|
Искусство гомеровской ГрецииСтр 1 из 3Следующая ⇒ Искусство Древней Греции Периодизация 3 тыс.-12в. - критская (минойская) культура 2 тыс.-12 в. - эгейская культура 17-12 в. – микенская культура
12-8 вв. гомеровская Греция 8-6 вв. – архаика (7-6 вв. до н. э.) 5-4 вв. - классика 4 в до н. э. -30 гг. до н. э. (323-31 гг. до н. э.)- эллинизм
3 тыс. – 3 в. - доримская Италия 10 в. до н. э.- 5 в. до н. э. – этруски 3-1 вв. до н. э. - Римская республика Кон. 1 в. до н э – 5 в н э – Римская империя
История Рима.- 8 в. до н. э. - 5 в н. э. Древняя Греция. Периодизация 1. 11-8 вв. до н э - гомеровский период (геометрика) 2. 7-6 вв. до н э – греческая архаика 3. 5-3 в. до н. э - классика 1. ранняя 490-450 гг. до н. э. 2. высокая 450-400 гг. до н. э. 3. поздняя 400-323 гг. до н. э. 1. гомеровский период – время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений; развитие эпоса и появление первых примитивных памятников изобразительных искусств 2. архаика – период образования рабовладельческих городов – государств; сложение и развитие греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремёсел, расцвет лирической поэзии 3. классика – период расцвета греческих городов-государств; время расцвета философии, подъём в архитектуре и полная победа реализма в изобразительных искусствах 4. эллинистический 336-30 гг. до н. э. Эпоха эллинизма (условно) - это период после смерти А. Македонского с 323-31 гг. до н. э. Искусство гомеровской Греции Это древнейший начальный период развития греческого искусства, который известен нам лишь по эпическим поэмам «Илиада» и «Одиссея», автором которых древние греки считали Гомера. Монументальная архитектура гомеровского периода использовал и по-своему переработал сложившийся в Микенах и Тиринфе тип мегарона - зала с сенями и портиком. Самыми ранними из дошедших до нас художественным произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные геометрическим орнаментом, нанесённым коричневой краской по бледно-желтоватому фону глиняного сосуда. Орнамент обычно покрывал вазу в верхней её части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю её поверхность. Наиболее яркое представление о «геометрическом стиле» дают т. н. дипилонские вазы – 9-8 вв. до н. э. – это очень большие сосуды, до 1,5 м, имели погребальное и культовое значение. Украшались сосуды ромбами, квадратами, прямоугольниками, кругами, зигзагами, линиями; ленточный орнамент образованный изломанной под прямым углом линией – меандр. Скульптура гомеровского периода дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера. Это небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, из терракоты, слоновой кости или бронзы. Отличаются примитивностью и нерасчленённостью форм, отдельные части тела едва намечены, другие непомерно выделены - -бронзовые статуэтки «Геракл и Кентавр», «Конь» Монументальная скульптура этого периода до нас не дошла - -лишь по описаниям древних авторов можно судить, что основным видом этой скульптуры были т. н. ксоаны-идолы – из дерева или блока камня – с едва намеченной головой и чертами лица картинки К 8 или 9 вв. относятся и древнейшие остатки памятников ранней греческой архитектуры – храм Артемиды Орфии в Спарте; храм в Дреросе на Крите В целом архитектура Греции в гомеровский период находилась на начальной ступени своего развития - храм Артемиды в Корфу. Рельеф фронтона. «Медуза». -т. н. храм «С» в Семенунте, метопа «Персей, убивающий Медузу» - рельеф «Гермес и хариты» с острова Фасос Греческая архаика Время возникновения греческой письменности – на основе финикийской. Возникновения медицины, астрономии, истории, географии, математики, натурфилософии, лирической поэзии, театра