Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Применение индуктивных и дедуктивных принципов при изучении разных тем биологии





Билет 14 Особенности методики обучения курса «Общая биология» В методах преподавания курс общей биологии имеет много общего с др. биол. предметами: применяются также словесные, наглядныe и прак. методы. Но в то же время каждый из них имеет в 10-11 классах свою специфику, что объясняется сод-м кypса и возраст. особенностями уч-ся. Меняется соотношение методов. На уроках общей биологии практ.методы значительно отступают перед наглядными и словесными. Для уроков по общей биологии хар-на большая устойчивость применяемых уч-лем методов. Целый урок м. проводиться каким-либо 1-м методом. Учитель усложняет применяемые им словесные методы, усиливая степень самост. уч-ся в работе. Усиливается значение словесных методов в преподавании общей биологии. Они играют важную интегри­рующую роль в отнощении учеб. материала, изученного др. методами.Если на ypокe «Значение теории Дарвина» исп. только словесные методы, то уроке по теме «Главные напр-я эволюции» проводятся словесно-наглядными методами. Демонстрируемые на этих уроках разнообразные таблицы и схемы позволяют исп. их как источник знаний во время лекции, углубляя тем самым мыслительную работу уч-ся. Именно благодаря обобщающему значению словесных мето­дов получаемые на уроках частичные отдельные знания объединяются, взаимодействуют и превращаются в понятия об общих закономерностях развития живой природы. Отсюда понятно, что в процессе преподавания общей биологии большое значение имеют обобщающие части уроков и закл. уроки, проводимые словес. и отчасти наглядными методами, по теме или нескольким темам. Закл. урок м.б. проведен и как обзорная лекция уч-ля. Цель ее не только заставить уч-ся еще раз оглянуться на пройденный мат-л, но и расширить его по вопросам новейших достижений биол. науки.

С исп-м преимущественно наглядных методов проводятся многие уроки по общей биологии. Демонстрации на уроках общей биологии различны в зави­симости от их сод-я.

Наглядные методы преподавания курса общей биологии отличаются характером демонстрируемых объектов. В 10-11классах де­монстрации подчинены раскрытию биол. закономерно­стей на нескольких разнородных объектах (н/р, микро­препараты по клетке, мат-лы экскурсий). Опыты по темам 10-11классов требуют длит. сроков для их проведения, и поэтому на уроках должны демонстрироваться не только конечные результаты опыта, но и сам его ход. Один и тот же опыт последовательно рассматривают на нескольких уроках.

На уроках общ. биологии большое значение имеют биол. таблицы и коллекции, иллюстрирующие закон-ти явлений, н/р: модификаций, мутаций, расщепления, а не отдельно взятое растение и животное.

Практические методы не отличаются разнообразием, характерным для методов преподавания др. курсов. Нет и той строгой последовательности в усложнении предлагаемых уч-ся работ, к-я наблю­далась в. отношении практических методов; применяемых в предодавании ботаники.

Прак. методы на уроках общ. Биол. осущ-ся проведением прак. работ. Опыты с посевным горохом по изучению законов Менделя, поставленные на учебном участке, оформ-е в виде герба­риев и рисунков, дают отличный раздаточный мат-л для прак. работ. Прак. работы по общ. Биол. иногда носят хар-р, приближающий их к матема­т. реш-м генет. задач. Организация учащихся во время практиче­ской работы может быть такой. Класс делится на группы по 4-5 человек и получает общую тему, н/р «Изменчивость растений». Затем каждая группа получ. задание проследить измен-ть какого-либо раст-я. Выдается мат-л для работы: для 1-й группы - манжетка, для 2-й - листья дуба, для 3-й - плоды клюквы, для 4-й - цветки вио­лы. Мат-л берут с разн. особей 1-го вида.

По окончании работ группы делают отчеты по рез-там работ. При такой организации обобщение выводов об измен-ти как общем свойстве организмов будет сделано на более широком фактич. мат-ле, чем если бы оно основывалось на результатах данного всему классу одного и того же растения.

