Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные правила применения воздействий.





Чтобы грамотно воспитывать щенка, нужно его понимать. Поэтому одной из важнейших проблем, с которыми сталкивается начинающий собаковод, является проблема взаимопонимания. Эту проблему можно разрешить, лишь научившись общаться с собакой. Полноценное общение предполагает не только искренние отношения между партнерами, основанные на тесном психоэмоциональном контакте и доверии, но и непрерывный, целенаправленный обмен информацией.

Многие считают, что с собакой нужно общаться только посредством нормативных команд, отрицая тем самым се способность к логическому осмыслению окружающего мира и происходящих событий. По моему мнению, эта точка зрения ошибочна. При правильном воспитании, ориентированном на развитие мозга, собака способна понимать значения сотен слов независимо от их интонации. Собаки понимают не только смысл слов и интонаций, но и поведение человека в целом, его направленность. Наша мимика, жесты, те или иные действия, движения и эмоции анализируются четвероногим партнером и сопоставляются с событиями, затрагивающими его интересы. Так как положительные и отрицательные воздействия хозяина, направленные на собаку, имеют для нее, несомненно, особенно важное значение, их характер также подвергается тщательной оценке и изучению.

Как же сделать так, чтобы между вами и собакой было взаимопонимание?
Ответ прост: с вашим питомцем надо разговаривать так, как если бы вы общались с маленьким ребенком. В начале воспитания щенка ваши слова будут мало информативны, а вот язык жестов, интонаций, мимики, направляющих и объясняющих движений и особенно эмоции несут ему достоверную и полезную информацию о ваших намерениях, а также о том, что одобряется вами, а что нет. Вспомните! Ведь и для маленького ребенка в первые годы жизни слова мало что значат.

Если вы будете терпеливо, последовательно и правильно сочетать слова с "немым языком" и он будет достаточно красноречив, то ваша собака день ото дня будет знать все больше и больше слов. Ей станут знакомы многие ситуации из вашей совместной жизни, более понятны ваши требования, причем при формировании и отработке каждого нового навыка этот "язык" (жестов, интонаций, объясняющих слов, команд и т.д.) будет обогащаться новыми элементами. Вы, в свою очередь, наблюдая за собакой, пытаясь понять ее устремления, тоже увидите много того в ее поведении, чего раньше просто не замечали. В результате взаимопонимание между вами и собакой будет улучшаться.

Средства воздействий, применяемые человеком по отношению к собаке, при правильном их использовании также выполняют роль носителей вполне определенной информации о намерениях дрессировщика и тем самым способствуют общению и улучшению взаимопонимания в процессе обучения. Вот для чего начинающему собаководу необходимо знать основные правила их применения.

Основные правила применения воздействий.

Положительные воздействия - должны совпадать по времени с каким-либо действием собаки и вызывать у нее при этом положительные эмоции. Они увеличивают вероятность появления нужного поведения; к ним-то и стремится собака при обучении. В качестве положительного воздействия (подкрепления) можно использовать пищу, ласку, лакомство, игру, то есть все то, что доставляет собаке радость и удовольствие. Особое место среди положительных воздействий занимает социальное одобрение действий собаки. Другими словами, своевременная радость хозяина (искусственно усиленные, но искренние положительные эмоции) за успехи собаки выполняет роль эффективного подкрепления. Однако подкрепляющие свойства положительных воздействий этого типа зависят от того, насколько дрессировщик социально значим для своего воспитанника.

Отрицательные воздействия - такие, которые совпадают по времени с каким-либо действием или предваряют его и вызывают у собаки отрицательные эмоции. Эти воздействия, вызывая у собаки неприятные ощущения, а подчас и боль, призваны сформировать у нее желание избежать повторного совершения данного действия. В качестве отрицательных воздействий можно использовать рывки поводком (различной силы) и другие неприятные для собаки адекватные воздействия. Своевременное эмоциональное неодобрение хозяином действий воспитанника следует также отнести к эффективному отрицательному воздействию. Однако действенность отрицательного эмоционального воздействия зависит от иерархического статуса владельца по отношению к его питомцу.