и изобразительных искусств. В период архаики была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. Типы архаического храма Храм в антах – простейший тип – состоит из 1-го небольшого помещения – наоса (целла), опистодома – (сокровищницы), пронаоса; открытого на восток; анты - выступы боковых стен, между ними расположены 2 колонны. - сокровищница афинян в Дельфах Простиль – на его фасаде не 2, а 4 колонны. Амфипростиль – 8 колонн. Периптер – является основным типом храма, прямоугольной формы, со всех сторон окружён колоннадой – 24 колонны. - храм Посейдона в Пестуме Диптер -то же, но 2 ряда колонн. Толосы – круглые храмы. Древнегреческий храм делился на - пронаос, наос или цела, опистодом – сокровищница. По расположению колонн: простиль - 4 колонны, амфипростиль - 8 колонн, периптер - 24 колонны, диптер - 2 ряда колонн, толосы – круглые храмы. Все греческие храмы возводились на стереобате – ступенчатом основании - …? В основе греческого зодчества лежала определённая система соотношения, равновесия несомых и несущих частей – ордер – от лат. «ордо» - строй, порядок. Дорический, ионический, коринфский – по названию мест их возникновения Ордер был общей системой правил, не исключающей индивидуальности творческого решения в вопросах соотношения храма с ландшафтом, с другими сооружениями.
Архаическая скульптура - скульптура решает проблемы пластики обнажённого юношеского тела – скульптура выполнялась в честь победителей олимпийских игр -появляются скульптурные изображения юношей – куросы, которые долго называли архаическими Апполонами, иногда они достигали нескольких метров в высоту -фигура монументальна, -моделирована обобщённо, -руки прижаты к туловищу, -одна нога выставлена вперёд, -подчёркнуто атлетическое телосложение; -широкие плечи, узкие бедра, -углы губ слегка приподняты (т. н. архаическая улыбка), -глаза широко открыты, -чёткая фронтальность, -подчёркнутые плоскости фаса и профиля, -статика позы Посвящались богам, ставились в храмах и святилищах В женской фигуре решалась проблема задрапированного тела. Коры - (по греч. «кора» – дева), обычно изображали жриц богини Афины. Скульптор под их одеждой – хитоном и пеплосом - стремился как можно точнее продемонстрировать тело. Глаза удлинённые, широко раскрытые, как правило, раскрашивались, розовато-красные – волосы, черные ресницы и брови, одежда яркая, очень нарядная Лица кор и куросов не индивидуализировались, а обобщались.
О монументальной живописи этого периода ничего не известно. Очевидно, она существовала, но до наших дней не сохранилась. Но сохранились образцы вазописи: -в 7 в. до н. э. живопись заполняет всю поверхность сосуда как ковром. Стиль этот называется ориентализирующим, т. е. воспринятое от искусства Востока - пальметты, цветы лотоса и др. Узор, подчёркнутый контуром, наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой и пурпурной красками. В конце 7 в. до н. э. ковровый стиль сменяется чернофигурным. -на чуть подкрашенную охрой глину сосуда наносили узор черным лаком -фигуры располагались не «ковром», горизонтальными полосами, а свободно на поверхности сосуда - сюжеты - помимо животных, растительных мотивов – сцены сражений, пиров, охоты, эпизоды из гомеровских поэм. С последней трети 7 в. до н. э. чернофигурная вазопись сменяется краснофигурной -фигуры естественного цвета глины выступали на фоне, сплошь покрытом лаком -сюжеты – более живописные, живые, динамичные жанровые сцены
Греческая классика В 6 в. до н. э. Афины вступают в пору расцвета и становятся основным очагом греческой культуры. Архитектура 5-6 вв. до н. э. гармонична со средой, соразмерна человеческой фигуре, состоит в синтезе со скульптурой.
