Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Краткие рецензии (вместо предисловия)





 

Профессор И.А.Шамов является известным в СССР и России ученым, уже более 25 лет работающим над этикой и деонтологией, проблемами взаимоотношения врача и больного, больного и врача. Им были написаны более 10 книг по этим вопросам, которые выходили в Москве, Ленинграде, Киеве, Ростове на Дону, Ставрополе и Махачкале и получили широкую известность. Все врачи Дагестана, начиная с конца 70-х годов ХХ столетия, учились деонтологии на его книгах и выступлениях.

В России вплотную вопросами биоэтики стали заниматься в основном в последние десятилетия. Это видно даже из того, что до сих пор крупные книги этого плана в стране единичны. По сути дела, данный учебник профессора И.А.Шамова является одним из первых. Ученый, глубоко знающий проблему, в своей книге сумел осветить многие стороны современного решения вопросов биомедицинской этики.

Как и остальные книги автора, «Биомедицинская этика» написана образным, ясным языком и читается с захватывающим интересом, как художественное произведение.

 

Б.И.Шулутко, зав. кафедрой факультетской терапии С.Петер-бургской госмедакадемии, дмн, профессор, Заслуженный деятель науки РФ.

 

 

Редкий учебник по биомедицинской этике носит такую полемическую, социально заост­ренную направленность, как труд профессора И.А. Шамова. Большинство авторов либо занимаются пересказом работ предшественников, либо обходятся разбором казуистики, дефинициями, этическими наставлениями, перечислением новейших технологий в медицине. Можно прекрасно писать учебники и пособия, талантливо читать лекции по биомедицинской этике, но сама среда будет разрушать иллюзию возможности формирования профессионально грамотного и всесторонне развитого врача в ус­ловиях правового беспредела и экономической отсталости, расслоения общества на бедных и богатых.

 

Проф. И.И.Косарев. Москва, Московская медицинская академия

 

Нам кажется, автором подобного учебника может быть только практический врач, который сам «на своей шкуре» в повседневной работе сталкивался с данными проблемами. С этих позиций авторство профессора И.А. Шамова заслуживает всяческого одобрения. Автор является известным в СССР и России ученым, опубликовавшим более 10 книг, которые были посвящены проблемам этики и деонтологии, вопросам морали, взаимоотношения врача и пациента.

Данный учебник, по существу является одним из первых, в которых в таком объеме представлены сведения о предмете «Биомедицинская этика». Профессор И.А. Шамов одним из первых в стране начал преподавать этику врача в Дагестанском государственном медицинском институте (ныне академии) еще в 80-е годы ХХ столетия.

Книга написана ярко, с большим количеством примеров и читается как художественное произведение. Автор не ограничивается односторонним подходом к обсуждаемым проблемам, он приводит различные взгляды и альтернативные мнения. Это вызовет у студентов дополнительный интерес к проблеме и позволит легче усвоить излагаемый материал.

 

Л.Н.Валенкевич, зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней Петрозаводского госуниверситета, дмн, профессор.

О.И. Яхонтова, дмн, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней Петрозаводского госуниверситета.

.

ВВЕДЕНИЕ

Истинная ценность всего и вся на земле заключена в слове жизнь. Вне жизни, вне живого весь мир и, возможно, вся вселенная не представляют никакой самоценности (во всяком случае, она нам не известна). Не отказывая в милосердии всему остальному животному царству, все же, в конечном счете, наиболее ценной является жизнь человека.

Сохранение жизни и здоровья народа зависит от множества факторов. Основными, обеспечивающими примерно 60% здоровья популяции, являются государственные, индивидуальные и медицинский факторы. Последний фактор не является ни ведущим, ни определяющим в сохранении здоровья популяции в целом. Однако он является одним из наиболее выделяющихся, наиболее видимым, заметным. Особо значимым медицинский фактор представляется для каждого отдельно взятого гражданина. Именно с медициной ему приходится иметь дело, когда его здоровью угрожает опасность, именно с врачом приходится ему сталкиваться во время болезни, именно с врачом связывает он все свои надежды на выздоровление, на восстановление этой наивысшей ценности – здоровья.

