СОЦИАЛИЗАЦИЯ. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОЦИАЛИЗАЦИЯ. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО





 

Человек – самое общее родовое понятие (Homo sapiens).

Индивид – отдельный конкретный человек как единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития, субъект социальных отношений и сознательной деятельности (выводится из «надприродной» социальной сущности человека и индивида, т.е. его соц. начало).

Социология личности:

Субъект соц. отношений и сознательной деятельности в процессе которой он создает, воспроизводит и изменяет социальную реальность. Относительно устойчивая система соц. значимых и уникальных индивидуальных черт, формирующаяся в процессе социализации, соц. взаимодействия.

Теории личности:

1. Ролевая концепция личности.

Сложилась в 30-е гг. 20 в. в рамках американской социальной психологии. Представитель Дж. Мид.Получила развитие в СФА Т. Парсонса.

Социальная роль – модель поведения:

· Ролевые ожидания – то, чего ждут.

· Ролевое поведение – реальное поведение.

Ролевой набор – совокупность всех возможных моделей поведения, ассоциируемая с одним статусом (Р. Мертон).

Границы ролевого поведения жесткие, поскольку смешение разных функций может привести к нарушению равновесия всей соц. системы.

Границы не абсолютные: роль задает общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения варьируется.

Когда человек выполняет много ролей, они могут противоречить др. др. и возникает ролевой конфликт.

Роль может восприниматься как объективно (с т.зр. общественного значения), так и субъективно, по-своему истолковываясь индивидом.

 



Дж. Мид: «Я – это продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношения с другими людьми»

Процесс формирования личности:

· Стадия имитации – дети копирую поведение взрослых, не понимая его.

· Игровая стадия – дети понимают поведение как исполнение определенных ролей.

· Стадия «развития Я», коллективных игр – дети учатся осознавать ожидания на одного человека, а нескольких членов группы.

 

Ч. Кули:личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я».

1) то, как по-нашему мнению, нас воспринимают другие;

2) то, как по-нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3) то, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

 

Статусный набор – сов-ть всех статусов, занимаемых одним человеком.

· Основные статусы;

· Неосновные (эпизодические) статусы – те, в кот. ч-к нах-ся не долго, кот. не столь значимы (пешеход).

Ролевая идентификация – максимальное слияние с ролью.

Дистанцирование от роли – среднее или минимальное слияние с ролью.

Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее слияние с ним.

 

2. Концепция З. Фрейда.Личность рассматривается ч/з структуру психики.

Человек стремится к удовольствию, а общество – систему запретов, табу. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей из-за соц. ограничений, человек вынужден постоянно искать компромисс с общественно приемлемой формой реализации своего желания.

Формируется неврастический тип поведение. Вся человеческая история рассматривается как История нарастания психоза.

 

3. Поведенческая концепция личности.

Дж. Хоманс, Б. Скиннер.

Личность как система реакций на различные стимулы.

Поведение определяется воздействием извне: язык, обычаи, соц. институты, СМИ и т.д.

При положительной стимуляции человек лоялен к внешней среде, и наоборот, если человек не получает признания, то будет вести себя агрессивно и дезорганизующе.

Чем ценнее для человека вознаграждение, тем чаще он будет совершать подобные действия.

 

Социализация личности.

Образование –передача определенных знаний.

Воспитание – система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых – формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения.

Социализация включает в себя:и образование, и воспитание, и всю совокупность стихийных воздействий, оказывающих влияние на становление личности.

Социализация предстает как совокупность агентови институтов социализации, формирующих, направляющих становление личности.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение соц. ролей.

Институты соц-ции – учреждения, влияющие на процесс соц-ции и направляющие его.

 

Социализация:

Первичная Вторичная
Относится ко всему, что составляет непосредственное ближайшее окружение человека. Описывает тех, кто оказывает меньшее влияние на человека, контакты происходят реже и менее продолжительны.

Агенты первичной социализации – родители, друзья, учитель или воспитатель.

Агенты вторичной социализации – учителя, воспитатели, начальник.

Институты первичной социализации – семья как соц. институт.

Институты вторичной социализации – школа, армия, организация, СМИ.

 

Орвиль Брим:

 

1. Социализация взрослых выражается в изменении их внешнего поведения. Соц-ция детей корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы. Дети способны только усваивать их.

3. Соц-ция взрослых предполагает понимание того, что м/у черным и белым существует множество оттенков серого цвета.

4. Соц-ция взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками. Соц-ция детей формирует мотивацию их поведения.

 

Соц-ция м.б. разделена на жизненные циклы:

· Поступление в вуз;

· Женитьба;

· Выбор профессии и трудоустройство;

· Служба в армии;

· Выход на пенсию.

ЖЦ связаны со сменой соц. ролей, приобретением нового статуса и т.д.

Социализация:

Десоциализация Ресоциализация
Отучение от старых ценностей, норм и правил поведения (проф. переподготовка) Обучение новым ценностям и нормам взамен старым.

 

Функции агентов и институтов:

1. обучение культур. нормам и образцам поведения.

2. контролируют насколько прочно усвоены нормы.

 

Оценки – универсальные механизмы социализации и социального контроля.

В них отражаются объективное и получившее институциональное закрепление мнение значимых групп, выполняющих роль судей.

Оценки помогают проводить социальную селекцию, т.е. сортировать людей на успешно и неуспешно прошедших одну из стадий социализации.

 

Типы личности:

Соц. тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и соц.-экономических условий жизнедеятельности людей.

 

1. традиционалисты – ориентированы на ценности долга.

Характерна выраженность самостоятельности.

2. идеалисты – сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам. Установка на саморазвитие.

3. фрустрированный тип личности – низкая самооценка, подавленное самочувствие.

4. реалисты – сочетают стремление в самореализации с развитым чувством ответственности. Самодисциплина, самоконтроль.

5.гедонистические материалисты – ориентированы на получение удовольствия здесь и сейчас.

 

Модальный т.л. – реально преобладающий в обществе.

Идеальный т.л. – не привязан к конкретным условиям, выступает как пожелание на будущее.

Базисный т.л. – тот, кто наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.