Отрицательные воздействия должны прекращаться сразу же, как только прекратилось нежелательное действие собаки. Это позволяет ей активно избежать неприятностей и понять смысл ваших требований. В начале обучения используют многократные, слабые, объясняющие воздействия, а после того, как собака уже понимает смысл поставленной задачи, они становятся более редкими, но сильными, наказующими. Неприятные воздействия нужно строго дозировать (по силе и длительности); при отработке приемов общего послушания они не должны вызывать у собаки ни страха, ни агрессии.

Воздействия должны производиться в момент совершения собакой действия или сразу после него, иначе их применение малоэффективно. Это объясняется тем, что, помимо приятных или неприятных ощущений, положительные или отрицательные воздействия несут собаке еще и информацию о том, что именно в ее поведении нравится дрессировщику, а что нет. Поэтому запаздывающие воздействия - наигрубейшая ошибка дрессировщика, приводящая к непониманию.

При правильном применении положительные и отрицательные воздействия служат на благо собаке и ее хозяину, улучшают взаимоотношения между ними. Неправильное применение этих воздействий ведет к обратному результату и наносит подчас непоправимый вред.

Режим применения воздействий в процессе обучения должен изменяться. В начале формирования навыка стопроцентный режим воздействий, а затем вероятностный (в этом случае подкрепление дается не каждый раз, а в случайном порядке). Когда собака получает пищу или игру во время дрессировки в случайном порядке, ее заинтересованность в выполнении навыка резко возрастает, а у дрессировщика при этом появляется возможность отбирать и закреплять желаемое.

Наказание, в отличие от своевременных отрицательных воздействий, производится уже после совершения нежелательного действия, то есть когда собака уже достигла какого-то результата, нежелательного для дрессировщика: подобрала и съела лежащий на земле корм, подралась с другой собакой, набедокурила дома и т.д.

Бытует мнение, что собаку наказывать бессмысленно, потому что она к моменту наказания забывает проступок, который совершила ранее. Это не так. Тот, кто много общался с собаками, знает, что они на протяжении многих часов прекрасно помнят свои "преступления", однако не в силах удержаться от многочисленных повторов их совершения. Подчас даже самые жестокие наказания не уберегают владельца от повторения "сюрпризов". Хорошим примером для понимания этого явления может быть такая дурная привычка людей, как курение табака. Все курящие знают, что курить вредно, наказание (плохое самочувствие и сокращение жизни) неотвратимо. Однако курят... Почему? Да потому, что наказание будет когда-то в будущем (потом), а удовольствие они получают в процессе курения, то есть сейчас.

На мой взгляд, наказывать собаку нужно в том случае, когда нет возможности воздействовать на нее своевременно. Наказание должно быть не очень сильным (не болезненным), но длительным (многократные воздействия) и эмоционально-насыщенным, То есть неудовольствие от наказания, за счет его длительности и эмоциональной напряженности, должно хотя бы частично компенсировать то огромное удовольствие, которое собака получила, совершив то или иное безобразие. И все-таки, если позволяют условия, собаку желательно не наказывать, ведь своевременные отрицательные воздействия, используемые для коррекции поведения, во много раз эффективнее наказания.

Так как собака получает удовольствие сразу после совершения проступка, а наказание следует по прошествии некоторого времени, оно мало эффективно.

Для достижения более эффективного взаимодействия между человеком и собакой в процессе обучения и дрессировки, а также с целью "интеллектуального развития щенка, целесообразно использовать специальные методы формирования "языка".

Методика формирования специального языка общения.
Успех обучения зависит от скорости обмена информацией между дрессировщиком и собакой. Быстрое, своевременное чередование положительных и отрицательных объясняющих воздействий позволяет опытному воспитателю без каких-либо дополнительных слов объяснить собаке предъявляемые к ней требования. Однако для начинающего дрессировщика подчас это очень сложная, трудноразрешимая проблема. Движения и действия собаки настолько быстро сменяют друг друга, что "поймать" момент подкрепления ему не всегда удается. Помимо этого, при работе с собакой не всегда целесообразно или возможно воздействовать на собаку в нужный момент (например, когда она находится на удалении от хозяина), однако именно такая своевременность необходима, чтобы объяснить собаке, что она делает правильно, а что нет. Для этой цели я применяю специальные направляющие и объясняющие слова и звуки (сигналы), которые имеют для собаки вполне определенный, конкретный смысл. В целом, общение с собакой с помощью специальных сигналов напоминает известную детскую игру, в которой употребляются слова: "Тепло", "Теплее", "Еще теплее", "Горячо"; "Холодно", "Холоднее", и т.п.