Отсюда общение этих двоих – врача и больного, в конечном итоге, оказывается наиболее значимым, наиболее важным. И в общении этих двоих испокон веков возникали профессиональные и моральные коллизии. И эти коллизии постепенно, в течение веков и тысячелетий складывались в особые отношения, в которых главным действующим лицом всегда была Мораль. Именно Мораль служила причиной того, что врач старался делать все, что в его силах, для пользы больного человека. Именно Мораль защищала больного от возможных злоупотреблений врача по отношению к нему.

Все эти взаимоотношения постепенно становились этическими кодексами, которые в ХХ столетии сформировались в профессиональную этику и стали называться этикой и деонтологией врача. По сути дела – этика и деонтология были неписаными, а затем и написанными сводами моральных правил (или, как их называют этосом медицины), по которым должен был работать врач, для того, чтобы принести наибольшую пользу своему подопечному. Особое развитие эти правила получили в первой половине ХХ столетия. И они сослужили хорошую службу и врачам и пациентам. Для врачей эти правила помогали быть милосердными в своей профессии. Больным же это милосердие помогало чувствовать себя в безопасности, приобретать уверенность, реализовать свои надежды на выздоровление.

В последние десятилетия ХХ века произошли качественные изменения в медицине. Врачевание поднялось на более высокую ступень, возросло ее могущество. Медицине стало доступно недоступное ранее. Человека стало возможным «починить» как машину, как механическое создание. На поток поставлена замена испорченных органов – почек, сердца, печени и пр. биологическими аналогами. Взаимоотношения врача и больного все больше стали уподобляться взаимоотношениям деловых людей. В результате возникла угроза утери наработанной за века морали, милосердия, сострадания к больному, возросла опасность вольного или невольного нанесения вреда врачевателем больному человеку, что сделало необходимым поиск новых граней во взаимоотношениях врача и пациента. Высокие технологии вторглись также во многие разделы биологии, но, особенно в область репродуктивных функций, что привело к фантастическим успехам в этой области. Ученые клонировали животных, и подошли вплотную к клонированию человека.

В жизни мирового сообщества также произошли изменения, заставляющие в значительной мере пересмотреть старые этические представления, ранее принятые общественные положения о морали, нравственности. Значительно расширились и укрепились права человека. В называемых демократическими обществах права индивидуума, личности были признаны превалирующими над правами общества и науки. Вопросы морали и этики самого разного плана стали разрабатываться на самом высоком Международном уровне, в ООН, его подразделениях – ЮНЕСКО, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирной медицинской ассамблее (ВМА) и рекомендоваться для исполнения во всех странах мира. Значительно возросла информированность населения по этим вопросам, наметился необратимый процесс глобализации этической информированности и образования.

С другой стороны в обществе стали развиваться тенденции падения нравственных начал. Ценность человеческой жизни во многих странах упала до самого низкого уровня. Убийства и акты насилия стали обыденностью. Наметился явный дефицит ресурсов на достойную жизнь и здравоохранение многих людей. Неуклонно увеличивается удельный вес экологических факторов, отрицательно действующих на организм человека. Воздействие человеческой деятельности на биосферу стало явным и достаточно опасным. Большинство биологических видов жизни на земле, кроме человека, находится под угрозой вымирания в ближайшие столетия.

Все это сделало необходимым переосмысление многовековых моральных традиций человечества. Особенно остро необходимость таких преобразований наметилась в медицине и биологии. Сложилась такая ситуация, при которой значительно возросла необходимость обращения к правовому регулированию отношений врача и пациента, медицинских моральных положений, ряда биологических и физиологических явлений.

В свою очередь такие тенденции породили конфликт интересов во многих областях человеческих отношений. Дело в том, что Мораль слишком личное, слишком глубинное, духовное, человеческое явление, и ее едва ли можно заменить сухими параграфами закона. Поэтому, наличие в руке сухих параграфов закона вовсе не устраняет моральных сомнений в душе их исполняющего. Даже там, где он имеется, закон, регулирующий моральные деяния, особенно во врачевании, полностью не заменил собой Мораль.