Расположение. Лестница – вела к Акрополю, архитектор Мнесикл. Парадный вход, ворота – Пропилеи, архитектор Мнесикл, Общественное здание, дорический ордер, ионические колонны, центр симметричный, боковые крылья – асимметричны, расположены на скале, дорические портики Пропилей (на западе и востоке) помещены на разных уровнях. Наклонный входной коридор обрамлён изнутри ионической колоннадой. Боковые крылья Пропилей неодинаковы по величине и выдвинуты в сторону города.
Левое северное крыло – собрание картин (греки знали станковую живопись; пинакотека – собрание картин) Правое южное крыло – библиотека – хранилище рукописей) Гармоничное равновесие композиции поддерживает расположенный параллельно северному крылу Пропилей маленький зал Нике Аптерос (Бескрылая) -храм маленький, архитектор – Калликрат; ось храма располагается параллельно Пропилеям; ионический амфипростиль (по 4 колонны с обоих малых фасадов).
Здание пинакотеки – примыкает слева к Пропилеям (левое северное крыло). Это картинная галерея, в которой находились изображения главных героев Аттики, а при входе стояли статуи богов-охранителей – Гермеса и Гекаты-трёхтелой, трёхликой богини ночи и призраков (наличие пинакотеки говорит, что греки знали станковую живопись). Правое южное крыло – библиотека – хранилище рукописей. Храм Нике Аптерос (бескрылой) – архитектор Калликрат. Тип храма – ионический амфипростиль. Ось храма расположена параллельно Пропилеям. Храм обнесён балюстрадой - ограждением, состоящим из невысоких рельефных плит со сценами жертвоприношений (среди них известная «Ника, развязывающая сандалию» - но эти рельефы были сделаны позднее). Удлинённая площадь – пройдя Пропилеи, разделённая в древности на множество священных участков, где почитали Артемиду-медведицу, змееногого бога Кекропса и его трёх дочерей-богинь росы. При Перикле в южной части площади стали строить большой дорический храм – Парфенон. Напротив него, на севере, стали возводить Эрехтейон. Парфенон – посвящён Афине Парфенос (Деве), архитекторы Иктин и Калликрат. Храм относительно входа в Акрополь расположен так, что видно 2 фасада. Тип храма – периптер – 8 колонн малых фасадов и 17 колонн больших фасадов (формула к малым фасадам умножить на 2 + 1). Внутри состоял из пронаоса, целы или наоса и опистодома. В Парфеноне соединились 2 стиля – дорический и ионический. Хотя внешне храм ионический. Антаблемент и стилобат храма искривлены. Колонны, расположенные по кривой кажутся стройнее, расстояние между крайними колоннами меньше, колонны наклонены к центру, что придаёт ощущение большей стройности. Все это незначительно, но эффективно. Внутри цела опоясана стройным фризом высотой 1 м с изображением шествий в честь Великих Панафиней. Во внутреннем помещении поставлены 4 ионийские колонны, которые не сохранились. Также внутри Парфенона стояла статуя колоссальных размеров Афины Парфенос работы Фидия. Она была сделана из слоновой кости и золота на деревянном каркасе (акролитная техника (хризо (золото)-лифонтинная (слоновая кость)) высотой 12 м – открытые части тела из слоновой кости, одежда из золота, причём это золото составляло неприкосновенный запас афинской казны. Весила статуя 2 тонны, а 1 раз в год она взвешивалась. Статуя сохранилась лишь в римских копиях, среди которых наиболее достоверна мраморная статуэтка из Варвакиона – 130 см. На щите, который держит Афина, Фидий изобразил себя и другого архитектора, что не позволялось. За это Фидий был посажен в яму, но его выкупили жители Олимпии, за это он создал для них статую Зевса высотой 14 м, которая является 2-м из 7 чудес света. Афина представлена как средоточие всех духовных сил Парфенона: она воплощает идеи и образы храма. На пьедестале статуи изображена сцена рождения первой женщины – Пандоры, перекликающееся с рождением Афины. На рёбрах сандалий её - битва греков с кентаврами, на гребне шлема- сфинкс и пегасы, на внешней стороне огромного щита - битва греков с амазонками, на внутренней поверхности щита,полузакрытой свернувшейся фигурой змея -сцена битвы богов с гигантами. В руке Афина держала подпираемую массивной колонной двухметровую статую богини победы Ники. Эрехтейон – хранивший самые древние реликвии и во 2 тыс. до н. э., посвящённый Афине Палладе (Матери) и её супругу Посейдону Эрехтею. В Эрехтейоне находится архаичный ритуальный бассейн (Эрехтеево море), по преданию высеченный из скалы Посейдоном в споре с Афиной. Рядом росла священная олива, якобы посаженная богиней. Фасады решены по-разному, архитекторы Филокл и Архилох. Ландшафт неровный, поэтому фасады подчинены ему. Это асимметричный храм, состоит из 4-х фасадов и 2-х портиков и цела Афины и Посейдона Северный портик – выдаётся вперёд Западный фасад – из 6 тонких полуколонн, примыкающих к стене на высоком цоколе Южный портик- портик Кариатид - 6 женщин в хиазмической позе. Портик намеренно выдвинут вперёд, чтобы фигуры хорошо читались. Восточный фасад - обычный с 6 колоннами, входом и символическим бассейном. Назван храм в честь мифического царя Афин Эрехтея со змеиным хвостом и придумавшим колесницу. На площади Акрополя стояла статуя Афины Промахос (воительницы, золочённый кончик копья которой был виден морякам, подплывавшим к Аттике).
Период ранней классики В скульптуре - переходный характер от архаики к классике – фронтонные группы храма Афины на о. Эгина ок. 490 г. до н. э. – фигуры греков и троянцев, сражающихся за тело Патрокла, ещё статичны, в их пластике много от архаических куросов, включая и «архаическую улыбку». В скульптурах храма Зевса в Олимпии - на восточном фронтоне храма изображён миф о состязании на колесницах царя Эномая и Пелопса - на западном – борьба лапифов (воинственное фессалийское племя, победило кентавров, названо по имени родоначальника Лапифа) с кентаврами; - в метопах – 12 подвигов Геракла – все фигуры взаимосвязаны, объединены единым движением, при всей суровой величественности, вполне жизненны. 1. Храм Посейдона в Пестуме – наиболее полно воплотились типические черты архитектуры ранней классики. Храм Зевса в Олимпии По-прежнему, самая распространённая тема в скульптуре – образ атлета, в которой стремились воплотить совершенную человеческую красоту, т. е. воедино слить добродетель души с соразмерной красотой тела Храм Зевса в Олимпии -фронтон западный – А) «Аполлон» Мирон «Дискобол» -первому удалось передать в статичном искусстве живость движения, внутреннее напряжение фигуры «Афина и Марсий» - для афинского акрополя
Высокая классика Поликлет -создал обобщённый художественный образ атлета, который стал образцом и нормой -им был написан теоретический трактат «Канон» (мера, правило), где скульптор точно рассчитал размеры частей тела исходя из роста чел как единицы измерения: -голова -1/7 к росту -лицо и кисть руки -1/10 -стопа – 1/6 и т. д. -ноги не превышают длины половины роста -стопа считается красивой, когда второй палец заметно длиннее большого. Руки - если вытянутый средний палец не заходит за середину бедра, от запястья до локтя и от локтя до подмышек – по длине одинаковы Идеал греков – прекрасный и гармоничный в своей соразмерности и уравновешенности человек. Поликлет вычислил те соотношения, которые делают фигуру совершенной. Голова должна составлять 1/8 общего роста, ноги - не превышать в длину половины роста. Ступню считали красивой, если второй палец был заметно длиннее большого Красивое лицо имеет правильную овальную форму и делится по высоте на три равные части – от основания волос до верхней части бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до конца подбородка. Брови, ровные и тонкие, повторяют форму глазных впадин. Расстояние между глазами равно глазу. Размер рта соответствует нижней части носа. Верхней губе следует быть изогнутой в форме лука и губы – одинаковой толщины. Нос прямой по всей длине, лоб покатый, в профиль составляющий с носом ровную линию. Чувства не передаются, бесстрастность. «Дорифор» «Диадумен» «Раненая амазонка»
