Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет и задачи психиатрии. Определение психического заболевания. Симптомы и синдромы психического заболевания.





Предмет и задачи психиатрии. Определение психического заболевания. Симптомы и синдромы психического заболевания.

Психиатрия (греч. πσψηε – душа, φατρεο – лечение) наука о душевных заболеваниях, их распространенности, этиологии, патогенезе, морфологических основах этих заболеваний, их профилактике, клинике, диагностике, лечении и экспертизе.

Основные разделы психиатрии: общая психиатрия, психиатрия детского и подросткового возраста, геронтологическая психиатрия, судебная, социальная психиатрия, биологическая психиатрия, транскультуральная психиатрия.

Областью компетенции психиатрии являются: психотические расстройства (психозы), непсихотические расстройства (неврозы, психопатии), различные виды зависимостей (наркология).

Общая распространенность психических заболеваний составляет около 20%, следовательно, каждый пятый человек в течение своей жизни нуждается в помощи специалиста психиатрического профиля. По данным ВОЗ к 2020 году психические расстройства будут занимать одно из ведущих мест среди причин инвалидизации населения планеты, а такое заболевание как депрессия займет второе место после ишемической болезни сердца по инвалидизации. Кроме того, факт наличия страха, сомнений при обращении к психиатру, а так же наличие соматических «масок» психических заболеваний делает необходимым знание психиатрии для врачей различных профилей. Больные часто обращаются не к психиатру, а к другим специалистам, при этом, период лечения у специалистов различных профилей может достигать нескольких лет. Все это делает необходимым знание врачами-интернистами основных вопросов психиатрии.

Психиатрия объединяет разнообразные знания о человеке, науках, которыми он занимается, о смысле его жизни, эмоциональной, интеллектуальной, творческой жизни человека. Наконец, психиатрия имеет своим предметом, в конечном итоге, душу человека со всеми ее особенностями.

В МКБ – 10 понятие «психическая болезнь» заменено на термин «психическое расстройство», которое определяется как «болезненное состояние с психопатологическими или поведенческими проявлениями, связанное с нарушением функционирования организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических или химических факторов. Оно определяется степенью отклонения от взятого за основу понятия психического здоровья». При этом «изолированные социальные отклонения или конфликты без личностной дисфункции не должны включаться в группу психических расстройств»

Симптом – терминологическое обозначение клинического признака, являющегося проявлением определенной патологии.

Для психиатрии специфическими являются психопатологические симптомы. Выделяют позитивные и негативные симптомы. Позитивные – представляют собой признаки патологической продукции. К ним относятся галлюцинации, бредовые идеи, страх, тревога, психомоторное возбуждение и др. Негативные представляют собой проявления стойкого, прогрессирующего, стационарного ущерба, изъяна какого-либо психического процесса (амнезия, гипобулия, апатия и др.). В клинической картине заболевания позитивные и негативные симптомы имеют обратную пропорциональность – чем более выражены негативные, тем менее позитивные и наоборот.

Устойчивые сочетания симптомов называются синдромом.

Синдром – закономерное сочетание симптомов, которые связаны между собой патогенетически и соотносятся с определенными формами заболеваний.

Синдромы могут развиваться поэтапно (непароксизмально) и практически мгновенно (пароксизмально). По завершенности синдромы делятся на развернутые (с максимальной степенью выраженности симптоматики) и абортивные (ограничивающиеся промежуточным этапом без дальнейшего развития).

Кроме того, психопатологические синдромы делятся на позитивные (продуктивные) и негативные (дефицитарные). Необходимо отметить, что каждый синдром является совокупностью позитивных и негативных симптомов. Кроме того, клиническая картина прогрессирующего психического заболевания всегда усложняется. Например, по мере прогрессирования параноидной шизофрении однородное паранойяльное состояние сменяется параноидным, галлюцинаторно - параноидным, а в дальнейшем парафренным состоянием.

Общие принципы диагностики психических заболеваний. Обследование психически больных.

Значение психиатрических знаний в общей системе образования врача на современном этапе.

