Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СП сама явл-ся частью к-ры. Отсюда возник-т две задачи для исследов-лей.





Во-первых, задача корректного отнош-я к заруб СП, прежде всего к содерж-ю ее теорет-их концепций, а также методов и рез-тов исслед-й.

Во-вторых, задача тщательной отраб-ки проблемы прикладного исслед-я в СП. Исслед-я, проводимые непосредств-но в разл-х звеньях обществ-го организма, требуют не т-ко высокого профессион-го мастерства, но и гражданской ответств-ти исслед-ля. Направл-ть практических рекомендаций и есть та сфера, где СП непосредственно <вторгается> в обществ-ую жизнь.

конкр-е прикладные задачи. связанны с теми изменениями в массовом сознании, кот обусловлены именно радикализмом соц-ых преобразований. Здесь же коренятся и новые возможности для деят-ти соц-го психолога-практика.

Среди методов сбора инфо-ции нужно назвать: наблюд-е, изуч-е док-в (в частн, контент-ан-з), опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в т.ч наиб распростр-ый социометрический тест), экспер-нт (как лабораторный, так и естеств-ый).

Наблюд-е в случае получ-я данных об открытом повед-ии, о действиях инд-дов метод наблюд-я играет весьма важную роль. Гл-я пробл, кот встает при применении метода наблюд-я, заключ-ся в том, как обеспечить фиксацию каких-то опред-ых классов характер-к, ч\б <прочтение> протокола наблюд-я было понятно и другому исслед-лю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы.

Изучение док-в В док-тах источником инфо-ции выступает чел, след-но, все пробл, встающие при этом, остаются в силе. Конечно, мера <субъективности> док-та различна в завис-ти от того, изуч-ся ли офиц-ый или сугубо личный док-т, но она всегда присутствует.

Особая пробл возникает здесь и в связи с тем, что интерпретирует док-т – исслед-ль, т.е. тоже чел со своими собств-ми, присущими ему индивид-ми психологич-ми особенностями. Для преодол-я этого нов вида <субъективности> (интерпретации док-та исслед-лем) вводится особый прием, получивший назв-е <контент-ан-з>. Это особый, более или менее формализов-ый метод ан-за док-та, когда в тексте выдел-ся спец-ые <единицы>, а затем подсчитывается частота их употребл-я.



Опросы - интервью и анкеты (особ при исслед-ях больш групп). Гл-е методологич-ие проблемы, кот возникают при примен-ии этих методов, заключ-ся в конструировании вопросника. Первое требов-е здесь - логика построения его, предусмотрение того, ч\б вопросник доставлял именно ту информацию, кот треб-ся по гипотезе, и того, ч\б инфо-ция эта была максим-но надежной.

Тесты имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже - групповые тесты. Тест - это особого рода испытание, в ходе кот испытуемый вып-ет или спец-но разработанное задание, или отвечает на вопр, отличающиеся от вопрв анкет или интервью. Наиб распростр-ой ошибкой явл-ся иллюзия о том, что стоит провести массовое тестир-е лич-тей в какой-то группе, как все проблемы этой группы и личностей, ее составляющих, станут ясными. Данные их обязат-но должны сопоставляться с данными, полученными при помощи др методов.

Экспер-нт выступает в кач-ве одного из осн-х методов исслед-я в СП. В СП различают два осн-х вида экспер-та: лабораторный и естеств-ый. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменен-ми зависимых переменных. Общим явл-ся также требов-е выдел-я контрольной и экспериментальной групп, ч\б рез-ты измер-й м\б сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естеств-ый экспер-ты обладают своими собств-ми правилами.

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА: ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ.

В России конфликтология находится на завершающей стадии фор­мир-я в самостоят-ую науку. На этом этапе для нее очень важно по возможности четко определить объект и предмет, сфор­мулировать принципы и задачи, осмыслить свою роль в развитии общества.

Конф-т — весьма сложное соц-ое и психологич-ое явл-е, успешность изуч-я которого во многом зависит от кач-ва исходных методологич-их и теорет-их предпо­сылок, используемых методов. конфликтологии. Объектом ее комплекс­ного изуч-я являются конф-ты в целом, а предметом — об­щие законом-ти их возникнов-я, развития и заверш-я. Конфликтологию должны интересовать два типа конф-в: с участием чел-а (внутриличностные и со­ц-ые) и зооконфликты. К осн-м видам соц-ых конф-в относятся: межличностные конф-ты, конф-ты «личность — группа», конф-ты м\у малыми, средними и большими соц-ми группами, международные конф-ты м\у отд\ми гос-вами и их коалициями.

Центральным объектом конф-ии явл-ся соц-ые конф-ты, а их ядром — межличностные. Исследование межличностных конф-в, менее сложных среди др соц-ых конф-в, м\т вскрыть основные причины кон­фликтного взаимод-ия. Соц-ые конф-ты тесно свя­заны с внутриличностными конф-тами. Поэтому поним-е мотивов соц-ых конф-в будет затруднено без изуч-я тех процессов, кот происходят в психике и предшествуют конфликтному повед-ю чел-а.

Для того ч\б ускорить развитие конфликтол, необх максим-но четко опред-ть осн-е цели на каждом этапе развития науки. Осн-ми целями конфликто­логии, явл-ся: исслед-е всех конф-в, выступающих объектом науки, интенсивное развитие конфликтологич-ой теории; созд-е системы конфликтологич-ого образов-я в стра­не, пропаганда конфликтологич-их знаний в О; организация в России системы практической работы кон­фликтологов по прогнозир-ю, предупреждению и урегу­лированию конф-в.

Для созд-я системы кон-го обр-я в стране, пропаганды конф-их знаний в О не­обх-мо решить следующие задачи: расшир-е перечня учебных спец-тей вузов, для кот курс «Основы конфликтол» д\н стать обязат-ой учебной дисц-ной. Поск-ку любой спец-т, особенно руковод-ль, пост-но сталкив-ся с конф-тами, данный курс должны изучать выпускники всех вузов; введение курса «Основы конфликтол» в средн спец-ых учебных завед-ях, ПТУ, общеобразоват-ой средней шк;введение учебной специализации «Конфликтолог» в рамках психологии, С, политологии. В последующем вве­дение самостоят-ой учебной спец-ти; введение учебной дисц-ны «Основы конфликтол» в системе повыш-я квалиф-ции спец-ов во всех от­раслях народного хоз-ва, особенно для руковод-ей; издание учебников и др учебной литер-ры по конфл-ии наиб известн заруб авторов; публикация научно-популярных работ по конфликтол, доступных максим-но широкой части насел-я страны; образов-е в ведущих вузах страны кафедр конфликтол, комплектуемых занимающимися пробл конф-та психо­логами, социологами, политологами, философами, правоведами и др, т. е. на основе междисциплинарного принципа.

Организация в России системы практич-ой работы конфлик­тологов по прогнозир-ю, предупрежд-ю и урегулир-ю конф-в предусматр-ет реш-е след-х задач: разраб методик и технологий оценки опасности возник­нов-я конф-в в осн-ых сферах жизни и деят-ти О; созд-е отд-х групп и центров, объединяющих кон­фликтологов, заним-хся на практике прогнозир-ем, предупрежд-ем и урегулир-ем реальных конф-в; разработка универс-ых междисциплинарных методов ан\за реальных конф-в и созд-е на этой основе базы данных, позволяющих оценивать актуаль конф-ты, сравн-ть их с аналогичными завершившимися.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.