Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос №28 Нормативно-правовые основы социально-педагогической





Вопрос №28 Нормативно-правовые основы социально-педагогической

Деятельности

Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания. Международный уровень нормативно-правовых основ социально-педагогической деятельности представлен, прежде всего, Конвенцией ООНо правах ребенка (1989).

Конвенция — международный договор, соглашение по какому-либо специальному вопросу.

Данный документ, в своем роде единственный, охватывает широкий круг вопросов, касающихся законных прав и условий существования детей. Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Она призывает ратифицировавшие ее государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни.

Согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Охватывая весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она показывает, что необходимая ребенку для развития его интеллектуальных, моральных и духовных способностей свобода зависит в первую очередь от здоровой и безопасной окружающей обстановки, доступа к здравоохранению и обеспечения минимальных норм в отношении питания, одежды и жилища. Отсутствие дискриминации является важным принципом Конвенции: дети должны пользоваться своими правами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и места рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Конвенция расширяет рамки прав человека, защищая детей от всех форм эксплуатации, рассматривая вопрос о детях представителей национальных меньшинств и групп коренных народов, а также проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях. Она содержит конкретные положения о защите прав детей, вовлеченных в преступную деятельность. Конвенция признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а также обязанность государства помогать им в выполнении их обязанностей. Согласно данному документу основные права ребенка — право на выживание, право на развитие и право на защиту.

К основным международным договорам, связанным с проблемой защиты прав детей, можно также отнести: Всемирную Декларацию и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990), Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (1985), Конвенцию о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей (1980), Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления (1993), Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974) и др.

Федеральный уровень представлен пакетом нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) (1995). Как указано в этом документе, необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор следующих приоритетных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей:

• укрепление правовой защиты детства (деятельность по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, по усилению защиты личных и имущественных прав детей и подростков в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями и отношениями собственности);

• поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей (создание условий для улучшения материального положения семей с детьми, развитие системы социального обслуживания семьи, увеличение видов предоставляемых семье социальных услуг, обеспечение условий семейного воспитания детей);

• обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей (создание условий для безопасного материнства и рождения здоровых и желанных детей, снижение материнской и младенческой смертности, усиление профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, улучшение психоневрологического и психического обследования детей, обеспечение медицинской диспансеризации

детей, улучшение санитарно-гигиенических условий содержания детей в детских учреждениях);

• улучшение питания детей (обеспечение полноценного питания новорожденных, предотвращение недоедания и голода среди детей, беременных женщин и кормящих матерей, повышение качества и безопасности потребляемой питьевой воды и пищевых продуктов);

• обеспечение воспитания, образования и развития детей (обеспечение реального доступа к получению образования, развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры, развитие системы профессиональной ориентации, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям, создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей);

• поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах (обеспечение действенной защиты детей в условиях стихийных бедствий, катастроф, политических, межнациональных и иных, в том числе вооруженных, конфликтов; создание эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, создание условий для их нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей; обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам, детям малочисленных народностей Севера, детям, пострадавшим от радиационных и экологических катастроф, условий для полноценного духовного и физического развития).

Другими программными документами являются Президентские федеральные программы «Дети России» и «Молодежь России».

Программа «Дети России», состоящая на сегодняшний день из целевых программ «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Организация летнего отдыха», была разработана как комплексная социальная программа в 1993 году. В 1994 году Программа получает статус президентской, что предполагает непосредственный патронаж Президента Российской Федерации. Будучи федеральной,

программа вносится в государственный бюджет отдельной строкой. Ее цель — создание условий для нормального развития детей, обеспечения их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований. Структура каждой целевой программы включает характеристику проблемы, цели и задачи программы, основные направления реализации и оценку эффективности реализации.

Очередным этапом становления нормативно-правовой базы социальной защиты детства стало принятие в 1998 году Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», объединившего ранее разрозненные положения в единый свод. В качестве важнейших приоритетов государственной заботы о детях названы:

- подготовка детей к полноценной жизни в обществе;

- развитие у детей общественно значимой и творческой активности;

- воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Логическим продолжением законотворческой деятельности в интересах детства стало принятие другого Федерального закона — «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999). Более полное определение получили такие направления социально-педагогической деятельности, как индивидуальная профилактическая работа, процессуальные действия по подготовке материалов о помещении несовершеннолетних в учреждения различной ведомственной принадлежности в профилактических, коррекционных или реабилитационных целях. В законе уточнены основные понятия («профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «безнадзорный», «беспризорный», «несовершеннолетний и семья, находящиеся в социально опасном положении»), обозначены категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также задачи и субъекты профилактической работы, круг полномочий последних.