Осмыслением всех этих перемен, «перестройкой» в этике и нравственности в сфере биологии и медицины в последние десятилетия ХХ столетия и стала заниматься новая ступень медицинской этики - биомедицинская этика.

Данный учебник излагает основы биомедицинской этики. В нем мало затрагиваются фундаментальные вопросы этики – автор оставляет эту проблему специалистам-философам. Лишь вскользь обсуждается также история становления биомедицинской этики, особенно в вопросах имен и их приоритетов. Основное внимание здесь уделено прикладным вопросам данного учения.

Автор не претендует на истину в последней инстанции в освещении обсуждаемых вопросов. Добропорядочная критика и советы по совершенствованию учебника будут восприняты автором с благодарностью.

В учебнике такого плана должно быть достаточно много первичного материала – различных документов – нормативных актов, законов, деклараций, и т. д., чтобы студент мог ознакомиться с ними, а не только с мнением автора. В данном издании учебника также приводится достаточное количество важнейших первичных документов по самым различным вопросам биомедицинской этики.

 

ОРАЛЬ И ЭТИКА

 

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МОРАЛИ. Любое общество складывается из множества людей, множества индивидуумов. И в любом обществе взаимодейст­вие этих людей должно быть согласовано в со­вокупную деятельность и, при всем своем разнообразии, подчиняться определенным общим правилам. Это происходит путем выработки общих норм поведения человека в обществе, общих правил, предписаний и оценок. Функцию та­кого согласования и выполняет мораль, наряду с другими институтами общест­венной жизни.

Мораль – обще­ственный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека, ответственный за человеческое общежитие. Она и есть то, что связывает, соединяет человеческое общежи­тие, делает его возможным.

Мораль регулирует поведе­ние, поступки человека во всех без исклю­чения сферах его личной и общественной жизни - в труде и быту, в поли­тике и науке, в семье и общест­венных местах. Однако эта регуляция коренным образом отличается от регуляции в других областях общественной жизни. Так, экономиче­ское регулирование осуществля­ется через материальные интере­сы людей. Нормы права закрепляются в офици­альном законодательстве и под­держиваются силой государствен­ного принуждения. Администра­тивные формы контроля осуще­ствляются через распределение обязанностей и официальных полномочий между должностны­ми лицами. Мораль же регулирует поведение человека через некие постулаты, рекомендующие как поступать в обществе в той или иной ситуации, которые называют нравами. Эти постулаты, эти рекомендации в жизни общества поддерживаются силой массовой привычки, так сказать, «властью», которая признается и под­держивается если не всеми, то, хотя бы большинством, - общественным мнением.

Мораль поддерживает определенные общественные устои, строй жизни, общение массы людей в самой общей форме. Это система воззрений на жизнь людей в социуме, отражающая то или иное понимание целого ряда положений общественной жизни. Она складывалась из понятий (за которыми стояли реальные поступки), считающихся обществом как основополагающие духовные ценности. За многотысячелетнюю историю человеческой цивилизации накопилось значительное количество таких понятий. Это такие, как «добро», «зло», «честь», «совесть», «сострадание», «искренность», «справедливость», «бескорыстие», «благородство», «достоинство», «гуманность», «добросовестность», «человеколюбие», «дружелюбие» и сотни других. Именно на основе этих понятий выросли такие краеугольные категории морали, как сострадание к больным, бедным и немощным; уважение и любовь к ближним своим; уважение к старым и старшим; любовь к детям; бескорыстная помощь бедствующим; великодушие, интернационализм и множество–множество других. Категориями морали являются и известные исторические запреты – не убей, не укради, не лжесвидетельствуй.

Моральные нормы формируются, складываются на протяжении всей жизни человеческого общества в процессе общения и отображают жизненно-практический и исторический опыт. Они сохраняются в виде массовых привычек, обрядов, традиций, обычаев, которые, в свою очередь воспитывают, формируют индивидуальные убеждения и побуждения. Принципы морали – это как бы неписаные законы поведения человека в обществе. В то же время, эти принципы могут быть сформулированы в виде различных заповедей, положений, указаний, которые передаются различными путями от поколения к поколению.

