Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Зарубежные модели организации местного самоуправления





В зарубежных странах существуют различные модели местного самоуправления. Это определяется особенностями развития му­ниципального законодательства в разных государствах. О харак­тере действующей в стране модели местного самоуправления в первую очередь дают представление ее конституция и специаль­ные законы, регламентирующие деятельность местных органов власти.

Модель местного самоуправления это форма организации местной власти, воплощающая в себе все наиболее существенные характеристики различных муниципальных систем и выступающая в качестве их типичного представителя.

С учетом двойственной природы местного самоуправления, его общественно-государственного характера основным признаком классификации муниципальных систем может стать степень вли­яния государственных структур на деятельность органов местного самоуправления. По этому признаку все многообразие мировых муниципальных систем можно свести к двум основным моделям — модели автономного местного самоуправления и модели наблюда­емого местного самоуправления.

263


Модель автономного местного самоуправления наиболее последо­вательно внедрена в таких странах, как США, Канада, Великобри­тания, Австралия, Новая Зеландия. Она базируется на положениях общественной муниципальной доктрины и поэтому предполагает отделение местного самоуправления от системы государственной власти, исключает всякое прямое подчинение муниципальных ор­ганов органам вышестоящего уровня. Характерная черта данной модели — отсутствие на местах полномочных представителей цен­трального правительства, контролирующих выборные муниципаль­ные органы. Контроль за деятельностью органов местного самоуп­равления в данном случае носит периодический характер и осуще­ствляется путем финансовых ревизий (особенно в отношении расходования целевых субсидий из вышестоящих бюджетов), су­дебного контроля и т.п.

В рамках наблюдательной муниципальной модели в отличии от модели автономного местного самоуправления, являющейся прак­тическим воплощением идей государственной муниципальной теории, основной акцент делается на главенствующую роль цент­ра в отношениях с местными органами власти. Местные органы считаются своеобразным инструментом, посредством которого центральное правительство реализует свой политический курс на местах. Данная модель сформировалась в странах, в которых госу­дарство традиционно сохранило за собой значительные рычаги воздействия на организацию и деятельность местного самоуправ­ления (Франция, Италия, Дания, Бельгия и др.); в них на местном уровне одновременно с системой самоуправления действуют также органы власти или должностные лица, осуществляющие прямое государственное управление на местах.

На основе указанных моделей местного самоуправления в мире выделяют следующие модели.

Англосаксонская модель местного самоуправления. Утвердилась на сегодняшний день в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других, в основном англоязычных, странах. Для нее характерны следующие черты.

Во-первых, избираемые населением органы местного самоуп­равления здесь самостоятельны; ни одна государственная инстан­ция не вправе корректировать их действия или руководить ими, когда они занимаются вопросами своей исключительной компе­тенции. Государство может лишь следить за тем, чтобы местные установления не нарушали общенационального законодатель­ства.

264


Во-вторых, отсутствует прямое подчинение нижестоящих орга­нов местного самоуправления вышестоящим. Каждая местная об­щина — это отдельный мир, живущий по собственным обычаям и законам (хотя и в соответствии с общегосударственными правовы­ми установлениями).

В-третьих, главная роль в рамках данной модели в управлении местными делами принадлежит не столько органу местного само­управления в целом, сколько формируемым депутатами этого ор­гана профильным комитетам и комиссиям, которые решают, к примеру, открывать ли в населенном пункте новый детский сад и принимать ли на постоянное место жительство иммигрантов.

Континентальная модель местного самоуправления. Утвердилась в континентальной Европе, франкоязычных странах Африки, в Ла­тинской Америке и на Ближнем Востоке. При континентальной модели:

1) предусматривается наличие на данной территории чиновни­ков государственной администрации, наблюдающих за деятельно­стью органов местного самоуправления. Как правило, эти предста­вители центральной власти имеют довольно широкие права и мо­гут вмешиваться в те сферы деятельности муниципальных властей, в которых, по их мнению, затронут государственный интерес;

2) обычно сохраняется соподчиненность органов самоуправле­ния различных уровней;

3) местные органы могут принимать участие в осуществлении власти на национальном уровне. Во Франции, например, муници­палитеты участвуют в выборах сената (верхней палаты парламен­та).

Наряду с французской и англосаксонской моделями системы местного самоуправления выделяют местную (коммунальную) сис­тему самоуправления Германии. Суть этой системы состояла в том, что наряду с представительным городским органом создавался кол­легиальный исполнительный орган —магистрат. Его возглавлял бургомистр, и он являлся одновременно и председателем предста­вительного органа власти. Согласно уставу органы местного само­управления обязаны были решать местные вопросы и выполнять поручения государства. В дальнейшем магистраты были включены в систему государственного управления.

Для многих развивающихся зарубежных стран характерна зна­чительная роль государственной власти в процессе местного само­управления, т.е. прямое государственное управление на местах. Например, в Бельгии и Голландии представителями государства

265


выступают мэры (бургомистры) муниципалитетов. Система мест­ных органов самоуправления строится в соответствии с админи­стративно-территориальным делением, которое в унитарных госу­дарствах относится к компетенции центральной власти, а в феде­ративных — к ведению субъектов федерации.

Муниципальные образования: основные типы и критерии систематизации

Муниципальное образование — городское или сельское поселе­ние, муниципальный район, городской округ либо внутригород­ская территория города федерального значения.

Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает виды муниципальных образований (п. 1 ст. 2), в ко­торых местное самоуправление осуществляется населением непо­средственно и (или) через выборные и иные органы местного са­моуправления. Так, выделяются такие виды муниципальных обра­зований, как:

сельское поселение ~ один или несколько объединенных об­щей территорией сельских населенных пунктов (села, стани­цы, деревни, хутора, кишлаки, аулы и другие сельские насе­ленные пункты);

городское поселение — город или поселок с прилегающей тер­риторией (в составе городского поселения также могут нахо­диться сельские населенные пункты, не являющиеся сельски­ми поселениями);

муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. В его границах осуществляется местное самоуправление, орга­ны которого могут иметь отдельные государственные полно­мочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов РФ;

городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправ­ления которого осуществляют полномочия по решению уста­новленных указанным Федеральным законом вопросов мест­ного значения поселения и вопросов местного значения му­ниципального района;

внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой осуществляется местное самоуправление.


Основные типы муниципальных образований в России. Типология муниципальных образований складывалась под влиянием терри­ториального и отраслевого факторов. Причем территориальный фактор испытывал на себе влияние хозяйственной специфики. Так, сельскохозяйственное производство, связанное с землей, тя­готеет к территориальному принципу организации хозяйственной жизни и к дисперсному расселению населения, в то же время спе­цифика промышленного производства, его концентрация на не­больших территориях приводят к возникновению компактных поселений.

Для современной России характерно сочетание поселенческого и территориального принципов. При этом в соответствии с зако­нодательством население как городского, так и сельского поселе­ния независимо от его численности не может быть лишено права на местное самоуправление. Поэтому наиболее крупно все муни­ципальные образования можно разделить на три большие груп­пы.

1. Поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские населенные пункты). Как правило, к этой группе тяготеют те муниципальные образования, в которых имеется собственная инфраструктура, обеспечивающая завершенность производствен­ных циклов, и имеющие собственную минимальную инфраструк­туру.

2. Территориально-поселенческие муниципальные образования (сельские районы, сельские округа и др.). Основной характеристи­кой таких муниципальных образований является то, что они со­стоят из нескольких поселений, объединенных общим хозяйствен­ным интересом, общей инфраструктурой производственной дея­тельности и муниципального хозяйства.

3. Территориальные муниципальные образования. Этот вид му­ниципальных образований свойствен районам Крайнего Севера, где специфика основного вида хозяйственной деятельности ис­ключает поселения ввиду кочевого образа жизни. Этот же вид применим и для муниципальных образований в сельской мест­ности с хуторским способом ведения хозяйства. Для России, как и для большинства стран, данный тип скорее исключение, чем правило.

На втором уровне систематизации вводится критерий отрасле­вого характера, в соответствии с которым муниципатьные образо­вания делятся на две большие группы — многофункциональные и монофункциональные.

267


К многофункциональным относятся те муниципалитеты, которые имеют разветвленную сеть хозяйствующих субъектов, осуществля­ющих деятельность в нескольких отраслях производства. Типич­ный пример подобного муниципального образования — столицы субъектов РФ и абсолютное большинство крупных и средних го­родов России. Хотя и в этом случае имеются исключения, напри­мер города Череповец, Тольятти, Набережные Челны и др., в ко­торых жизнь города определяется деятельностью одного или двух крупнейших предприятий.

К. монофункциональным принадлежат муниципалитеты, хозяй­ственная жизнь которых определяется одним-двумя крупными предприятиями либо несколькими предприятиями одной отрасли. Монофункциональные муниципальные образования имеют ярко вы­раженную отраслевую специфику, среди них можно выделить следу­ющие группы:

1) производственная, включающая города-за воды, возникшие при крупных предприятиях промышленности, энергетики, транспорта и иных производствах. Большинство из них сформи­ровалось в ходе индустриализации, когда город воспринимался как некий «жилищный цех» при предприятии, а функции организации совместного проживания людей были возложены на администра­цию предприятия. В этом случае реальных полномочий по орга­низации городской жизни местная власть не имела;

2) бюджетная, куда входят населенные пункты, основная часть населения которых работает в бюджетных организациях, — науко­грады, военные городки и закрытые административно-террито­риальные образования, приграничные города, гарнизоны, а также юрода, являющиеся центрами сельских муниципальных образо­ваний. Жизнь этих городов напрямую зависит от органов государ­ственной власти и состояния федерального и региональных бюд­жетов.

Критерии систематизации муниципальных образований

1. Территория и население. Использование данного критерия при определении типологии муниципальных образовании подра­зумевает, что в основу проводимой систематизации должны быть положены показатели, характеризующие количество населения и величину территории, на которую распространяются полномочия органов местного самоуправления.

2. Правовой статус муниципального образования. Применение данного критерия для систематизации муниципальных образова­ний целиком определяется системой законодательства, существу-

268


ющего в данном государстве. Современное законодательство Рос­сии предусматривает равенство прав муниципальных образований вне зависимости от их вида и специфики.

3. Формы организации хозяйственной жизни на территории муни­ципального образования. Данный критерий выступает как комплекс­ный показатель, поскольку в нем отражаются все стороны жизни муниципального образования. Одна из центральных задач местной власти — создание оптимальных условий для деятельности хозяй­ственных структур, поскольку их благополучие обеспечивает бла­гополучие бюджета.

4. Единство инфраструктуры муниципального хозяйства.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.