Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ младших подростков





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования творческого мышления у младших подростков.

1.1.Понятия «творчество», «творческое мышление», «креативность» 6

1.2. Условия формирования творческого мышления учащихся 13

1.3. Характеристика способов формирования творческого мышления у детей школьного возраста 18

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ младших подростков

2.1. Методики диагностики мышления в школьном возрасте 32

2.2. Результаты диагностики уровня сформированности творческого мышления у младших подростков 37

2.3.Программа формирующего эксперимента 43

2.4.Анализ результатов повторной диагностики 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

ЛИТЕРАТУРА 64

ПРИЛОЖЕНИЯ


Введение

Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать нестандартные жизненные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психологов и педагогов второй половины XX века. Практика показывает, что способности к творчеству могут быть развиты практически у всех детей с нормальным интеллектом. При этом очень важна помощь взрослых: педагогов и родителей[18,C.4].

Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития, - вооружать учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Школа, стоящая на позициях воспитывающего и развивающего обучения, за последние годы делает многое для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности. Каждый учитель должен понимать, что научить школьников творчески мыслить - это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания - всестороннего и гармонического развития личности. Призвание школы - формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению. В ходе данной работы планируется создать тренинговую программу по развитию творческого мышления. На данный момент подобные программы уже существуют и активно используются на практике при проведении тренировок по интеллектуальным играм. Но все они направлены на развитие детей старше 14 лет. Программ для детей младшего подросткового возраста нет, не смотря на то, что дети этого возраста обладают достаточно гибким мышлением, которое еще не ограничено какими-либо рамками и шаблонами. Поэтому очень важно начать работу по формированию творческого мышления с младшими подростками именно в этот момент.

В главах этой работы очерчивается система научно обоснованных мер по формированию творческого мышления младших подростков, а также методика формирования у школьников творческого мышления.

Зачастую школа вместо того, чтобы решать проблему, сформулированную в «Концепции образования и воспитания в Республике Беларусь» как «воспитание творческой личности», занимается тем, что воспитывает из детей аккуратных исполнителей. Ведь для того, чтобы достаточно хорошо учиться в школе, совсем не обязательно мыслить творчески - надо иметь необходимый и достаточный запас знаний по предметам, преподаваемым в школе, а так же уметь решать задачи по заранее заданным шаблонам и формулам. Ввиду того, что социальная и экономическая ситуация в нашей стране значительно изменилась, то развитие творческих способностей сегодня является решающим фактором успешности. Творчески развитые люди более гибки в определениях проблем и их решениях; результаты отличаются большей глубиной, оригинальностью, эффективностью. Творцы экспериментируют, меньше беспокоятся по поводу рисков, больше видят возможностей и перспектив, независимо от заданных ограничений. Они оказываются эффективны в ситуациях неопределенности, при отсутствии информации, более быстры и эффективны в ситуациях, требующих появления принципиально нового подхода.

Исследованием психологии творчества в отечественной науке занимались Б. А. Лезин (составитель и редактор сборников «Вопросы теории и психологии творчества»), П. К. Энгельмейер, М. А. Блох, И. И. Лапшин, С.О. Грузенберг, В. М. Бехтерев, В. В. Савич, Ф. Ю. Левинсон-Лессинг, В.Л. Омельянский, И. Н. Дьяков, Н. В. Петровский и П.А. Рудик, А.П. Нечаев, П. М. Якобсон, B.П. Полонский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, И.С. Сумбаев, Б.М. Кедров, Я. А. Пономарев,C. М. Василевский, Г.С. Альтшуллер, В.Н. Пушкин, М. С. Бернштейн, О.К. Тихомиров, Д.Б. Богоявленская, М.Г. Ярошевский, В.П. Зинченко и др. В зарубежной литературе проблему формирования творческого мышления рассматривали М. Айзенк, Р. Крачфилд, П. Торренс, Э. де Боно, Ф. Картер, Р. Мэй, А. Пуанкаре, Г. Селье и др.

Цель исследования: обосновать и апробировать наиболее эффективные методы формирования творческого мышления младших подростков.

Объект: творческое мышление младших подростков.

Предмет: психолого-педагогические способы формирования творческого мышления младших подростков.

Гипотеза: Комплексная развивающая программа, содержащая в себе как когнитивные, так и личностные компоненты, способствует формированию творческого мышления, развивает показатели логического мышления, повышает уровень обученности младших подростков.