Считается, что моральные принципы не направлены на достижение человеком каких либо частных материальных успехов, то есть это не правила внешней целесообразности. Следование моральным принципам скорее отвечает той или иной общественной потребности.

В выполнении моральных принципов и положений велика роль сознания индивида, поскольку нравственная оценка всегда носит внутренний, духовный, а не материальный характер, в ее идеальном варианте нет мер принуждения или поощрения, а если и имеются, то они имеют характер как раз духовного порядка. Моральные поступки, явления человек должен осознать сам. Здесь уместно привести высказывание Канта, который говорил «Два явления бесконечно изумляют меня, два явления: звездное небо над головой и моральный закон во мне». И этот моральный закон должен сидеть в самом человеке, а не навязываться извне какими либо общественными или государственными институтами или отдельными личностями. Именно сам человек должен осознавать принципы и нормы добра и зла, и сам направлять свои поступки в соответствии с этой осознанностью. Именно его внутренний мир и принципы должны контролировать его действия, его поведение в обществе, в коллективе, группе, семье.

Сказанное подчеркивает значимость воспитания моральных принципов в человеке с детских лет в семье, быту, коллективе. Но это воспитание не должно быть авторитарным или назидательным навязыванием ему принципов. Речь идет о формировании в каждом человеке способности самостоятельно, без какого либо внешнего контроля, определять и направлять свою линию поведения, чтобы эта способность стала его alter ego, внутренней потребностью, следствием его естественных склонностей.

Ответ­ственность в морали, в отличие от права, как уже отмечалось, имеет не материальный, а идеальный, духовный характер. Опира­ясь на общественное мнение, на выработанные в обществе нрав­ственные представления, усваи­вая их, отдельный человек мо­жет и должен в той или иной мере само­стоятельно регулировать свое по­ведение и судить о моральном значении всего происходящего вокруг него.

Таким образом, мораль есть отношение человека к себе в перспективе стремления к совершенству, идеалу.

ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕКУ НУЖНА МОРАЛЬ. Ответ на данный вопрос сложен и неоднозначен. Наш современник, русский писатель, философ и социолог А. А. Зиновьев так характеризует сущность человека: «Человек есть на все способная тварь» и это суждение считается в такой же мере суровой оценкой, в какой и бес­пристрастной констатацией факта. Как известно, животным присущ врожденный запрет братоубий­ства. Им свойственны инстинктивные тормозные механи­змы, ограничивающие проявления агрессивности против представителей своего вида. У человека таких тормозов нет или они ослаблены до очень опасного предела. В человеческом обществе отец убивает сына (Иван Грозный), сын убивает отца (множество примеров из жизни монархов). В человеческом обществе полно индивидуумов, способных радоваться страданиям других людей (садисты, мазохисты).

Могут сказать, что эти маргинальные явления, что они редки и не являются решающими в жизни человеческого сообщества. Да, это так. Однако есть и целый ряд других явлений, которые нередко владеют массовым сознанием людей. Это такие явления, как беспринципность, безответственность, вероломность, двуличность, недоброжелательность, нечестность, несправедливость, неуважение к другим, черствость, эгоизм, ксенофобия, национализм и многое другое, что никак не может служить на благо человеческого социума. Не зря почти все великие моралисты пессимистично оценивали реальное состояние межчеловеческих отношений. Известный философ Гоббс постулировал некое естественное гипотетическое состояние тотальной вражды между людьми («вой­на всех против всех»). Именно это явление в человеке, его нравственная дефективность, врожденные антисоциальные инстинкты, несовершенное сознание, эгоизм и многое другое породили необходимость морали.

