|
Подготовка к овладению грамотойВ процессе овладения, фонетической стороной речи в занятия постепенно включались упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделить звуки, из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития. 1 период обучения Индивидуальная и подгрупповая работа проводилась ежедневно, фронтальные занятия по произношению – 2 раза в неделю. На фронтальных занятиях изучались гласные звуки, доступные по артикуляции согласные звуки: а, у, ау, и, о, э, ппъ, т, ккь, птк, ауои, ы, йот, ль, йот – ль. В течение первого периода обучения детей учат четко, даже утрированно воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.
Развитие слуховой дифференциации звуков речи Рассмотрим подробнее содержание работы по преодолению той формы нарушений зукопроизношения, которая связана с неразличением звуков на слух, поскольку всю необходимую помощь ребенку в большинстве случаев здесь могут оказать сами родители. С целью преодоления этой формы нарушений звукопроизношения необходимо научить ребенка различать на слух заменяемые им в речи звуки. Для этого нужно.любыми возможными способам и довести до сознания ребенка разницу в их звучании. Здесь используется прием специального подчеркивания, даже утрирования имеющихся различий. Легче всего это сделать путем отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы. Например, звук З можно отождествить с писком комара или со звуком, издаваемым звонком; Ж – с жужжанием жука; С – со свистом или со звуком вытекающей из крана воды; Ш – с шумом листьев на дереве во время сильного ветра и т.п. В ходе таких упражнений взрослый продолжительно и достаточно громко произносит то звук З, то звук Ж, после чего каждый раз спрашивает ребенка: «Кто это, жук или комар?» Или после попеременного произнесения звуков С и Ш ставится такой вопрос: «Что это, лес шумит или водичка из крана бежит?» Например, в стихотворении «Свист и шум» по принципу противопоставления «обыгрываются» звуки С и Ш. В двух первых четверостишиях дано «нагнетание» звука С, что позволяет лучше уловить особенности его звучания, в двух следующих четверостишиях – звука Ш. В последнем четверостишии противопоставляются оба эти звука и подводится общий итог в отношении особенностей их звучания (один звук – свист, другой – шум). Свист и шум В словах на «с» – повсюду свист, Он слышен здесь прекрасно: «Собака», «сумка», «сахар», «лист». Теперь тебе все ясно? Так ветер осенью свистит, Стучась в стекло с разбегу, И свистом словно говорит: «Насыплю скоро снегу!» В словах на «ш» – совсем не то, Тут шум сплошной мы слышим: «Шалаш», «подушка», «решето», «Шуршим», «решаем, «пишем»… Так на ветру шумит камыш, Шипит наш кот со звуком «ш», И если мышку уследишь, То тоже ты услышишь «ш-ш-ш».. Чтоб «с» услышать в слове «лист», Запомни ты без долгих дум, Что в звуке «с» – один лишь свист, А в «ш» – шипенье, шорох, шум! В стихотворении «Свист и цокот» аналогичным образом сравнивается звучание звуков С и Ц, отождествляемых, как и в предыдущем случае, с неречевыми звуками. Здесь звуки противопоставляются в каждом четверостишии, а в последнем из них как бы в качестве проверки детям предлагается задание на различение С и Ц. Особое внимание здесь следует обратить на более протяжное звучание С по сравнению с Ц. Свист и цокот Звук «с» – это просто свист, Он плавно, спокойно звучит: «Собака», «сосулька», «лист», А «ц» – как цокот копыт. Звук «с» мы можем тянуть, Послушайте: «с-с-с», «с-с-с», «с-с-с». А «ц» спешит «улизнуть», Срывается – «ц», «ц», «ц». Тревожен цокот копыт, И звук их отрывист и строг. Подкова о камень стучит «Цок-цок», «цок-цок», «цок-цок» И чтобы точно узнать, Где «с», а где «ц» звучит, Старайся ухом поймать То свист, то цокот копыт. Теперь попробуй понять. И правильный дать ответ, Где цокот, где свист прозвучат В словах «сок-цок» и «свет-цвет»?
