Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Каковы этические нормы применения методов: «смены профессии», «ложного представления», «маски»?





1) смена профессии: метод оправдан при условии, что журналист не только готов, но и на самом деле способен выполнять работу, за которую берется. Этот метод обычно используют для того, чтобы лучше понять специфику той или иной профессии, а также получить от окружающих сведения не в роли представителя прессы, а в более нейтральном качестве. Здесь сложности связаны с тем, что труд, которым собирается заняться репортер, он обычно знает недостаточно глубоко. Принимая на себя малознакомые служебные обязанности, он рискует нанести ущерб делу и людям, с которыми вместе трудится.

Нельзя: «работать» полицейским, врачом, юристом и человеком, занимающим выборную должность

Для установления моральных ограничений при «смене профессий» и проведения журналистом разного рода экспериментов следует руководствоваться двумя соображениями.

Первое: определить границы дозволенного при пользовании «скрытым пером», «скрытой камерой», «смене профессии» и т. д. Критерий видится здесь достаточно четко: журналист может позволить себе менять обличье, но не этические принципы. А значит, обман, провокация, приобщение к темным, сомнительным делам, тем более к противозаконной деятельности, неприемлемы и ничем не могут быть оправданы.

В одном случае журналист становится очевидцем и, быть может, соучастником подлинных жизненных коллизий, когда человек, оказавшись в ситуации морального выбора, невольно выявляет свое истинное лицо.

В другом случае корреспондент не утруждает себя поисками или ожиданием подходящей ситуации, в которой к тому же не просто разобраться, а моделирует ее по своему произволу. Он сталкивает людей, провоцирует их на напрасные, «холостые» поступки; ради решения собственных творческих задач подвергает других искусственному моральному испытанию. При этом, как правило, «экспериментаторы» не задумываются о последствиях, о той цене, которой расплачиваются подопытные.

Вместе с тем есть не только практики, но даже теоретики журналистики, которые считают эксперименты такого рода вполне допустимыми и, более того, призывают журналистов самих создавать ситуации, дающие «возможность увидеть человека в деле, в экстремальных условиях, когда с максимальной обостренностью выявляются не только личностные параметры героя, но и возникает возможность проверки уже имеющегося знания, выявления тенденции развития исследуемого жизненного пласта...».

Умолчать о своей работе, кода это помогает получить необходимые сведения, не только допустимо, но и вполне оправдано. Репортер может идти повсюду как простой гражданин, не демонстрируя редакционного удостоверения и потому испытывать все то, что выпадает на долю обычного человека.

Но: «Закон о СМИ» ст.49, п.9:

«Журналист обязан предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста»
2) метод «маски»: Репортер должен решать сам, насколько уместно применение этого метода в той или иной конкретной ситуации. Многие советские и зарубежные коллеги высказывают мысль, что журналисту, с одной стороны, не следует врать о своей профессиональной принадлежности, а с другой - он не должен попусту тратить время и представляться всем и вся в качестве пишущего. Умолчать о своей работе, когда это помогает получить необходимые сведения, не только допустимо, но и вполне оправданно. Точно так же при подготовке критического материала не обязательно сразу же показывать свое отношение к тому, что узнал, на месте раздавать оценки людям и событиям. «Открытое забрало» способно не только укреплять доверие собеседников, но и мешать дальнейшему изучению обстоятельств. Репортер может идти повсюду как простой гражданин, не демонстрируя редакционного удостоверения и потому испытывая все то, что выпадает на долю обычного человека. «Методом маски» пользуются почти все опытные репортеры, в их арсенале не менее десятка таких масок - от «внимательного слушателя» до «сурового ревизора». Только так (испытано на себе) журналист получает много новой и интересной инфы, но и испытывает ощущения. Этот метод позволяет: сделать читателя соучастником события. Заставить пережить подобные эмоции, сопереживать, побудить к действию, получить факты, которые невозможно получить методом интервью, изнутри познать явление.

Этика ведения беседы

Правила, позволяющие квалифицированно вести беседу.

- В самом вопросе должен заключаться элемент знания обсуждаемой проблемы.

- Прямо или косвенно выражение интереса к личности собеседника, не только к его официальному статусу, но и к индивидуальности.

- Психологически благоприятная обстановка, снятие внешних помех общения, учет состояния души человека.

- Сочетание единства позиции с дискуссией, с постановкой спорных проблем вопроса.

- Двусторонность общения, умение не только говорить, но и слушать. Интересный рассказчик может быть только у интересного слушателя.

- Ориентация разговора на тему, наиболее значимую для собеседника

- Умелое использование вопросов разного типа (прямых и косвенных, нейтральных, личных и безличных, открытых и закрытых)

- Общаться легче про сборе позитивного материала, когда у беседующих цели в главном совпадают.

Вряд ли разумно, да пожалуй и невозможно, заранее перечислять вопросы предстоящей беседы. Ведь многие из них зависят от ответов объекта интервью, к тому же всегда следует оставлять пространство для непредвиденных ответов и спонтанных вопросов. С другой стороны, репортер вполне может рассказать собеседнику о цели интервью, его характере, осветить тематику обсуждаемых вопросов.

Если интервьюируемого критикуют за то или иное решение или поступок, то ему должен быть предоставлен шанс ответить на эту критику. К сожалению, многие репортеры нередко игнорируют этот принцип. Это нечестно и неэтично по отношению к респонденту. Интервью не должно стать ловушкой для собеседника. Он должен получить возможность ответить на упреки в свой адрес. С другой стороны, журналист совсем не обязан оглашать все вопросы заранее. Он имеет право на то, чтобы задать их в подходящий момент, потребовать уточнения на какой-то ответ, а иногда и озадачить своего собеседника неожиданным вопросом.
Монтаж записи интервью также должен проводиться честно. «Да» не заменяют на «нет», ответы передают полностью, не искажают смысл и не сокращают так, чтобы изменить содержание. Вопрос репортера не заменяют на другой. С использованием современной техники звук и видеоряд могут стать объектами манипуляционного монтажа, что совершенно недопустимо с точки зрения этики. На репортера возлагается большая ответственность.
Как поступить корреспонденту или его редакции, когда человек, с которым он хочет сделать интервью, выдвигает определенные условия своего участия? С одной стороны, нет законов, обязывающих кого-то давать интервью (за исключением отдельных категорий должностных лиц). С другой - журналист имеет право и обязанность задавать вопросы тем, кто пытается увильнуть от разговора с представителями СМИ.

Этичной следует считать такую беседу, в ходе которой журналист не спрашивает о том, что входит в его компетенцию, не вторгается в личную жизнь, не ставит провоцирующих вопросов, а, напротив, в трудных ситуациях помогает собеседнику, не злоупотребляет контрольными вопросами, не выражает недоверия к собеседнику, не унижает его честь и достоинство. Это не исключает активной позиции журналиста.

«Обманные методы оправданны только в тех случаях, когда вред обществу от замалчивания сведений больше того вреда, который будет нанесен тем или иным лицам публикацией этих сведений». В любом случае при применении обманных методов журналист не имеет права моделировать ситуацию по своему произволу сталкивать людей, провоцируя их на «холостые» поступки, ради решения творческих задач подвергать других искусственному моральному испытанию. Д. С. Авраамов замечает, что «есть не только практики, но даже теоретики журналистики, которые считают эксперименты такого рода вполне допустимыми и, более того, призывают журналистов самих создавать ситуации, дающие возможность увидеть человека в деле, в экстремальных условиях»

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.