СПЕЦИФИКА МОРАЛИ. Теоретически считается, что мораль нельзя отнести к явлениям, содержащим в себе какую либо материальную выгоду. Человек не должен ждать награды за свое нравственное поведение. Награда должна заключаться в удовлетворении, которую доставляет ему его чистая совесть, сознание того, что он поступает хорошо. Авторитет или положение того или иного лица в сфере морали не должен быть связан с его реальными полномочиями, властью, общественным положением. Он скорее связан с его духовными качествами, то есть, его внутренним миром, совпадением его нравственного мира с установками той морали, которая принята в том или ином обществе. Авторитет человека должен зависеть от того, насколько пра­вильно этот человек понимает смысл моральных требований. Поддержание моральных табу в человеке достигается духовными мерами - через чувство дол­га, который каждый человек должен осознать и сделать мотивом свое­го поведения, и через оценку и самооценку своих поступков.

Таким образом, мораль слагается из нравст­венной деятельности, поведения, поступков, особым обра­зом мотивированных отношений людей. Нравствен­ные деятельность и отношения от­ражаются и закрепляются в сознании человека и, таким путем вырабатываются его убеждения, склонности, совесть.

К сожалению, в современной жизни россиян все эти теоретические положения не могут считаться аксиомами. Ныне авторитет человека зависит скорее от его материального положения, от величины той «кучи» денег, которую он накопил правдами и неправдами, его должности в чиновничьей иерархии, возможности применить силу. Нередко право морали подменяется правом силы. В этом много причин, в том числе и известное испокон веком расхождение между «должным» и «сущим» морали.

ПРОБЛЕМА ДОЛЖНОГО И СУЩЕГО МОРАЛИ. Показателем отношения человека к морали являются его поступки, его готовность жить нравственно, следовать нормам общественных духовных требований.

На сцене жизни, в философском театре реальной жизни мораль выступает как бы в двух лицах, имеет у себя две маски. Первое лицо морали, первая ее маска – эта сфера моральных требований, так сказать ее теория, фундаментальные основы.

В философском аспекте это лицо носит название «должное». Это, действительно, то, как видится мораль в ее идеале, как формулируются моральные правила, принципы, постулаты, вырабатываемые или выдающимися деятелями различных социумов, или коллективным умом, стихийно, на основе традиций, обычаев. Это действительно идеальное, идеальная сторона морали, постулируемые требования морали, ее повелительные желания.

Но у морали есть и другое лицо, другая маска. И это лицо отражает то, как требования морали, ее теоретические основы, ее постулаты, ее повеления выполняются на практике. Это второе лицо, вторая маска морали в философском шоу называется «сущее».

И, увы, увы! Права поговорка, гласящая, что между желаемым и действительным – целая Москва, по меткому выражению полковника Скалозуба, - «дистанция огромного размера». Классической формулировкой парадокса морального поведения обычно считаются слова Овидия: «Благое ви­жу, хвалю, но к дурному влекусь». Или, по Михаилу Двинскому: «Свод законов чту, а все же исконнее и роднее – Кодекс Беззакония». Реальные общественные нравы и поведение индивидуумов могут отклоняться от «должного» по многим и многим параметрам. «Сущее» настолько может отклоняться от «должного», что известнейший режиссер философского театра господин Эммануил Кант даже выводил «сущее» за пределы морали. И я не думаю, что он был далек от истины. Во все эпохи люди были свидетелями того, как в обществе попирались нормы морали. Очень часто дела человеков расходились с мыслями и словами. Думали Одно, говорили Другое, делали Третье.

Это несоот­ветствие может иметь разную степень. Довольно часто оно проявляется в отдельных отклонениях отдельных личностей от мо­ральных норм, что отмечалось во все эпохи и времена. Однако история свидетельствует, что отклонение «сущего» от «должного» может принимать характер массового явления. Как это имело место неоднократно в истории человечества.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ МОРАЛИ. Одной из труднейших - и теоретических и практичес­ких - проблем является проблема персонификации (происхождения, возникновения, разработки) морали.

Как уже отмечалось, мораль возникла стихийно, выросла из жизненных явлений, которые постепенно складывались в обычаи и традиции.

