, фигуры представлены в сложных ракурсах, сцены имеют жанровый характер.

 

Эллинистическое искусство

Эпоха эллинизма (условно)- это период после смерти А. Македонского с 323-31 гг. до н. э.; это эпоха распространения греческой кльтуры; в этот период существовали – Египет Птолемеев, государство Сасанидов, Македония, Пергамское царство, Вифиния, Бактрия, Понтийское царство.

 

-именно в эпоху эллинизма слились и взаимно обогатились культуры Древней Греции и восточных стран (слияние греческих и восточных форм во всех отношениях)

-систематизировались знания и опыт, накопленные тысячелетиями

-эллинами сначала называли греков, затем так стали называть всех представителей превелегированных слоёв независимо от этнического происхождения

-Александрийская библиотеканасчитывала 700 000 рукописей

-время создания гигантских сооружений-

-Фаросский маяк – более 100 м высотой, чудо света, свет маяка был виден за 48 км, состоял маяк из 3-х уменьшающихся призматических объёмов, нанизанных на вертикальную ось;

-Колосс Родосский – бронзовое изображение бога солнца Гелиоса, 32 м высотой; автор - Харес

В скульптуре появляется множество художественных школ – на о. Родос - родосская, в Александрии – александрийская (в птолемеевском Египте), в Пергаме - пергамская, на территории собственно Греции

-на о. Самофракия была поставлена статуя богини победы Нике (Нике Самофракийская) – автор не известен - на пьедестале, напоминающем нос корабля. Победный, ликующий, торжественный образ создаётся за счёт развевающегося хитона, мощных, отведённых назад крыльев, могучего тела, устремлённого вперёд. 2 метра, 92 см, находится в Лувре.

-пример классического образца – статуя Афродиты с о. Мелос – скульптор Агесандр- в отличие от других Афродит той эпохи, в которых подчёркивалось лишь чувственное начало, образ Афродиты Мелосской полон высокой нравственной силы. – Афродита Мелосская , 2 век до н. э., автор Агесандр (Алесандр) – прообразом, возможно, была сириянка, а не гречанка. Ощущение внутренней свободы, раскрепощённости, самодостаточности. При том образе жизни, который вели женщины того времени, это придаёт красоту, индивидуальность (красота заключается во внутренней свободе). Высота скульптуры – 2 метра 35 см. в 1820 году была раскопана на острове Мелос крестьянином.

 

В изобразительном искусстве – реалистические тенденции – карлики, уродцы, горбуны – «Горбун» - 100 год до н. э. – бронзовая статуэтка высотой 15 см; «Танцовщица – карлица» - 2 век до н. э. высотой 30 см; популярны изображения детей (статуэтки дарились в храм бога здоровья Асклепия как дар в дань выздоровления), скульпторы Боэф и его школа; «Мальчик с уткой», «Мальчик с гусем»

Эллинистический скульптурный портрет делает большой шаг вперёд -

-ярко выражено стремление не столько к передаче характерных особенностей внешнего облика чел, сколько к воплощению духовного мира

«Портрет Аристотеля»

«Портрет Эпикура»

«Портрет философа» – т. н. «Сенека»

Камея Гонзага - - профильное изображение царя Птолемея Филодельфа и царицы Арсинои – из сердолика; глиптика; Где-то инф в книге - найти

Бытовое направление представлено александрийской школой, - натуралистичные, как «Старик, вынимающий занозу из ноги»

-лирическое, поэтичное звучание имеют терракотовые статуэтки из Танагры

«Афродита в раковине»

«Девушка, закутанная в плащ»

В Пергаме был воздвигнут алтарь Зевса, который стал одним из главных памятников пергамского акрополя – ок. 180 г до н э – архитекторы Дионисад, Орест, Менекрат и др.; напоминал букву «п» с длинным фризом (длина – 120 метров, высота – 2 м 30 см)

«Борьба Афины с гигантами» – фрагмент фриза пергамского алтаря.

«Борьба Зевса с гигантами»- фрагмент фриза пергамского алтаря.

Горельеф. Богатая игра свето-тени. Глубокие выступы. Изображена битва богов с гигантами. Показывается колоссальная сила сражения, экспрессия, движение, богатая активная пластическая игра. Тема смерти, страданий увлекает мастеров. Около 50 фигур богов и столько же – гигантов. Фон густо заполнен крыльями, змеями и т. д. фигуры тесно переплетены. Фигуры были раскрашены, детали позолочены. Боги изображены в полный рост, а гиганты вместо ног имеют змей, что их «принижает». В лицах мука и страдание. Сражаются Геката трёхликая, Ника – богиня ночи, Зевс, Арес, Аполлон.