В качестве направляющих используются любые эмоционально-окрашенные слова, настраивающие собаку на действия, активизирующие ее на взаимодействие с дрессировщиком. Например, "Работай!", "Давай, давай, давай" и т.п., а также полукоманды типа "Иди сюда", "Вот сюда", Садись", "Ложись", "Вставай" и т.п. Эти сигналы не должны означать для собаки обязательного выполнения какого-либо навыка, в соответствии с нормативом, а выполняют лишь вспомогательную роль на стадии обучения, и в дальнейшем используются и при повседневном общении с собакой. Объясняющие слова, используемые при обучении, бывают нескольких типов и в зависимости от их функционального назначения имеют различную смысловую нагрузку.

"Как научить собаку не тянуть поводок."
В.С. Варлаков

О трудных подростках написано много умных и полезных статей и книг, о трудных же собаках и о том, как их перевоспитывать, к сожалению, в литературе сведений практически нет - дрессировщики скрывают свои секреты. Попробуем дать несколько советов.

Перед вами двухмесячный щенок. Он игрив, беззаботен и беззащитен - этакий дурачок-попрыгунчик. Послушайте его владельцев: их рассказы о нем полны любви и умиления - эта вислоухая прелесть уже прокралась к ним в сердце...

В возрасте трех-пяти месяцев разговоры о щенке попрежнему полны умиления, но в них уже проступает и озабоченность, ведь у владельцев появились проблемы с его воспитанием. Щенок подрос, вытянулся, стал более активным и самостоятельным, но... менее послушным. Без специальных знаний с ним уже трудно справиться требуется вмешательство инструктора по дрессировке.

Наконец, долгожданная консультация. Масса вопросов и советов. Но вот парадокс: внимательно слушая советы, а подчас (что особенно удивительно) и записывая их, начинающие собаководы на самом-то деле крайне редко этим советам следуют. По-видимому, суть этого явления том, что каждый здравомыслящий человек, особенно взрослый, считает себя специалистом в целом ряде наук профессий (педагогика, психология, медицина, ветеринария и т.п.), в том числе и в вопросах, связанных с воспитанием и дрессировкой собак.

Полагаясь на свой здравый смысл, владельцы щенков редко пользуются советами профессионалов или же используют их по своему усмотрению. В результате их усилий к 8 - 12 месяцам (в зависимости от индивидуальных особенностей собаки) проблемы нарастают, как снежный ком, умиления в рассказах о любимце становится все меньше, а горечи все больше.

Как этого избежать? Ответ прост: любое дело, будь то вождение автомобиля, работа на компьютере или управление собакой, требует специальных знаний и усилий со стороны того, кто хочет его освоить. В отличие от самой совершенной машины, устройство которой изначально предопределено человеком, собака - существо живое, имеет сложный внутренний мир, обладает своей собачьей волей, хитростью, эмоциями и умением любить и ненавидеть. При управлении собакой в ответ на, казалось бы, одни и те же ваши слова и действия, может наблюдаться абсолютно разная реакция. Поэтому мало просто желать управлять собакой, нужно еще захотеть научиться видеть, понимать и предвидеть, т.е. научиться "читать" поведение собаки, понимать ее устремления и предугадывать их последствия.

Бесполезно сетовать и сокрушаться. Единственный путь решения возникших проблем, связанных с воспитанием собаки - ваши обдуманные и целенаправленные действия. Подчас проблемы, мучающие любителей-собаководов годами, с помощью специалиста решаются в течение нескольких часов или дней. Если собака психически здорова (а это должен определить инструктор по дрессировке) - вам можно и нужно еще помочь.