Еще на стадии животного сознания в стадно живущем обществе первобытного человека складывались условия, когда, во имя выживания всех, зачастую приходилось пренебрегать жизнью отдельного индивидуума, когда коллективные интересы превалировали над индивидуальными. Так, когда стая охотилась на крупную дичь, всегда следовало ожидать, что кто-то из охотников может умереть, но удачная охота в конечном итоге была благом для оставшихся в живых. Таким образом, уже на ранних стадиях развития человека для выживания понадобилось установить баланс личного и стадного, потребовался суровый диктат коллектива над его членами.

По мере развития человека, его сознания, постепенно складывались основные моральные принципы.

Когда молодой, ничего еще не сделавший для стаи, но прыткий австралопитек хотел схватить лучший кусок мяса, вождь зарычал и ударил его – это был первый урок нравственности – зарождение принципа справедливости. Молодой и прыткий сам, став в последующем вождем, передавал этот принцип дальше.

Когда Дон Жуан из рода homo habilis попробовал захватить себе вторую жену, за что «авторитет» вытурил его из стаи - это также было зарождением другого принципа морали – будь скромен.

Когда толпа питекантропов решила сняться с места жительства и уйти, бросив больных и слабых, но кое-кто не захотел уйти и остался с больными – это также было зарождением морального принципа отзывчивости, сострадания.

Когда неандерталец в бою хотел раскроить череп своему противнику, но, увидев мольбу в его глазах, опустил занесенный для удара топор, зародился принцип милосердия к слабым, беззащитным.

Все это постепенно складывалось в примитивные моральные правила. И когда родилась речь и homo erectus научились жить большими скопищами, то уже здесь стихийно действовал целый ряд моральных правил, которые в последующем и сложились в обычаи и традиции.

Homo sapiens уже пришел к выводу, что люди различаются между собой, что есть люди добрые, моральные, и есть другие - злые, аморальные. На этой основе он решил, что первые должны поучать вторых. Отсюда началась уже эпоха, когда моральные нормы стали осмысливаться, собираться, записываться, вырабатываться отдельными людьми.

Издавна в этом процессе активно участвовали различные религии, которые в последующем стали претендовать на единственных выразителей морали в обществе. Для обоснования своих претензий они вы­двинули следующие доводы: 1. Человек не способен сам выработать моральные понятия; так как он эгоистичен. 2. В обществе доб­родетель не всегда вознагражда­ется, а порок часто не наказуется и торжествует, поэтому выполнение людьми требований нравственно­сти может обеспечить только их вера в существование загробной жизни, в ад и рай, где осущест­вляется справедливое воздаяниеза добродетели и пороки. Именно на небесах, в некоем «божьем царстве» человек обретет вечную жизнь и справедливость.

В эпоху Возрождения и позже мораль стала формироваться на основе трудов и действий культурного слоя общества – писателей, просветителей, философов, общественных и религиозных деятелей. Так была выработана буржуазная мораль, которая на словах несла в себе значительный прогресс. Именно тогда в качестве важной моральной нормы было выдвинуто требование равенства всех людей. Кстати именно в буржуазной морали впервые родилось такое этическое понятие, как деонтология. Она возникла из положений буржуазной морали о «разумном эгоизме», «должном» {deon} взаимном использовании людей в достижении целей (отсюда возникла и деонтология).

Можно видеть, что в этом лозунге произошла некая трансформация понятий морали. Выше уже говорилось, что положения морали не направлены на достижение каких-то конкретных материальных целей в жизни. Буржуазная же мораль, деонтология требовала, чтобы один человек использовал другого для достижения своих целей. А мораль в этом процессе заключалась в том, что человек, добиваясь собственных целей, способствует тем самим благу других и общества в целом. В какой то мере буржуазная мораль требовала также честности, трудолюбия, бережливости, как принципов достижения личного и общественного благополучия.Эта мораль получила название утилитарной, и одним из основателей ее был английский философ Иеремия Бентам.

«Должное» буржуазной морали в определенной мере стало общественным явлением. Однако, к сожалению, это не привело к существенному улучшению «сущего» морали. И в буржуазном обществе сохранились вопиющие противоречия моральных норм и реальных нравов. Все добродетели в буржуазном обществе требовались лишь от низших сословий. Верхи же, связанные с большим бизнесом и политикой, считали и считают ныне себя совершенно свободными от каких либо моральных обязательств.

