|
Какие законодательные и этические ограничения гласности существуют в России?Правовые: В настоящее время в отечественной правовой системе существует два основных случая для обоснования исключений из общего правила открытости информации о деятельности органов власти - это необходимость охраны государственной тайны и охраны служебной тайны органов государственной власти. В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона «О государственной тайне» государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. К государственной тайне могут быть отнесены сведения, если они: - находятся в строгом соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну, принципу обоснованности; - целесообразность засекречивания подтверждена экспертной оценкой угрозы безопасности, принципу своевременности; - ограничение на распространение этих сведений установлено с момента их получения или разработки, принципу обязательной защиты; - компетентными органами принято решение об отнесении сведений к государственной тайне и установлен соответствующий режим их защиты. В ст. 5 Закона «О государственной тайне» устанавливается закрытый перечень конкретных видов сведений, которые при соблюдении установленных условий, могут составить государственную тайну. За пределами данного перечня граждане вправе получать информацию в полном объеме. К информации, не подлежащей засекречиванию в соответствии с ФЗ «О государственной тайне» относятся следующие сведения: - о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; - о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности (это положение соответствует статье 42 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии); - о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; - о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; - о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; - о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; - о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Второй случай ограничения гласности и открытости органов власти – это служебная тайна. Надо признать, что в отечественном законодательстве четкой дефиниции данного понятия не существует. Нередко оно отождествляется с понятием «информация с ограниченным доступом» (в соответствии с Федеральным Законом «Об информации, информатизации и защите информации» информация с ограниченным доступом подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную). В отличие от государственной тайны, служебная тайна в российском законодательстве имеет менее определенную правовую трактовку. Положения ст. 139 Гражданского Кодекса определяют признаки служебной и коммерческой тайны в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. В соответствии со ст. 10 Закона «Об информации, информации и защите информации» служебная тайна относится к конфиденциальной информации. Указом Президента «О перечне сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997г. № 188 служебная тайна определяется как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами». Какие сведения могут быть отнесены к служебной тайне?
Конкретно, служебную тайну органов власти могут составить: 1) информация организационно-технического характера, которая не имеет сколько-нибудь существенного значения для реализации функции отчета органов власти перед обществом. Например, можно говорить о правилах внутреннего распорядка и указаниях персоналу государственных органов, внутренней служебной корреспонденции, информации о промежуточных решениях и т.д. 2) если эта информация может быть использована в целях исключения давленияна должностных лиц при принятии ими решений, реализации обязанностей, 3) если преждевременное распространение этой информации может препятствовать установлению необходимых для принятия решения фактов (это может быть информация о личной позиции должностных лиц и о содержании заседаний коллегиальных органов, где решения принимаются тайным голосованием; информация о мерах безопасности, принимаемых в отношении должностных и иных лиц, от которых может зависеть решение органа власти, информация о предварительной подготовке материалов следствия, судебного разбирательства, проверок); 3) охраноспособная информация другого лица, которая стала известна государственному служащему в соответствии с реализацией им установленных законом обязанностей (о частной жизни лица, сведений, составляющих коммерческую тайну, сведений, составляющих профессиональную тайну (врачебную, нотариальную, адвокатскую, тайну связи, тайну усыновления, тайну журналистского источника, тайну исповеди, и др.). В целом же вопрос о системе видов сведений, составляющих служебную тайну и вопрос о правовом регулировании отнесения к информацииостается открытым.Попытки решить данный вопрос в ходе проводимой административной реформы не увенчались успехом. Разработанный Минэкономразвития проект Федерального Закона «О служебной тайне» пока не принят и даже не был рассмотрен депутатами Государственной Думы Российской Федерации. В ситуации обострившейся борьбы за общественную безопасность это дает шанс российским чиновникам практически беспрепятственно ограничивать доступ граждан к информации о деятельности органов власти, мотивирую это необходимостью борьбы с национальными угрозами и т.п. Этические: «Кодекс проф этики российского журналиста»: Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к раскрытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей. Журналист не должен использовать в личных интересах или интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|