Общий блок ответов

Единой, общепризнанной классификации психических заболеваний нет. Каждая страна, а внутри стран и отдельные психиатрические школы используют свои классификации. В настоящий момент в мире принято две не идентичные классификации психических расстройств – это Справочник по диагностике и статистике психических расстройств (DSM–IV) и Международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ-10), а именно ее V (F) класс – «Психические расстройства и расстройства поведения», принятая в Российской Федерации.

Разработанная Всемирной организацией здравоохранения МКБ-10 как центральная классификация болезней для группы классификаций по проблемам болезней и здоровья, в большинстве, принявших ее, стран адаптируется, что продиктовано необходимостью сохранить особенности национальной психиатрической классификации. Раздел, посвященный психическим расстройствам содержит 11 основных разделов (F0 – F99), разделенных на 100 трехзначных категорий. Расстройства сгруппированы в соответствии с основными характеристиками и описательной схожестью. Во всей МКБ-10 термины «болезнь» и «заболевание» заменены на термин «расстройство», под которым понимается клинически определенная группа симптомов или поведенческих признаков, которые в большинстве случаев причиняют страдание и препятствуют личностному функционированию.

Психические расстройства в целом подразделяются на психотические, невротические, функциональные и органические.

Психотические (психозы) – утрата чувства реальности, сопровождаемая бредом и галлюцинациями

Невротические – утраты чувства реальности нет, расстройства обусловлены внутрипсихическими конфликтами или событиями жизни и проявляются обсессиями, фобиями, компульсивностью.

Функциональные – структурные нарушения и этиологический фактор неизвестны.

Органические – обусловлены структурными (морфологическими) изменениями головного мозга и сопровождаются когнитивными (интеллектуальными) нарушениями, делирием или деменцией.

В общем смысле (по уровню расстройства) психические заболевания делятся на психотические и непсихотические. Первые характеризуются грубой дезинтеграцией психических функций, некритичностью, отсутствием способности руководить своими действиями. По этиологии психические заболевания делятся следующим образом:

· эндогенные – хромосомные, наследственные, с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные) – шизофрения, маниакально-депрессивный психоз

· экзогенные – обусловленные воздействием внешнего материального фактора (интоксикационные психозы, энцефалит и т.п.)

· психогенные – обусловленные психотравмой (психогении – реактивные психозы, неврозы)

· соматогенные (симптоматические) – обусловленные нецеребральным соматическим страданием (атеросклероз, сахарный диабет, ВИЧ, гипертоническая болезнь и т.п.).

Вместе с тем, необходимо отметить, что этиология психических заболеваний достаточно часто остается до конца не выясненной, хорошо изученными остаются отдельные звенья патогенеза.

По течению психические расстройства делятся на непрерывно текущие и приступообразно текущие. Каждая форма течения, в свою очередь, делится на несколько.

Развитие заболевания делится на несколько этапов.

1. Дебют – проявление первых признаков.

2. Инициальный период – появление неспецифических проявлений (общесоматических, неврозоподобных, эмоциональных расстройств).

3. Развернутая клиническая картина – наличие характерных проявлений. Может начинаться в виде манифеста (психотические проявления) и неманифестно (непсихотические проявления).

4. Стабилизация – «застывание» симптоматики без особенных колебаний интенсивности.

5. Исход – полное выздоровление, неполное выздоровление (с резидуальной, остаточной симптоматикой), стабилизация состояния, дефект, смерть.

Обследование психически больных осуществляется главным образом, клиническим методом. Главный метод – метод беседы и наблюдения. В него включается клиническая беседа, направленная на выявление анамнестических сведений о болезни пациента. Сам по себе анамнез бывает объективным (то, что рассказывают третьи лица) и субъективным (то, что пациент сам рассказывает). Главной целью беседы является выявление психопатологической симптоматики. Кроме главного метода используются дополнительные методы – разнообразные аппаратные, лабораторные и психологические исследования. Однако они не носят определяющего характера, поскольку перед анализами «Мы снимаем шляпу, но не голову».

 

4. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (общие положения).

Общий блок ответов

Классификация патологии чувственного познания.