Опять таки, к сожалению, примерно подобного рода картина имела место и в советское время. Все мы помним великие положения морального кодекса коммунизма, десять, так сказать, «коммунистических заповедей»: 1. Добросовестный труд на благо обществу – от каждого по его способностям и воздаяние каждому по его труду. 2. Забота каждого о сохранении и умножении общего достояния. 3. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь, каждый за всех и все за одного. 4. Честность, правдивость, нравственная чистота и скромность в обществе и личной жизни. 5. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. 6. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству. 7. Дружба и братство всех народов. 8. Нетерпимость к национальной, религиозной и расовой неприязни. 9. Всеобщее непрерывное образование. 10. Всеохватная медицинская помощь.

На основе этих принципов в Советском Союзе социалистическое общество добилось впечатляющих моральных успехов. В обществе достаточно высокими были такие моральные качества как альтруизм, героизм, взаимопомощь, интернационализм, культура общения, отзывчивость, подвижничество, правдивость, честность, скромность, справедливость, уважение друг к другу, почитание памяти предков и т. д.

Партийная верхушка Советского Союза оказалось не готовой длительно и в положенной мере следовать кодексу коммунистической морали. В биологически и исторически обусловленном противоборстве «должного» и «сущего» морали, в верхах победило «сущее» («Политика – волшебная игра: в ней правилами правят шулера!» М. Двинский). Тем не менее, степень следования всего народа положениям «должного» было достаточно весомым, что и обусловило вышеуказанные моральные достижения.

Сегодня на улицах наших городов и сел наступила другая погода. Сегодня мы в России строим так называемый капитализм с рыночной экономикой. И невооруженным глазом можно видеть, что это общество пришло в жесточайший конфликт с представлениями о морали. В обобщенном виде судьба морали в этом обществе видна в высказывании главного медицинского академика России, президента РАМН В. Покровского: «смешно при рыночной экономике обсуждать такие вопросы как добро, совесть и справедливость».

Одним из самых высоких показателей морального климата общества считается то, как оно относится к своим сирым, нищим, старым, немощным и детям. Ныне в России сирые и старые поставлены в условия медленного вымирания. Старым людям, которые своими руками создали все те богатства, что сегодня имеет Россия, выплачивается жалкое подобие пенсии, которая у большинства намного ниже официально объявленного нищенского же прожиточного минимума. А нищета, к сожалению, - среда, в которой обильно взрастает аморальность.

В любом государстве Право и Экономика косвенно приходят на помощь морали. Высокоморальным человек может быть лишь в том обществе, в котором процветают Благоденствие и Законность. Нищета же, как это подметил еще Т. Компанелла, делает людей негодяями, хитрецами, ворами, лжецами и лжесвидетелями.

Примеры аморальных поступков наших граждан можно видеть на каждом шагу. Пример, близкий нам, медикам – массовая фальсификация лекарств и заламывание баснословных цен на них. Это ставит под удар жизнь больных, и немощных, милосердие к которым, как уже говорилось, во все времена было краеугольным камнем морали любого общества.

Кстати, все вышесказанное является убедительным доказательством бессилия религий влиять на мораль. Сегодня чуть ли не все граждане России стали религиозными, «верующими» православными людьми или исламистами или блюстителями других религиозных догм. Аморальность же не только не уменьшается, но и прогрессирует. Не зря К. Маркс говорил, что религия – это самосознание человека, который еще не обрел себя или уже себя потерял.

ЭТИКА И МОРАЛЬ – ГЕНЕЗИС И СЕМАНТИКА. МОРАЛЬ ВО ВРАЧЕВАНИИ. Как известно, учение об этике возникло давно. После введения понятия в обиход ранними античными авторами (Гомер, Эмпедокл, Гераклит), учение об этике начало развиваться в различных областях жизни человеческого общества, однако ни в одной из них оно не получило такого развития, как в медицине. В медицине область этики врача разрабатывалась значительным числом ученых и врачей, было опубликовано бездна монографий, трудов, статей. В мире издается множество журналов по медицинской этике. Этика врача с 50-х годов ХХ столетия находится под пристальным вниманием Всемирной организации здравоохранения, которая к настоящему времени разработала и приняла большое число документов по этике и деонтологии врача, а в последние годы по биоэтике и биомедицинской этике, считающиеся обязательными для медиков всех стран.

