Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ показателей рентабельности





 

 

Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

 

Таблица 3.7. – Анализ показателей рентабельности

Показатель 2008 г. 2009 г. 2011 г. Изменение 2011 г. к 2008 г. (+/-)
Прибыль от продаж, тыс. руб. 261,00 7705,00 5733,00 5472,00
Чистая прибыль, тыс. руб. 244,00 6573,00 3275,00 3031,00
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 34998,00 76457,00 49840,00 14842,00
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 34737,00 68752,00 44107,00 9370,00
Среднегодовая сумма собственного капитала, тыс. руб. 36922,00 43495,00 46770,00 9848,00
Среднегодовая сумма долгосрочных заемных средств, тыс. руб. 53050,00 68830,00 53610,00 560,00
Среднегодовая сумма основных средств, тыс. руб. 49827,00 47778,00 38756,00 -11071,00
Среднегодовая сумма стоимости имущества, тыс. руб. 110622,00 120766,00 127673,00 17051,00
Рентабельность продаж, % 0,75 10,08 11,50 10,75
Рентабельность собственного капитала,% 0,66 15,11 7,00 6,34
Рентабельность перманентного капитала,% 0,27 5,85 3,26 2,99
Фондорентабельность, % 0,52 16,13 14,79 14,27
Рентабельность основной деятельности, % 0,75 11,21 13,00 12,25
Экономическая рентабельность, % 0,22 5,44 2,57 2,35

Анализируя данные таблицы, можно сказать о том, что все рассчитанные показатели рентабельности значительно увеличились в анализируемом периоде. Это говорит об увеличении эффективности деятельности предприятия.

Рентабельность продаж, показывающая, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции, увеличилась в анализируемом периоде на 10,75% с 0,75% в 2008 г. до 11,50% в 2011 г. В 2011 г. на 100 руб. выручки приходилось 11,5 руб. прибыли от продаж.

Рентабельность собственного капитала, показывающая эффективность использования собственного капитала предприятия, увеличилась в 2011 г. относительно 2008 г. на 6,34% и составила 7,00%. Это означает, что на 100 руб. средней стоимости собственного капитала приходилось 7 руб. чистой прибыли.

Рентабельность перманентного капитала, характеризующая эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок, в 2008-2011 гг. увеличилась на 2,99% и составила в 2011 г. 3,26%. Это означает, что на 100 руб. суммы средней стоимости собственного капитала и средней стоимости долгосрочных обязательств приходилось 3,26 руб. чистой прибыли.

Фондорентабельность, характеризующая эффективность использования основных средств, увеличилась в 2011 г. относительно 2008 г. на 14,27% с 0,52% в 2008 г.до 14,79% в 2011 г. Это означает, что в 2011 г. на на 100 руб. средней стоимости основных средств приходилось 14,79 руб. прибыли от продаж.

Экономическая рентабельность, показывающая эффективность использования всего имущества предприятия в анализируемом периоде увеличилась на 2,35% и составила в 2011 г. 2,57%. Это значит, что в 2011 г. на 100 руб. средней стоимости всего имущества предприятия приходилось 2,57 руб. чистой прибыли.

Таким образом, проанализировав показатели рентабельности, мы можем говорить об увеличении эффективности деятельности предприятия в анализируемом периоде.
По данным формы №2 можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а также влияние факторов на её изменение.

Таблица 3.8. - Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж и рентабельность активов.

Показатели 2008 г. 2009 г. 2011 г. Изменение 2011 г. к 2008 г. (+/-)
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 34998,00 76457,00 49840,00 14842,00
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 34737,00 68752,00 44107,00 9370,00
Среднегодовая стоимость ативов, тыс. руб. 106817,00 115694,00 124719,50 17902,50
Чистая прибыль, тыс. руб. 244,00 6573,00 3275,00 3031,00
Оборачиваемость имущества в оборотах 0,33 0,66 0,40 0,07
Чистая рентабельность, % 0,70 8,60 6,57 5,87
Рентабельность активов, % 0,23 5,68 2,63 2,40
Рентабельность продаж, % 0,75 10,08 11,5 10,75

Сначала проведем факторный анализ рентабельности продаж.

