Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды монашеской жизни: отшельничество, общежитие





 

Надо считать, что монашество в основ­ном слагается из двух видов жизни: от­шельнической и общежительной. И рус­ское монашество с самого начала его суще­ствования имело эти две стороны жизни. Конечно, как и на Востоке, начальным видом монашеской жизни на Руси было отшельничество. Преподобный Антоний Печерский прежде жил в тесной пещере со­вершенно один. Но потом, по мере извест­ности его подвигов, к нему стали стекаться другие любители одиночества, вследствие чего создался скит, а затем уж и общежи­тельный монастырь. Следует отметить особое тяготение русских подвижников к отшельничеству. В этом нельзя не видеть какую-то особую мощную силу русской души, способную вынести самые тяжелые условия одинокой отшельнической жизни.

В чем, собственно, заключается жизнь отшельническая (выд. авт.), и каковы ее особенности?

Влекомый Божественной любовью к выс­шему, человек оставляет обычную житей­скую суету и удаляется куда-либо в глушь лесов или непроходимые безводные пу­стыни. Там наедине с Богом он проводит жизнь, полную труда, молитвы, самоотвер­жения. Питаясь самой скудной пищей раз в день или раз в неделю, отшельник ведет не­престанную борьбу с грехом, диаволом и своей падшей природой. Смысл жизни от­шельника — через самоочищение достичь безстрастия и блаженного соединения с Богом. И вот что удивительно: смертный падший человек при содействии Божественной благодати достигает такой изу­мительной чистоты жизни, что становится предметом удивления для небожителей.

Нам, людям двадцатого века, может быть много непонятного в жизни отшельни­ческой, и подвиги отшельников кажутся просто непосильными или даже безсмыс- ленными. Но преподобный Антоний Пе­черский, Сергий Радонежский и другие от­шельники понимали эту сложную жизнь не силой рассудка, а самой сущностью своей святой души и тем глубоким, подчас неизъ­яснимым духовным удовлетворением, ка­кое испытывали они наедине с Богом.

«Кто изочтет слезы и воздыхания его к Богу, — пишет автор об одном отшельни­ке — бдения, всенощные молитвы, стоя­ния, коленопреклонения, алкание и жаж­ду... страх пустыни и брань с невидимыми врагами? Глад, жажда, хлад, страх зверей, опасение погибнуть от скудости, тягость плоти, уныние духа, смущение и рассея­ние мыслей, даже невинное, кажется, от­дохновение и естественный сон, — уверя­ют Подвижники, — суть враги для пустын­ника, с которыми он должен непрестан­но бороться, пока не достигнет безмятеж­ной тишины безстрастия и вкусит неизъ­яснимую сладость пустыни» (М. Кудряв­цев. «История православного монашества». М., 1881 г., стр. 22).

Но страшнее всех трудностей в отшель­нической жизни является грех и его ви­новник — враг рода человеческого, диавол. Когда диавол примечает, что человек оставил мир и презрел плоть, усиливается проникнуть в область духовную, в обще­ние с небесными силами и Богом, устрем­ляется тогда на него с неимоверной дер­зостью и настойчивостью, пуская в него не только разжженные стрелы против­ных Помыслов, но вторгаясь даже в преде­лы его воображения и чувств, представля­ет ему срамные образы и нелепые мечта­ния. И не только так, но и самим видимым образом диавол нападает на отшельников и причиняет, по попущению Божию, вред. Таким образом, касаясь жизни отшельни­ка, видим, что эта жизнь характеризует­ся исключительно тяжелыми подвигами и непрестанной борьбой с духом злобы. В Русской Церкви отшельничество про­цветало особенно в XI — XII веках на юге Руси и затем, то ослабевая, то вновь усили­ваясь, в половине XIV в. перенеслось на се­вер, где с новой силой охватило целые об­ласти и дало русскому монашеству заме­чательных Подвижников.

Но отшельнический вид монашества был не единственным в Русской Церк­ви. Наряду с ним, как бы параллельно, су­ществовала и другая форма монашеской жизни — общежительная.

Общежительный вид монашества в Рус­ской Церкви ведет свое начало от препо­добного Феодосия Печерского (XI век). Преподобный Антоний является началь­ником монашества одинокого, а препо­добный Феодосий, его ученик, — общежи­тельного. (П. Казанский. «История право­славного русского монашества». М., 1855 г., стр. 8).

И какие знаменательные имена основа­телей русского монашества! Антоний — основатель иночества, Феодосий — учре­дитель общежития. Не приводят ли эти имена на память: первое — Антония Вели­кого, основателя иночества в Египте, вто­рое — Феодосия, начальника общежития в Палестине? Удивительное совпадение! А может быть, и промыслительное действие воли Божией?! Надо сказать, что, излагая первый период истории русского мона­шества (Х1-ХГУ в.в.), мы имеем чрезвычайно скудные источники. Не дошло до нас от этого времени и памятников внутреннего управления обителями, как в нравствен­ном, так и в материальном отношении. Второй период русского монашества (XIV- XIX в.в.) дает более определенные сведения о построении общежития и других сторон иноческой жизни. Но нужно думать, что уклад общежительного устава второго пе­риода был укладом и первого периода, мо­жет быть, только с незначительными изме­нениями.

