Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Бояркина Анастасия Геннадьевна





МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

Бояркина Анастасия Геннадьевна

Гр.

Поддержание грамматического навыка использования Present Perfect в речи учащихся старших классов очно-заочного лицея

Дипломная работа

Научный руководитель – старший

преподаватель кафедры английского

языка Наталия Владимировна Чупрова.

 

Заключение научного руководителя:

____________________________________

Подпись исполнителя: ___________________
____________________________________

«____»______________2011 г.__________

(подпись)

Дипломная работа Бояркиной А.Г. к защите

____________________________________

Зав. каф. английского языка____________

(подпись)

«____»______________2011 г.

 

СЫКТЫВКАР

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4 Глава I. Теоретические основы обучения грамматической стороне речи английского языка.

1.1. Психолого-возрастные особенности старшеклассников…………………..7

1.2. Цели обучения грамматической стороне речи и программные требования…………………………………………………………………………8

1.3. Структура и содержание грамматического навыка………………………10

1.4. Трудности при обучении грамматической стороне речи иностранного языка………………………………………………... …….……………………..13

1.5.Этапы формирования грамматического навыка и подходы в обучении грамматической стороне речи ………………………………………………….15

1.6. Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков18

Глава II. Технология поддержания грамматического навыка употребления Present Perfect.

2.1. Анализ серии УМК В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа “English”……………….27

2.2. Анализ серии УМК Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонковой “New Millennium 5”, “ New Millennium 6”, “ New Millennium 7”, и УМК О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкой “ New Millennium 8”, “ New Millennium 9”, “ New Millennium 10”, “New Millennium11”………………………………………………………..32

2.3. Сравнительный анализ УМК В.П. Кузовлева, Н.М. Лапы “English” и УМК Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонковой “New Millennium 5”, “ New Millennium 6”, “ New Millennium 7”, О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкой “ New Millennium 8”, “ New Millennium 9”, “ New Millennium 10”, “ New Millennium 11”………………………………………………………………….......................36

2.4. Комплекс упражнений………………………………….…………………..38

2.5. Описание экспериментально-опытного обучения.……………………….41

Заключение……………………………………………………………………….48

Методические рекомендации…………………………………………………...49

Список литературы………..……………………………………………………..50

Приложение 1…………………………………………………………………….53

Приложение 2…………………………………………………………………….55

Приложение 3…………………………………………………………………….59

Приложение 4…………………………………………………………………….68

Приложение 5…………………………………………………………………….72

Приложение 6…………………………………………………………………….74

Приложение 7…………………………………………………………………….75

Приложение 8…………………………………………………………………….78

Приложение 9…………………………………………………………………….79

Приложение 10…………………………………………………………………...82

Приложение 11…………………………………………………………………...83

Введение

 

На сегодняшний день предмет «иностранный язык» в школе занимает одну из ведущих позиций, т.к. в современном обществе возрастает значимость межкультурной коммуникации. Грамматическая сторона речи занимает важное место в обучении иноязычной речи. Формирование грамматического навыка подразумевает правильное оформление высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме. Многие ученые – методисты такие как: И.Л. Бим, Р.К. Миньяр – Белоручев, С.Ф. Шатилов и др. занимались проблемой формирования грамматических навыков.

Наша дипломная работа посвящена обучению грамматическому явлению Present Perfect, которое часто встречается в разговорной речи носителей языка, а, следовательно, является продуктивной формой. В то же время данная видовременная форма является достаточно сложной для русскоговорящих учащихся.

Согласно программным требованиям данное грамматическое явление изучается в 6 классе, но работа над ним должна вестись непрерывно, т.к. любой навык, тем более такой сложный, как грамматический, имеет тенденцию к деавтоматизации, поэтому необходимо поддерживать его вплоть до окончания школьного курса английского языка.

Существующие на данный момент УМК по английскому языку для общеобразовательных школ предлагают упражнения для работы над видовременной формой Present Perfect, но они не обеспечивают доведение данного навыка до автоматизма.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что в настоящее время не разработан комплекс упражнений для формирования, совершенствования и поддержания грамматического навыка употребления Present Perfect в речи на протяжении всего школьного курса английского языка.

