Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Механизм государства: понятие, признаки, составляющие





Элементы

Механизм государства — это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Меха­низм государства есть та реальная организационная и материаль­ная сила, располагая которой государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.

В юридической науке понятие «механизм государства» и «госу­дарственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осущест­вляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

24


Характерные черты механизма государства:

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокуп­
ность, государственных органов;

б) целостность его обеспечивается едиными целями и задача­
ми;

в) основным элементом механизма государства выступают го­
сударственные органы;

г) он является той организационной и материальной силой (ры­
чагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть,
достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой сте­пенью сложности, многообразием составляющих его частей, бло­ков, подсистем.

Структура механизма государства включает:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаи­мосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосред­ственных властных функций;

2) государственные учреждения и предприятия, которые власт­ными полномочиями (за исключением их администраций) не об­ладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономи­ки, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.;

3) государственных служащих (чиновников), специально зани­мающихся управлением;

4) организационные и финансовые средства, а также принуди­тельную силу, необходимые для обеспечения деятельности госу­дарственного аппарата.

Функции государства

Функции государства это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Понятие функции государства не следует отождествлять с таки­ми понятиями, как:

1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему стремится государство, а задачи — цель и средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и за­дачи определяют функции);

2) функции отдельных его органов (в отличие от функций мно­гочисленных государственных органов, специально предназначен­ных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них находят выражение

25


социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого ор­гана в отдельности).

Функции государства классифицируются:

• в зависимости от продолжительности действия — на посто­янные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением опреде­ленной задачи, как правило имеющей чрезвычайный харак­тер);

• в зависимости от значения — на основные и неосновные;

• в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние. Внутренние функции государства — это основные направления

деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внут­ренних задач.

К внутренним функциям современного Российского государ­ства можно отнести следующие:

1) функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обе­спечения правопорядка (это деятельность государства, направлен­ная на защиту интересов личности и общества, на реальное вопло­щение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»);

2) экономическая функция (здесь весьма важен вопрос о пре­делах вмешательства государства в экономическую сферу, о мето­дах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономи­ка регулируется преимущественно директивами, то в условиях ры­ночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.);

3) функция налогообложения (в современных условиях стано­вится главным методом новой системы управления, универсаль­ным регулятором, который используется не только в экономиче­ской, но и в социальной, юридической, внешнеполитической сферах);

4) функция социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граж­дан, кто в силу различных объективных причин не может полно­ценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты и др.); кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строитель­ство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

26


5) экологическая функция (с помощью законодательства госу­дарство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.);

6) культурная функция (содержание ее сегодня составляет раз­носторонняя государственная поддержка развития культуры — ли­тературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой ин­формации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме).

Внешние функции государства — это основные направления дея­тельности государства по выполнению стоящих перед ним внеш­них задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существо­вание государства в современном мире, который все больше ста­новится взаимозависимым.

К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

1) функция обороны страны (базируется на принципе поддер­жания достаточного уровня обороноспособности государства, ко­торый отвечает требованиям его национальной безопасности, предназначается для зашиты суверенитета и территориальной це­лостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов);

2) функция поддержания мирового порядка (это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоруже­нию, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массо­вого уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных кон­фликтов);

3) функция сотрудничества с другими государствами (это раз­нообразная деятельность государства, направленная на установле­ние и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государ­ства с интересами других государств).

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в со­временных условиях станет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-эко­номических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

27








Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.