Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Законодательные основы в нетарифном регулировании.





Практика мировой торговли свидетельствует о том, что глобализация мирохозяйственных связей приводит к усилению взаимосвязи и взаимообусловленности развития внутренних рынков разных стран. Основной задачей государственного регулирования внешнеторговой деятельности является обеспечение согласованности глобальных, национальных и региональных процессов. Необходимость государственного вмешательства в регулирование внешнеторговых процессов обусловлена также устранением возможности появления анархии в области внешнеторгового оборота, важностью защиты интересов национального производителя, и здесь важным инструментом выступают меры нетарифного регулирования (запреты, ограничения и стимулы). Как показывает практика, государства пока чаще всего используют запреты и ограничения (барьеры), поэтому за данными мерами прочно закрепилось название нетарифных ограничений.

Особое значение в правовой регламентации применения нетарифных ограничений, унификации их применения принадлежит Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле (ГАТТ), преобразованному в 1994 г. во Всемирную торговую организацию. Классификационные схемы нетарифных ограничений разрабатывались на самом высоком международном уровне. Рассмотрим основные виды.

Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х гг., к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет их в 5 основных категорий:

1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях (субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, система размещения государственных заказов, меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.);

2) таможенные и иные административные формальности (усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации);

3) технические барьеры в торговле (стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции);

4) количественные и сходные с ними административные меры (импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения);

5) ограничения экономического характера (налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение).

На базе указанной классификации составлен каталог нетарифных ограничений, который нашел широкое применение в ходе международных торговых переговоров и послужил теоретической базой для формирования классификационных схем другими международными организациями.

Проблемам нетарифного регулирования было посвящено несколько раундов переговоров, проводимых в рамках ГАТТ. Так, на Кеннеди-раунд в г. Женеве в 1964 - 1967 г. разрабатывался Антидемпинговый кодекс, представляющий собой своеобразное толкование ст. VII Соглашения (в окончательном варианте он был принят на Токийском раунде переговоров). Ключевым вопросом стало определение понятия "демпинг", определение критериев установления ущерба отрасли национальной экономики в результате демпингового импорта. В Кодексе четко расписана процедура антидемпингового расследования, порядок назначения антидемпинговых мер, права и обязанности участников процесса, порядок разрешения споров между ними. Истории возникновения такого явления как демпинг (продажа импортного товара на территории государства по цене более низкой, чем в стране происхождения) посвящено немало исследований.

В рамках ВТО в настоящее время действует специализированный Комитет по антидемпинговой практике, куда предоставляется вся информация в виде отчетов об антидемпинговых мерах, применяемых странами Всемирной торговой организации. Большинство положений Кодекса нашло свое отражение и в российском законодательстве.

Многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда продолжались шесть лет (1973 - 1979 г.). В них приняли участие 99 государств, 26 из которых не являлись на тот момент членами данной организации. Между тем переговоры носили открытый характер для всех стран, желающих принять в них участие. В числе переговорных групп была создана и группа по нетарифным мерам. Таким образом, серьезно была расширена сфера деятельности ГАТТ, которая ранее ограничивалась лишь проблемами тарифного регулирования. В ходе Токийского раунда было принято 12 соглашений и договоренностей, которые вступили в силу в 1980 и 1981 гг., в том числе: Кодекс таможенной стоимости (соглашение о применении ст. VII ГАТТ), Антидемпинговый кодекс, Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам, Кодекс импортного лицензирования, Соглашение по техническим барьерам в торговле (Кодекс по стандартам).

Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам регулирует правила применения таких мер в процессе регулирования внешнеторговой деятельности, устанавливает правила использования субсидий. Соглашение разграничивает понятие экспортных субсидий и внутренних, используемых как инструмент социальной политики государства. Страны - участницы ГАТТ/ВТО в принципе отказываются применять экспортные субсидии на все товары, за исключением отдельных видов сельскохозяйственных, лесных, продуктов рыболовства. Кодекс также запрещает применять прямые налоговые льготы экспортерам.

Кодекс импортного лицензирования - рамочный документ, направленный на упрощение формальностей при выдаче импортных лицензий. Данный документ указывает на необходимость опубликования требований при выдаче импортных лицензий, их выдачи одним органом государственной власти в стране, призывает упростить и унифицировать данную процедуру в национальных нормах государств - участников ГАТТ/ВТО. Установленные требования должны быть нейтральными и применяться справедливо ко всем странам, процедуры распределения таких лицензий не должны создавать дополнительные установленным контингентом препятствия в торговле. При выдаче лицензий в стране все национальные получатели лицензий, включая новых экспортеров, должны быть поставлены в одинаковые условия.

Порядок применения нетарифных ограничений, основанный на контроле качества, безопасности или характеристики товара регулируется Соглашением по техническим барьерам в торговле (Кодексом по стандартам). Процедурные и административные правила, которыми руководствуются правительства стран - участниц ГАТТ/ВТО при размещении государственных заказов, предоставлении информации и порядке рассмотрения споров в данной сфере, регламентируются Кодексом о государственных заказах.

В результате многосторонних торговых переговоров были разработаны новые принципы и нормы международной торговли, а все страны, подписавшие соглашения, должны были привести свое внутреннее законодательство в соответствие с принятыми стандартами. Принятые в ходе раунда переговоров соглашения привели к появлению "тройного режима в торговле": для стран - участниц ГАТТ, их подписавших; для стран - участниц ГАТТ, их не подписавших; а также для всех остальных государств.

В ходе Уругвайского раунда переговоров (1986 - 1994 г.), в котором приняли участие 108 государств, особое внимание было уделено количественным ограничениям внешней торговли. На сессии министров - стран ГАТТ была выработана программа действий по вопросу нетарифных ограничений, которая предусматривала ликвидацию всех несовместимых с нормами ГАТТ ограничений импорта, ослабление тех барьеров, которые препятствуют экспорту товаров из развивающихся стран. Не остались незамеченными проблемы торговли отдельными "особо" чувствительными товарами (текстилем и одеждой), в результате чего было разработано и подписано соглашение о ликвидации большинства тарифов и квот в течение 10 лет начиная с 1996 г.

Проблемы регламентации и унификации применения нетарифных ограничений решает также Всемирная таможенная организация. Так, в 1973 г. Советом Таможенного Сотрудничества была принята Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных формальностей (Киотская конвенция), которая действует в редакции 1999 г. Положения данной Конвенции в значительной степени содействуют ликвидации "нежелательных" протекционистских барьеров.

Изучив информацию о применении нетарифных барьеров и степени их воздействия на мировую торговлю, в начале 80-х гг. Секретариат ЮНКТАД создал базу данных по нетарифным мерам, в основу систематизации которой было заложено разграничение всех мер такого рода на две классификационные схемы. Первая учитывала нетарифные ограничения, применяемые в отношении конкретных товаров (первая часть базы данных), вторая - нетарифные барьеры общего характера (вторая часть базы данных). В общей сложности было указано более 200 видов нетарифных мер.

Таким образом, исследование международно-правовых основ нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности позволяет нам дифференцировать меры нетарифного регулирования, исходя из задач государственного воздействия на внешнюю торговлю, на запреты, ограничения (барьеры), а также стимулы, используемые в ходе регулирования внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.