Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы государства: понятие и основные элементы





Территория, население, власть представляют собой содержа­тельные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма суще­ственно отличаются друг от друга по особенностям своей внутрен­ней организации, что выражается в понятии «форма государ­ства».

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма государства представляет собой его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиоз­ные особенности, культурный уровень развития общества.

Элементами формы государства выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и орга­низации высших органов государственной власти, их взаимоотно­шения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориаль­ную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет систе­му методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и ан­тидемократический политические (государственные) режимы).

Таким образом, форма государства — это его структурное, тер­риториальное и политическое устройство, взятое в единстве трех указанных составляющих.

Форма государственного правления — это элемент формы госу­дарства, характеризующий организацию верховной государствен­ной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотноше­ния с населением.

19


К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (гр. monorchia — единовластие) — это форма правле­ния, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных это Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституци­онными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничива­ющие власть главы государства (Англия, Япония, Испания, Шве­ция, Норвегия и т.п.).



Монархия была господствующей формой правления на протя­жении нескольких столетий. В специфической форме она сохра­няется и сегодня почти в трети стран мира.

Республика (лат. res publico — государственное, общественное дело) — это форма правления, при которой глава государства яв­ляется выборным и сменяемым, а его власть считается производ­ной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) срочность;

3) зависимость от избирателей.

Республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные в зависимости оттого, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно. В президентских респуб­ликах (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) — совместно президент и парламент.

20


В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно на­родом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Пар­ламент в данной республике не может вынести вотум недоверия пра­вительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правитель­ства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию или совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (лат. veto — на­лагаю запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется зако­нодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (пред­седателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), кон­кретного министра. Официально главой государства является пре­зидент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в систе­ме органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы го­сударства в конституционных монархиях. Реальной же главой го­сударства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупар­ламентских) республик является двойная ответственность прави­тельства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назна­чает главу правительства и министров с учетом расклада полити­ческих сил в парламенте. Глава государства, как правило, предсе­дательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны и посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Форма государственного устройства — это элемент формы го­сударства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуслов­ливающий определенные взаимоотношения органов всего госу­дарства с органами его составных частей.

21


С помощью данного понятия государственное устройство ха­рактеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

В зависимости от этого критерия различают следующие фор­мы:

1) унитарная (простое, единое государство, части которого яв­ляются административно-территориальными единицами и не об­ладают признаками государственного суверенитета; в нем суще­ствуют единая система высших органов и единая система законо­дательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Да­ния и т.п.) и децентрализованными (Испания, Франция и др.), в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, са­мостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы);

2) федеративная (сложное, союзное государство, части которо­го являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими призна­ками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть по­строены по территориальному (США) либо по национально-тер­риториальному принципу (Россия). Федерации строятся на осно­ве распределения функций между их субъектами и центром, зафик-сированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союз­ных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов);

3) конфедерация (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и других це­лей). Конфедерация не обладает суверенитетом, так как нет обще­го для объединившихся субъектов центрального государственного аппарата и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Конфедерации представляют собой непрочные государственные образования и существует сравнитель­но недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегам-бией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо

22


преобразуются в федеративные государства (например, Швейца­рия, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовав­шей в 1815—1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названного содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедера­ция.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, проис­ходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отра­жаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим является динамической, функциональной характеристикой политической системы. Категории «политичес­кий режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Понятие «политический режим» является ключевым для фор­мирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине прин­ципов организации политического устройства общества. Полити­ческий режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее ис­торического развития.

Понятие «политический режим» включает следующие парамет­ры (признаки):

1) степень участия народа в механизмах формирования полити­ческой власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5) степень реализации политической власти непосредственно народом;

6) положение средств массовой информации, степень гласнос­ти в обществе и прозрачности государственного аппарата;

23


7) место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной вет­вями власти;

9) характер правового регулирования (стимулирующий, огра­ничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

 

10) тип политического поведения;

11) характер политического лидерства;

12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

13) доминирование определенных методов (убеждения, при­нуждения и др.) при осуществлении политической власти;

14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15) принципы взаимоотношения общества и власти;

16) политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государ­ственной безопасности и т.д.);

17) мера политического плюрализма, в том числе многопартий­ности;

18) существование реальных механизмов привлечения к поли­тической и юридической ответственности должностных лиц, вклю­чая самых высших.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.