Фидий Кресилай Портрет Перикла Храм Нике Аптерос Поздняя классика - в отличие от ранней и высокой классики нет «чувства меры» (месотес – ударение на 2 слог) -проявляется стремление к грандиозному, внешне великолепному -заново построен в Эфесе храм Артемиды – одно из 7 чудес света - гробница царя Мавсола в Галикарнасе – архитекторы Пифий и Сатир – то этого сооружения произошло позднее название «мавзолей» - театр в Эпидавре – архитектор – Поликлет мл. – вмещал 10 000 зрителей -в скульптуре- - мужественные и суровые образы строгой классики сменяются интересом к душевному миру человека -в пластике – более сложные решения Пракситель «Гермес с младенцем Дионисом» – единственная дошедшая до нас в подлиннике скульптура Праксителя «Афродита Книдская» - первое в греческом искусстве изображение обнажённой женской фигуры
Скопас -участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского Мавзолея -продолжил традиции высокой классики, создавая монументально-героические образы -при этом в драматическом напряжении всех духовных сил -порыв страсти, выражение страдания, даже какого-то трагического надлома «Менада» «Битва греков с амазонками» - фрагмент фриза Галикарнасского Мавзолея Лисипп -работал в бронзе -художник реалистического направления -образы стремился делать более жизненными, не идеально совершенными, а характерно-выразительными -атлетов изображал не в момент наивысшего напряжения сил, а после состязания, в момент спада -создал свой канон пропорций чел тела, его фигуры выше и стройнее, чем у Поликлета – голова составляет 1/9 фигуры -являясь придворным скульптором А. Македонского, делал гигантские многофигурные композиции, портреты Леохар «Аполлон Бельведерский» «Артемида Версальская» Образцы монументальной живописи эпохи классики не сохранились В вазописи – краснофигурный рисунок стал более свободным, фигуры представлены в сложных ракурсах, сцены имеют жанровый характер.
Эллинистическое искусство Эпоха эллинизма (условно)- это период после смерти А. Македонского с 323-31 гг. до н. э.; это эпоха распространения греческой кльтуры; в этот период существовали – Египет Птолемеев, государство Сасанидов, Македония, Пергамское царство, Вифиния, Бактрия, Понтийское царство.
-именно в эпоху эллинизма слились и взаимно обогатились культуры Древней Греции и восточных стран (слияние греческих и восточных форм во всех отношениях) -систематизировались знания и опыт, накопленные тысячелетиями -эллинами сначала называли греков, затем так стали называть всех представителей превелегированных слоёв независимо от этнического происхождения - Александрийская библиотека насчитывала 700 000 рукописей -время создания гигантских сооружений- -Фаросский маяк – более 100 м высотой, чудо света, свет маяка был виден за 48 км, состоял маяк из 3-х уменьшающихся призматических объёмов, нанизанных на вертикальную ось; - Колосс Родосский – бронзовое изображение бога солнца Гелиоса, 32 м высотой; автор - Харес В скульптуре появляется множество художественных школ – на о. Родос - родосская, в Александрии – александрийская (в птолемеевском Египте), в Пергаме - пергамская, на территории собственно Греции -на о. Самофракия была поставлена статуя богини победы Нике (Нике Самофракийская) – автор не известен - на пьедестале, напоминающем нос корабля. Победный, ликующий, торжественный образ создаётся за счёт развевающегося хитона, мощных, отведённых назад крыльев, могучего тела, устремлённого вперёд. 2 метра, 92 см, находится в Лувре. -пример классического образца – статуя Афродиты с о. Мелос – скульптор Агесандр - в отличие от других Афродит той эпохи, в которых подчёркивалось лишь чувственное начало, образ Афродиты Мелосской полон высокой нравственной силы. – Афродита Мелосская, 2 век до н. э., автор Агесандр (Алесандр) – прообразом, возможно, была сириянка, а не гречанка. Ощущение внутренней свободы, раскрепощённости, самодостаточности. При том образе жизни, который вели женщины того времени, это придаёт красоту, индивидуальность (красота заключается во внутренней свободе). Высота скульптуры – 2 метра 35 см. в 1820 году была раскопана на острове Мелос крестьянином.