Объект исследования – процесс обучения грамматической стороне речи учащихся старших классов.

Предмет исследования - комплекс упражнений для формирования, совершенствования и поддержания грамматических навыков использования «Present Perfect».

Цель данного исследования разработать комплекс упражнений для совершенствования и поддержания грамматического навыка использования Present Perfect.

Гипотеза – если работать над поддержанием грамматического навыка употребления Present Perfect регулярно, на протяжении всего курса обучения английскому языку и использовать комплекс упражнений, включающий в себя языковые, условно-речевые, функциональные грамматически-ориентированные и речевые упражнения, результат будет более успешным.

Задачами нашей работы являются:

1) Изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения ИЯ исследования по данной проблеме.

2) Выявить методические особенности обучения грамматической стороне иноязычной речи.

3) Проанализировать УМК, используемые в школе.

4) Проанализировать применяемые в настоящее время упражнения.

5) Разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование и поддержание грамматических навыков использования Present perfect.

6) Провести экспериментально-опытное обучение.

7) Обработать и проанализировать результаты экспериментально-опытного обучения.

В процессе работы мы использовали следующие методы:

1) Изучение и обобщение имеющихся в методике обучения ИЯ исследований по данной проблеме.

2) Выявление методических особенностей обучения грамматической стороне речи.

3) Анализ УМК, используемых в школе.

4) Анализ применяемых в настоящее время упражнений.

5) Разработка комплекса упражнений.

6) Экспериментально-опытное обучение.

7) Обработка и анализ результатов экспериментально-опытного обучения.

В настоящее время существуют отдельные упражнения, но нет специально разработанного комплекса упражнений для формирования, совершенствования и поддержания навыков использования «Present perfect». Новизна данной работы заключается в разработке такого комплекса.

Теоретическая ценность данной работы – изучение и обобщение ранее предложенных методов работы над данным грамматическим явлением.

Практическая ценность состоит в том, что данный комплекс упражнений может использоваться учителями английского языка в общеобразовательной школе на разных этапах обучения.

Работа состоит из содержания, введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, методических рекомендаций и 11 приложений.

 

Глава 1. Теоретические основы обучения грамматической стороне речи английского языка

Комплекс упражнений

Проанализировав УМК, мы составили комплекс упражнений, который способствует совершенствованию грамматического навыка использования Present Perfect.

Упражнения данного комплекса мы подразделяем традиционно на языковые, условно-речевые и речевые. Языковые упражнения направлены как на образование формы Present Perfect, так и на значение данного грамматического явления, употребление наречий, характерных для этого времени, их место в предложении.

За основу условно-речевых упражнений мы взяли функциональные грамматически-ориентированные упражнения, разработанные НМЛ КГПИ под руководством Б.П. Годунова, и имитативные и трансформационные упражнения, представленные в комплексе УРУ Е.И. Пассова.

Языковые упражнения:

· на распознавание и употребление формы Present Perfect:

1) Read the text. Circle the verbs in the Present Perfect, underline the Past Simple verbs.

2) Read this message from the board. Find and correct seven mistakes in the use of Present Perfect.

3) Complete the sentences with verbs from the box in Present Perfect.

· на понимание значений Present Perfect:

1) Match the examples with their meaning.

2) Read the sentences. Write true or false for the statement that follows.

· на правильное употребление наречий в Present Perfect:

1) Rewrite these sentences with the correct time adverbial in the correct place.

· на употребление Present Perfect и отличие его от Past Simple (и других времен):

1) Open the brackets using Present Perfect or Past Simple.

2) Complete the sentences with the appropriate verbs from the box.

3) Complete the sentences with the appropriate verbs from the box using Present Perfect or Past Simple.

4) Using the words in parentheses, complete the text below with the appropriate tenses.

5) Translate these sentences into English.

Условно-речевые упражнения.

Имитативные:

1) - I’ve had breakfast. And you?