I.Уровень ощущений

а) изменение порога чувствительности

б) сенестопатии

II.Уровень восприятия

а) психосенсорные расстройства

б) иллюзии

III.Уровень представления

а) галлюцинации

Иллюзии.

Представляют собой искаженное восприятие реально существующих объектов. Различают несколько видов иллюзорного восприятия объектов или явлений. Делятся по органам восприятия на зрительные, слуховые, обонятельные и осязательные.

Физические иллюзии – неправильное восприятие обусловлено физическими свойствами среды. Например ложка в стакане с водой на границе воздуха и воды кажется переломленной, широко известно явление миража.

Физиологические – их появление связано с психологическими особенностями процесса восприятия. Например, после остановки поезда, некоторое время продолжает казаться, что он все еще движется. Металлический шар ощущается более тяжелым, чем пластмассовый, при их объективно равном весе (проба Делоффа).

Появление иллюзий может зависеть от ожиданий, аффективного (эмоционального) состояния человека. Например, боязливый человек, идя ночью по пустынной улице, может принять силуэт дерева за фигуру человека. Известно, что при первой высадке на Луну, астронавт Амстронг чувствовал за собой слежку, которая была связана с его иллюзорным восприятием колебания антенн посадочного модуля.

Психические (патологические) иллюзии – в отличие от предыдущих разновидностей являются признаком психического расстройства. Их общими особенностями являются: психологическая непонятность, выпадение из контекста ситуации, в содержании выражаются болезненные переживания, отсутствует их критическая оценка. Основными разновидностями патологических иллюзий являются аффективные, вербальные иллюзии и парейдолии.

Аффективные иллюзии – возникают при выраженных эмоциональных состояниях (страхе, тревоге, экстазе). Помимо аффективного напряжения необходимы слабость раздражителя (слабость звуков, освещения) и признаки астении. Содержание данного вида патологических иллюзий чаще связано с ведущим аффектом. Встречаются на начальных этапах делирия, в структуре острых парафренных, параноидных синдромов и др.

Вербальные иллюзии – больной слышит вместо нейтральной речи речь иного содержания, которая относится, как правило, к нему (обычно угрожающего содержания). Необходимо отличать данный вид иллюзий от бреда толкования и отношения. При последних пациент слышит и пересказывает речь окружающих правильно, но понимает ее иначе, обнаруживает в ней иной смысл, подтекст, некие «намеки» в свой адрес. Вербальные иллюзии встречаются при начальных стадиях вербального галлюциноза, в структуре галлюцинаторно-параноидного синдрома.

Парейдолии – зрительные иллюзии фантастического содержания. Возникают вне зависимости от аффекта или воли больного. Разворачиваются на плоскости – например, при рассматривании рисунка обоев, ковра он «оживает», больному видятся изменчивые, переплетающиеся, фантастические пейзажи, лица людей и т.п. Фантастические сцены могут видеться в переплетениях веток, игре света и тени, облаках и т.п. Встречаются в начальных стадиях делирия, наркотических опьянениях, острой парафрении и др.

Галлюцинации.

Восприятия, возникающие без реального объекта. Термин впервые введен J.-E.D. Esquriol в 1938 году. Считаются формальным признаком психоза. Галлюцинации для людей, испытывающих их, являются реальностью, а не чем-то воображаемым. В.А. Гиляровский (1954) указывал, что галлюцинаторные расстройства не являются чем-то оторванным от внутреннего мира пациента, в них находят свое отражение различные нарушения психической деятельности, личностные качества и динамика болезни в целом, что делает полезным клинический анализ содержания галлюцинаций.

Классификация галлюцинаций.

I. По идентификации галлюцинаторного образа с реальностью

а) Истинные

б) Ложные

II. По анализатору

а) зрительные

б) слуховые

в) вкусовые

г) обонятельные

д) тактильные

III. По вовлеченности анализаторов

а) простые

б) сложные

IV По условиям возникновения

а) Шарля Бонне

б) гипногагические, гипнопомпические

в) апперцептивные

г) рефлекторые

д) функцинальные

е) психогенные

V По проекции

а) гемианоптические

б) экстракампинные

VI. По содержанию

а) с незавершенной предметностью (простейшие)

б) с завершенной предметностью

Истинные и ложные галлюцинации.

