|
Состав слова (Морфемика) и словообразованиеСтр 1 из 2Следующая ⇒ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Сферы речевого общения [1]. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения. Основные жанры научного(отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического(выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового(расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор) речи. Культура речи. Критерии культуры речи. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этичес-кие, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо; расписка, доверенность, заявление. языковая и Лингвистическая Общие сведения о языке Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы. Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Понятие о русском литературном языке и его нормах. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Система языка Фонетика. Орфоэпия Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Состав слова (Морфемика) и словообразование Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова. Основные способы образования слов. Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Лексика и фразеология Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы. Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Морфология Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Синтаксис Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связимежду ними. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса. Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация Орфография Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. Сочетание знаков препинания. Употребление пунктуационных знаков. КУЛЬТуРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет. Выявление единиц языка с национально-культурным компо-нентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.) РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ КОММУНИКАТИВНАЯ компетенЦИЯ Речь Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая, разговорная и книжная. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный. Язык художественной литературы. Различение устной и письменной форм речи, разговорной и книжной, диалога и монолога. Использование языковых средств в соответствии с целями общения, особенностями ситуации. Культура речи Понятие о литературном языке и его нормах. Овладение нормами русского литературного языка. языковая и Лингвистическая Система языка Лексика и фразеология Слово – основная единица языка. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы, их значение, употребление. Толковые словари русского языка. Употребление в речи слов и фразеологизмов с учетом сферы и ситуации общения. Морфология Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Категория одушевленности и неодушевленности. Род, число существительных, прилагательных, порядковых числительных, местоимений, причастий. Формы, значение и употребление падежей. Видовременная система глагола русского языка. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Представление о частях речи и морфологических формах слов русского языка. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами русского литературного языка. Осознание сходств и различий состава частей речи, форм выражения морфологических категорий русского языка по сравнению с родным. Синтаксис Словосочетание и предложение – единицы синтаксиса. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске. Средства оформления предложений: интонация, логическое ударение, порядок слов. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Простое предложение. Двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение, вводные слова и конструкции. Предложения бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные. Сложные предложения с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Текст. Средства связи предложений текста. Смысловые части текста, средства связи между ними. Соблюдение норм построения словосочетания, простого и сложного предложения, текста. Орфография. Пунктуация Соотношение звука и буквы. Правописание гласных и согласных, правописание Ь и Ъ. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм. Знать · изученные разделы науки о языке; · смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы; · основные единицы языка, их признаки; · основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; Уметь · объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; · определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста; · опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: · адекватно понимать информацию устного сообщения; · читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); · воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план); · осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике; · владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); · свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); · соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета); · соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; · соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; · владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты; · извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета). РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ Знать · основные единицы языка и их признаки; · основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета; · смысл понятий речь устная и письменная; диалог, монолог; ситуация речевого общения; функциональные стили языка; текст, его функционально-смысловые типы; · основные особенности фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным; Уметь · объяснять роль русского языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; · различать разговорную и книжную речь, научный, публицис-тический, официально-деловой, разговорный стили, язык художественной литературы; · опознавать основные единицы языка, проводить их анализ; · определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип, а также стиль текста; анализировать его структуру и языковые особенности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: · владеть русским языком на уровне, необходимом и достаточном для официального и неофициального общения в социальной, культурной, бытовой и учебной сферах; · владеть русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам, пользоваться словарями разного типа, справочной литературой; · понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе: речь диктора радио, телевидения, официального лица; · читать оригинальные тексты разных функциональных стилей, используя ознакомительное, изучающее, просмотровое виды чтения; · пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст (устный и письменный); · создавать устные и письменные тексты, различные по функционально-смысловому типу, стилю и жанру, с учетом замысла, адресата, ситуации общения; · осуществлять основные виды информационной переработки текста: план, конспект; · вести диалог на бытовые, учебные, социальные, социокультурные темы; диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения; · соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка; соблюдать нормы русского речевого этикета; · владеть навыками речевого самоконтроля, оценивать свою речь с точки зрения правильности, находить ошибки, обусловленные влиянием родного языка учащегося.
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Сферы речевого общения [1]. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения. Основные жанры научного(отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического(выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового(расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор) речи. Культура речи. Критерии культуры речи. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этичес-кие, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо; расписка, доверенность, заявление. языковая и Лингвистическая Общие сведения о языке Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы. Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Понятие о русском литературном языке и его нормах. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Система языка Фонетика. Орфоэпия Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Состав слова (Морфемика) и словообразование Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова. Основные способы образования слов. Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Лексика и фразеология Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы. Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Морфология Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Синтаксис Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связимежду ними. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса. Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|