- I’ve had breakfast, too.

Трансформационные:

1) - I’ve just read a book. And you?

- No, I haven’t. I’ve just written a composition.

Функциональные грамматически - ориентированные упражнения были составлены на базе текстов по темам: Working day, Meals, Cinema.

Функциональные грамматически-ориентированные упражнения:

· на содержательную трансформацию:

1) Imagine that Mary has visited different places. Look at the table and change the dialogue. (На основе диалога “Cinema”.)

2) You know Mary likes going to the cinema. She has just watched “Titanic” and met her friend. She is telling her about the impressions. (На основе диалога “Cinema”.)

- Hello! Where have you been?

- I’ve just been to the cinema! I’ve just watched “Titanic”!...

· на выборочное воспроизведение:

1) Now it’s 8 p.m. say what Mary has done today by this time. (На основе текста “Mary’s working day”.)

2) Imagine you are Mary’s friend and you call her after lessons. Ask her what she has done today. (На основе текста “Mary’s working day”.)

3) Say what Mary has done by:

- 7.30 a.m. …(На основе текста “Mary’s working day”.)

4) Imagine you are Mary. Tell us about the most important events of this day, what you have done today. (На основе текста “Mary’s working day”.)

5) Now 2 p.m. You are interviewing the Queen. You want to know about her working day. Ask her what she has done today. (На основе текста “Another day in the life of the Queen”.)

· на сравнение и аналогию:

1) Now 4 p.m. by this time Mary

- has already had all her lessons. …And you?

(На основе текста “Mary’s working day”.)

· на перестановки:

1) At 10 p.m. The Queen calls the Queen Mother and talks to her about her day. (На основе текста “Another day in the life of the Queen”.)

Текст написан от третьего лица, учащимся нужно пересказать его от первого лица, разделив действия, произошедшие в точно указанное время, и действия, употребляемые в Present Perfect.

· на расширение:

1) Imagine you are in England now and you’ve just had breakfast. Tell us about it what you have eaten and drunk for breakfast. (На основе текста “English meals”).

 

Речевые упражнения.

1) Complete the dialogue.

2) In pairs discuss your last vacation. One of you has just returned from the vacation and the other one asks the questions. (по аналогии с предложенным ранее диалогом)

3) It’s Friday today. You’ve been in Syktyvkar for three days. Tell us what has happened to you.

4) It’s 9 p.m. you are having a conversation with your mother about your day. Tell her about the most important events of your day.

5) Your studies at the lyceum will be over soon. Tell us the results of your studies. What have you learnt?

(Содержание упражнений см. Приложение 3 на стр. 59)

(Тексты для функциональных грамматически-ориентированных упражнений см. Приложение 4 на стр. 68)

 

Заключение

В ходе данного исследования мы изучили и обобщили теоретические сведения, посвященные обучению грамматической стороне речи учащихся, проанализировали используемые в настоящее время УМК, разработали комплекс упражнений и провели экспериментально-опытное обучение.

Анализ выбранных нами УМК, а также результаты предэкспериментального среза показали, что на сегодняшний день в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания совершенствованию и поддержанию грамматического навыка использования Present Perfect в речи, особенно на старшей ступени обучения. Количество и характер упражнений, предлагаемых в УМК, не способствует постоянному поддержанию грамматического навыка. Таким образом, можно сказать, что он деавтоматизируется и учащиеся не могут самостоятельно правильно использовать данное грамматическое явление.

Целью данной дипломной работы являлось создание комплекса языковых, условно-речевых (базированных на функциональных грамматически-ориентированных упражнениях и УРУ Е.И. Пассова) и речевых упражнений для поддержания грамматического навыка употребления Present Perfect в речи учащихся старших классов.

Разработанный нами комплекс упражнений был апробирован во время экспериментально-опытного обучения в Республиканском очно-заочном лицее для одаренных детей из сельской местности. По результатам промежуточного и постэкспериментальго срезов можно сказать, что наша гипотеза подтверждается: регулярная работа над грамматическим навыком использования Present Perfect обеспечивает успешный результат.