 

 

Защиты населения

Под социальной защитой, по определению В. П. Юдина, понимается деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для ее самоопределения и утверждения в жизни. В более узком смысле социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

Ведущим элементом социальной защиты населения является социальное обслуживание.

Социальное обслуживание — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, обеспечение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная служба — система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

В Концепции развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993) определены следующие функции социальных служб:

функция социальной помощи — выявление и учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи и предоставление нуждающимся временного жилья;

профилактика бедности;

надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе;

содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

функция консультирования — консультирование специалистов, участие в подготовке молодежи к выбору профессии, подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству, родительский медико-психологический всеобуч;

функция социальной коррекции и реабилитации — социальная медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;

медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд — предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;

изучение потребностей клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

функция помощи в преодолении последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов — участие в разработке чрезвычайных программ, формирование в рамках спасательных служб бригад социальных работников и т.п.

В структуру центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, непременно должна входить социально-правовая и информационная служба, которая:

- обеспечивает социальную и юридическую защиту детей, находящихся в центре;

- совместно со специалистами по охране детства на местах готовит личные дела детей для определения их на дальнейшее воспитание;

- совместно с работниками приемно-диагностического отделения ведет работу по подбору несовершеннолетним усыновителей, опекунов, попечителей, родителей-воспитателей или по определению подростков в государственное учреждение для дальнейшего воспитания;

- готовит материалы для предоставления на психолого-медико-педагогическую комиссию центра;

- оказывает консультативную и практическую помощь детям, переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их воспитанием;

- выявляет и учитывает детей, подлежащих усыновлению, из числа находящихся в государственных учреждениях, осуществляет работу по подбору им усыновителей;

- проводит консультации для администрации и педагогов детских государственных учреждений по вопросам охраны детства;

- ведет среди населения пропаганду различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, выявляет и учитывает лиц, желающих принять в семью таких детей, обеспечивает правовую подготовку граждан к выполнению обязанностей усыновителей, опекунов (попечителей), родителей-воспитателей;

- создает единый банк данных о детях, подлежащих усыновлению, опеке, попечительству и т.п., и взрослых лицах, желающих принять их в свою семью, обеспечивает систематизацию и оперативное использование заложенной в нем информации.

Практически в каждом регионе сегодня существует Центр социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания семьям и детям, проживающим на территории города, района или микрорайона и нуждающимся в социальной поддержке, своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов (социально-экономической, психолого-социальной, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, социально-реабилитационной и др.) нуждающимся в социальной поддержке. Цель деятельности центра — способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

 

Системы здравоохранения

В ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся дома ребенка, где содержатся дети до 3 лет, детские поликлиники (медико-социальный патронаж семьи), больницы и клиники, обслуживающие детей в условиях стационара, учреждения медико-социальной реабилитации, медико-психолого-педагогической помощи, система психиатрических и наркологических клиник и диспансеров (в стране лишь одна детская психиатрическая больница, подростковых психиатрических и наркологических учреждений нет). В последние годы приоритет отдается валеологическому направлению, создаются валеологические службы и центры.

Валеология — наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни. Предметом валеологии является здоровье современного «общественного человека» и тот образ жизни, который ведет к обретению, сохранению, поддержанию или возвращению этого здоровья.

Особую роль играют центры планирования семьи. В перспективе возможно основанное на опыте 1930-х годов создание социально-правовых кабинетов в женских и детских консультациях.

К функциям социального педагога в системе здравоохранения можно отнести обеспечение заботы о больных в до- и после госпитальный период, помощь в снятии стрессов, содействие оздоровлению, в том числе пропаганду здорового образа жизни. В зависимости от места работы различаются функции специалиста: в учреждениях межведомственной принадлежности он оказывает медико-социальные услуги, в учреждениях, службах и центрах здравоохранения — социально-педагогические.

Функции социального педагога-валеолога, организатора валеологической службы определены следующим образом:

- возглавляет валеологическую службу и координирует деятельность администрации, врача, психолога, социолога, эколога, учителей по вопросам формирования, сохранения, укрепления здоровья учащихся и учителей;

- совместно с завучем составляет расписание занятий или корректирует его с учетом валеотребований;

- планирует работу, направляет исследования, осуществляет контроль и коррекцию форм здорового образа жизни учащихся, педагогов, воспитателей, родителей; руководит методической деятельностью всех работников валеологической службы школы;

- обеспечивает внедрение организационно-методических рекомендаций валеологической службы; отвечает за материально-учебную базу кабинета валеологии и кабинета психологической разгрузки;

- совместно с администрацией школы осуществляет подбор кадров, профилизацию по учебным курсам и по направлению валеоработы;

- проводит в школе групповые, индивидуальные валеоисследования;

- посещает уроки, внеурочные мероприятия, занятия групп продленного дня с целью наблюдений за деятельностью учащихся, оценки их здоровья и динамической работоспособности;

- выступает с обобщением опыта работы на педсоветах, методических объединениях;

- участвует в аттестации педагогических работников, является экспертом по оценке создания валеологически благоприятных условий в процессе обучения;

- постоянно повышает уровень самообразования.