Пергамский алтарь, фрагмент.

«Афина и гигант Алкиной»– 247- фрагмент фриза пергамского алтаря.

Фриз проходил по цоколю, длина его ок. 130 м, высота 2,3 м

Круглая скульптура Пергамы

Галл, убивающий себя и свою жену».

-«Умирающий галл»

 

В период позднего эллинизма создана скульптурная группа «Лаокоон» - скульпторы Агесандр, Афинодор, Полидор -40-25 гг. до н. э. В 1506 году найден в развалинах терм (бань) Тита. Был жрецом Трои, предупреждавший жителей о троянском коне и вместе с сыновьями был задушен змеями , посланными богами. Недостатки – фронтальность тел детей, пропорции – маленькие головы, чрезмерная дробность вм проработке мускулатуры.

Наследие Праксителя – его сыновья Хефисодот- младший и Тимарх – создали Афродиту Медичейскую (Медицейскую)– лёгкие пропорции и более чувственный характер в отличие от работ Праксителя.

«Афродита из Перены» 152 и «Афродита из Сиракуз» 164

 

Аллегорическая группа «Река Нил и подъём его воды» - грузная мужская фигура и 16 фигур детей, символизирующие 16 локтей поднятия воды.

 

Работы мастеров Малой Азии под влиянием пергамской школы – Афродита Мелосская , 2 век до н. э. , автор Агесандр (Алесандр) – прообразом, возможно, была сириянка, а не гречанка. Ощущение внутренней свободы, раскрепощённости, самодостаточности. При том образе жизни, который вели женщины того времени, это придаёт красоту, индивидуальность (красота заключается во внутренней свободе). Высота скульптуры – 2 метра 35 см. в 1820 году была раскопана на острове Мелос крестьянином.

Родосская школа – о. Родос и одноимённый город – третья по значимости школа. Протоген, Харес – живописец. Харес – автор 7 чуда света – Колосса Родосского- 30-метровое бронзовое изображение бога солнца Гелиоса, в руках которого – факел. В 227 году до н. э. во время землетрясения он упал и разбился. Ногами опирался на берега гавани.

 

 

Живопись Греции.

Полигнот - древний грек, живописец, работы отличаются графичностью.

В 5 веке до н. э. появилась линейная перспектива, свето-теневая моделировка

Агафарх – художник театральных декораций для пьес Эсхила (использовал перспективу).

Аполлодор Афинский – ввёл в палитру полутона, ввёл в живопись начала пространственной перспективы, получил прозвище Скиадроф? (тенеписец). Его можно назвать первым живописцем Европы. Стал писать темперой на грунтованных досках.

Греки писали восковыми красками – вжигали краску раскалённым мастехином (первые иконы), позднее воск стали разбавлять.

Зевксис из Гираклей, Паррасий и Тиманф – крупнейшие живописцы 5 века до н. э.

Работы Зевксиса из Гираклей – «Жертвоприношение Ифигении», «Младенец Геракл, удушающий змей».

Филоксен – «Битва Александра Македонского с Дарием»

Тереик – «Геракл»

 

Живопись 4 века.

Пейзаж.

Искусство Древней Греции

Периодизация

3 тыс.-12в. - критская (минойская) культура

2 тыс.-12 в. - эгейская культура

17-12 в. – микенская культура

 

12-8 вв. гомеровская Греция

8-6 вв. – архаика (7-6 вв. до н. э.)

5-4 вв. - классика

4 в до н. э. -30 гг. до н. э. (323-31 гг. до н. э.)- эллинизм

 

3 тыс. – 3 в. - доримская Италия

10 в. до н. э.- 5 в. до н. э. – этруски

3-1 вв. до н. э. - Римская республика

Кон. 1 в. до н э – 5 в н э – Римская империя

 

История Рима.- 8 в. до н. э. - 5 в н. э.

Древняя Греция.

Периодизация

1. 11-8 вв. до н э - гомеровский период (геометрика)

2. 7-6 вв. до н э – греческая архаика

3. 5-3 в. до н. э - классика 1. ранняя 490-450 гг. до н. э.

2. высокая 450-400 гг. до н. э.

3. поздняя 400-323 гг. до н. э.

1. гомеровский период – время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений; развитие эпоса и появление первых примитивных памятников изобразительных искусств

2. архаика – период образования рабовладельческих городов – государств ; сложение и развитие греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремёсел, расцвет лирической поэзии

3. классика – период расцвета греческих городов-государств; время расцвета философии, подъём в архитектуре и полная победа реализма в изобразительных искусствах

4. эллинистический 336-30 гг. до н. э. Эпоха эллинизма (условно) - это период после смерти А. Македонского с 323-31 гг. до н. э.