Прак. работе по любой теме и при любой организации уч-ся уч-ль предпосылает вводную беседу, в к-й указывает цель и методику работы, дает задания, мат-лы и пояснения, как зафиксировать работу. Беседа по рез-там прак. работы в 10-11клас­сах по сравнению с предыд. классами имеет свои особ-ти. Она носит широкий обобщ. Хар-р,. обусловлен­ный содержанием учеб. материала и методикой проведения прак. работ. Исходя из этого, она д. сод-ть след. элементы: выводы на основании проделанных работ; установление понятий; подбор других фактов; указание путей к расширению и углублению данного вопроса. Очень важно, чтобы уч-ся ознакомились с научными методами фиксации даже в элементарном виде: записями в форме табличек, текст. обработкой рез-тов, выводов, а также оформляли рез-ты работы в виде гербариев, коллекций, фотоснимков.

Система методов, применяемая учителем общей биологии, не замыкается уроком и находит естест. продолжение за пределами его в других формах: внеурочнои и внекласснои. В процессе преподавания биол. очень важно применять методы каждый на своем месте, т. е. в соответствии со специ­фикой сод-я предмета в целом, темы, урока и: даже его отдельных частей, возрастными особенностями уч-ся и усл-ми школы. Для уч-ля биологии прак-ки необходимо ясно представить себе возмож-ть применения различных ви­дов словесных, наглядных и практических методов, чтобы пра­вильно выбирать и применять их.

 