Общий блок ответов

Мышление представляет собой психический процесс отражения значительных сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей.

Классификация патологии мышления

I. Количественные расстройства (расстройства формы нарушения, формальные, ассоциативного процесса).

а) Темпа

б) Подвижности

в) Целенаправленности

г) Грамматического и логического строя

II Качественные расстройства (расстройства содержания идеи, структуры, содержания идей)

а) навязчивые идеи

б) сверхценные идеи

в) бредовые идеи

Качественные расстройства.

Навязчивые идеи – представляют собой частный вариант навязчивых явлений (обсессий). Представляют собой непроизвольно, помимо воли возникающие неотступные идеи, мысли, суждения, при этом они правильно понимаются и критически оцениваются больным и причиняют ему душевный дискомфорт.

По механизмам возникновения навязчивости разделяются на ситуационные – следствие психогений (в навязчивостях звучит психотравмирующий мотив), аутохтонные – возникают без видимой причины, оторваны от реальности. Ситуационные и аутохтонные навязчивости являются первичными навязчивостями. Вслед за первичными образуются вторичные, которые носят защитный характер, снимая душевный дискомфорт, который вызывают первичные, они называются ритуальными навязчивостями. Чаще всего они являются различными двигательными актами – навязчивыми действиями. Например, первичный навязчивый страх заражения (мизофобия) ведет к развитию вторичной навязчивости – мытью рук (аблютомании).

По сочетанию с патологией психических процессов навязчивости различаются на идеаторные (навязчивые сомнения, абстрактные мысли, контрастные мысли, воспоминания), фобии (нозофобии, страхи пространства, социофобии), навязчивые волевые расстройства (влечения, действия).

Клинический пример.

Пациент, 42 года.

Однажды в связи с неприятностями на работе почувствовал себя плохо, появилась одышка, боли в области сердца. С этого времени стала преследовать мысль о том, что он может в любой момент упасть и умереть. Эти мысли усиливались в душном, замкнутом помещении. Перестал ездить в общественном транспорте. Долгое время старался скрыть от окружающих свои переживания, поскольку понимал их необоснованность. В дальнейшем присоединился страх, что что-то произойдет на работе. Однажды, по дороге на работу переходил железнодорожные пути когда в голову пришла мысль: если ему удастся пройти под медленно движущимся вагоном, то на работе все будет в порядке. В последующем несколько раз с опасностью для жизни проделывал это, хотя отдавал себе отчет, что между этим действием и опасностью, что что-то случиться на работе нет никакой связи.

Навязчивости встречаются при обсессивных и фобических синдромах, ларвированной депрессии.

Схверхценные идеи – суждения, умозаключения, возникшие в результате реальных обстоятельств, но занявшие в дальнейшем преобладающее положение в сознании и обладающие большим эмоциональным зарядом. Вследствие этого они занимают доминирующее положение в жизни человека, не подвергаются критике, определяют его деятельность, что приводит к социальной дезадаптации. Главным дифференциальным признаком при сравнении навязчивых и сверхценных идей является критическое отношение к ним – если первые воспринимаются как нечто чуждое, то вторые являются неотъемлемой частью мировоззрения больного. Кроме того, если навязчивые идеи являются побуждением к борьбе с ними, то сверхценные побуждают к деятельности по претворению их в жизнь. В тоже время, основным отличительным признаком сверхценных идей от систематизированного бреда является наличие реального факта, который лежит в их основе. Выделяют следующие основные виды сверхценных идей: связанные с переоценкой биологических свойств своей личности (дисморфофобические, ипохондрические, сексуальной неполноценности, самоусовершенствования), связанные с переоценкой психологических свойств личности или ее творчества (сверхценные идеи изобретательства, реформаторства, талантливости), связанные с переоценкой социальной социальных факторов (идеи виновности, эротические, сутяжничества).

Клинический пример.