Очень часто, сами того не желая, начинающие собаководы вырабатывают у щенка дурную привычку тащить хозяина на поводке за собой. Это сильно портит их совместную жизнь, превращая ее подчас для владельцев собаки в добровольную каторгу, и каждая прогулка становится для хозяина пыткой.

Обучить собаку не тянуть вас намного легче, чем обучить ее идти рядом по команде. Этот навык в процессе в отработки значительно проще довести до уровня нормы поведения (т.е. такого, которое становится для собаки естественным, привычным), нежели навык "хождения рядом". Это объясняется тем, что границы формируемого навыка (т.е. что и по каким правилам надо делать) "хождения на свободном поводке" более просты и их легче соблюдать как дрессировщику, так и собаке.

Собака, взятая на поводок, не должна тянуть своего хозяина независимо от длины поводка, направления и темпа движения, а также места прогулки. При изменении направления движения дрессировщика собака должна также менять направление, следуя за ним.

Сигналом к изменению темпа или направления движения ей служит степень натяжения поводка, определенная субъективными ощущениями дрессировщика. Следует также отметить, что собака, обученная не тянуть поводок, при дальнейшем обучении намного легче и быстрее осваивает навык "хождения рядом".

Чтобы довести ваши требования до собаки с минимальными физическими затратами и не мучить ее понапрасну, прежде всего необходимо научиться управлять ею с помощью поводка. "Да я и так дергать умею!" - возмутитесь вы. И будете, скорее всего, не правы. Ведь, как показывает практика, в 95% случаев начинающие дрессировщики не умеют пользоваться поводком. Однако при должной тренировке и правильной технике даже хрупкая женщина и слабый ребенок могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение собаки. А при неумелом обращении с поводком и крупный мужчина оказывается подчас неспособным к эффективному управлению. К сожалению, субъективные ощущения не всегда отражают реальную подготовку и технику начинающего дрессировщика. Вот почему рекомендую осваивать технику воздействий поводком не на собаке, а на каком-нибудь модельном объекте - например, привязав поводок к забору или руке собственного мужа. Дергая забор, вы сами почувствуете силу вашего воздействия, а человек подтвердит или опровергнет ваше мнение.

Рывки поводка должны быть резкими, короткими, направляющими, но не тянущими. Важно запомнить, что независимо от длины поводка и количества производимых дрессировщиком рывков он должен быть всегда провисшим

Вспомните образ козы, которую тащат на веревке: как она, бедная, упирается и сопротивляется... Подобное же происходит и с собакой. Стоит хозяину натянуть поводок, как пес тоже вдруг начинает его тянуть, во всю собачью мощь, а стоит ослабить, так он тут же перестает это делать. Проверьте на собственном опыте, и вы убедитесь в моей правоте. Чем длиннее поводок, тем легче регулировать его длину, а значит проще научить собаку его не тянуть. Сила рывков должна нарастать постепенно - от слабых к более сильным.

Овладев техникой рывков, перейдем к практической дрессировке. Перед началом работы собаку необходимо приучить к "строгому" ошейнику специальной конструкции, для чего необходимо надеть его на собаку за 3 - 5 дней до начала работы и не снимать даже на ночь. "Строгий" ошейник должен сидеть плотно, однако более свободно, чем обыкновенный мягкий ошейник (так, чтобы под ошейник легко входило четыре пальца взрослого человека). Обычный ошейник вы так же, как и раньше, будете надевать, выходя на прогулку, и снимать, вернувшись с нее.

Специальный "строгий" ошейник, конструкция которого от обычных "строгих" ошейников отличается тем, что шипы, вызывающие у собаки неприятные ощущения, монтируют на обычный мягкий ошейник. Необходимость в такой конструкции ошейника вызвана тем, что если его надеть на собаку за несколько дней до начала работы, то собака "забывает" про него, так же, как мы с вами не ощущаем часы, надетые на руку. А это, в свою очередь, позволяет, при правильном подходе, намного проще перестраивать и создавать заново те или иные нормы поведения у собаки. Я считаю, что постоянное ношение такого "строгого" ошейника и правильное его применение не создает повышенного психоэмоционального напряжения у собаки и ее владельца, а следовательно, является гуманным средством, по сравнению с другими неприятными воздействиями, которые, к сожалению, необходимы при дрессировке собак.

