|
Зарубежные модели организации местного самоуправленияВ зарубежных странах существуют различные модели местного самоуправления. Это определяется особенностями развития муниципального законодательства в разных государствах. О характере действующей в стране модели местного самоуправления в первую очередь дают представление ее конституция и специальные законы, регламентирующие деятельность местных органов власти. Модель местного самоуправления — это форма организации местной власти, воплощающая в себе все наиболее существенные характеристики различных муниципальных систем и выступающая в качестве их типичного представителя. С учетом двойственной природы местного самоуправления, его общественно-государственного характера основным признаком классификации муниципальных систем может стать степень влияния государственных структур на деятельность органов местного самоуправления. По этому признаку все многообразие мировых муниципальных систем можно свести к двум основным моделям — модели автономного местного самоуправления и модели наблюдаемого местного самоуправления. 263 Модель автономного местного самоуправления наиболее последовательно внедрена в таких странах, как США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия. Она базируется на положениях общественной муниципальной доктрины и поэтому предполагает отделение местного самоуправления от системы государственной власти, исключает всякое прямое подчинение муниципальных органов органам вышестоящего уровня. Характерная черта данной модели — отсутствие на местах полномочных представителей центрального правительства, контролирующих выборные муниципальные органы. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления в данном случае носит периодический характер и осуществляется путем финансовых ревизий (особенно в отношении расходования целевых субсидий из вышестоящих бюджетов), судебного контроля и т.п. В рамках наблюдательной муниципальной модели в отличии от модели автономного местного самоуправления, являющейся практическим воплощением идей государственной муниципальной теории, основной акцент делается на главенствующую роль центра в отношениях с местными органами власти. Местные органы считаются своеобразным инструментом, посредством которого центральное правительство реализует свой политический курс на местах. Данная модель сформировалась в странах, в которых государство традиционно сохранило за собой значительные рычаги воздействия на организацию и деятельность местного самоуправления (Франция, Италия, Дания, Бельгия и др.); в них на местном уровне одновременно с системой самоуправления действуют также органы власти или должностные лица, осуществляющие прямое государственное управление на местах. На основе указанных моделей местного самоуправления в мире выделяют следующие модели. Англосаксонская модель местного самоуправления. Утвердилась на сегодняшний день в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других, в основном англоязычных, странах. Для нее характерны следующие черты. Во-первых, избираемые населением органы местного самоуправления здесь самостоятельны; ни одна государственная инстанция не вправе корректировать их действия или руководить ими, когда они занимаются вопросами своей исключительной компетенции. Государство может лишь следить за тем, чтобы местные установления не нарушали общенационального законодательства. 264 Во-вторых, отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов местного самоуправления вышестоящим. Каждая местная община — это отдельный мир, живущий по собственным обычаям и законам (хотя и в соответствии с общегосударственными правовыми установлениями). В-третьих, главная роль в рамках данной модели в управлении местными делами принадлежит не столько органу местного самоуправления в целом, сколько формируемым депутатами этого органа профильным комитетам и комиссиям, которые решают, к примеру, открывать ли в населенном пункте новый детский сад и принимать ли на постоянное место жительство иммигрантов. Континентальная модель местного самоуправления. Утвердилась в континентальной Европе, франкоязычных странах Африки, в Латинской Америке и на Ближнем Востоке. При континентальной модели: 1) предусматривается наличие на данной территории чиновников государственной администрации, наблюдающих за деятельностью органов местного самоуправления. Как правило, эти представители центральной власти имеют довольно широкие права и могут вмешиваться в те сферы деятельности муниципальных властей, в которых, по их мнению, затронут государственный интерес; 2) обычно сохраняется соподчиненность органов самоуправления различных уровней; 3) местные органы могут принимать участие в осуществлении власти на национальном уровне. Во Франции, например, муниципалитеты участвуют в выборах сената (верхней палаты парламента). Наряду с французской и англосаксонской моделями системы местного самоуправления выделяют местную (коммунальную) систему самоуправления Германии. Суть этой системы состояла в том, что наряду с представительным городским органом создавался коллегиальный исполнительный орган —магистрат. Его возглавлял бургомистр, и он являлся одновременно и председателем представительного органа власти. Согласно уставу органы местного самоуправления обязаны были решать местные вопросы и выполнять поручения государства. В дальнейшем магистраты были включены в систему государственного управления. Для многих развивающихся зарубежных стран характерна значительная роль государственной власти в процессе местного самоуправления, т.