Из этой модели следует, что на рентабельность продаж действуют те же факторы, что на прибыль от продаж.

Общее изменение рентабельности продаж в анализируемом периоде равно:

Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на изменение рентабельности нужно выполнить следующие расчеты.

1. Расчет влияния выручки от продаж.

Таким образом, за счет увеличения выручки от продаж на 14842 тыс. руб. рентабельность продаж увеличилась на 30,17%.

2. Расчет влияния себестоимости.

Таким образом, за счет увеличения себестоимости на 9370 тыс. руб.рентабельность продаж уменьшилась на 19,42%.

Общее изменение рентабельности рассчитаем следующим образом:

Это соответствует изменению рентабельности, рассчитанному как разница между показателями рентабельности отчетного и базисного периодов.

Таким образом, нами было рассмотрено изменение прибыли от продаж за счет изменения выручки и себестоимости.

Для анализа влияния факторов на рентабельность имущества используется модель Дюпона.

Умножим числитель и знаменатель отношения на выручку от продаж, получим следующее равенство:

Таким образом, на рентабельность активов влияют чистая рентабельность и коэффициент оборачиваемость активов.

Общее изменение рентабельности активов в анализируемом периоде равно:

Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на изменение рентабельности нужно выполнить следующие расчеты.

1. Расчет влияния чистой рентабельности.

. Таким образом, за счет увеличения чистой рентабельности на 5,87% рентабельность активов увеличилась на 1,9371%.

2. Расчет влияния коэффициента оборачиваемости.

Таким образом, за счет увеличения коэффициента оборачиваемости на 0,07 оборота рентабельность активов увеличилась на 0,4599%.

Общее изменение рентабельности активов с учетом факторов равно:

Полученный результат одинаков с исходным.

Таким образом, нами было рассмотрено изменение рентабельности активов за счет изменения чистой рентабельности коэффициента

оборачиваемости активов.

 


 

 

Выводы и предложения

 

На базе проведенных исследований и анализа хозяйственной деятельности ООО «Колганское» можно сделать следующие выводы:

ООО «Колганское» - достаточно молодое, интенсивно развивающееся хозяйство. Основными видами деятельности предприятия являются производство, закупка, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции; оптовая, розничная торговля и другое.

На основе финансовых документов, а именно годовых отчетов за три года (2008-2011), дана оценка экономического и финансового положения предприятия, которая может служить основой для разработки стратегии и определения перспектив развития предприятия в будущем.

Исходя из основных показателей хозяйственной деятельности, можно сделать вывод, что большинство экономических показателей работы предприятия выше в 2011 г., чем в 2008 г., т. е. эффективность работы предприятия увеличивается. На предприятии наблюдается тенденция экономического роста, наблюдается увеличение объёма выручки в 2011 г. на 42% по сравнению с 2008г. Рентабельность основной деятельности также значительно увеличилась в 2011 г. относительно показателя 2008 г., абсолютный прирост составил 12,25%. Увеличение рентабельности говорит об увеличении прибыли предприятия с каждого рубля выручки, т.е. уменьшается себестоимость продукции, и увеличивается эффективность деятельности предприятия.

Исходя из финансового анализа предприятия были сделаны следующие выводы:

Валюта баланса предприятия за анализируемый период увеличилась на

15 879,00 тыс. руб. или на 14,35%, что косвенно может свидетельствовать о расширении хозяйственного оборота.

В конце анализируемого периода предприятие получило прибыль. Наличие у предприятия чистой прибыли свидетельствует об имеющемся источнике пополнения оборотных средств. Величина чистой прибыли имеет благоприятную тенденцию к увеличению.

Руководителям финансовых служб предприятия следует принять меры к увеличению рентабельности его собственного капитала, поскольку в конце анализируемого периода этот показатель находится на уровне ниже нормативного. Недостаток собственного капитала повышает риск неплатежеспособности компании.