Пациент, 52 года. Жалуется на неприятные ощущения (но не боли) в затылке, иногда чувствует, будто бы в голове что-то «переливается». Первые признаки заболевания заметил два года назад. За прошедшее после этого время обследовался у многих врачей, которые не находили у него заболеваний или обнаруживали незначительные расстройства (шейный остеохондроз). Неоднократно был на консультации у профессоров, ездил в медицинские центры в Москву. Убежден, что у него тяжелое заболевание, возможно опухоль мозга. Все возражения врача, ссылки на отрицательные результаты многочисленных обследований парирует, приводя выдержки из медицинских учебников и монографий с описанием картин заболеваний, «подобных» его болезни. Вспоминает многочисленные случаи, когда врачи не распознали своевременно тяжелое заболевание. Говорит во всем возбужденно, перебивает врача, приводит все новые и новые подробности, касающиеся его «болезни».

Сверхценные идеи могут встречаться в виде самостоятельных расстройств, в начальных стадиях хронических бредовых синдромов и др.

Бредовые идеи - возникающие на болезненной почве неверные, ложные мысли, не поддающиеся коррекции ни путем убеждения, ни каким-либо другим способом (Гиляровский, 1984). Совокупность бредовых идей называется бредом (Снежневский, 1983). Бред является формальным признаком психоза.

Признаки бреда:

· ошибочность умозаключений

· болезненная основа их возникновения

· полная охваченность сознания с соответствующим поведением

· невозможность коррекции

· непрерывное прогрессирование и расширение

· видоизменение личности.

Бредовые идеи классифицируются по структуре и содержанию.

По структуре бред делится на систематизированный и несистематизированный.

Систематизированный (интерпретатаивный, первичный) бред – характеризуется наличием логической структуры и системы доказательств. Развивается обычно медленно, поэтапно: 1. бредовое настроение, 2. бредовое восприятие, 3. бредовое толкование, 4. кристаллизация бреда, 5. систематизация бреда.

Несистематизированный бред (образный, чувственный, вторичный) – развивается наряду с другими психическими расстройствами (галлюцинациями, аффективными нарушениями и др.), отсутствуют разработанные логические построения, система доказательств. В бред «вплетается» практически все, что попадает в поле зрения бального, фабула бреда неустойчива, полиморфна.

По содержанию бред делится на: бред с пониженной самооценкой – патологическое преувеличение несуществующих недостатков (сюда относится ипохондрический бред, бред греховности, нигилистический бред, бред самоуничижения, физического недостатка), бред с повышенной самооценкой – приписывание себе несуществующих выдающихся качеств и свойств (альтруистический бред, бред величия, богатства, знатного происхождения, изобретательства, реформаторства и пр.), персекуторный бред (бред преследования) – убежденность в угрозе или вреде психическому или физическому здоровью, в том, что пациент находится под наблюдением, слежкой и т.п. (архаический бред – воздействие колдовства, магии, нечистой силы; бред воздействия – воздействие гипноза, радиации, каких-либо «лучей», лазеров и т.п.; бред двойников – патологическая уверенность в существовании собственных копий; бред метаморфозы – убежденность в способности превращаться в животное, инопланетянина, другого человека и т.п.; бред ущерба – патологическая уверенность в том, что больному причиняется материальный урон; бред одержимости – представление о внедрении в организм животных или фантастических существ; бред отношения (сенситивный) – отнесение на свой счет нейтральных событий, ситуаций, информации с болезненной их трактовкой и т.д.). Смешанные формы бреда - характеризуется сочетанием идей преследования с идеями повышенной или пониженной самооценки (бред протекции – уверенность в проведении над больным экспериментов с целью подготовки к какой-либо особой миссии; бред кверулянства (сутяжничества) – отстаивание своих ложных идей, умозаключений с многолетними судебными разбирательствами, тяжбам средством здесь выступают жалобы, заявления и т.п.; бред благожелательного воздействия – убежденность в воздействии из вне с целью перевоспитания, обогащения опытом, особыми качествами и т.п.; бред инсценировки – убежденность в специальности, подстроенности окружающих обстоятельств, событий, при этом окружающие играют определенные роли, скрывая свои истинные намерения).