Обобщая опыт работы социальных педагогов в учреждениях здравоохранения, можно выделить следующие возможные направления их деятельности:

• социально-средовая и социально-психологическая реабилитация (выработка социальных навыков: умения общаться, умения подать себя и т.п.; освоение социальных ролей; обеспечение личностного роста, формирование активной личностной позиции, творческого потенциала);

• работа с семьями детей и подростков (семейное консультирование, организация родительских «групп поддержки», коррекция нарушений психологического состояния членов семьи);

• профессиональная ориентация (ознакомление с миром профессий, помощь в профессиональном самоопределении, коррекция неадекватных профессиональных интересов и намерений);

• организационная, учебно-методическая и просветительская работа с ближайшим социальным окружением детей и подростков;

• социально-правовое консультирование и информирование.

 

 

Комплекса

Социально-педагогическая работа в социуме, будь то микрорайон учреждения, в котором работает специалист, или пространство жизнедеятельности личности, должна соответствовать принципам комплексности, системности. Один из примеров — создание социально-педагогических комплексов.

Социально-педагогический комплекс (СПК) — структурно упорядоченная разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-психологических служб, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на социальную защиту и осуществление прав каждого своего члена в творческой самореализации, успешном физическом, психическом и социальном развитии личности.

В задачи СПК входит: обеспечение необходимых условий по месту проживания детей для них эффективного социального воспитания; проведение ранней диагностики, коррекции и реабилитации; оказание оперативной социальной помощи; координация усилий в работе с семьей и в микросоциуме; социально-педагогическая поддержка детей и семей со специфическими нуждами (оставшихся без попечения родителей, инвалидов, детей с ослабленным психическим или физическим здоровьем, «группы риска» и т.п.).

СПК, создающиеся сегодня преимущественно энтузиастами на местах, разнообразны по основным характеристикам и предназначению.

Обобщая известный нам опыт, представляется возможным выделить:

СПК школьного, ведомственного и межведомственного уровня;

СПК территориального и проблемно-ориентированного типов;

СПК широкого профиля и ориентированные на отдельные категории обслуживаемых.

Структура СПК не жестко очерчена. Как правило, в звене управления широко используют уже известную форму педагогический совет плюс «попечительский совет» либо организуют единый координационный совет.

Исходя из специфики содержания деятельности, создают тематические центры, службы, советы или строят работу по принципу программирования.

В случае выбора принципа программирования определяется круг проблем, среди которых выделяются наиболее значимые. Эти проблемы дополнительно диагностируются, прогнозируются возможные направления их дальнейшего развития, дается оценка имеющимся в настоящее время негативным факторам и средствам их нейтрализации. Система работы над каждой проблемой в отдельности разрабатывается по схеме целевой программы: характеристика проблемы, цель и задачи, содержание и основные направления деятельности, этапность, заказчики и исполнители, источники финансирования, ожидаемые результаты. Данный подход позволяет оперативно реагировать на возникающие в социуме проблемы, варьируя и видоизменяя деятельность по срокам и по содержанию.

Реализуемые программы должны обязательно пройти социально-психолого-педагогическую экспертизу, обеспечиваться кадрами и методической поддержкой.

Еще один подход к организации деятельности СПК — создание системы профильных служб, работа которых строится с учетом ведущих проблем, рассчитана на длительный срок и постоянный состав специалистов. Так, в структуре внутришкольного СПК могут действовать медико-психолого-педагогическая семейная служба; служба культурного досуга и педагогической анимации; служба правовой и экономической защиты личности и семьи; служба профессиональной ориентации и социальной адаптации; служба социальной профилактики; служба физического и психического здоровья; служба развития и поддержки детских и юношеских инициатив и т.п.

К числу наиболее значимых направлений, которые должны найти отражение в системе работы многопрофильного СПК и стать центральными для узкопрофильного СПК, можно отнести коррекционно-профилактическую работу с неблагополучными семьями; комплексную защиту детей, оставшихся без попечения родителей, и семей, взявших на себя в той или иной форме ответственность за этих детей.