В основу русского общежития вошел Студийский устав. Он требует, чтобы в оби­тели все было общее. Одежда, пища, мона­стырское и церковное имущество, денеж­ные средства и прочие накопления — все является общим достоянием иноков. Но для удобства упражнения в духовных под­вигах иноки имеют отдельные келии, где живут по одному или по два (старец и послушник). Управляется общежительный монастырь игуменом или архимандритом, повеления которого выполняются безпрекословно. Кроме игумена в монастыре име­ются и другие должностные лица: эконом, казначей, ризничный, духовник братский и другие — все они подчинены настоятелю монастыря и выполняют каждый свое на­чальственное послушание, заботясь о вну­треннем и внешнем благоустроении своей обители. Братия обители, с любовью неся свои послушания (в храме, трапезной, про­сфорне, библиотеке, складах и прочее), од­новременно ведут внутреннюю духовную жизнь. Они в своих келиях совершают мо­нашеские правила и другие благочестивые подвиги, в храме участвуют в обществен­ном богослужении. Раз в неделю или один раз в месяц причащаются святых Христо­вых Таин, между тем исповедоваться могут гораздо чаще, даже ежедневно.

Русское монашество, как и восточное, воплощает в себе идеалы евангельского учения. Но самым главным в нем являют­ся обеты или обещания, которые иноки дают Богу в момент пострига. Главные из них — три обета: девства, нестяжания и послушания. Эти три обета составляют высшую, важнейшую черту в монашеской жизни и средоточие всей подвижнической деятельности. Обет вообще есть дело богопочтения, в котором добровольно дается обещание Богу посвятить Ему свою жизнь или свое имущество.

В частности, обет девства, нестяжания и послушания в существе своем есть обеща­ние постоянной, всецелой преданности себя Богу. На языке Святого Писания это есть жизнь распятая, смерть для греха и жизнь для Бога.

Христови сраспяхся: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2,19-20).

Обет девства исключает брачную жизнь и предписывает совершенное воздержа­ние от всего, что дозволяется в жизни су­пружеской. Это внешняя сторона девства, а внутреннюю сторону составляет полное целомудрие, которое удерживает чувствен­ные пожелания и дает чистоту души и тела.

Нестяжательность, или добровольная ни­щета, состоит в отвержении всего мирско­го. Инок должен быть подобно распятому на кресте, который уже не желает ничего временного, а помышляет только о вечном. Дав обет добровольной нищеты, инок не должен не только что-либо приобретать из земного, но и желать.

Обет послушания требует от инока до­бровольного подчинения себя во всем воле другого с решительным отвержением соб­ственной воли и собственного разумения. Иноческое послушание справедливо срав­нивают с безкровным мученичеством и, по словам святого Иоанна Лествичника, оно есть «гроб воли и воскресение смирения» (Иоанн Лествичник, ст. 4).

Таковы основные обеты иноков, ведущие к духовному совершенству. Говоря об обще­жительной форме иноческойжизни, нужно заметить, что оно является более удобным для духовного совершенствования иноков. Поэтому оно и охватывает несравненно больший процент монашествующих в рус­ской Православной Церкви. Дело в том, что общежитие избавляет инока от лишних за­бот житейских: о питании, одежде, жилище и прочее — и направляет его силы исклю­чительно на духовные подвиги. Наглядным образцом русского монашеского общежи­тия в настоящее время может являться, на­пример, Троице-Сергиева Лавра, располо­женная недалеко от Москвы. Она живет исключительно по правилам общежития и сохраняет в себе полноту благодатной жизни. Вековые монашеские традиции су­ществуют в ней неизменно, и святоотече­ский дух древнего монашества сохраняет­ся во всей полноте.

Есть и другие иноческие общежития в Русской Церкви (мужские и женские), на­пример, в Почаеве, в Пскове, Киеве, Жи­томире и т.д., где иноки самоотверженно трудятся на духовном поприще, перенося добровольные лишения. Будучи «людьми не от мира сего», они, однако, не остают­ся равнодушными к тому, что совершается в мире. Горячо и беззаветно любя Бога и Его Святую Церковь, иноки являются так­же патриотами своей Родины и живут уже не для себя, но для других. И в этом само­отвержении они находят для себя смысл жизни и источник радости и счастья.

Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей своих (Ин. 15,13).

Помня слова апостола Павла к Тимофею:

Переноси страдания, как добрый воин Ии­суса Христа (2 Тим. 2, 3), — монахи безро­потно и с любовью переносят все скорби и испытания, встречаемые ими на пути ду­ховной жизни.

Вследствие такого строгого евангельско­го направления и полного христианско­го самоотвержения русское монашество украсилось не только в целом высокой нравственной жизнью, но и, в частности, имеет особых выдающихся подвижников, которые своей жизнью достигли высокой святости и нравственной чистоты. Они яв­ляются как бы цветом русского иночества или сияющими звездочками на благодат­ном небе Русской Православной Церкви.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.