Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Финансовые ресурсы местного самоуправления





Под местными финансами понимается вся совокупность денеж­ных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Фи­нансовые ресурсы местного самоуправления классифицируются по различным признакам:

270


• налоговые и неналоговые (к неналоговым относятся доходы от использования муниципального имущества и предоставле­ния муниципальных услуг);

• собранные на территории муниципального образования ипо­лученные от других уровней бюджетной системы в порядке бюджетного регулирования;

• законодательно закрепленные (собственные) и полученные от государства целевым назначением (субвенции) для выполне­ния отдельных государственных полномочий;

• принадлежащие муниципальному образованию и заемные;

• входящие в состав муниципальной казны и предназначенные муниципальным предприятиям и учреждениям.

Основу финансовых ресурсов местного самоуправления состав­ляет местный бюджет. Бюджет муниципального образования (мест­ный бюджет) это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, от­несенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местный бюджет образуется за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодатель­ством РФ региональные и местные налоги и сборы, пени и штра­фы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в мес­тный бюджет полностью учитывается в его доходах. К неналоговым относятся: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, на­ходящимися в ведении органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответ­ственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюд­жетов других уровней бюджетной системы Российской Федера­ции, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы.

Расходы местного бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправ-

271


ления. Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, пре­дусмотренных Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуп­равления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования. Основные статьи текущих расходов местных бюджетов составляют: финансирование муниципального хозяйства; финансирование социально-культурной сферы; расходы на управление; расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам; ассигнования на стра­хование муниципальных служащих, муниципального имущества и другие страховые платежи; прочие и непредвиденные расходы.



В бюджете текущих расходов могут выделяться так называемые «защищенные» статьи, сокращение расходов по которым недопус­тимо ни при каких обстоятельствах. К «защищенным» обычно от­носятся расходы на заработную плату, на оплату коммунальных и транспортных услуг бюджетных организаций, на питание в бюд­жетных учреждениях (больницы, детские учреждения и др.), на медикаменты, на выплату пособий и компенсаций и др.

Средства бюджета развития расходуются на капитальное строи­тельство, капитальный ремонт и иные инновационные меропри­ятия. В условиях острого дефицита бюджетных средств большин­ство муниципальных образований оказывается не в состоянии сформировать бюджет развития.

В расходной части муниципального бюджета предусматривается создание резервных фондов. Средства резервных фондов расходу­ются на формирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуа­ций, имевших место в текущем финансовом году. Порядок расхо­дования средств резервных фондов устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления.

Доходы и расходы местных бюджетов должны быть сбаланси­рованы между собой, однако большинство муниципальных обра­зований вынуждено принимать бюджеты с дефицитом. Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что размер дефицита местного бюджета на очередной финансовый год не может превышать 10% объема его до­ходов без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. При этом в решении представительного органа об утверждении бюд­жета с дефицитом должны быть указаны источники покрытия этого дефицита.

272


Межбюджетные отношенияи финансовая поддержка муниципаль­ных образований.Муниципальные образования существенно раз­личаются по своему экономическому потенциалу. В муниципаль­ных образованиях — донорах доходы, собираемые на соответству­ющих территориях и поступающие в местные бюджеты, превышают их нормативные бюджетные потребности; муници­пальные образования — реципиенты нуждаются в бюджетных до­тациях. Подавляющее большинство муниципальных образований является реципиентами, в отдельных сельских поселениях доля собственных доходов не превышает 10% от минимально необхо­димых расходов. В связи с этих Федеральным законом 2003 г. уста­новлена система межбюджетных отношений в субъекте РФ, обес­печивающая финансовую поддержку экономически слабых муни­ципальных образований, изъятие избыточных финансовых средств удоноров, а также поддержку отдельных инвестиционных про­грамм и проектов и приоритетных социально значимых расходов на территориях муниципальных образований. Кроме того, муни­ципальные образования, наделенные отдельными государствен­ными полномочиями, получают от органов государственной влас­ти субъектов РФ субвенции на их выполнение.

В основе механизмов выравнивания лежит минимально необ­ходимый расчетный уровень бюджетной обеспеченности на одно­го жителя, в рамках которого должно быть обеспечено предостав­ление набора бюджетных услуг согласно перечню вопросов мест­ного значения для каждого типа муниципального образования.

Для обеспечения выплаты дотаций экономически слабым му­ниципальным образованиям в бюджете субъекта РФ образуется региональный фонд финансовой поддержки муниципальных райо­нов и городских округов. В муниципальных районах могут созда­ваться фонды выравнивания бюджетной обеспеченности поселе­ний, входящих в состав данного муниципального района.

Субвенции на осуществление органами местного самоуправле­ния отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в бюджете субъекта РФ фонда компенсаций. Эти средства распределяются между муниципаль­ными образованиями, наделенными отдельными государствен­ными полномочиями, пропорционально численности населения (отдельные группы населения) или численности потребителей со­ответствующих бюджетных услуг и их удельной стоимости.

Для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных

273


образований в составе расходов бюджета субъекта РФ может быть образован фонд муниципального развития.

Для долевого финансирования приоритетных социально зна­чимых расходов местных бюджетов в составе расходов бюджета субъекта РФ может быть образован фонд финансирования соци­альных расходов.

Муниципальным образованиям может также предоставляться иная финансовая помощь из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ.

2.3.4. Управление общественными отношениями









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.