СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ О.КОНТА.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ О.КОНТА.





Термин «социология» ввел в 30-е гг. XIX в. Огюст Конт. Теоретическими предпосылками возникновения социологии можно считать работы авторов французского просвещения (Монтескье, Сен-Симон, и т.д). Социально-экономические предпосылки: промышленный переворот, капитализм и реакция против, приведшие к колоссальному перевороту в устройстве западного общества.

Конт и Спенсер 1-ми обосновали необходимость выделения знания об обществе в отдельную науч-ю дисциплину‚ определив предмет новой науки и создав лишь ей присущие методы. С.определялась как эмпирическая наука‚ которая на 1-х этапах ее развития в качестве самостоятельного подхода рассматривалась как дисциплина‚ которая должна изучать все стороны существования общества.

Выделяют 2 этапа развития С.: классический‚ которой в свою очередь делится на раннюю классику (сер 19 в до 1 мир.войны) и позднюю классику (с1 мир войны до2 мир.войны) и современный этап – послевоенный период (после 2 мир.войны до 60-70-гг 20в) и новейшая С. (60-70-е гг 20в по наст время).

Ранняя классика может быть названа периодом одного фактора. Важными чертами этого периода явл-ся отказ от любых ненаучных объяснений; эволюционизм‚ т.е. представление об изменениях в обществе как постеп-м‚ законом-но обусл-ом процессе. В этот период начался этап институционализация С.‚ т.е. появление различных учреждений‚ институтов.

Позд.классика: утверждение плюралист-го подхода в С. (только факторы‚ взятые в совокупности определяют влияние на общество); социологизм Дюркгейма‚ понимающая С. Вебера находят развитие в этом периоде. Начинается актив-е привлечение матем-х методов изучения соц. реальности.

Современный период начался с окончания 2 мир. войны. Развивались теор. сред. уровня (Мертон)‚ этот этап связан со становлением и развитием эмпир-ой С.‚ с отраслевой дифференц-й социол-й науки‚ со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирич-ю С.



Новейший период (период методол-го плюрализма). Сейчас имеет право на существование любая методология‚ которая решает пробл.

 

Огюст Конт (1798—1857 гг.).

«Курс позитивной философии» (Т. 1—6, 1830—1842) и «Система позитивной политики» (Т.1—4, 1851 — 1854)

Он дал имя социологии, определившее ее предмет и методы.

Конт совершил переворот в социологии выдвинув идею позитивного метода. Наука должна всесторонне анализировать общественные явления, уделяя большое внимание явлению, чем сущности, используя методы естественных наук. Основными методами новой науки должны стать наблюдение‚ эксперимент‚ сравнительный метод. Стремился уподобить науку об обществе «социальной физике», чтобы ее исследователь мог так же оперировать конкретными данными, фактами, их взаимосвязями, как это делает естествоиспытатель.

В созданной им классификации наук социология считалась самым сложным, труднопостигаемым видом знания. Это фундаментальная наука о законах общества, которое есть высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам. Социология была для него инструментом социальной организации и изменений общества, подобная религии. Социология изучает неизменные естественные законы. Объект социологии – общество или соц. реальность. Общество - это все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Человек не может создавать соц. явления‚ но может их видоизменять.

Учение Конта состояло из двух частей — социальной статики, описывающей законы существования и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества. Рассматривая соц. статику‚ К. выделяет основные социол-е категории: семья‚ индивид‚ разделение труда‚ солидарность. Главный интерес был связан с анализом социальной динамики, основным фактором которой он считал умственное, духовное развитие. Он сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества. Закон трех стадий утверждает, что существуют три интеллектуальные ступени, через которые на всем протяжении своей истории проходит мир. По Конту, этот процесс характерен не только для мира в целом: группы, общества, науки, индивиды и даже умы проходят те же три стадии.

Первая ступень — теологическая, она относится к периоду до 1300 г. В течение этого времени главенствующая система идей ставила на первое место веру в то, что сверхъестественные силы и религиозные фигуры, созданные по образу человека, являются источником всего сущего. Социальный и физический мир в особенности считались творением Бога. Вторая ступень — метафизическая, она относится к периоду примерно с 1300 по 1800 г. Для этого времени была характерна вера в то, что абстрактные силы, «природа», а не персонифицированные боги могут объяснить практически все. Наконец, в 1800 г. мир вступил в позитивную стадию, характеризующуюся верой в науку. Люди склонялись к тому, чтобы оставить поиски абсолютных причин (Бога или природы) и вместо этого сосредоточились на наблюдении социального и физического миров в поисках тех законов, которые ими управляют.

Конт представлял общество как разновидность организма, который нужно рассматривать через призму биологических концепций структуры и функции. В своей работе «Система позитивной политики» Конт утверждал, что семьи являлись основными социальными клетками, социальные силы представляли собой социальную ткань, государство и города — социальные органы, а страны мира были аналогичны системам организмов в биологии. Индивид должен почитать общество как высшее существо, которому он всем обязан. Подчинение ему - священный долг каждого гражданина. Это не подчинение Богу или государству, это подчинение одного всем.

Основной этический принцип общественной жизни - «жизнь для других». Таков принцип единства альтруизма и консенсуса.

На его основе Конт мыслил перестроить человеческое общество. Совокупность утопических рекомендаций он назвал программой создания «позитивной религии».

Конт отвергал рыночную конкуренцию, полагая, что она развивает в человеке самые худшие, эгоистические черты. Он считал разделение труда внутренней пружиной прогресса, но отрицательно относился к социальным последствиям. Одно из них - специализация труда, превращающая человека в однобокого уродца. Разделение труда и конкуренция как бы выворачивают социальные отношения наизнанку: они развивают только чувство профессиональной солидарности. Оно объединяет лиц одной профессии, но заставляет с враждебностью относиться к лицам другой. Возникают замкнутые корпорации типа мафиозных организаций (клан или каста).

Разрушение общественного порядка может приостановить государство. Только оно может использовать всю мощь политической власти для того, чтобы восстановить социальную солидарность и политическое единство общества. Государство - блюститель социального порядка. Ему надо разрешить вмешиваться в экономическую и социальную сферы общества, но не в моральную. Конт исповедовал принцип разделения моральной и политической власти. Оно единственное средство удержать общество от интеллектуального и морального террора, в который неизбежно впадает всякое правительство, когда развитие мысли ставится в зависимость от политической выгоды.

Основная причина социального беспорядка — беспорядок интеллектуальный. Источник этого беспорядка лежит в более ранних системах идей (теологической и метафизической), которые продолжали существовать и в позитивную (научную) эпоху. Только когда позитивизм обретет полный контроль, прекратятся социальные перевороты и революции. Поскольку это процесс эволюционный, нет необходимости в социальных переворотах и революциях.

Он имел огромное влияние на более поздних теоретиков социологии (особенно на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.