Искусство гомеровской Греции

Это древнейший начальный период развития греческого искусства, который известен нам лишь по эпическим поэмам «Илиада» и «Одиссея», автором которых древние греки считали Гомера.

Монументальная архитектура гомеровского периода использовал и по-своему переработал сложившийся в Микенах и Тиринфе тип мегарона - зала с сенями и портиком.

Самыми ранними из дошедших до нас художественным произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные геометрическим орнаментом, нанесённым коричневой краской по бледно-желтоватому фону глиняного сосуда.

Орнамент обычно покрывал вазу в верхней её части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю её поверхность.

Наиболее яркое представление о «геометрическом стиле» дают т. н. дипилонские вазы – 9-8 вв. до н. э. – это очень большие сосуды, до 1,5 м, имели погребальное и культовое значение. Украшались сосуды ромбами, квадратами, прямоугольниками, кругами, зигзагами, линиями; ленточный орнамент образованный изломанной под прямым углом линией – меандр.

Скульптура гомеровского периода дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера.

Это небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, из терракоты, слоновой кости или бронзы.

Отличаются примитивностью и нерасчленённостью форм, отдельные части тела едва намечены, другие непомерно выделены -

-бронзовые статуэтки «Геракл и Кентавр», «Конь»

Монументальная скульптура этого периода до нас не дошла -

-лишь по описаниям древних авторов можно судить, что основным видом этой скульптуры были т. н. ксоаны-идолы – из дерева или блока камня – с едва намеченной головой и чертами лица картинки

К 8 или 9 вв. относятся и древнейшие остатки памятников ранней греческой архитектуры – храм Артемиды Орфии в Спарте; храм в Дреросе на Крите

В целом архитектура Греции в гомеровский период находилась на начальной ступени своего развития

-храм Артемиды в Корфу. Рельеф фронтона. «Медуза».

-т. н. храм «С» в Семенунте, метопа «Персей, убивающий Медузу»

-рельеф «Гермес и хариты» с острова Фасос

Греческая архаика

Время возникновения греческой письменности – на основе финикийской.

Возникновения медицины, астрономии, истории, географии, математики, натурфилософии, лирической поэзии, театра и изобразительных искусств.

В период архаики была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества.

Типы архаического храма

Храм в антах – простейший тип – состоит из 1-го небольшого помещения – наоса (целла), опистодома – (сокровищницы), пронаоса; открытого на восток; анты - выступы боковых стен, между ними расположены 2 колонны.

-сокровищница афинян в Дельфах

Простиль – на его фасаде не 2, а 4 колонны.

Амфипростиль – 8 колонн.

Периптер– является основным типом храма, прямоугольной формы, со всех сторон окружён колоннадой – 24 колонны.

-храм Посейдона в Пестуме

Диптер-то же, но 2 ряда колонн.

Толосы – круглые храмы.

Древнегреческий храм делился на - пронаос, наос или цела, опистодом – сокровищница.

По расположению колонн: простиль- 4 колонны, амфипростиль- 8 колонн, периптер- 24 колонны, диптер - 2 ряда колонн, толосы – круглые храмы.

Все греческие храмы возводились на стереобате – ступенчатом основании - …?

В основе греческого зодчества лежала определённая система соотношения, равновесия несомых и несущих частей – ордер – от лат. «ордо» - строй, порядок.

Дорический, ионический, коринфский – по названию мест их возникновения

Ордер был общей системой правил, не исключающей индивидуальности творческого решения в вопросах соотношения храма с ландшафтом, с другими сооружениями.

 

Архаическая скульптура

-скульптура решает проблемы пластики обнажённого юношеского тела – скульптура выполнялась в честь победителей олимпийских игр

-появляются скульптурные изображения юношей – куросы, которые долго называли архаическими Апполонами, иногда они достигали нескольких метров в высоту

-фигура монументальна,

-моделирована обобщённо,

-руки прижаты к туловищу,

-одна нога выставлена вперёд,

-подчёркнуто атлетическое телосложение;

-широкие плечи, узкие бедра,

-углы губ слегка приподняты (т. н. архаическая улыбка),

-глаза широко открыты,

-чёткая фронтальность,

-подчёркнутые плоскости фаса и профиля,

-статика позы

Посвящались богам, ставились в храмах и святилищах









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.