I этап

"Следование за дрессировщиком"

Первые занятия с собакой проведем в уединенном месте, на небольшой площадке (полянке), где можно перемещаться в любом избранном вами направлении. Взяв собаку на поводок длиной 3-5 метров, начнем движение. Как только собака попытается натянуть поводок и привычно потащить вас за собой, произнесем кличку собаки (с призывной интонацией, но спокойным голосом) и произведем серию коротких, легких, но резких рывков, при этом замедлим свое движение вплоть до остановки, а затем поменяем направление. Меняя направления движения, мы должны добиваться следования собаки за собой, используя серии не сильных, но резких объясняющих и корректирующих воздействий (рывков), принуждающих собаку следовать за дрессировщиком. Рывки должны прекращаться сразу же, как только собака ослабит натяжение поводка, при этом мы ее восторженно хвалим, а время от времени, особенно тогда, когда она самостоятельно подходит к дрессировщику, даем лакомство. Это упражнение повторяем несколько раз подряд. Например, сначала мы пойдем прямо, пройдя метров пять, повернем налево, затем еще через 3-5 метров направо, потом пойдем в обратном направлении и т.д.

На этом этапе мы добиваемся от собаки, чтобы она следовала за дрессировщиком. Сигналом к следованию служит произнесение клички собаки. Важно запомнить, что как во время обучения, так и в процессе дрессировки для сохранения в целом положительного эмоционального фона во время занятий, с собакой непрерывно общаются (разговаривают) и когда она без принуждения меняет вслед за своим владельцем направление движения, хвалят своевременно, а когда упорно натягивают поводок, ругают. Каждый самостоятельный подход к дрессировщику подкрепляют кусочком.

Таким образом, подкрепляя желательное для нас поведение собаки приятными для нее ощущениями, мы тем самым формируем зону психического комфорта, которая находится в непосредственной близости от дрессировщика.

II этап

Переход от приема "Следование" к навыку "Хождение на провисшем поводке"

На следующем этапе обучения сигналом к началу нанесения неприятных для собаки воздействий (рывков поводком) будет избыточное натяжение поводка (т.е. кличку собаки мы уже не произносим). Рывки должны прекращаться, как только собака ослабляет натяжение поводка и следует за вами, при этом ее восторженно хвалят и дают лакомство. Однако если после похвалы она вновь начинает вас тянуть за собой, рывки поводка следуют тотчас же вплоть до ослабления натяжения. Собаку хвалят и дают лакомство. Таким образом, на втором этапе обучения мы объясняем собаке наши окончательные требования при формировании навыка хождения на свободном поводке, которые для нее должны означать следующее: "Пока ты меня за собой не тянешь и следуешь за мной, тебе будет хорошо, тебя не будут дергать поводком, а будут хвалить и давать лакомство". Первые два этапа обучения мы должны с собакой пройти на первом занятии (продолжительностью около 2 часов), В результате первого занятия мы должны добиться следования собаки за дрессировщиком на свободном поводке. При этом длина поводка во время работы с собакой меняется: его делают то длиннее, то короче (от 3-5 до 10 метров). На отдельных участках трассы начинают вводить небольшие прямолинейные участки движения.

Последующие занятия будем проводить в разных местах - от менее сложных к более сложным ситуациям. Необходимо помнить, что собака, независимо от места занятий и характера обстановки, должна всегда находиться на специальном "строгом" ошейнике. (Как правильно использовать этот ошейник, описано в конце статьи), при этом принцип управления ее поведением не меняется.

Однако следует заметить, что наши с вами усилия по отработке у собаки навыка "Хождение на свободном поводке" с использованием "строгого" ошейника не дает никаких гарантий, что она не будет вас тащить за собой, как только вы пристегнете поводок к "мягкому" ошейнику. Для того чтобы собака не тянула вас за собой, находясь на "мягком" ошейнике, перейдем к следующему этапу работы.