Из анализа формирования финансовых результатов предприятия были сделаны следующие выводы:

- по результатам проведенного анализа ликвидности баланса можно охарактеризовать ликвидность баланса ООО «Колганское» как недостаточную или отличную от абсолютной, т.к. не выполняются первые 2 условия неравенства. Это свидетельствует о неспособности предприятия рассчитаться по наиболее срочным и краткосрочным обязательствам.

 


 

- структура активов предприятия, с преобладанием доли медленно реализуемых и трудно реализуемых активов (59,33% и 34,59%, соответственно) над долей наиболее ликвидных активов (2,00%), свидетельствует о затруднениях предприятия в условиях кризисной ситуации превратить свои активы в деньги и рассчитаться по своим обязательствам.

- по результатам анализа показателей платежеспособности можно охарактеризовать структуру баланса как неудовлетворительную, руководству предприятия рекомендуется принять меры по восстановлению платежеспособности.

- в 2011 г. по трехкомпонентному показателю предприятие обладало неустойчивым финансовым состоянием, т.е. для формирования запасов недостаточно собственных оборотных средств, долгосрочных обязательств, а формируются они за счет привлечения краткосрочных кредитов и займов.

-по результатам анализа относительных показателей финансовой устойчивости можно сделать вывод о том, что ООО «Колганское» является финансово зависимым предприятием, т.к. не обладает достаточным количеством собственных оборотных средств, и вполне финансово устойчивым, т.к. имеет достаточно реального собственного капитала и долгосрочных обязательств.

- в анализируемом периоде наблюдался рост как самой прибыли, так и отдельных ее частей. Причем рост являлся неравномерным. В 2011 году все показатели снизились относительно показателей 2009 года, но остались выше уровня 2008 года. Именно поэтому мы имеем право говорить об увеличении эффективности деятельности предприятия;

-проанализировав показатели рентабельности, мы можем говорить об увеличении эффективности деятельности предприятия в анализируемом периоде.

Исходя из анализа формирования финансовых результатов деятельности предприятия, можно посоветовать руководству предприятия принять следующие меры:

-увеличить величину собственного капитала предприятия. Это возможно сделать за счёт увеличения резервов, что увеличит устойчивость и надёжность предприятия.

- продолжить выбранную стратегию управления предприятием, т.к. эта стратегия приводит к значительному повышению эффективности деятельности предприятия.


 

 

Список литературы

1. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Экономический анализ. М: Финансы и статистика, 2002. – 653с.

2. Банк С.В. Система показателей комплексного анализа финансового состояния хозяйственного субъекта // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – №4. – с.36-39.

3. Басовский Л. Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М: Инфра-М. – 2005. – 364с.

4. Богатко А. Н. Основы экономического анализа хозяйственного субъекта. М.: Финансы и статистика, 2001. – 208с.

5. Бурцев В. В. Сущность комплексного экономического анализа в современных условиях // Экономический анализ: теория и практика. – 2004. – №8. – с.3-10.

6. Васильев М.И. Прибыль как важнейший индикатор эффективного развития предприятия // Аспирант и соискатель. – 2005. – №3. – с.20-25.

7. Верников А.В. Финансовые результаты. Учебник для вузов. – М.: «Бератор», 2003. – 176с.

8. Выборова Е.Н. Особенности диагностики финансового состояния субъектов хозяйствования // Аудитор. – 2004. – № 3. – с.42-47.

9. Грачева М.Е. Методика расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей // Агробизнес – Россия. – 2009. – № 5. – с. 49-56.

10. Гребенников П.И. Бухгалтерская и финансовая оценки экономических результатов деятельности фирмы // Финансы и бизнес. – 2005. – № 4. – с. 64-71.

11. Донцова Л. В., Никифорова Н. А., Анализ финансовой отчетности. М.: «Дело и Сервис», 2004. – 335с.

12. Клупт М. Эффективность производственного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – №5. – с. 5-7.

13. Ковалев В. В, Экономический анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и кредит, 2008. – 560с.

14. Константинова Е.С. Проблемы обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий // Финансы и кредит. – 2009. – № 13. – с. 67-69.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.