Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Результаты сравнительного анализа констатирующего и контрольного экспериментов





 

Цель завершающего этапа исследования состояла в изучении результатов коррекции фонематических представлений детей с ФФН речи по окончании формирующего эксперимента.

Задачи завершающего этапа исследования

1. Выявить особенности состояния фонематических представлений старших дошкольников по окончании формирующего эксперимента;

2. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы;

3. Провести сравнительный анализ полученных результатов;

Контрольный эксперимент проводился по тем же методикам, что и констатирующий с детьми экспериментальной группы. Проведем анализ полученных результатов.

1. Состояние звукопроизношения

Сравнительный анализ состояния звукопроизношения после коррекционной работы представим в таблице

Таблица 6.

Состояние звукопроизношения

Имя ребенка Звуки
С С’ З З Ц Ш Ж Щ Д Д Р Л Х
Аня К. м/з + М/з + м/з + м/з + + + + + + + Горл. + - +
Витя Е. + + + + + Искаж - + Искаж + + + - + +
Таня А. + + Бок + Бок + + + + + + + + - + - -
Слава Х. м/з + м/з + + + + + + + + + - - + +
Оля Т. м/з + м/з + + + + + + + + + + - + +
Тимур Г. + + + + + + + + + + Горл + + +
Карина А. + + + + + Искаж + + Искаж + + + + + +
Вова Г. + + + + + + + + + + + - + +
Валера Б. м/з + М/з + м/з + м/з + + + + + + + + + +
Павел Д. м/з + М/з + + + + + + + + + + - + +

 

Итак из таблицы видно, что у основной массы детей – у Ани, Оли, Тимура, Вова, Валеры, Павла все звуки поставлены, но требуется дальнейшая работа по автоматизации и дифференциации звуков.

Витя - путает [с] [ш], требуется работа по дифференциации.

Таня - поставлены [з] [з’], путает [ч] [щ] работа по дифференциации, нет [р] [х].

Слава – поставлены [с] [с’], нет [р].

Карина – поставлены [ш] [щ’], но требуется работа по дифференциации [с] - [ш],


2. Исследование языкового анализа и синтеза

Рассмотрим состояние фонематического восприятия испытуемых:

Таблица 7.

Особенности фонематического восприятия

Имя ребенка Констатирующий этап Контрольный этап
Особенности восприятия слогов Особенности восприятия слов Особенности восприятия слогов Особенности восприятия слов
  Аня К.        
  Витя Е.        
  Таня А.        
  Слава Х.        
  Оля Т.        
  Тимур Г.        
  Карина А.        
  Вова Г.        
  Валера Б.        
  Павел Д.        

 

Итак, из таблицы видно, что у всех детей экспериментальной группы отмечается улучшение состояния фонематического восприятия.

Аня К.- Лучше стала различать звуки: та и да, на и ба. Не путает: ка, га.

Витя Е.- Лучше стал различать звуки: та и да, на и ба. Не путает: ка, га.

Таня А. Все звуки поставлены. Слышит правильно.

Слава Х. – не приглушает звуки г и д. Иногда путает па и ба.

Оля Т. - Все фонемы слышит правильно.

Тимур Г. - Лучше стал различать звуки: та и да, на и ба. Не путает: ка, га

Карина А. - Приглушает звук Г. Озвончение Д исчезло.

Вова Г. - Все звуки поставлены. Слышит правильно.

Валера Б. - Все фонемы слышит правильно.

Павел Д. - Все фонемы слышит правильно.

Затем мы провели исследование языкового анализа детей. Отразим полученные данные в таблице:

Таблица 8.

Особенности языкового анализа детей с ФФНР

 

ФИО Анализ состояния предложения Слоговый анализ и синтез Фонематич. анализ Фонематич. синтез Фонематич. Предст-ия Средний балл
начало конец начало конец начало конец начало конец начало конец начало конец
Аня К.                     1,8 2,8
Витя Е.                       2,8
Таня А.                     1,6 2,6
Слава Х.                       2,4
Оля Т.                     0,8 2,4
Тимур Г.                     1,8  
Карина А.                     1,6  
Вова Г.                     1,6 2,8
Валера Б.                     1,6 2,8
Павел Д.                     0,8 2,2

 

Представим полученные результаты в диаграмме:

 

Диаграмма 4.