Так, что же такое этика, и в каких отношениях она находится с моралью? В литературе нередко можно встретить такое мнение: этика – это наука о морали, а мораль – это предмет данной науки (Словарь по этике, М., 1975, с. 373; Марксистская этика, М., 1980, с. 9 и др. источники). Однако оценка этимологии термина, рассмотрение ее развития в историческом аспекте, свидетельствуют о другом.

Как указывает А. А. Гусейнов термин «ethos» зародился в древней Греции и первоначально означал местопребывание - человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. Позже термин стал употребляться в значении устойчивой природы како­го-либо явления, в том числе характера, внутреннего нрава живых существ, образа жизни. Появилось понятие об этических добродетелях - мужество, умеренность, щедрость и т. д. Отсюда и появилась этика, как учение, изучающее и обобщающее соответствующие классы добродетелей.

В то же время термин «мораль» и по содержанию и по истории возникновения, не что-то новое, а, всего на всего, латинский аналог термина «этика». Оно происходит от слова «mos» (множественное число – «mores»), которое в определенной мере соответствовало древнегреческому этосу и обозначало нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На основе этого понятия и было образовано слово моральный (что, кстати, приписывают Цицерону), а позже и сформулировано понятие мораль, в качестве собирательной характе­ристики моральных проявлений.

Исходя из этого, А. А. Гусейнов делает весьма обоснованный вывод, что термины «этика», «мораль», приблизительно однотипны по своему этимо­логическому содержанию и истории возникновения. К этим терминам примыкает и «нрав», который по Ожегову определяется как «обычай, уклад общественной жизни и «нравст­венность».

Таким образом, этика врача означала мораль врача, нравственность врача и, как уже было сказано, широко исследовалась и разрабатывалась во все времена.

Медицина, врачевание издавна выступали как один из главных моральных институтов общества. Это хорошо видно из известной всем, так называемой клятвы Гиппократа, которую с незапамятных времен давали те, кто вступал на путь врачевания. Вот некоторые выдержки из нее:

«Клянусь, что я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного».

Как можно видеть, в этой клятве уже содержатся многие принципы, считающиеся главенствующими в морали – делать добро, не причинять вреда, быть справедливым, воздерживаться от пагубных дел.

В поздние и новые времена и общество и известные ученые-медики поддерживали принципы Гиппократа и старались углубить их. Об этом свидетельствуют те требования, какие считались необходимыми для желающих стать врачами. В древней Индии, например, считали, что врачом может быть лишь человек, обладающий следующими свойствами: степенный, почтенного происхождения, с твердым характером, бескорыстный, умный, обладающий рассудком и памятью; вообще даровитый и происходящий из фамилии врачей, или, по крайней мере, вращающихся среди врачей, любящий истину, без недостатков какого-либо чувства, опрятный во всем, не вспыльчивый, сметливый и ловкий, не ленивый, желающий блага, всем существом стремящийся к лечению больного даже в тех случаях, когда он рискует заплатить за это своей жизнью.

Основоположник российской терапии М. Я. Мудров в своем «Слове о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных» писал: «Начав с любви к ближнему, я должен бы внушить вам все прочее, проистекающее из онной врачебной добродетели, а именно, услужливость, готовность помочь во всякое время, и днем, и ночью, приветливость, привлекающая к себе робких и смелых, милосердие, бескорыстие; снисхождение к погрешностям больных…, вежливую важность в разговоре с высшими; …скромность и стыдливость, умеренность в пище; ненарушаемое спокойствие духа и лица при опасностях больного; веселость без смеха и шуток при счастливом ходе болезни; хранение тайны и скрытность при б







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.