III этап

"Хождение на провисшем поводке"

На следующем этапе работы используем сочетание воздействий "мягкого" и "строгого" ошейников. Для решения этой задачи необходимо пристегнуть два поводка (желательно разного цвета) один на "мягкий" ошейник, другой на "строгий. Теперь если собака попытается вас потянуть за собой, вы сначала произведете рывок поводком, пристегнутым к "мягкому" ошейнику, и с интервалом 0,5-1,0 секунду - рывок поводком, пристегнутым к "строгому". Постепенно интервал между воздействиями "мягким" и "строгим" ошейниками необходимо увеличить до 3-4 секунд, одновременно увеличив силу рывков. При этом нужно учитывать, что этот переходный этап может быть достаточно длительным, особенно если собака имеет значительный негативный опыт.

Важно также помнить, что сила негативных воздействий (рывков) по мере совершенствования навыка должна возрастать, а их количество уменьшаться. Набор ситуаций, в которых происходит формирование и отработка навыка, должен быть разнообразным, а их усложнение постепенным. Если на первом и втором этапах работы мы постоянно меняли траекторию движения, то на третьем этапе преобладает в основном прямолинейное движение. Нагрузка на собаку также должна дозироваться. Первоначально один сеанс работы должен длиться не более 5-7 минут, однако за время гуляния таких сеансов может быть несколько. Постепенно врем работы доводится до получаса и более.

После окончания каждого сеанса работы собаку либо отпускают на свободу (т.е. с поводка), подав ей предварительно команду: "Гуляй!", либо, перестегнув поводок на "мягкий" ошейник, подают команду: "Вперед!" Команда "Вперед" должна означать для собаки примерно следующее: "Сразу после команды "Вперед!" тащи меня за собой что есть мочи!" То есть после вашей команды "Вперед!" собака имеет полное право тащить вас за собой вплоть до отмены этой команды, что позволяет ей в процессе физической работы отдохнуть (разрядиться), а вы тем самым формируете у нее полезный навык - "Буксировка".

После того как независимо от ситуации (без применения отрицательных воздействий) собака ходит на провисшем или слабо натянутом поводке, навык можно считать отработанным. Однако нужно помнить, что главной задачей вашей работы является отработка навыка до такого уровня, когда его выполнение проходит без внутреннего (психического) сопротивления собаки, т.е. становится для нее вновь сформированной нормой поведения. Другими словами, вы должны не снимать "строгий" ошейник до тех пор, пока не увидите, что независимо от ситуации, темпа вашего движения, его направления и длины поводка в течение длительного времени нет необходимости в его применении.

После отработки у собаки навыка "Хождение на провисшем поводке" формирование у нее навыка "Хождение рядом", займет у вас очень мало времени и поможет создать еще больший комфорт во время ваших совместных прогулок.

"Несколько слов об обучении, дрессировке и воспитании".
В.С. Варлаков

К сожалению, многие владельцы собак не задумываются о сущности процесса обучения и по незнанию путают его с воспитанием и дрессировкой. Смешение этих понятий приводит к проблемам, создавая дополнительные трудности в работе с животным.

Например, несвоевременное предъявление к собаке завышенных требований на этапе обучения вызовет у животного состояние эмоционального стресса. В результате собака начнет избегать процесса обучения и контактов с дрессировщиком или же станет агрессивной. Запоздалое подчинение собаки и повышение требований к чистоте выполнения давно уже освоенных навыков также могут сопровождаться ее подавленным состоянием или агрессией. Особенно важно разграничить эти понятия при работе со щенком и молодой собакой - ведь у воспитания и дрессировки разные цели.

При обучении собака, чтобы достичь желаемого (например, лакомства), совершает определенную, требуемую дрессировщиком, работу. Однако необходимо понимать, что по приказу учителя она будет выполнять то, чему ее научили, лишь тогда, когда их интересы будут совпадать.

Для того чтобы собака выполняла команды дрессировщика безотказно, необходимо следующий этап - дрессировка - процесс установления желательного типа отношений между дрессировщиком и собакой, а также отработка навыков в соответствии с установленным нормативом.

Всякая отдрессированная собака обязательно так или иначе обучена, но далеко не всякая собака отдрессированна. Разница между ними заключается в том, что последняя выполняет команды дрессировщика по своему желанию.