Последние слова должны быть отдельно предъявлены ребенку для слухового восприятия. То же самое должно делаться и во всех других подобных случаях. В стихотворении «Звонок и жук» подчеркивается различие в звучании звуков З и Ж. В первой части стихотворения нагнетаются слова со звуком З, во второй - со звуком Ж. При этом указывается и на основные различия в звучании звуков (звук З - более высокий и более звонкий, а Ж звучит ниже и несколько глуше). Звонок и жук Звенит, звенит, звенит звонок! Зовет, зовет он на урок! Звонка призывный звучный звон Созвал друзей со всех сторон. В звонке высокий, звонкий звук, Он разливается вокруг. Тот звук ты мысленно прикинь: «Дзынь-дзынь», «дзынь-дзынь», «Дзынь-дзынь», «дзынь-дзынь»! Запомни тот задорный звон, Он с детства каждому знаком, Он к знаньям весело манит, В ушах звенит, звенит, звенит... Когда же зажужжит вдруг жук, То у жука пониже звук, И глуше будет жук жужжать, Как будто жук слегка прижат. Жука жужжанье нас тревожит, Мы ждем, что жук ужалить может, Но жук живет совсем без жала, Напрасно жук жужжит, пожалуй! В стихотворении «Шелк - щелк» противопоставляются звуки III и HI и подчеркиваются особенности их звучания. Затем в качестве проверки - детям предлагается задание на слуховую дифференциацию двух слов, различающихся только этими звуками (здесь имеется в виду ленинградский, то есть «взрывной» вариант произнесения звука Ш). Шелк – щелк «Пещера» и «ящик», «Кощей» и «щенок» – Здесь слышится «щ», несомненно, В словах же «машина», «мешок» и «шнурок» Звук «ш» мы уловим мгновенно. «Трещать» и «пищать», «помещать» и «вращать», «Выращивать», «щелкать» и «щупать», А также еще «ощущать», «навещать», – Здесь «щ» можно сразу «прощупать». В других же словах - «шутим», «пишем», «шумим», «Решаем», «шагаем» и «дышим», А также «спешим», «совершим», «насмешим» - Звук «ш» мы отчетливо слышим. Звук «ш» словно тише, он только шипит, Как мышка шуршит осторожно, А в «щ» еще что-то прощально трещит И щелкает как-то тревожно. И чтоб не оставить звук «ш» для щенка, Понять в этих звуках толк, Научимся шум отличать от щелчка, Послушайте: «шелк – щелк»!
В стихотворении «Капли-барабаны» сначала противопоставляются группы звонких и глухих согласных в целом, а затем – последовательно каждая из шести пар этих звуков: П – Б, Т – Д, К – Г, Ф – В, С – З, Ш – Ж. В конце стихотворения подводится общий итог, где еще раз подчеркивается основной различительный признак в звучании звонких и глухих согласных (громко – тихо). При чтении этого стихотворения все отдельные согласные звуки должны произноситься без всяких призвуков («п», а не «пэ», «б», а не «бэ», и т.д.). Капли – барабаны Глухие звуки звучат глухо, Голоса в них нет. Звонкие звуки тревожат ухо, В них скрыт особый секрет. Послушаем вместе: «пугаться», «пускать», Здесь голоса нет в звуке «п», А в слове «бороться» и в слове «бежать» Слышится звонкое «б». Можно все звонкие прокричать, Попробуем: «б», «в», «г»! Глухие же можно лишь прошептать, Послушайте: «п», «ф», «к»…
В стихотворении «Нежный или злой»? обыгрываются мягкие и твердые согласные и подчеркиваются основные различительные признаки каждой из этих групп звуков (мягкие согласные, по сравнению с твердыми, звучат несколько выше и протяжнее, продолжительнее). В конце стихотворения также дается проверочное задание для. детей. Нежный или злой Есть мягкие звуки и твердые звуки, Их можно легко смешать, Но чтобы не вышло подобной штуки, Научимся их различать. Мягкие звуки звучат повыше, Звучанье у них нежней, А твердые – словно грубее и ниже, Как будто твердые - злей. Послушай, как ласковы мягкие звуки: «Ель», «капель», «мель», «метель». Они как нежные мамины руки, Что ласково стелют постель. Твердый звук обрывается резко. Послушайте: «стол», «укол»! Для нежности нет в этом звуке места, Скорее – он даже зол. Он строг и отрывист, звучит очень кратко, Как двери тревожный стук. Уходит он быстро, совсем без оглядки, Послушайте: «молот», «лук»! А мягкий звук задержать еще можно, Он не спешит уходить, Прощается с нами он осторожно, Его мы можем продлить. Послушайте: «свежесть», «близость», «весть» – Здесь все протяжно звучит, Как будто у звуков желание есть Чуть-чуть попозже уйти. Давайте отыщем мягкие звуки В группе предложенных слов: «мель – мел», «брать – брат», «кровь – кров».
Для противопоставления звуков Р и Л могут быть использованы такие четверостишия: Звук «л» он словно ласкает слух, Послушайте: «голос», «мел», А «р» так громко прорвется вдруг, Как грозный гром прогремел!
После того, как ребенок уловит различие в звучании заменяемых им в речи звуков, нужно прочно закрепить этот навык в ходе выполнения специальных заданий. Все эти задания рассчитаны на то, чтобы внимание ребенка было постоянно привлечено к нужной паре звуков. Перечень игр и упражнений в приложении № 4.
Планирование работы по периодам обучения
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|