В изобразительном искусстве – реалистические тенденции – карлики, уродцы, горбуны – «Горбун» - 100 год до н. э. – бронзовая статуэтка высотой 15 см; «Танцовщица – карлица» - 2 век до н. э. высотой 30 см; популярны изображения детей (статуэтки дарились в храм бога здоровья Асклепия как дар в дань выздоровления), скульпторы Боэф и его школа; «Мальчик с уткой», «Мальчик с гусем» Эллинистический скульптурный портрет делает большой шаг вперёд - -ярко выражено стремление не столько к передаче характерных особенностей внешнего облика чел, сколько к воплощению духовного мира «Портрет Аристотеля» «Портрет Эпикура» «Портрет философа» – т. н. «Сенека» Камея Гонзага - - профильное изображение царя Птолемея Филодельфа и царицы Арсинои – из сердолика; глиптика; Где-то инф в книге - найти Бытовое направление представлено александрийской школой, - натуралистичные, как «Старик, вынимающий занозу из ноги» -лирическое, поэтичное звучание имеют терракотовые статуэтки из Танагры «Афродита в раковине» «Девушка, закутанная в плащ» В Пергаме был воздвигнут алтарь Зевса, который стал одним из главных памятников пергамского акрополя – ок. 180 г до н э – архитекторы Дионисад, Орест, Менекрат и др.; напоминал букву «п» с длинным фризом (длина – 120 метров, высота – 2 м 30 см) «Борьба Афины с гигантами» – фрагмент фриза пергамского алтаря. «Борьба Зевса с гигантами» - фрагмент фриза пергамского алтаря. Горельеф. Богатая игра свето-тени. Глубокие выступы. Изображена битва богов с гигантами. Показывается колоссальная сила сражения, экспрессия, движение, богатая активная пластическая игра. Тема смерти, страданий увлекает мастеров. Около 50 фигур богов и столько же – гигантов. Фон густо заполнен крыльями, змеями и т. д. фигуры тесно переплетены. Фигуры были раскрашены, детали позолочены. Боги изображены в полный рост, а гиганты вместо ног имеют змей, что их «принижает». В лицах мука и страдание. Сражаются Геката трёхликая, Ника – богиня ночи, Зевс, Арес, Аполлон. Пергамский алтарь, фрагмент. «Афина и гигант Алкиной»– 247- фрагмент фриза пергамского алтаря. Фриз проходил по цоколю, длина его ок. 130 м, высота 2,3 м Круглая скульптура Пергамы – -«Галл, убивающий себя и свою жену». -«Умирающий галл»
В период позднего эллинизма создана скульптурная группа «Лаокоон» - скульпторы Агесандр, Афинодор, Полидор -40-25 гг. до н. э. В 1506 году найден в развалинах терм (бань) Тита. Был жрецом Трои, предупреждавший жителей о троянском коне и вместе с сыновьями был задушен змеями, посланными богами. Недостатки – фронтальность тел детей, пропорции – маленькие головы, чрезмерная дробность вм проработке мускулатуры. Наследие Праксителя – его сыновья Хефисодот- младший и Тимарх – создали Афродиту Медичейскую (Медицейскую)– лёгкие пропорции и более чувственный характер в отличие от работ Праксителя. «Афродита из Перены» 152 и «Афродита из Сиракуз» 164
Аллегорическая группа «Река Нил и подъём его воды» - грузная мужская фигура и 16 фигур детей, символизирующие 16 локтей поднятия воды.