Учет знаний учащихся на уроках биологии Часто проводится путем опроса нескольких уч-ся по мат-лу предыдущего урока, перед объяснением нового мат-ла. Такой учет явл-ся односторонним, неполным. Текущий учет должен не только выявлять знание ройденного, но и развивать всю учебную деятельность уч-ся по данному предмету: усвоение теоритических знаний, умение применять их на практике и специальные умения и навыки. По биологии возможны многообразные формы учета знаний уч-ся, но главную роль всегда играют вопросы учителя. Все вопросы уч-ль предлагает уч-ся в строгой системе и последовательности. Учитель должен задавать вопросы, пользуясь разными формулировками. Уч-ль формулирует вопросы таким образом, чтобы они заставляли уч-ся сопостовлять, сравнивать, связывать явления.. Полезно ставить учащимся вопросы, заставляющие их размышлять над фактами и явлениями, чтобы найти им объяснение. Вопросы учащимся постепенно, из темы в тему усложняются. Вначале уч-ся строят свои ответы по определенному плану, данному учителем и записанному в тетрадях или на таблице, которую вывешивают в классе. Потом приучаются отвечать по самостоятельно составленному плану. Ответ должен содержать в большинстве случаев описание явления, примеры его подтверждающие и выводы. Классу предлагается высказать свои замечания по ответу товарища. Сначала эти замечания носят хар-р только дополнений. Последовательно и ситематически учитель приучает уч-ся анализировать ответ товарища: план, точность описания и полноту приведенного им фактического мат-ла, правильность выводов. Это заставляет весь класс слушать, мобилизовать свои знания, перестраивть их выбирая то, что нужно будет при анализе ответа.: ответ одного уч-ка служит развитию мышления всего класса. За ответ уч-ль ставит оценку, обосновывая ее вслух перед всем классом, чтобы показать требования к ответу. Оценки получают и уч-ся, приниамвшие участие в анализе ответа вызванного ученика. Учитель должен добиваться, чтобы его ученики, отвечая, применяли не только словесные, но и наглядные и практические методы. Учащимся может быть предложен вопрос, требующий демонстрации опыта, показанного ранее на других уроках. В других случаях при опросе предлагается проделать практическую работу. Опыты и наблюдения, проводимые учащимися в порядке домашних заданий, внеурочных работ, внеклассных занятий, также учитываются. Узнавание объектов находит большое место при учете знаний уч-ся по сем биологическим курсам. Следует проверять практические умения уч-ся обращаться с приборами, инструментами. Полезно при учете знаний коллективное составление и заполнение таблицы или текстовой схемы на доске. Хорошим приемом учета знаний служит монтировка схем на доске, с рисунками. С целью наиболее продуктивного использования времени и увеличения числа опрошенных уч-ся можно проводить «уплотненный» опрос, т.е.спрашивать одновременно нескольких уч-ся. Применяются различные формы фронтального учета знаний, в рез кот-го весь класс или значительная часть его получает оценки. При таком беглом опросе особенно важно выдержать определенный логический строй вопросов, чтобы не разбивать цельность впечатления уч-ся по данной теме. Учет знаний проводят с помощью контрольных работ в форме таблиц. Ряд домашних заданий, связанных с работой над натуральным мат-лом, проверяется на уроке фронтально или после урока и также оценивается отметками. Это относится и к самотоятельному составлению уч-мися различных схем, таблиц, отчетов по эксурсиям дома. Выявлению знаний способствует письменный учет при условии непременной проверки учителем работ уч-ся. Каждому ряду уч-ся прдлагают варианты вопросов. На следующем уроке уч-ль проводит анализ работы. Учетом знаний контролируют кач-во их, одновременно обучают, как его повысить, воспитывают у уч-ся способность критической самооценки. Виды внеклассных занятий по биологии. Групповые занятия Внеклассные занятия – форма различной организации добровольной работы уч-ся вне урока под руковод­ством уч-ля для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самод/ти в расширение и дополнение школьной программы по биологии. Внеклас. форма занятий открывает широкие возможности как для про­явления пед-й творч.инициативы уч-ля, так и для многообразной познавательной самод/ти уч-ся и восп-я их. Уч-ль м. расширить кругозор уч-ся, дополняя курс (н/р, по ·ботанике изучением флоры растений мест. края, географии растений, цветоводства и садоводства, истории науки), или углубить знания уч-ся элементарными исследованиями (по микроскопии, бактериологии, гене­тике, изучению рефлексов и т. п.). Внеклас. формы занятий позволяют восп-ть у уч-ся материал. мировоззрение, культуру труда и любовь к природе и способствуют развитию познав. интересов, навыков самост. наблюдений, инициативы. Во всех видах внеклас.работы проводится единый принцип воспитывающего обучения, осуществляемый в системе и развитии. Все виды внеклас. занятий связаны между собой и до­полняют друг друга. Интерес к работе с живыми раст-ми и жив-ми рождается обычно на уроке, и особенно заинтересованные уч-ся, кроме работ по зада­ниям уч-ля, обязательных для всех, выполняют добровольно взятые на себя более сложные задачи. Интересы уч-ся часто бывают чрезвычайно узкими, oграниченными коллекционированием, любительским отношением к отдельным животным. Задача педагога - расширить интерес уч-ся, воспитать образован. чело-ка, любящего науку, умеющего исследовать природу. Среди внеклас. занятий по биологии главное место занимает кружок юных натуралистов как осн. ядро при организации всех др. мероприятий. Цель кружка юных натуралистов - заинтересовать уч-­ся биологией, углубить и расширить их знания, выработать у них навыки наблюдения и экспериментирования и способство­вать воспитанию материалист. понимания природы. Работа в кружке юннатов проводится систематически, по определенному плану, с добровольным, но постоянным составом участников. В практике школ имеются: в началь. школе - общий юннатский кружок, в средней - специальные поклассные кружки. Дифференциация юннатских кружков соответственно изучаемым в школе биол. курсам дает возм-ть более углубленно познать тот или иной из них и использовать рез-ты нек-х опытов нa уроках. Работу уч-ся в кружке следует рассм-ть и как средство восп-я. Нередко уч-ля ставят усл-ми при­ема в кружок хорошую успеваемость по биологии и хорошую дисциплину. Однако опыт уч-лей показ-т: в рез-те занятий в кружке неуспев-щие уч-ся начинают интерес-ться биологией, а уч-ся с плохим поведением ­вести себя знач-но лучше. Важно сочетать индивидуальную самост. творческую и ответственную работу каждого уч-ся с общественной работой. Работу кружка следует строить по общим темам, включаю­щим различные эксперимент. работы и знакомство с лит-рой, применяя разнообразные методы как индивид., так и коллектив. работы. П/м м.служить работа кружка по теме «Лесные богатства». Вначале проводят экскурсию в лес, где собирают живой материал; отдельные юннаты вы­бирают для изучения опред-е растения. На занятиях ставят опыты с получением различ. продук­тов: сосновой «шерсти», скипидара, дегтя, красок, масла, хвойного напитка; составляют гербарии и монтируют коллекции полученных из них продуктов. Попутно юннаты, собирая дома сведения о своих растениях в книгах, энциклопедиях, готовят докла­ды. Беседы уч-ля на экскур­сиях и на собраниях доп-т доклады юннатов о жизни и биол. значении леса. На итоговой конференции по теме соблюдаются особый по­рядок (вступительное слово, доклады, выступления). И известная торжественность проведения. Все это имеет воспита­тельное значение. Для развития обществ-х навыков предусматривается связь работы кружка с работой кружков юннатов других школ: организация взаим. посещений, бесед с обменом опытом, устройство совместных вечеров, проведение выставок, экспедиций, походов и кампаний. К групповым внеклас. занятиям м. отнести добро­вол. работу уч-ся - лаборантов по оборудованию биол. кабинета.