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме;

2) Исследовать уровень сформированности творческого мышления младших подростков;

3) Разработать и реализовать специальную тренинговую программу по развитию творческого мышления;

4) Проверить эффективность развивающей программы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;

2. Тестирование. Использованы следующие методики:

· Тест креативности П. Торренса;

· Тест вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорда и П. Торренса (в модификации Е. Туник);

· Методика отдаленных ассоциаций С. Медника (вербальная креативность);

· Методика А.З. Зака

База исследования – ГУО «СШ №11 г.Мозыря». Объем выборки – 30 учащихся младшего подросткового возраста.


ГЛАВА I. Теоретические основы формирования творческого мышления у младших подростков

Альтернативы

Сколько решений проблемы вы стараетесь найти, прежде чем останавливаетесь и начинаете заниматься их реализацией. Несколько? А в действительности? Как часто вы находили хорошее решение и сразу же переходили к делу? Решение хорошее, что еще надо? Зачем тратить лишнее, искать то, чего нет. А возможно, вас просто заела текучка.

Искать хорошее решение при полном отсутствии вариантов - это сильно мотивирует. А после нахождения решения уровень мотивации падает. И многие перестают искать иные решения.

Возьмите себе за правило, что несколько идей - это лучше, чем одна.

Одна из самых распространенных ошибок - поиск единственно верного решения. При этом, найдя данное решение, на нем и останавливаются.

Многие люди считают, что они всегда ищут альтернативные решения. Но обычно это не так. Как только находиться удовлетворяющее решение, поиск прекращается. Мы же предлагаем Вам идти значительно дальше. Во первых, необходимо выделить несколько различных подходов к решению проблемы и уже от них плясать. В обычном варианте поиск альтернатив всегда сочетается с оценкой полученных решений, и как только находиться решение, которое реально и перспективно - на нем почти всегда и останавливаются.

А что произойдет если не оценивать полученные решения, а только отмечать те, которые особенно понравились и продолжать поиск дальше?

• найдя ряд альтернатив, Вы сможете выбрать самую лучшую;

• найденную альтернативу можно использовать для дальнейшего поиска;

• полученная при поиске идея решит проблему;

• полученная информация поможет переосмыслить проблему и решить ее обходным путем.

Так как Вы не останавливаетесь на первой привлекательной идее, а продолжаете поиск дальше, то очень высока вероятность, что одно из последующих решений будет лучше, чем данное. Но оно не будет найдено, если поиск остановиться на полпути[43].

Описанные нами методы и способы формирования творческого мышления могут быть использованы в процессе тренинговой работы. Надо сказать, что, так как применение различных способов развития креативности увеличивает ее только в той области, к которой относятся средства, используемые при обучении, то в ходе работы с учащимися следует использовать все разнообразие описанных в литературе способов – это поможет избежать развития только одного из параметров креативности.

Таким образом, в теоретической части нашей работы мы изучили литературу отечественных и зарубежных авторов, занимавшихся проблемой творческого мышления. Анализируя все вышеописанное, мы пришли к следующим выводам:

1. Креативный акт квалифицируется как таковой по критериям новизны самого субъекта. Тогда максимально креативен ребенок: он все делает впервые. Важно создать для ребенка такие условия, в которых творческое мышление ребенка будет развиваться;

2. Успешное формирование у школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления;

3. Соблюдение условий целенаправленного развития креативности даст возможность формирования творческого мышления школьников;

4. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими и основными должны являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, так, как они исключительно эффективны для развития творческого мышления.

 

Методика А.З. Зака

А.З. Зак исследовал общее различение школьников по способу решения предложенных 22 задач: теоретическому или эмпирическому. Данная методика дает возможность определить, может ли учащийся действовать в уме, определить степень развития анализа. Успешное решение ребенком всех задач позволяет говорить об относительно высоком уровне сформированности у него теоретического способа решения проблем, теоретического подхода к проблемным ситуациям.

Таким образом, реализовав описанные выше методики, мы получили данные об уровне сформированности творческого мышления у младших подростков.

Заключение

 

 

Перед воспитателями и учителями стоит задача раскрыть и поддержать творческие способности у всех учащихся. Однако это не всегда оказывается возможным. Часто в наш век узкой специализации какой-то один талант человека направляется в русло определенной профессиональной деятельности, а все остальные скрытые таланты затухают, не получая развития.