СПК также можно организовать путем объединения различных учреждений микрорайона, в которых наряду с общим образованием учащиеся имеют возможность развивать свои способности, получать необходимые консультации, поддержку и защиту (общеобразовательные, музыкальные, художественные и спортивные школы, станции юных техников, натуралистов, туристов и т.п.,

 

 

Вопрос №28 Нормативно-правовые основы социально-педагогической

Деятельности

Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания. Международный уровень нормативно-правовых основ социально-педагогической деятельности представлен, прежде всего, Конвенцией ООНо правах ребенка (1989).

Конвенция — международный договор, соглашение по какому-либо специальному вопросу.

Данный документ, в своем роде единственный, охватывает широкий круг вопросов, касающихся законных прав и условий существования детей. Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Она призывает ратифицировавшие ее государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни.

Согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Охватывая весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она показывает, что необходимая ребенку для развития его интеллектуальных, моральных и духовных способностей свобода зависит в первую очередь от здоровой и безопасной окружающей обстановки, доступа к здравоохранению и обеспечения минимальных норм в отношении питания, одежды и жилища. Отсутствие дискриминации является важным принципом Конвенции: дети должны пользоваться своими правами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и места рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Конвенция расширяет рамки прав человека, защищая детей от всех форм эксплуатации, рассматривая вопрос о детях представителей национальных меньшинств и групп коренных народов, а также проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях. Она содержит конкретные положения о защите прав детей, вовлеченных в преступную деятельность. Конвенция признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а также обязанность государства помогать им в выполнении их обязанностей. Согласно данному документу основные права ребенка — право на выживание, право на развитие и право на защиту.

К основным международным договорам, связанным с проблемой защиты прав детей, можно также отнести: Всемирную Декларацию и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990), Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (1985), Конвенцию о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей (1980), Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления (1993), Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974) и др.

Федеральный уровень представлен пакетом нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) (1995). Как указано в этом документе, необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор следующих приоритетных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей:

• укрепление правовой защиты детства (деятельность по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, по усилению защиты личных и имущественных прав детей и подростков в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями и отношениями собственности);

• поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей (создание условий для улучшения материального положения семей с детьми, развитие системы социального обслуживания семьи, увеличение видов предоставляемых семье социальных услуг, обеспечение условий семейного воспитания детей);

• обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей (создание условий для безопасного материнства и рождения здоровых и желанных детей, снижение материнской и младенческой смертности, усиление профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, улучшение психоневрологического и психического обследования детей, обеспечение медицинской диспансеризации

детей, улучшение санитарно-гигиенических условий содержания детей в детских учреждениях);

• улучшение питания детей (обеспечение полноценного питания новорожденных, предотвращение недоедания и голода среди детей, беременных женщин и кормящих матерей, повышение качества и безопасности потребляемой питьевой воды и пищевых продуктов);

• обеспечение воспитания, образования и развития детей (обеспечение реального доступа к получению образования, развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры, развитие системы профессиональной ориентации, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям, создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей);

• поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах (обеспечение действенной защиты детей в условиях стихийных бедствий, катастроф, политических, межнациональных и иных, в том числе вооруженных, конфликтов; создание эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, создание условий для их нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей; обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам, детям малочисленных народностей Севера, детям, пострадавшим от радиационных и экологических катастроф, условий для полноценного духовного и физического развития).

Другими программными документами являются Президентские федеральные программы «Дети России» и «Молодежь России».

Программа «Дети России», состоящая на сегодняшний день из целевых программ «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Организация летнего отдыха», была разработана как комплексная социальная программа в 1993 году. В 1994 году Программа получает статус президентской, что предполагает непосредственный патронаж Президента Российской Федерации. Будучи федеральной,

программа вносится в государственный бюджет отдельной строкой. Ее цель — создание условий для нормального развития детей, обеспечения их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований. Структура каждой целевой программы включает характеристику проблемы, цели и задачи программы, основные направления реализации и оценку эффективности реализации.

Очередным этапом становления нормативно-правовой базы социальной защиты детства стало принятие в 1998 году Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», объединившего ранее разрозненные положения в единый свод. В качестве важнейших приоритетов государственной заботы о детях названы:

- подготовка детей к полноценной жизни в обществе;

- развитие у детей общественно значимой и творческой активности;

- воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Логическим продолжением законотворческой деятельности в интересах детства стало принятие другого Федерального закона — «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999). Более полное определение получили такие направления социально-педагогической деятельности, как индивидуальная профилактическая работа, процессуальные действия по подготовке материалов о помещении несовершеннолетних в учреждения различной ведомственной принадлежности в профилактических, коррекционных или реабилитационных целях. В законе уточнены основные понятия («профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «безнадзорный», «беспризорный», «несовершеннолетний и семья, находящиеся в социально опасном положении»), обозначены категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также задачи и субъекты профилактической работы, круг полномочий последних.

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.