Работы мастеров Малой Азии под влиянием пергамской школы – Афродита Мелосская, 2 век до н. э., автор Агесандр (Алесандр) – прообразом, возможно, была сириянка, а не гречанка. Ощущение внутренней свободы, раскрепощённости, самодостаточности. При том образе жизни, который вели женщины того времени, это придаёт красоту, индивидуальность (красота заключается во внутренней свободе). Высота скульптуры – 2 метра 35 см. в 1820 году была раскопана на острове Мелос крестьянином. Родосская школа – о. Родос и одноимённый город – третья по значимости школа. Протоген, Харес – живописец. Харес – автор 7 чуда света – Колосса Родосского- 30-метровое бронзовое изображение бога солнца Гелиоса, в руках которого – факел. В 227 году до н. э. во время землетрясения он упал и разбился. Ногами опирался на берега гавани.
Живопись Греции. Полигнот - древний грек, живописец, работы отличаются графичностью. В 5 веке до н. э. появилась линейная перспектива, свето-теневая моделировка Агафарх – художник театральных декораций для пьес Эсхила (использовал перспективу). Аполлодор Афинский – ввёл в палитру полутона, ввёл в живопись начала пространственной перспективы, получил прозвище Скиадроф? (тенеписец). Его можно назвать первым живописцем Европы. Стал писать темперой на грунтованных досках. Греки писали восковыми красками – вжигали краску раскалённым мастехином (первые иконы), позднее воск стали разбавлять. Зевксис из Гираклей, Паррасий и Тиманф – крупнейшие живописцы 5 века до н. э. Работы Зевксиса из Гираклей – «Жертвоприношение Ифигении», «Младенец Геракл, удушающий змей». Филоксен – «Битва Александра Македонского с Дарием» Тереик – «Геракл»
Живопись 4 века. Пейзаж. Искусство Древней Греции Периодизация 3 тыс.-12в. - критская (минойская) культура 2 тыс.-12 в. - эгейская культура 17-12 в. – микенская культура
12-8 вв. гомеровская Греция 8-6 вв. – архаика (7-6 вв. до н. э.) 5-4 вв. - классика 4 в до н. э. -30 гг. до н. э. (323-31 гг. до н. э.)- эллинизм
3 тыс. – 3 в. - доримская Италия 10 в. до н. э.- 5 в. до н. э. – этруски 3-1 вв. до н. э. - Римская республика Кон. 1 в. до н э – 5 в н э – Римская империя
История Рима.- 8 в. до н. э. - 5 в н. э. Древняя Греция. Периодизация 1. 11-8 вв. до н э - гомеровский период (геометрика) 2. 7-6 вв. до н э – греческая архаика 3. 5-3 в. до н. э - классика 1. ранняя 490-450 гг. до н. э. 2. высокая 450-400 гг. до н. э. 3. поздняя 400-323 гг. до н. э. 1. гомеровский период – время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений; развитие эпоса и появление первых примитивных памятников изобразительных искусств 2. архаика – период образования рабовладельческих городов – государств; сложение и развитие греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремёсел, расцвет лирической поэзии 3. классика – период расцвета греческих городов-государств; время расцвета философии, подъём в архитектуре и полная победа реализма в изобразительных искусствах 4. эллинистический 336-30 гг. до н. э. Эпоха эллинизма (условно) - это период после смерти А. Македонского с 323-31 гг. до н. э. Искусство гомеровской Греции Это древнейший начальный период развития греческого искусства, который известен нам лишь по эпическим поэмам «Илиада» и «Одиссея», автором которых древние греки считали Гомера. Монументальная архитектура гомеровского периода использовал и по-своему переработал сложившийся в Микенах и Тиринфе тип мегарона - зала с сенями и портиком. Самыми ранними из дошедших до нас художественным произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные геометрическим орнаментом, нанесённым коричневой краской по бледно-желтоватому фону глиняного сосуда. Орнамент обычно покрывал вазу в верхней