По задействованности других психических процессов выделяют: сенсорный бред – сочетается и тесно связан с различными расстройствами чувственного познания, при этом бредовые идеи черпают свою тематику из содержания расстройств ощущений, восприятия, представления, конфабуляторный бред – сочетается с конфабуляциями; аффективный бред – сочетается и связан с эмоциональными расстройствами, резидуальный бред – является остаточным явлением после выхода из состояния помрачненного сознания и характеризуется некритичностью к переживаниям острого периода заболевания.

Клинический пример.

Пациент, 52 года. В течение последнего года забросил работу, целыми днями и даже по ночам что-то пишет и тщательно прячет написанное. Говорит, что изобрел аппарат «Л-2» для улавливания мыслей на расстоянии. По его мнению это изобретение должно стать основой для «технической революции» и «имеет огромное оборонное значение». Показывает массу чертежей, толстую рукопись, в которой с помощью уравнений из элементарной математики, простых законов физики пытается обосновать свою «гипотезу». Первый экземпляр рукописи возил в Москву, но по дороге чемодан был украден. Абсолютно уверен, что кража была совершена агентами иностранных разведок. Глубоко и непоколебимо уверен в своей правоте.

Расстройства памяти.

Память – психический процесс отражения и накопления непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта. Это достигается путем фиксации, сохранения и воспроизведения различных впечатлений, что обеспечивает накопление информации и дает возможность человеку пользоваться прежним опытом. Соответственно, расстройства памяти проявляются в нарушении фиксации (запоминании), сохранения и воспроизведения различных сведений. Выделяют количественные нарушения (дисмнезии), проявляющиеся в ослаблении, усилении памяти, ее выпадении, и качественные (парамнезии).

Варианты амнезий по отношению к периоду, подвергшемуся амнезии.

Ретроградная амнезия – выпадение памяти на события, предшествовавшие острому периоду болезни (травмы, состоянию измененного сознания, и т.п.). Длительность промежутка времени, подвергшегося амнезии может быть различна – от нескольких минут, до лет.

Встречается при гипоксии головного мозга, черепно мозговых травмах.

Антероградная амнезия – утрата воспоминаний о событиях, следующих непосредственно за окончанием острого периода болезни.Пр данном виде амнезии поведение больных упорядоченное, критика к своему состоянию сохранена, что свидетельствует о сохранности кратковременной памяти.

Встречается при Корсаковском синдроме, аменции.

Конградная амнезия – выпадение памяти на события на острый период заболевания (период нарушенного сознания).

Встречается при оглушении, сопоре, коме, делирии, онейроиде, особых состояниях сознания и др.

Антероретроградная (полная, тотальная) амнезия – выпадение из памяти событий, происходивших как до, так и во время и после острого периода заболевания.

Встречается при комах, аменции, травматических, токсических поражениях головного мозга, инсультах.

По преимущественно нарушенной функции памяти амнезии делятся на фиксационную и анэкфорическую.

Фиксационная амнезия – утрата способности запоминать и воспроизводить новые сведения. Проявляется в резком ослаблении или отсутствии памяти на текущие, недавние событии при сохранении ее на приобретенные в прошлом знания. Сопровождается нарушением ориентировки в обстановке, времени, окружающих лицах – амнестической дезориентировкой.

Встречается при Корсаковском синдроме, деменции, паралитическом синдроме.

Анэкфория – неспособность к произвольному вспоминанию событий, фактов, слов, которое становится возможным после подсказки.

Встречается при астении, психоорганическом синдроме, лакунарной деменции.

По течению амнезии делятся следующим образом.

Прогрессирующая – постепенно нарастающий распад памяти. Протекает в соответствии с законом Рибо, который протекает следующим образом. Если память представить себе в виде слоеного пирога, в котором каждый вышележащий слой представляет собой более поздно приобретенные знания и навыки, то прогрессирующая амнезия представляет собой именно послойное снятие эти навыков и знаний в обратном порядке – от менее отдаленных от настоящего времени событий до более поздних, вплоть до «памяти простейших навыков» - праксиса, исчезающего в последнюю очередь, что сопровождается формированием апраксии.