Состояние языкового анализа и синтеза у детей с ФФН

Максимальный средний балл за выполнение всех заданий ребенка – 3 балла.

Итак, из диаграммы наглядно видно, что у всех испытуемых отмечается улучшение состояния языкового анализа по всем параметрам. Низкий и средний уровень результат не отмечен ни у кого; у 2 детей –Тимур и Карина, – показали самый высокий результат в пределах - 3 балла. Остальные 8 человек показали результат в пределах нормы.

Состояние речевых процессов по окончании коррекционной работы отразим в диаграмме:

Уровни развития языкового анализа у детей с ФФНР:

0-2 балл – низкий уровень;

1-2 балла – средний уровень;

2-3 балла – высокий уровень

 

 

Диаграмма 5.

Уровень овладения языковым анализом и синтезом по окончании формирующего исследования

10 детей – 100%

1 ребенок – 10%

Таким образом, изучение состояния языкового анализа и синтеза на контрольном этапе позволило сделать вывод, что по окончании коррекционной работы уровень данного показателя приблизился к норме у всех детей группы – 100%.

В целом по исследованию можно сделать вывод:

· Практически все дефектные звуки у испытуемых поставлены, но требуется дальнейшая работа по их дифференциации;

· Все фонемы речи правильно слышатся детьми, но осталось озвончение и приглушение отдельных звуков;

· Дети научились определять кол-во слогов, букв и звуков в слове, лучше определяет границы предложения.

 

 

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ

Целью формирующего этапа исследования былакоррекция фонематических процессов посредством игр, занятий и упражнений.

На основании полученных данных нами была разработана программа по развитию фонематических представлений. Система занятий была построена на основе программ обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, разработанных Филичевой Т.Е., Чиркиной Г.В. (1993).

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития строится с учетом общедидактических и специфических принципов обучения. Эксперимент проводился в течение четырех месяцев.

В ходе эксперимента использовались две формы работ – индивидуальная и фронтальная. Количество фронтальных логопедических занятий по формированию: в I периоде – 2 за­нятия, во II – 3, в III – 4 занятия. Фронтальные логопедичес­кие занятия проводились с 9 ч до 9 ч 20 мин, а воспитательные занятия – с 9 ч 30 мин до 9 ч 50 мин.

По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез с целью изучения результатов коррекции фонематических представлений детей с ФФН речи. В ходе контрольного эксперимента использовались те же методики что и в констатирующем исследовании. Анализ результатов завершающего этапа исследования показал, что:

· Практически все дефектные звуки у испытуемых поставлены, но требуется дальнейшая работа по их дифференциации;

· Все фонемы речи правильно слышатся детьми, но осталось озвончение и приглушение отдельных звуков;

· Дети научились определять кол-во слогов, букв и звуков в слове, лучше определяет границы предложения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, пока­зал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом разви­тии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти де­ти составляют основную группу риска по неуспеваемости, особен­но при овладении письмом и чтением. Основная причина – недо­статки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, ус­тойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Целью нашего исследования было выявление особенностей формирования у детей дошкольного возраста фонематических представлений, разработка и апробация методики коррекционной работы.

Мы предположили, что формирование фонематических представлений у детей с ФФН будет эффективным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей развитие фонематической и фонетической стороны речи.

Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы показал, что первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого и начале второго месяца жизни. Последующее развитие функции слухового анализатора на втором и третьем году жизни ребенка, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи ко все более дифференцированному.

- Развитие фонематического слуха, его совершенствование продолжается и у взрослых людей. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

- У детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формиро­вании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Целью констатирующего этапа исследования быловыявление способности осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане на основе представлений у детей дошкольного возраста с ФФНР.

Эксперимент проводился на базе МДОУ №7 «Елочка» г. Кумертау. Для эксперимента была сформирована группа детей дошкольного возраста. В экспериментальную группу вошли дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. При исследовании особенностей развития фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи использовались тесты, предложенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной..