Воспитание - это целенаправленный процесс формирования человеком у щенка вполне определенных норм поведения в семье, на улице, по отношению к окружающим его собакам, другим животным, людям и разнообразным условиям внешней среды, а также установление оптимальных взаимоотношений между членами семьи и взрослеющей собакой. Воспитанная собака может мало знать и уметь, но при этом ведет себя весьма благородно, так как ей известны правила хорошего тона, и тем самым она не создает проблем своему хозяину и окружающим.

На практике обучение, воспитание и дрессировку грамотный инструктор осуществляет практически одновременно, ставя лишь различные задачи перед собой и собакой. Однако он никогда не будет предъявлять к собаке новых требований, пока та не поймет смысла ранее поставленной перед ней задачи. Активно используя различные приемы, дрессировщик незаметно для собаки подчинит ее своей воле, добьется безотказного выполнения освоенных ею навыков и сформирует желательные для него и окружающих нормы поведения. Методы обучения служат дрессировщику своеобразным инструментом, которым он пользуется для решения задач в процессе целенаправленного воспитания и дрессировки.

До недавнего времени в специальной литературе рассматривался лишь один вид обучения - "условно-рефлекторный" и почему-то признавался как единственно возможный. А самом деле их несколько.

Привыкание - один из наиболее простых видов обучения. Он характеризуется не появлением новой реакции (нового поведения), а утратой ранее имевшихся.

Условно-рефлекторное обучение характеризуется появлением у собаки простых поведенческих реакций, сходных с врожденными, и определенных эмоциональных состояний в ответ на действия специальных и обстановочных сигналов (условных раздражителей), а также факторов времени. Следует отметить, что при условно-рефлекторном обучении собака пассивна и получает знания неосознанно. Важной чертой условного рефлекса является ассоциация собакой условного сигнала (команды), с применяемым воздействием (например, боль, пища, ласка).

Помните, что независимо от того, какие способы обучения вы применяете, эффект условно-рефлекторного обучения будет им сопутствовать и формировать те или иные эмоциональные состояния собаки, которые самым непосредственным образом влияют на успех работы в целом.

Инструментальное обучение лишено условного раздражителя, если не рассматривать в качестве такового окружающую обстановку. Кроме того, собака является активным участников процесса обучения и оказывает те или иные воздействия на окружающую среду.

При оперантном обучении собака действует достаточно активно. Она запоминает и отбирает любые полезные для себя действия (операнты), хотя в начале обучения первые действия животного, как правило, случайны.

Ассоциативное обучение основано на способности собаки обучаться, улавливая связи между событиями и свойствами предметов, то есть устанавливать ассоциации. Классическим примером может служить процедура обучения собаки выборке вещей по образу запаха и работа собаки по следу человека. А в принципе ассоциативного обучения построены многие приемы переноса навыков, подчас совсем не похожие на исходные.

Инсайт (с англ. insight - постижение, озарение) - вид обучения, при котором решение задачи собакой происходит внезапно, на уровне озарения, как плод предварительных "размышлений".

Латентное (скрытое) обучение собаки наблюдается того, когда без видимого положительного или отрицательного подкрепления она приобретает полезные знания об окружающем ее мире.

Аффективное обучение - обучение в состоянии сильного эмоционального потрясения, сопровождающегося обычно чувством страха у собаки и невозможностью контролировать собственное поведение. Животное обучается мгновенно, запоминая, как бы "запечетлевая" ситуацию в целом (или же вычленяя значимый элемент ситуации) и то поведение, с помощью которого ей удалось ее избежать. Последствия аффективного обучения проявляются, лишь когда собака вновь сталкивается с отдельными элементами (или ситуацией в целом), породившими сам аффект. Важно понимать, что проявление этого поведения (например, агрессии или паники) происходит без участия сознания собаки. Вот почему исправлять последствия аффективного обучения очень сложно.

Подражание - это обучения (обычно неосознаваемое), характерное прежде всего для молодых особей, когда, наблюдая за поведением других, собака перенимает и навыки и привычки.

Наиболее часто этот вид обучения используется дрессировщиками при подготовке собак для караульной и пастушьей служб.