Билет 15 Структура и типы уроков биологии Структура урока, его план всецело зависит от сод-я и методов. План урока должен четко выражать стр-ру его сод-я – осн. части, методы и необхо­димые для проведения урокапособия. В таком плане виден весь ход урока. В дополнение к этому плану составляются вопросы уч-ся, прилагается справочный мат-л и др. Главный вопрос- тема урока расчленяется на частные вопросы - основные части сод-я урока, связанныe м/у собой· логич.последоват-тью. Каждая часть сод-я урока проводится определеленными, наи­более соответствующими методами. Многие уроки, особенно в 5-7 классах, проводят многoобразными методами. Н/р, сначала учитель рассказывает, др. часть урока отводит для изучения внутр. строения жив-го, следующую использует для демонстрации опыта или зарисовки на доске сxeмы топографии органов жи­вотного и заканчивает урок беседой. Уроки могут проводиться с преобладанием 1-го или неск.видов тех или иных методов.. В стр-ре урока биологии большое значение имеет не только преподнесение сод-я наиболее целесообразными методами, но и хар-р логич.расположения материала. В курсе ботаники чаще применяют индуктивное построение уроков. Оно позволяет накопить фактические знания о строении и жизни растений, на основе к-х школьники учатся делать выводы и закл-я. Н/р, уч-ся изучают 1 раст-е, затем второе в сравнении с первым, выделяют их общие признаки и устанавли­вают связи и причины. При дедук.построении урока уч-ль дает сначала определение -закономерности или сообщает общее суждение, а затем рассматривает подтверждающие факты. К дедук.построению прибегают, когда часть объектов уже известна. Учитель определяет в сод-ии урока глав.вопрос, затем расчленяет глав.вопрос на логически связанные м/у собой осн.части и намечают выводы по ним, а также обобщение выводов и умозаключение, кратко отвечающее на глав­ный вопрос урока.

Тему и осн. части сод-я иногда формулируют в виде вопросов, к-е ставятся перед уч-ся и требуют разрешения на уроке.

Н/р, осн.части сод-я урокана тему «Прорастание семян» звучат для уч-ся интереснее как вопросы: Какие условия влияют на прорастание семян? Влияет ли вода на прорастание семян? Влияет ли воздух на прорастание семян? Влияет ли тепло на прорастание семян? Необходима ли почва для прорастания семян? Первый вопрос - главный. Каждый частный вопрос разре­шается опытом. Урок заканчивается обобщением: какие условия необходимы для прорастания семян.