Следовательно, экспериментально-опытное обучение доказало эффективность нашего комплекса упражнений для поддержания грамматического навыка употребления Present Perfect.

Таким образом, поставленные цель и задачи достигнуты.

 

Методические рекомендации

Ввиду того, что грамматический навык использования Present Perfect может деавтоматизироваться необходимо:

1) работать над поддержанием грамматического навыка регулярно, вплоть до окончания школы;

2) при работе над грамматическим навыком обращать внимание, как на форму, так и функцию;

3) вычленять данное грамматическое явление в текстах;

4) выполнять языковые упражнения на образование формы, распознавание Present Perfect, употребление наречий с данной видовременной формой, отличие ее от Past Simple;

5) уделять внимание имитативным и трансформационным упражнениям;

6) включать в работу функциональные грамматически-ориентированные упражнения на основе текстов;

7) Выполнять речевые упражнения и включать данное грамматическое явление во все виды речевой деятельности.

 

 

Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.

3. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков //Иностранные языки в школе, 2000. - №5. – С.22

4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336с.

5. Годунов Б.П., Кек Е.М., Ляшева Г.М. Совершенствование иноязычных навыков и умений в функциональных грамматически ориентированных упражнениях по немецкому языку на втором курсе языковых факультетов. – Вологда, 1984г.

6. Матюхина М.В., Михальчик Т.С. и др. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1984. – С. 256

7. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе/Под ред. Миролюбова А.А., Рахмановой И.В. – М.: Просвещение, 1967.- 502 с.

8. Опойкова О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка //Иностранные языки в школе, 2005. - №8. – С. 39

9. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Русский язык. – 1977. – 216с.

10. Программа обучения иностранным языкам..., 2000, с. 4 - 13

11. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.

12. Сысоев П.В. Нужна ли нам грамматика, и если нужна, то какая? //Иностранные языки в школе, 2007. - №2. – С.31

13. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам/Под ред. Климентенко А.Д., Миролюбова А.А. – М., 1981. – 456с.

 

14. Цетлин В.С. Как обучать грамматически правильной речи //Иностранные языки в школе, 1998. - №1. – С. 18

15. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.

Учебно-методические комплексы:

16. Английский нового тысячелетия: Учебник английского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонкова – Обнинск: Титул, 2003. – 176с.

17. Английский нового тысячелетия: Учебник английского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонкова – Обнинск: Титул, 2003. – 160с.

18. Английский нового тысячелетия: Учебник английского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонкова – Обнинск: Титул, 2006. – 160с.

19. Английский нового тысячелетия: Учебник английского языка для 8 класса общеобразовательных учреждений/ О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая – Обнинск: Титул, 2006. – 176с.

20. Английский нового тысячелетия: Учебник английского языка для 9 класса общеобразовательных учреждений/ О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая – Обнинск: Титул, 2007. – 192с.

21. Английский нового тысячелетия: Учебник английского языка для 10 класса общеобразовательных учреждений/ О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая – Обнинск: Титул, 2003. – 176с.

22. Английский нового тысячелетия: Учебник английского языка для 11 класса общеобразовательных учреждений/ О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая – Обнинск: Титул, 2003. – 192с.

23. Английский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа – М.: Просвещение, 1998. – 368 с.

 

24. Английский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа – М.: Просвещение, 2004. – 336 с.

25. Английский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа – М.: Просвещение, 2001. – 319 с.

26. Английский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа – М.: Просвещение, 2004. – 253 с.

27. Английский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа – М.: Просвещение, 2004. – 288 с.

28. Английский язык: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа – М.: Просвещение, 2000. – 336 с.

29. Рабочая тетрадь к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, М.: Просвещение, 2004

30. Рабочая тетрадь к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, М.: Просвещение, 2001

Интернет-ресурсы:

31. ul-sosh.narod.ru/vozr_osob.rtf по состоянию на 16.05.2011

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=444506 по состоянию на 20.05.2011

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

Бояркина Анастасия Геннадьевна

Гр.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.