е. прямое государственное управление на местах. Например, в Бельгии и Голландии представителями государства 265 выступают мэры (бургомистры) муниципалитетов. Система местных органов самоуправления строится в соответствии с административно-территориальным делением, которое в унитарных государствах относится к компетенции центральной власти, а в федеративных — к ведению субъектов федерации. Муниципальные образования: основные типы и критерии систематизации Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает виды муниципальных образований (п. 1 ст. 2), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Так, выделяются такие виды муниципальных образований, как: • сельское поселение ~ один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы и другие сельские населенные пункты); • городское поселение — город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями); • муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. В его границах осуществляется местное самоуправление, органы которого могут иметь отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов РФ; • городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных указанным Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района; • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой осуществляется местное самоуправление. Основные типы муниципальных образований в России. Типология муниципальных образований складывалась под влиянием территориального и отраслевого факторов. Причем территориальный фактор испытывал на себе влияние хозяйственной специфики. Так, сельскохозяйственное производство, связанное с землей, тяготеет к территориальному принципу организации хозяйственной жизни и к дисперсному расселению населения, в то же время специфика промышленного производства, его концентрация на небольших территориях приводят к возникновению компактных поселений. Для современной России характерно сочетание поселенческого и территориального принципов. При этом в соответствии с законодательством население как городского, так и сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на местное самоуправление. Поэтому наиболее крупно все муниципальные образования можно разделить на три большие группы. 1. Поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские населенные пункты). Как правило, к этой группе тяготеют те муниципальные образования, в которых имеется собственная инфраструктура, обеспечивающая завершенность производственных циклов, и имеющие собственную минимальную инфраструктуру. 2. Территориально-поселенческие муниципальные образования (сельские районы, сельские округа и др.). Основной характеристикой таких муниципальных образований является то, что они состоят из нескольких поселений, объединенных общим хозяйственным интересом, общей инфраструктурой производственной деятельности и муниципального хозяйства. 3. Территориальные муниципальные образования. Этот вид муниципальных образований свойствен районам Крайнего Севера, где специфика основного вида хозяйственной деятельности исключает поселения ввиду кочевого образа жизни. Этот же вид применим и для муниципальных образований в сельской местности с хуторским способом ведения хозяйства. Для России, как и для большинства стран, данный тип скорее исключение, чем правило. На втором уровне систематизации вводится критерий отраслевого характера, в соответствии с которым муниципатьные образования делятся на две большие группы — многофункциональные и монофункциональные. 267 К многофункциональным относятся те муниципалитеты, которые имеют разветвленную сеть хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нескольких отраслях производства. Типичный пример подобного муниципального образования — столицы субъектов РФ и абсолютное большинство крупных и средних городов России. Хотя и в этом случае имеются исключения, например города Череповец, Тольятти, Набережные Челны и др., в которых жизнь города определяется деятельностью одного или двух крупнейших предприятий. К. монофункциональным принадлежат муниципалитеты, хозяйственная жизнь которых определяется одним-двумя крупными предприятиями либо несколькими предприятиями одной отрасли. Монофункциональные муниципальные образования имеют ярко выраженную отраслевую специфику, среди них можно выделить следующие группы: 1) производственная, включающая города-за воды, возникшие при крупных предприятиях промышленности, энергетики, транспорта и иных производствах. Большинство из них сформировалось в ходе индустриализации, когда город воспринимался как некий «жилищный цех» при предприятии, а функции организации совместного проживания людей были возложены на администрацию предприятия. В этом случае реальных полномочий по организации городской жизни местная власть не имела; 2) бюджетная, куда входят населенные пункты, основная часть населения которых работает в бюджетных организациях, — наукограды, военные городки и закрытые административно-территориальные образования, приграничные города, гарнизоны, а также юрода, являющиеся центрами сельских муниципальных образований. Жизнь этих городов напрямую зависит от органов государственной власти и состояния федерального и региональных бюджетов. Критерии систематизации муниципальных образований 1. Территория и население. Использование данного критерия при определении типологии муниципальных образовании подразумевает, что в основу проводимой систематизации должны быть положены показатели, характеризующие количество населения и величину территории, на которую распространяются полномочия органов местного самоуправления. 2. Правовой статус муниципального образования. Применение данного критерия для систематизации муниципальных образований целиком определяется системой законодательства, существу- 268 ющего в данном государстве. Современное законодательство России предусматривает равенство прав муниципальных образований вне зависимости от их вида и специфики. 3. Формы организации хозяйственной жизни на территории муниципального образования. Данный критерий выступает как комплексный показатель, поскольку в нем отражаются все стороны жизни муниципального образования. Одна из центральных задач местной власти — создание оптимальных условий для деятельности хозяйственных структур, поскольку их благополучие обеспечивает благополучие бюджета. 4. Единство инфраструктуры муниципального хозяйства. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|