Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ (Т. ПАРСОНС, Р.МЕРТОН).





Структурный функционализм – один из основных методологических подходов в современной социологии. Его называют первой социологической теорией, возникающей самостоятельно, без опоры на существовавшие философские доктрины. Возник в начале 30-х годов, не потеряв актуальности и сейчас. Создатели – Толкотт Парсонс (1902-1979) и Роберт Мертон (род.1910). Идеи структурного функционализма в большей мере присущи англо- американской социологии.

Основные идеи структурно – функционального подхода:

1.Общество – это целый единый организм, состоящий из множества частей, систем: экономической, политической, военной, религиозной и т.д. они не связанны однозначно с конкретными индивидами, а являются позициями индивидов в системе. Таким образом, системы не состоят из людей, в системах люди только участвуют.

2.Каждая часть общества может существовать только в рамкам целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Заполнение тех или иных структурных позиций означает для участвующих индивидов приобретение некоторого социального статуса и выполнение определенной социальной роли.

3.Функции частей – это удовлетворение каких – либо общественных потребностей. Вмести они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4.Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части другим частям труднее восполнить нарушенные функции.

5.Для обеспечение стабильности общества необходим развитый механизм социального контроля. Социальный контроль осуществляют органы политического управления, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.

6.Главным же условием сохранения общественной целостности является согласие большинства общества с принятой в нем системой ценностей.

Предметом изучения функционалистов является, таким образом, функционирование основных социальных институтов, а не поведение индивидов. Общество у функционалистов - это совокупность социальных статусов, а не людей.

 

По мнению Парсонса, любая общественная система имеет две основные ориентации, которыми он назвал «осями ориентации». Первая ось: внешнее – внутреннее. Это значит, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось: инструментальное – консуматорное. Это означает, что ориентация систем связанна либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными, перспективным потребностями и целями.

Из положение этих осей в крестообразных таблицах возникает набор из четырех основных функциональных категорий: адаптаций, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая подсистема, функцию интеграции – правовые институты и обычай, функцию воспроизводства структуры - система верований, мораль и органы социализации, включая институт образования. Указанные категории, по Парсонсу, пригодны для описания любых систем на любых уровнях, причем более общие системы дифференцируются, выделяя подсистемы, сосредоточивающиеся на выполнении одного из четырех указанных функциональных императивов.



Функционалистская теория стратификации показывает, что система стратификации способствует поддержанию стабильности и порядка в обществе. Парсонс утверждал, что:

- различные слои общества и различные группы взаимосвязаны и обязаны сотрудничать, чтобы социальная жизнь была упорядочена;

- существуют «естественная» стратификация людей в обществе, так как люди от рождения имеют разные способности и таланты. В развитых странах стратификация осуществляется обычно на основании индивидуального успеха и напряженной работы, поэтому самые трудолюбивые и способное люди занимают более высокое положение, имеют более высокий заработок и заслуживают больший авторитет;

- система стратификации, когда люди с более высокими заработками пользуются большим уважением, чем другие рассматривается как неизбежная и справедливая;

- власть высших социальных слоев рассматривается как законная, так как она осуществляется с целью принести пользу обществу.

Эти положения подвергаются критики, потому что:

- в результате стратификации возникает группы имущих и неимущих, а разногласия между ними могут стать причиной нестабильности в обществе;

- функционализм предполагает, что люди руководствуются только материальными соображениями, однако многие талантливые люди выбирают низкооплачиваемую работу потому, что она им интересна, потому что это их призвание;

- не всегда, те кто имеет высокую квалификацию, могут «пробиться» на высокооплачиваемую работу. Существует явление «самопополнения», или «самовоспроизводства», привилегированных слоев общества. То есть те, кто занимает эти посты, является выходцами из одного слоя или одних семей. Талантливым спецалистам из других слоев трудно «пробиться» в круг элиты;

- люди, обладающие властью, в общем, действуют не всегда в интересах общества, а преследуют свою выгоду, часто в ущерб другим.

 

Р. Мертон сосредоточил свое внимание на теориях среднего уровня. Его вклад в социологию состоит в том, что он отошел от общесоциологической теории в сторону теорий среднего уровня, которые более доступны для исследования, проверки и управления социальными процессами.

Хотя Мертон и Парсонс оба связанны со структ-м функцион-ом между ними существуют значительные различия. Во 1-х: если Парсонс отстаивал создание крупных всеобъемлющих теорий, то Мертон в большей степени, чем Парсонс, поддерживал марксискую теорию. Фактически м считать, что Мертон и некоторое его студенты в политич-м смысле придали структур-му функцион-му более другой оттенок.

Мертон критиковал положения, которое считал 3-я основными постулатами функционал-го анализа. 1-й постулат утверждает универсал-й функцион-зм общества. Согласно этому постулату, все стандартизиров-ые соци-е и культур-е утверждения и обычая имеют функцион-ое значение для общества. Согласно этому постулату, все стандартизиров-е соц-е и культур-е убеждения и обычаи имеют функцион-е значение для общества в целом и для индивидов в частности. Это значит что различные элементы в соц-й сис-мы д обладать высоким уровнем интеграции. Однако Мертон утверждал, что хотя это м б верно по отнош-ю к небольшим, примитивным общес-ам, нельзя делать обобщения применительно к более крупным и сложным общностям.

2- йпостулат гласит об универсал-й функцион-ме. Утвержд-ся что все стандартизо-ые соц-е и культу-е формы и стру-ры выполняют позитив-е функ-и. Мертон доказал, что это противоречит тому, что мы видим в реальном мире. Ясно, что не каждая струк-ра, обычай, идея, убеждение и т.д. выполняют позити-е функ-и. Напр-ер неистовый национализм м б крайне дисфункционален в мире быстро распростран-го ядерного оружия.

3- йпостулат – постулат необходимости. Здесь утвержд-ся, что все стандартизированные аспекты общества не только выполняют позитив-е функ-и, но так же представляют собой необходимые элементы функционир-я целого. Этот постулат подводит к идее, что все струкультуры и функ-и функцион-но необходимы для общества.

Еще Мертон считал, что не все структуры необходимы для функционир-я социальной системы. Некоторое элементы соц-й системы можно исключить. Это помогает функцион-й теории преодолеть еще один из ее консерватив-х для значимых соц-х измен-й. Наше общество, напр-р, м продолжать существовать с устранением дискриминации различ-х меньшинств.

Структурный функционализм оценивается как специфический метод научной мысли. В этом качестве он оказывается эффективным при изучении любых функциональных систем. Широко используется в эмпирических научных исследованиях. Теоретические и методологические положения Парсонса продолжают разрабатываться и подвергаться критическому осмыслению и уточнению в работах нового поколения зарубежных социологов.

Критика функционализма сводиться к следующему: внеисторический подход к изучению общества, которое рассматривается статично, вне динамики развития; неспособность дать описание и анализ конфликтов, идеологическая ориентация на стабильность, в то время как в современном обществе происходит масса социальных конфликтов; неспособность должным образом отразить в социальном индивидуальное.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.