Данное исследование было посвящено содержанию, развитию и формированию творческого мышления младших подростков, а также установлению взаимосвязи между уровнем сформированности творческого мышления и уровнем развития логического мышления, между уровнем сформированности творческого мышления и успеваемостью.

В качестве гипотезы нашего исследования было выдвинуто предположение о том,что комплексная развивающая программа, содержащая в себе как когнитивные, так и личностные компоненты, способствует формированию творческого мышления, развивает показатели логического мышления, повышает уровень обученности младших подростков.

На первом этапе работы нами была проведена диагностика уровня творческого мышления подростков, а также уровня их логического мышления. В исследовании были использованы следующие методы сбора данных:

1. Тест креативности П. Торренса;

2. Тест вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорда (в модификации Е. Туник);

3. Методика отдаленных ассоциаций С. Медника (вербальная креативность);

4. Методика Зака

Применяя данный инструментарий, мы провели первичную диагностику 30 учащихся 4-5 классов (15 человек – экспериментальная группа, 15 - контрольная). Полученные в ходе экспериментального исследования данные стали отправной точкой для проведения формирующего эксперимента. Совместно со школьным психологом бала составлена программа по развитию творческого мышления, которая состоит из четырех связанных между собой блоков:

1. Блок формирования коммуникативных умений;

2. Блок формирования у подростков уверенности в себе;

3. Блок развития доверия к себе и окружающим;

4. Блок развития творческого мышления.

Занятия проводились в форме психологического тренинга, в ходе которого эти блоки тесно переплетались между собой.

При разработке данной программы нами было учтено, что для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения. С этой целью в каждое занятие вводились задания, упражнения, которые помогали обогатить багаж знаний младших подростков.

На занятиях особой внимание уделялось созданию атмосферы открытости, благожелательности, в которой подростки могли бы свободно выражать свои мысли, чувства, делиться своими идеями, предлагать необычные способы решения заданий без страха быть осужденными.

По окончании формирующего эксперимента нами была проведена повторная диагностика в экспериментальной группе с помощью того же инструментария. Данные показали, что если в контрольной группе они изменились незначительно, то в экспериментальной группе виден заметный рост по всем показателям. Например, после проведения повторной диагностики по тесту вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорда по показателю «оригинальность» мы выяснили, что в экспериментальной группе среднее значение показателя изменилось с 38,5 до 76,8, а контрольной группе роста не было совсем. Диагностика по методике отдаленных ассоциаций С. Медника показала, что индекс оригинальности в экспериментальной группе изменился с 0,2 до 0,45, а в контрольной группе – с 0,2 до 0,23. По методике А.З.Зака данные следующие: в экспериментальной группе количество правильных ответов изменилось в среднем с 17 до 19, а в контрольной группе с 17,1 до 17. То есть данный показатель в контрольной группе даже снизился. То же мы видим и с уровнем обучаемости. Если в экспериментальной группе у учащихся средний балл за первую четверть был 8,87, то за четвертую – 9,04. А в контрольной группе уровень обучаемости снизился с 8,53 до 8,51. Следовательно, можно говорить, что комплексная развивающая программа, содержащая в себе как когнитивные, так и личностные компоненты, способствует формированию творческого мышления, развивает показатели логического мышления, повышает уровень обученности младших подростков. Таким образом, после проведенной работы мы можем говорить, что разработка и проведение подобных программ целесообразна и необходима.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенк, М. Психология: комплексный подход / М.Айзенк, П.Брайт, Х.Куликен и др.; под ред. М.Айзенк; Пер. с англ. С.Б.Бенедиктова.- Мн.: Новое знание, 2002.-­­ 832 с.: ил.

2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: Учебник для вузов/ Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревич.- СПб.: Питер, 2006. – 652 с.: ил.

3. Андреева, И.Н.Эмоциональные особенности творческой личности/ И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2003. - №3. – С. 51 – 60

4. Астрейко, С.Я., Астрейко, Е.С. Природа творческих способностей человека / С.Я. Астрейко, Е.С. Астрейко // Пазашкольнае выхаванне. – 2002. -№ 6. – С. 31 – 36.

5. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности/ Д.Б.Богоявленская // Вопросы образования. - 2004.- № 2. - С. 46-68.