её части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю её поверхность. Наиболее яркое представление о «геометрическом стиле» дают т. н. дипилонские вазы – 9-8 вв. до н. э. – это очень большие сосуды, до 1,5 м, имели погребальное и культовое значение. Украшались сосуды ромбами, квадратами, прямоугольниками, кругами, зигзагами, линиями; ленточный орнамент образованный изломанной под прямым углом линией – меандр. Скульптура гомеровского периода дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера. Это небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, из терракоты, слоновой кости или бронзы. Отличаются примитивностью и нерасчленённостью форм, отдельные части тела едва намечены, другие непомерно выделены - -бронзовые статуэтки «Геракл и Кентавр», «Конь» Монументальная скульптура этого периода до нас не дошла - -лишь по описаниям древних авторов можно судить, что основным видом этой скульптуры были т. н. ксоаны-идолы – из дерева или блока камня – с едва намеченной головой и чертами лица картинки К 8 или 9 вв. относятся и древнейшие остатки памятников ранней греческой архитектуры – храм Артемиды Орфии в Спарте; храм в Дреросе на Крите В целом архитектура Греции в гомеровский период находилась на начальной ступени своего развития - храм Артемиды в Корфу. Рельеф фронтона. «Медуза». -т. н. храм «С» в Семенунте, метопа «Персей, убивающий Медузу» - рельеф «Гермес и хариты» с острова Фасос Греческая архаика Время возникновения греческой письменности – на основе финикийской. Возникновения медицины, астрономии, истории, географии, математики, натурфилософии, лирической поэзии, театра и изобразительных искусств. В период архаики была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. Типы архаического храма Храм в антах – простейший тип – состоит из 1-го небольшого помещения – наоса (целла), опистодома – (сокровищницы), пронаоса; открытого на восток; анты - выступы боковых стен, между ними расположены 2 колонны. - сокровищница афинян в Дельфах Простиль – на его фасаде не 2, а 4 колонны. Амфипростиль – 8 колонн. Периптер – является основным типом храма, прямоугольной формы, со всех сторон окружён колоннадой – 24 колонны. - храм Посейдона в Пестуме Диптер -то же, но 2 ряда колонн. Толосы – круглые храмы. Древнегреческий храм делился на - пронаос, наос или цела, опистодом – сокровищница. По расположению колонн: простиль - 4 колонны, амфипростиль - 8 колонн, периптер - 24 колонны, диптер - 2 ряда колонн, толосы – круглые храмы. Все греческие храмы возводились на стереобате – ступенчатом основании - …? В основе греческого зодчества лежала определённая система соотношения, равновесия несомых и несущих частей – ордер – от лат. «ордо» - строй, порядок. Дорический, ионический, коринфский – по названию мест их возникновения Ордер был общей системой правил, не исключающей индивидуальности творческого решения в вопросах соотношения храма с ландшафтом, с другими сооружениями.
Архаическая скульптура - скульптура решает проблемы пластики обнажённого юношеского тела – скульптура выполнялась в честь победителей олимпийских игр -появляются скульптурные изображения юношей – куросы, которые долго называли архаическими Апполонами, иногда они достигали нескольких метров в высоту -фигура монументальна, -моделирована обобщённо, -руки прижаты к туловищу, -одна нога выставлена вперёд, -подчёркнуто атлетическое телосложение; -широкие плечи, узкие бедра, -углы губ слегка приподняты (т. н. архаическая улыбка), -глаза широко открыты, -чёткая фронтальность, -подчёркнутые плоскости фаса и профиля, -статика позы Посвящались богам, ставились в храмах и святилищах Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|