Констатирующий этап исследования проходил в два этапа:

I.Обследование звукопроизношения:

II.Исследование языкового анализа и синтеза:

В целом по констатирующему исследованию можно сделать следующие выводы:

· у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи встречаются нарушения звукопроизношения виде сигматизма, на втором месте ламбдацизм и ротацизм, и реже всего встречаются искажения звуков;

· все 10 человек экспериментальной группы продемонстрировали нарушения фонематического восприятия в виде замен и невозможности различения на слух предъявляемых слогов;

· изучение состояния языкового анализа и синтеза показало, что у большинства детей (70%) отмечается средний уровень развития анализа и синтеза, 30% - показали низкий уровень владения языковым анализом и синтезом. Высокий уровень не был выявлен ни у кого;

· нарушено четкое восприятие речевого потока, они не могут выделить законченные в смысловом отношении единицы речи.

· дети затрудняются определит количество слогов с слове;

· Неправильно определяют в составе слова количество звуков и букв.

· в ходе исследования было установлено, что у детей наблюдались различные виды специфических ошибок. Следует сказать, что среди спе­цифических ошибок большую часть состав­ляют ошибки языкового анализа и синтеза. На втором месте - ошибки фонематическо­го характера. Ошибок языкового анализа и синтеза характеризуются тем, что происходят замены букв, соответствующих артикуляторно или акустически близким звукам.

Целью формирующего этапа исследования былакоррекция фонематических представлений посредством игр, занятий и упражнений.

На основании полученных данных нами была разработана программа по развитию фонематических представлений. Система занятий была построена на основе программ обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, разработанных Филичевой Т.Е., Чиркиной Г.В. (1993).

В ходе эксперимента использовались две формы работ – индивидуальная и фронтальная.

По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез с целью изучения результатов коррекции фонематических представлений детей с ФФН речи. В ходе контрольного эксперимента использовались те же методики что и в констатирующем исследовании. Анализ результатов завершающего этапа исследования показал, что:

· Практически все дефектные звуки у испытуемых поставлены, но требуется дальнейшая работа по их дифференциации;

· Практически все фонемы речи правильно слышатся детьми, но осталось озвончение и приглушение отдельных звуков;

· Дети научились определять кол-во слогов, букв и звуков в слове, лучше определяет границы предложения.

Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась: формирование фонематических представлений у детей с ФФН оказалась эффективным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей развитие фонематической и фонетической стороны речи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.

2. Алтухова Н.Г. Звуковая мозаика. Как эффективно подготовить ребенка к школе. – Спб: Лань, 1998.

3. Актуальные проблемы логопедии.//Сборник научных трудов. - М. – 1980.

4. Амбрукайте И.А. Основы дефектологии для родителей аномальных детей // Дефектология. – 1981. – № 5.

5. Бахтина Л.А. Формы участия семьи в работе по устранению недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология.– 1984. – №6

6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении письму. – Тула: Арктоус, 1997.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

8. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – М., 1970.

9. Варга А.Я., Смехов В.А. Коррекция взаимоотношений детей и родителей //. Вестник МГУ. Психология. – 1986. – № 4.

10. Баренцева Н. С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у до­школьников. – М., 1997.

11. Венгер А.Л. Родители просят совета. – М., 1981.

12. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – Том 2. – М., 1960.

13. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском Саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

14. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. – М., 1987.

15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушения речи у дошкольников. – М., 1990.

17. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

18. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фо­нематического строя речи. – М., 1978.

19. Ковалев А. Г. Психология личности. – Л., 1963.

20. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.

21. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос,1998.

22. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М: Просвещение, 1968.

23. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). – М., 1951.

24. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998.

25. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. –М.,1997.

26. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1976.

27. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.,1991.

28. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М., 1995.

29. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.

30. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Сели­верстова. – М., 1997.

31. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.

32. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков. – М.: Росмен – Пресс, 2004.

33. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

34. Спирова Л.Ф. Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1985.

35. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997.

36. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического вос­приятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

37. Туманова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991.

38. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.

39. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошко­льников. – М., 1993.

40. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М., 1993.

41. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе. – М., 1991.

42. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недораз­витием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

43. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Воспита­ние и обучение. – М., 1999.

44. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном дет­ском саду. – М., 1987.

45. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

46. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.

47. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1996.

48. Швачкин Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

49. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1995.

50. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М., Просвещение, 1984.

51. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М, Аркти, 1999.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.