6. Вадаханович, С.А., Макаревич, Е.Е. В поисках новых путей творческого самовыражения / С.А. Вадаханович, Е.Е. Макаревич // Адукацыя i выхаванне. – 2003. - №9. – С. 28 – 32

7. Виленчик, С.И. Развитие творческой, художественной и лидерской одаренности детей и подростков / С.И. Виленчик // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. - №10. – С. 23 – 25

8. Гимпель, Л.П. Творческая направленность личности как психолого-педагогическая проблема / Л.П. Гимпель // Адукацыя и выхаванне. – 2005. - №7. – С. 54 – 59

9. Грабовский, А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности / А.И. Грабовский // Педагогика. – 2003. - №8. – С. 13 – 18

10. Гусев, Ю.А. Творчество одаренных детей, как проявление талантливости народа / Ю.А. Гусев // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2000. –

№1. – С. 32 – 34

11. Дорфман, Л.Я., Ковалева,Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве / Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева // Вопросы психологии. – 1999. - №2. – С. 101 – 107

12. Дружинин, В.Н. Психология интеллекта / В.Н. Дружинин // Педагогика. – 1998. - №2. - С. 31 – 34

13. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей/ В.Н.Дружинин.- СПб.: Издательство «Питер»,2000. – 368с.: (Серия «Мастера психологии»)

14. Дусенко, З.П. Одаренные дети Беларуси / З.П.Дусенко // Психологическая служба. – 2003. - №1. – С. 70 – 75

15. Захожая, Н.Н. Одаренные дети: соотношении креативности и интеллекта / Н.Н. Захожая // Праблемы выхавання. – 2003. - №2. – С. 12 – 15

16. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности/ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.

17. Казьмин, А.К. Теория интеллекта: Как выбрать президента / А.К. Казьмин. – М.: ЗАО «Московские учебники - СиДиПресс», 2001. – 240с.:ил.

18. Картер, Ф. Развивайте интеллект: упражнения для развития творческого мыщления,памяти, сообразительности и интеллекта/ Ф.Картер.– М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 239с.

19. Клышевич, Н.Ю. Креативность: научный конструкт или жизненная необходимость? / Н.Ю.Клышевич // Праблема выхавання. - 2004. - №6. –

С. 30 – 35

20. Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учебное пособие / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2006. – 448 с.

21. Котикова, О.П. Развитие творческого потенциала одаренных детей / О.П. Котикова // Пазашкольнае выхаванне. - 2004. - №12. - С. 31 – 35.

22. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Н.С. Лейтес. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320с.

23. Лейтес, Н.С. О признаках детской одаренности / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. – 2003. - №4. – С. 13 – 18

24. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие / Н.С.Летес, Т.М.Марютина и др.; под ред. Н.С.Лейтеса.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.

25. Малахова, И.А. О сущности и структуре креативности личности / И.А.Малахова // Адукацыя i выхаванне. – 2007. - №8. – С. 56 – 61

26. Малахова, И.А. Развитие личности, способности к творчеству, одаренность, талант: Пособие для педагогов, кл. руководителей, психологов общеобразовательных школ, педагогов-организаторов внешкольных учреждений: В 2ч. Ч.1 / И.А. Малахова. - Мн.: Бел. Навука, 2002 – 158 с.

27. Маркова, Н.Г., Бац, Н.Н. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности / Н.Г. Маркова, Н.Н. Бац // Школьная психологическая служба. – 2002. - №10. – С. 51 – 58

28 Мэй, Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества/ Р. Мэй. - Львов: Инициатива, 2001, - 212с.

29. Мягков, И.Ф Медицинская психология: пропедефтический курс. Учебник для вузов. Изд. второе, перераб. и доп / И.Ф Мягков, С.Н. Боков, С.И. Чаева. - М.: Логос, 2003. – 320 с.: ил.

30. Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч./ Р.С Немов.-М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – Ч.1 – 304 с.

31. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп./Б.П.Никитин. – М.:Просвещение, 1990. – 160 с.: ил.

32. Одаренный ребенок и семья: пособие для руководителей и учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования/ [сост. С.Н.Куровская; под ред. В.П.Тарантея]. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2006. – 157,[3] с.: ил. - (Работа с одаренными детьми).

33. Парфенова, Г.Л. Одаренные девочки: психолого-педагогическое сопровождение / Г.Л.Парфенова // Начальная школа. – 2007. - №6. –

С. 28 – 32

34 Понасенкова, С.В. Одаренные дети: формирование и развитие способностей / С.В. Понасенкова // Праблемы выхавання. – 2003. - №2. –

С. 21 – 35

35. Пономарёв, Я. А. Психология творчества/ Я.А. Понамарев - М.:Политиздат, 1976. – 218с.