Выявляется при деменции, атрофических заболеваниях головного мозга (сенильной деменции, болезни Пика, Альцгеймера).

Стационарная амнезия – стойкая потеря памяти, не сопровождающийся улучшением или ухудшением.

Регрессирующая амнезия – постепенное восстановление воспоминаний об амнезированном периоде, причем в первую очередь восстанавливаются события, имеющие наиболее важное значение для больного.

Ретардированная амнезия – запаздывающая амнезия. Какой-либо период забывается не сразу, а спустя какое-то время.

По объекту, подвергаемому амнезии выделяют следующие виды:

Аффектогенная (кататимная) – амнезия возникает под воздействием психотравмирущей ситуации (психогенно), по механизму вытеснения индивидуально неприятных событий, а так же всех событий, совпавших во времени с сильным потрясением.

Встречается при психогенных расстройствах.

Истерическая амнезия – запамятование лишь отдельных психологически неприемлемых событий. В отличие от аффектогенной амнезии, память на индифферентные события, совпадающие по времени с амнезируемыми, сохраняется. Входит в структуру истерического психопатического синдрома.

Наблюдается при истерическом синдроме.

Скотомизация – имеет аналогичную истерической амнезии клиническую картину, с той разницей, что данным термином обозначаются случаи, возникающие у лиц, не имеющих истерических черт характера.

Отдельно стоит упомянуть алкогольные амнезии, наиболее ярким видом которых являются палимпсесты, описанные в качестве специфического признака алкоголизма K. Bonhoeffer (1904). Данный вид амнезии проявляется выпадением памяти на отдельные события, происходившие во время алкогольного опьянения.

Общий блок ответов

Нарушения интеллекта представлены умственной отсталостью (олигофренией) и деменцией (приобретенной умственной отсталостью).

Олигофрения (врожденный психический дефект, малоумие, задержка психического развития, умственная отсталость – F70) – стойкое, необратимое врожденное или приобретенное до 3 лет слабоумие, проявляющееся недоразвитием интеллекта и психики в целом.

Историческая справка.

Термин «олигофрения» (oligos – малый, phren – ум) введен E.Kraepelin (1915).

Распространенность.

От 1 до 3% популяции. Соотношение мальчиков и девочек – 1,5:1.

Этиология.

Выделяют эндогенные и экзогенные факторы. Соотношение между ними остается спорным. Эндогенные олигофрении обусловлены генетическими причинами – хромосомными (болезнь Шерешевского-Тернера, полисомия по X-хромосоме, болезнь Клейнфельтера, трисомия по 21 хромосоме (болезнь Дауна) и др.), дефектами хромосом (синдром крика кошки, синдром Вольфа-Киршхона, синдром рта карпа, синдром кошачьих глаз), поражениями генов (фенилкетонурия, гистидинемия, амавротическая идиотия и др.). Экзогенные причины представлены повреждающими действиями микроорганизмов, психоактивных веществ в период беременности, родовыми травмами, болезнями обмена у матери, энцефалитами и черепно-мозговыми травмами в период до 3 лет.

Необходимо отметить, что согласно диагностическим указаниям МКБ-10 для постановки достоверного диагноза должен быть установлен не только пониженный уровень интеллекта, но и недостаточная адаптационная способность к повседневной жизни.

Клинически умственная отсталость классифицируется на дебильность (умственная отсталость легкой степени – F-70), имбецильность (умственная отсталость умеренная – F71 и тяжелая – F 72) и идиотию (умственная отсталость глубокая – F73).

Дебильность.

IQ – 50-69, что соответствует возрасту 8-12 лет. Речевые навыки приобретаются с некоторой задержкой, однако, впоследствии речь используется в повседневных обстоятельствах, больной может поддерживать беседу. В сфере ухода за собой достигается полная независимость. Выявляется недостаточность абстрактного мышления с преобладанием конкретных ассоциаций, что проявляется сниженной способностью к оперированию отвлеченными понятиями, использованию шаблонов, схем при выполнении задач. Отмечается слабость самообладания, способности подавления влечений, импульсивность поведения, повышенная внушаемость. В большинстве случаев возможна адаптация к повседневной жизни, трудоустройство на неквалифицированный и полуквалифицированный труд. Вместе с тем, возможна эмоциональная и социальная незрелость.