При определении стр-ры урока возникает вопрос о проблемном построении урока. Постановка проблемы в начале урока не только заинтересовывает учащихся, но и актив-т мысль уч-ся. Психологи счи­тают проблему началом развития мысли.

Проблемно м.б. построен урок или даже часть его: рассказ уч-ля, беседа, демонстрация, практич.работа. Поэтому нельзя говорить о проблемном методе, так как каждый метод м.б. проблемным, каждая форма учебной работы может быть построена проблемно. И в данном случае м. говорить о проблем. построении урока и темы. Физиологический или экол. материал уже позволяет ставить проблему, треб-щую более длит. изучения, на­блюдений, эксперимента и умозаключений. Н/р: «Может ли раст-е жить без почвы?», (Опыты с водными культурами и гидропоникой).

Проблемное построение знакомит сначала с функцией, а затем с формой, что имеет не только научное, но и педагогическое обоснование. На 1-м уроке по теме ставится осн. пробле­ма, к-я будет pacкрыта в процессе прохождения всей темы, указываются осн. вопросы ее сод-я, устанавливают­ся связи с пройденными и послед.темами. Очень важно, чтобы уроки по теме получили в сознании уч-ся глубокую внутреннюю связь.

Каждый ученик д. понимать, какая биол. проблема раскрывается всей темой и какие частные проблемы - темы отдельных уроков - решаются. Вот почему важно в на­чале первого урока каждой новой темы выдвинуть осн. проблему и в дальнейшем подчинить ей и связать с ней более частные проблемы, а также сопутствующие им практические работы, демонстрации и т. п. Связь уроков в теме реш-м глав. проблемы придает им хар-р системы.

Если на 1-м уроке перед уч-ся ставится главный вопрос темы, то на закл-м на эти вопросы даются обобщающие ответы. Заключитель­ный урок преследует цели повторения и закрепления пройденного мате­риала, но не путем простого воспроизведения в памяти уч-­ся подряд и полностью какого-либо из разделов темы, а в плане обзора темы по основным ее вопросам с обобщением разви­ваемых в теме понятий.

На закл.уроках путем беседы не только выясн. И приводят в систему знания уч-ся, но также выявляют их прак. умения и навыки. Обобщения, но более краткие, делают на всех уроках, а не только на заключительных. 1-е уроки по теме также м. сод-ть обобщение пройденного. Закл. уроки имеют искл-но важн. знач-е для разв-я понятий – обобщ-е простых понятий в сложные. Обобщ. уроки по каждой теме и классу имеют свою стр-ру. Структура урока - план – четко выражает основные части сод-я, их логическую последоват-ть, методы препо­давания и оборудование наглядными пособиями, т.е. показывает весь ход урока.

По положению в системе уроков различают: вводные, развив-е и т.д. В наст.времы в МП наметился нов. Подход при определении типа и стр-ры урока. Этот подход позволил учитывать сразу неск-ко факторов: а) специфика сод-я биол.курсов; б) установки школь. программ, ориентир-х на актив. формир-е биол.понятий; в) привлеч-я межпредмет.связей; г) ведущие дидак. задачи школ. биологии. В соответ. с этим различ. Типы уроков: 1) Урок усвоения нов.мат-ла, ориентир-е на формир-е и развитие биол.понятий; 2)Урок формир-я умений и навыков, что обеспеч-ся примением на практике биол.знаний; 3) Повторительно-обобщающие уроки, направленные на мировоззренческие выводы с учетом внутри- и межпредмет.связей, а также контроль знаний уч-ся. Каждый тип урока имеет свою стр-ру. Уч-ль руковод-ся именно знанием стр-ры урока, к-я определяет хар-р и вид д/ти уч-ля на уроке, их послед-ть, выбор методов и метод.приемов. Т.о. стр-ра уроков 1типа д.отраж.вз/связь всех звеньев процесса усвоения мат-ла: восприятие → осмысл-е → закрепл-е → примен-е знаний. Стр-ра уроков 2 типа отраж. осн. этапы процесса формир-я умений и навыков: показ образа действия → осмысл-е → примен-е в различ. усл-х в различ. степени новизны и слож-ти. Стр-ра уроков 3 типа соответ.процессам обобщения знаний: отбор знаний и актуализация → синтез прежних и новых знаний → обобщающие выводы. В целом, стр-ра урока выражается в его этапах. Для современ. урока необх-ма вариативность стр-ры в завис-ти от: а) сод-я урока; б) специфики изуч-го мат-ла; 3) соответ-я возраст. Особенностям уч-ся.