36. Попова, Л.В. Проблемы самореализации одаренных девочек / Л.В. Попова // Вопросы психологии. – 1996. - № 2. – С. 35 – 40.

37. Психологическте программы развития личности в подростковом и старшем школьной возрасте. Руководство практического психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. – Екатеринбург,1991 – 186с.

38. Психология для студентов вузов. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 560 с.

39. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, А.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

40. Психология современного подростка / Под редакцией проф. Л.А.Регуш. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.

41. Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bookap.by.ru/genpsy/psyenc/gl26.shtm - Дата доступа: 12.02.2010.

42. Пуанкаре, А. Математическое творчество / Пуанкаре А. – М.:ВЛАДОС, 1970. – 418с.

43. Развитие творческого мышления [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.superidea.ru/tm/ - Дата доступа: 04.11.2009.

44. Ринейский, И.Н. Творчество- это богатство, право и основа судьбы /

И.Н. Ринейский // Народная асвета. – 20005. - №3. – С. 38 – 40

45. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя: (Ст. американского психолога)// Вопросы психологии. – 1990. - №1. – с.164-168.

46.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога/ Е.И. Рогов. – М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, - 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с.:ил.

47. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - Ростов н/Д: Феникс, 1946. 682с.

48. Савенков, А. Проблемы развития одаренной личности / А. Савенков // Воспитание школьников. – 1991. - №4. - С. 56 – 57

49. Семаго, М. Наука об уме: в поисках предмета / М.Семаго // Школьный психолог: Прил. к газете «Первое сентября». – 1999. - №24. – С. 25 – 28

50. Селье,Г. Формирование творческого мышления/ Г.Селье - М.: Издательский центр «Академия», - 1987, - 418с.

51. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления у детей-дошкольников / А.Э. Симановский. - Ярославль, 1999 – 118с.

52. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей / А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

53. Станкевич, Н.Н. Воспитание креативной личности / Н.Н. Станкевич // Веснiк адукацыi. – 2003. - №1-2. – С. 14 – 19

54. Степанов, С. О натурах творческих / С. Степанов// - Школьный психолог: Прил. к газете «Первое сентября». – 2001. - №46. – С. 27 – 35

55. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) / Л.Д.Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс,2002. – 672 с.

56. Такман, Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике. Пер. с англ. / Б.В. Такман. - М.: ОАО издательская группа «Прогресс»,

2002. – 572 с.

57.Тимашкова, Л.Н. Психолого-педагогические условия развития одаренности учащихся / Л.Н. Тимашкова // Адукацыя i выхаванне. – 2007. - № 3. – С. 16 – 18

58. Успенский, В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская.- М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176 с.

59. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ К. Фопель//Пер. с нем.. – М.:Генезис, 2002. – 400с.

60. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: практич. пособие/ К. Фопель// Пер. с нем.. – М.:Генезис, 2002. – 240с.:ил.

61. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А.Холодная. – Томск: Изд-во Том. Университета. Москва: Изд-во «Барс», 1997. – 392 с.

62.Хрящева, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге/ под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», Институт треинга, 2000. – 256с.

63. Щебланова, Е.И. Трудности в учении одаренных школьников / Е.И.Щебланова // Вопросы психологии. – 2003. - №3. – С. 133 – 145

64. Юрчик, В.В. Современный словарь по психологии./ В.В. Юрчик - Мн.: «Современное слово», 1998. – 768 с.

65. Яковлева, У. Развитие творческого потенциала у младших подростков / У.Яковлева// Школьный психолог: Прил. к газете «Первое сентября». – 2001. - №6. – С. 13 – 18

66. Wallas G. The Art of Thought. N. Y., 1926; См. также: Солсо Р. Когнитивная психология. 1996.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования творческого мышления у младших подростков.

1.1.Понятия «творчество», «творческое мышление», «креативность» 6

1.2. Условия формирования творческого мышления учащихся 13

1.3. Характеристика способов формирования творческого мышления у детей школьного возраста 18

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ младших подростков

2.1. Методики диагностики мышления в школьном возрасте 32

2.2. Результаты диагностики уровня сформированности творческого мышления у младших подростков 37

2.3.Программа формирующего эксперимента 43

2.4.Анализ результатов повторной диагностики 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

ЛИТЕРАТУРА 64

ПРИЛОЖЕНИЯ


Введение

Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать нестандартные жизненные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психологов и педагогов второй половины XX века. Практика показывает, что способности к творчеству могут быть развиты практически у всех детей с нормальным интеллектом. При этом очень важна помощь взрослых: педагогов и родителей[18,C.4].

Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития, - вооружать учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Школа, стоящая на позициях воспитывающего и развивающего обучения, за последние годы делает многое для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности. Каждый учитель должен понимать, что научить школьников творчески мыслить - это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания - всестороннего и гармонического развития личности. Призвание школы - формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению. В ходе данной работы планируется создать тренинговую программу по развитию творческого мышления. На данный момент подобные программы уже существуют и активно используются на практике при проведении тренировок по интеллектуальным играм. Но все они направлены на развитие детей старше 14 лет. Программ для детей младшего подросткового возраста нет, не смотря на то, что дети этого возраста обладают достаточно гибким мышлением, которое еще не ограничено какими-либо рамками и шаблонами. Поэтому очень важно начать работу по формированию творческого мышления с младшими подростками именно в этот момент.

В главах этой работы очерчивается система научно обоснованных мер по формированию творческого мышления младших подростков, а также методика формирования у школьников творческого мышления.

Зачастую школа вместо того, чтобы решать проблему, сформулированную в «Концепции образования и воспитания в Республике Беларусь» как «воспитание творческой личности», занимается тем, что воспитывает из детей аккуратных исполнителей. Ведь для того, чтобы достаточно хорошо учиться в школе, совсем не обязательно мыслить творчески - надо иметь необходимый и достаточный запас знаний по предметам, преподаваемым в школе, а так же уметь решать задачи по заранее заданным шаблонам и формулам. Ввиду того, что социальная и экономическая ситуация в нашей стране значительно изменилась, то развитие творческих способностей сегодня является решающим фактором успешности. Творчески развитые люди более гибки в определениях проблем и их решениях; результаты отличаются большей глубиной, оригинальностью, эффективностью. Творцы экспериментируют, меньше беспокоятся по поводу рисков, больше видят возможностей и перспектив, независимо от заданных ограничений. Они оказываются эффективны в ситуациях неопределенности, при отсутствии информации, более быстры и эффективны в ситуациях, требующих появления принципиально нового подхода.

Исследованием психологии творчества в отечественной науке занимались Б. А. Лезин (составитель и редактор сборников «Вопросы теории и психологии творчества»), П. К. Энгельмейер, М. А. Блох, И. И. Лапшин, С.О. Грузенберг, В. М. Бехтерев, В. В. Савич, Ф. Ю. Левинсон-Лессинг, В.Л. Омельянский, И. Н. Дьяков, Н. В. Петровский и П.А. Рудик, А.П. Нечаев, П. М. Якобсон, B.П. Полонский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, И.С. Сумбаев, Б.М. Кедров, Я. А. Пономарев,C. М. Василевский, Г.С. Альтшуллер, В.Н. Пушкин, М. С. Бернштейн, О.К. Тихомиров, Д.Б. Богоявленская, М.Г. Ярошевский, В.П. Зинченко и др. В зарубежной литературе проблему формирования творческого мышления рассматривали М. Айзенк, Р. Крачфилд, П. Торренс, Э. де Боно, Ф. Картер, Р. Мэй, А. Пуанкаре, Г. Селье и др.

Цель исследования: обосновать и апробировать наиболее эффективные методы формирования творческого мышления младших подростков.

Объект: творческое мышление младших подростков.

Предмет: психолого-педагогические способы формирования творческого мышления младших подростков.

Гипотеза: Комплексная развивающая программа, содержащая в себе как когнитивные, так и личностные компоненты, способствует формированию творческого мышления, развивает показатели логического мышления, повышает уровень обученности младших подростков.

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме;

2) Исследовать уровень сформированности творческого мышления младших подростков;

3) Разработать и реализовать специальную тренинговую программу по развитию творческого мышления;

4) Проверить эффективность развивающей программы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;

2. Тестирование. Использованы следующие методики:

· Тест креативности П. Торренса;

· Тест вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорда и П. Торренса (в модификации Е. Туник);

· Методика отдаленных ассоциаций С. Медника (вербальная креативность);

· Методика А.З. Зака

База исследования – ГУО «СШ №11 г.Мозыря». Объем выборки – 30 учащихся младшего подросткового возраста.








Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.