Имбецильность.

В настоящее время подразделяется на умеренную умственную отсталость и тяжелую умственную отсталость. Умеренная – IQ – 35-49. Соответствует 6-9 летнему возрасту. Социальная активность не выходит за пределы семьи и узкой социальной группы. Определяется отставание в развитии понимания и использования речи, навыков самообслуживания. Возможно развитие только базисных навыков. Речевой запас возможен только для минимального общения, сообщения о своих потребностях. Фразовая речь недоразвита. В тоже время, возможно достаточно развитое понимание речи. Обычно существует способность к простой практической работе при наличии тщательной инструкции и надзоре, возможно участие в элементарных социальных занятиях. Определяются индивидуальные характерологические особенности, эмоциональное отношение к окружающим. Тяжелая – IQ – 20-34, что соответствует 3-6 летнему возрасту. Социальное функционирование низкое. Выявляются выраженные моторные нарушения. Мышление чрезвычайно конкретное, непоследовательное, ригидное. Логическая память практически отсутствует, механическая относительно хорошо развита. Возможно развитие простейших трудовых навыков (мытье посуды, уборка, стирка и т.п.). Больные нетрудоспособны.

Идиотия.

IQ ниже 20, что соответствует возрасту до 3 лет. Практически полное отсутствие речи и других психических функций. Большинство больных резко ограничены в подвижности или бесцельно активны, неопрятны мочой и калом. Речь представлена нечленораздельными звуками, зачастую отсутствует понимание речи, но возможно понимание интонации. Отсутствуют навыки сомообслуживания. Память не развита. Эмоции элементарны и связаны с проявлением жизненно важных потребностей (голод, жажда и т.п.). Социальная адаптация, трудоспособность отсутствуют.

Приобретенное слабоумие называется деменцией.

Деменция – синдром, обусловленный хроническим, необратимым, как правило, прогрессирующим нарушением памяти, мышления, ориентировки, понимания, счета, способности к обучению, языка и функций мышления. При этом сознание не изменено. Деменция приводит к снижению интеллекта и нарушению социальной и повседневной адаптации. Основными диагностическими критериями являются снижение памяти, мышления, приводящие к снижению индивидуальной повседневной жизни.

По структуре и глубине поражения деменция подразделяется на лакунарную и глобальную.

Лакунарная деменция (парциально-дисмнестическое) – преимущественно поражаются память и внимание. Характерно «мерцание» симптоматики (периодическое улучшение и ухудшение). Длительное время сохраняется «ядро» личности, что проявляется наличием критики к своему состоянию. Нарушение памяти проявляется в виде правильного воспроизведения фактов, при отсутствии их правильного хронологического расположения (дисмнестический тип).

Глобальная (тотальная) деменция – поражение наиболее сложные свойства интеллекта (мышление, память, чувства, внимание и др.). «Ядро» личности не сохраняется, что проявляется отсутствием критики к своему состоянию. Грубо нарушено логическое мышление. Интеллект снижен. Память ослаблена (неспособность к запоминанию текущих событий и воспроизведению прошлых). Эмоциональные нарушения представлены эйфорическим благодушием (прогрессивный паралич, болезнь Пика), либо угрюмо-раздражительным аффектом (старческое слабоумие).

Шизофреническое слабоумие (парциально-диссоциативное).

Развивается в конечных стадиях шизофрении. Характерна утрата единства психической деятельности. Нарушаются взаимодействия между мыслительными, эмоциональными и волевыми процессами. Интеллект и память при этом относительно сохранны. Характерный признак атактическое мышление – сочетание несочетаемых суждений. Воля утрачена, чувственная сфера крайне бедна, больной неспособен к активности, возможно появление извращенных форм деятельности.

Эпилептическое слабоумие (концентрическое).

Развивается в конечных стадиях эпилепсии.

Мышление тугоподвижное, вязкое, застревающее на мелочах, конкретное. Крайне снижена способность к обобщениям. Больной вя ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.