Организация кабинета биологии и его роль в обучении биологии Оборудование кабинета д.б. размещено по определенной системе, отвечающей требованиям каждого биол. предмета. Необходимо рационально обору­довать рабочие места уч-ся и уч-ля. Для прак. работ парты с покатой доской неудобны. Лучше иметь столы с полками снизу для книг на двух человек и табуреты. При групповых работах столы можно сдвигать. М/у столами оставляют до­статочный промежуток для прохода ассистентов и уч-ля. В кабинете необходимы раковины с двумя кранами для воды. Вода постоянно нужна при демонстрациях, прак. работах и для ухода за растениями. При отсутствии водопро­вода ставят большие сосуды для воды с кранами или каучуко­выми трубками с зажимами. Рабочее место уч-ля и стена позади него служат для демонстрации наглядных пособий и д. соответ-ть тре­б-м методики прим-я наглядности. Они закл-ся в след.:

1. Демонстрируемый предмет д.б. хорошо виден всем уч-ся. 2. Ничто не должно мешать сосредоточению внимания на демонстрируемом. 3. Показывать предмет нужно не заранее, а когда это тpебуется по ходу урока.

 

Стол уч-ля д.б. выше обычного на 20-25 см. На стол следует ставить специальный ящик - подставку для демонстрируемых предметов. Для освещения предмета в верхнюю стенку ящика вставляют стекло, а под ящик подводят электрическую лампочку. Над уч-льским столом подвешивают софит, к-й освещает доску, стол и всю стену за ним, но предохраняет от бьющего в глаза света.

 

При демонстрации предметов нужно обр. вним-е на их цвет и показ-ть на соответ-щем фоне: белое - на черном.

На стене над доской помещают экран. С одной стороны доски на стену вбивают в два-три ряда рейки для вывешива­ния таблиц; с другой стороны - рейки или вращающуюся вешалку с несколькими планками для таб­лиц. На планки перед уроком в нужном порядке вешают таб­лицы обратной стороной, а по ходу урока их поворачивают. На демонстрац. столе следует заранее ставить необходимые для урока предметы.

На демонстрационном столе и стене за ним не д.б. никаких материалов от предыдущего или для данного урока: все демонстрации проводят последовательно по ходу урока. На одной из боковых и на задней стенах вывешивают таб­лицы для справок и для повтор-я пройден. мат-ла; на спец. щите - списки лит-ры для внеклас. чтения, расписание дежурств ассистентов, дежурных в живом yголкe, а также бюллетень юннатов.

У задней стены необходимо поместить высокии стол, с приподнимающейся спереди доской для проекционного фонаря и киноаппарата, на окнах - быстро спускающиеся темные шторы.

В кабинете находятся нужные для уроков и внеклас. занятий растения. Все ра­стения д.иметь паспорта с названиями. Ненужные для преподавания и безымянные растения в кабинете нe следует иметь. В кабинете (при отсутствии отдельного помещения для уголка живой природы у окон ставятся аквариумы и террариум.

При наличии препаровочной комнаты желательно иметь, кроме шкафов, стол для подготовки опытов, верстачок со сто­лярными и слесарными инструментами, световую и темную камеры. Кабинет биологии д. состоять из трех помещении: класса-лаборатории, препаровочной и уголка живой природы.

Билет 16 Теория развития понятий и терминов Биология как учеб. предмет является системой понятий, развивающихся в логической последо­вательности и находящихся во взаимосвязи. Основными понятиями школ. биологии явл-ся морфол-е, анатом-е, физиол-е, экол-е, системат-е, филоген-е, цитолог-е, эмбриолог-е, генет-е, а также агроном-е.