Описанные виды обучения отражают лишь внешнюю сторону процесса усвоение знаний. Как показывают эксперименты, внешне одинаковое поведение может быть сформировано на разных уровнях восприятия и обработки информации.

Обучение собаки при соблюдении определенных правил способствует ее лучшему развитию и адаптации к среде обитания. В зависимости от вида обучения происходят более или менее длительные и устойчивые изменения в индивидуальном поведении собаки.

Валерий Варлаков

С другой точки зрения (получившей широкое распространение в нашей стране и за рубежом), собаку нужно дрессировать с помощью ласки и уговоров, без принуждения со стороны дрессировщика. Эти расхождения во взглядах вызваны, по-видимому, отсутствием единых представлений о степени гуманности тех или иных методов дрессировки. Ключ к пониманию возникших противоречий, как мне кажется, находится в буквальном переводе слова «гуманное»: «человечное», «человеческое». И смысл этого перевода перенесен почти автоматически на отношения между людьми и животными.

Специалистам, изучающим жизнь псовых в естественной среде обитания, хорошо известно, что существуют представления о моральных и этических аспектах человеческих отношений, совершенно неприемлемые для оценки характера взаимоотношений между животными. По моему мнению, в бытующее представление о гуманности отношений к собаке необходимо внести некоторые коррективы. Настало время, когда на понятие гуманности необходимо взглянуть не только с позиции человека, но и с позиции собаки. Без знания основных этологических и экологических видовых особенностей поведения и учета законов социальной организации стай псовых человек не сможет правильно, а следовательно, гуманно строить отношения с собакой. То, что с позиции человека кажется гуманным и соответственно не жестоким, с точки зрения собаки может быть крайне жестоко. Ведь в стаях диких псов своя мораль и своя этика – собачья.

Исходя из гуманных методов дрессировки, советуем применять воздействия, не вызывающие длительного, болезненного психоэмоционального напряжения (стресса) у собаки, и негативных изменений в отношениях между дрессировщиком и собакой.

Думаем, что гуманными для собаки будут воздействия, характеризующиеся следующими признаками:
* понятные
* адекватные по силе
* адекватные по продолжительности
* привычные
* этологически значимые
* обезличенные.

Понятными для собаки являются те действия и воздействия дрессировщика, которые трактуются ею однозначно. Казалось бы, нет более гуманного метода дрессировки, чем пищевой (или вкусопоощрительный), однако и применяя его, можно с успехом мучить собаку. Вот простой пример, весьма часто встречающийся на практике.

Вы хотите научить щенка ложиться по команде. Обычно при правильной работе собака решает эту задачу в течение 5-10 минут. Однако для начинающего дрессировщика сложность состоит в том, что, используя принципы оперативного обучения, подкрепление необходимо давать строго в определенный момент времени. Если у вас нет четкого плана работы со щенком и вы либо опаздываете подкреплять его действия, либо подкрепляете их преждевременно, собака не сможет понять поставленную перед ней задачу. В ответ не непонятные для нее действия хозяина собака обычно проявляет бурный эмоциональный протест, а затем отказывается от работы. Если вы вовремя не перестроитесь, то в дальнейшем ваш питомец постарается избежать ситуаций, связанных с обучением навыку укладки. Это произойдет потому, что нерезультативное поведение приводит к психоэмоциональному напряжению.

В процессе работы с собакой необходимо постоянно помнить, что решение ею, казалось бы, простой с точки зрения человека задачи подчас представляет для нее тяжелую работу, сопровждающуюся большим нервно-психолоческим напряжение.

Непродуманные, непривычные для вашего питомца, неприятные воздействия, например сильные рывки поводком, часто вызывают у него непонимание и подавленное состояние, а иногда и агрессию, направленную на хозяина. Такие воздействия негуманны не только по отношению к собаке, но по отношению к дрессировщику. Хотя с позиций существующих представлений они гуманны, так как производятся ч помощью рывков обычным поводком с мягким ошейником.

Сила и продолжительность воздействий в процессе работы с собакой должны меняться в зависимости от возраста животного, тренированности, породных и индивидуальных особенностей, этапа обучения и дрессировки.

К негуманным действиям можно отнести и случаи, когда дрессировщик постоянно в процессе дрессир







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.