Осн. метод-я закономерность осознанного и прочного усвоения знаний закл. в планомерном и системат-м развитии понятий: ощущение → восприятие → представление → понятия → знания. Наиболее сущ-е в формировании понятий – их обязат.развитие. Понятия бывают: 1) частные(спец) и общебиологические; 2) простые и сложные; 3) локальные, прерывистые и сквозные. Каждое понятие постепенно развивается, усложняется. Задача уч-ля - в системат-м развитии пон-й, возвращаясь к одним и тем же понятиям их темы в тему, из курса в курс на разном уровне сложности. Знание состоит из понятий, устанавливаемых наукой, о существенных признаках и свойствах вещей и явлeний, процессах и связях м/у ними. __

Исходным моментом в познании внеш. мира является чувственное ощущение вещи и явления, т. е. отражение их в отдель.св-вах. Из ощущений возникают восприятия, отражающие вещь в целом,- начало процесса осмысливания ощущений. На основе восприятий возникают представления, закл-ся во внутренних образах, хранимых в памяти че­ловека. Представления (образы) есть ступень к абстрагированию, т.к. при их возникновении часть признаков и свойств опускается. Таким образом, представления являются в извест­ной мере уже обобщениями. Но представления зависят от психологического состояния человека и могут отражать отдель­ные несущественные признаки, поэтому представлять еще не означает мыслить. Обобщенные представления образуют понятия.

 

Наиболее существенное в образовании понятий заключается в их развитии и взаимосвязи.

 

Такая закономерность проявляется в науке, жизни и школь­ном обучении. Развитие понятий – осн. движущая сила всего процесса обучения и восп-я уч-ся.

 

 

Все эти методологические положения являются обоснованием правильного понимания понятий и их развития в историческом процессе познания и в процессе обучения.

 

Уч-ль должен выделить основные понятия в каждом курсе, в учеб.предмете и непрестанно держать их в поле своего методич. зрения, возвращаясь к ним на разном материале и в различных связях. Понятия откристаллизовываются, посте­пенно развиваясь и осознаваясь. Отсюда ясно, что развитие по­нятий имеет особое образовательное и воспитательное зна­чение.

 

Уч-ся овладевают понятиями не сразу: на образование их нужно время, в этом процессе ни в коем случае не может быть искусственного «убыстрения», так как оно неизбежно при­ведет к формализму. Вывести понятие из фактов значительно дольше и, главное, труднее, чем сообщить его и позаботиться, чтобы учащиеся запомнили формулировку. «Готовые» понятия без труда запоминаются, но так же легко и забываются, потому что были получены как догма.

Формир-е и развитие понятий происходит при соблюдении след.пед-х и методических усл-й:

Условия правильности восприятий: 1)демонстрация таблиц, схем, рисунков и преимущественно натураль.объектов; 2)упр-я, уточняющие воспр-я; 3) точное и образное слово уч-ля. Усл-я правильности представлений: 1)вопросы уч-ля; 2)зарисовки по памяти; 3)упр-я по узнаванию и различию. Усл-я правильности понятий: 1)постановка проблемы; 2)логика излож-я учеб.мат-ла уч-лем; 3)упр-я по определению, срав-ю и класс-ции; 4)система повтор-я, связ-щая и развив-щая понятия; 5)вопросы, треб-щие обобщения; 6)вопросы, связ-щие понятия с умениями и навыками; 7)задачи и задания на применение понятий на практике и в жизни. Т.о. понимание значимости развития понятий помогает уч-лю осмыслить весь ход преподавания, иметь ясную перспективу обуч-я и сознат-но руководить процессом усвоения знаний уч-ся. Пользуясь теорией развития понятий, уч-ль правильно отбирает мат-л для урока, вычленяя понятия и соот-но ставит вопросы, осущ.систему повторения и эффективнее использует наглядные пособия на уроке.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.